Модуль№1 ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И СТАНОВЛЕНИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ. КАЗАХСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVIII - начало ХХ вв.). Лекция №1 Доисторическая эволюция человека.
План 1 Периодизация исторического процесса.
2.Открытие археологических памятников каменного века на территории Казахстана.
3.Новые подходы в изучении эпохи энеолита и бронзы на территории древнего Казахстана в контексте культуры ранних кочевников
4.Палеоэкономика эпохи бронзы
Цели и задачи темы: дать объективные знания об основных этапах развития истории древнего Казахстана.
Ключевые слова: археология ,периодизация, палеэкономика,палеоэкология, общество, развитие.
Тезисы лекции: Началом становления человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до нашей эры, то есть охватил более 2 млн. лет. Каменный век делится на древний - палеолит, средний - мезолит, новый - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Данная периодизация приводится для того, чтобы определить время становления человека на Земле вообще и на протоказахской территории в частности. В исторической науке принято выделять периоды по археологическим культурам, а именно по общности археологических памятников, относящихся к одному времени и сосредоточенных на определенной территории.
Останки древнейшего человека и следы его деятельности были обнаружены в Восточной Африке в Танзании в Олдувайском ущелье. Это была ранняя стадия развития человека - homo habilis - «человек умелый», а его культуру назвали галечной, так как материалом изготовления орудий труда служила галька: ее оббивали для получения рубящей, режущей поверхности. По месту нахождения археологических памятников древнейшую культуру стали называть олдувайской, и по времени она занимает период 2,5 млн. - 700 тыс. лет назад. Далее идет шельская и ашельская культуры (по названиям французских городов Шель и Ашель) - 700 тыс. - 140 тыс. лет назад. Эти культуры входят в нижний палеолит. Средний палеолит - это период 140 тыс. - 40 тыс. лет назад, время ашельской и мустьерской (по названию пещеры во Франции) культур.
В исторической науке существуют две точки зрения относительно места зарождения человечества. Согласно полицентрической, местами зарождения человечества являются такие центры, как Африка, Азия, Европа. Другая точка зрения - моноцентрическая - полагает, что человечество зародилось в одном центре, а именно - в Северо-Восточной Африке, Передней и Южной Азии (поскольку здесь археологами обнаружены основные сосредоточения останков древнейших гоминидов), и затем расселилось по всем частям света. Причем у второй точки зрения сторонников больше. Но как бы то ни было, протоказахская территория, то есть территория современного Казахстана, начиная с нижнего палеолита - шель-ашельского периода, входила в зону формирования и становления древнейшего человека. В тот период климат здесь был теплым и влажным, растительность пышной, а фауна богатой и разнообразной, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека.
Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники - относятся к нижнему палеолиту (около 1 млн. лет назад). Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus - «человека выпрямленного». Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда - рубила, скребла, остроконечники, отбойники - найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган, Кемер.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. При знакомстве с такими памятниками, как Борыказган, Танирказган, Кемер, Тамгалы, Кулжабасы и т.п., надо представлять, что это археологические комплексы, в которых отображена практически вся история Казахстана. И только условно можно выделить: вот петроглифы каменного века, вот эпохи бронзы или раннего железа и т.п. На самом деле, порой они находятся на поверхности одного камня, иногда перекрывая друг друга, как бы вплетаясь в единую ткань истории, и в этом логика ее целостности, единства и непрерывности, что составляет суть вечности человеческого существа. Например, на склонах Борыказган, Танирказган, у подножья Кемера - россыпи розового, черного, серого кремния, и отщепы, нуклеусы из него - артефакты палеолита. У подножья ущелья Тамгалы, в долине одноименной речки также встречаются артефакты каменного века. На каменных грядах редкие архаические пе¬троглифы того времени. У подножья (Кулжабасы, Тамгалы) кладбища эпохи бронзы, обозначенные на поверхности Земли ребрами каменных ящиков. Здесь же (Кулжабасы, Тамгалы, Кемер) курганы раннего железного века, захоронения тюркского времени с каменными оградками и изваяниями, мусульманские могилы. Стоянки эпохи Кангюй, Усунь представлены керамикой и другими арте-фактами. Также четко выражены стоянки периода средневековых государств. Цепь памятников завершают захоронения времен Казахского ханства, мазары из кирпича-сырца недавно прошедших веков и современные могилы.
На этих памятниках разнообразные петроглифы эпохи бронзы, сакские - изображения животных, сцены из жизни, ритуальные и иконографические сюжеты. Тюркские петроглифы представлены тамгами племен и родов, руническими надписями. Техника их разнообразна: пикетаж, протирка, контурная прорисовка и др.
Вышеизложенное зримо свидетельствует, во-первых, о непрерывности и преемственности всех времен и насельников в истории Казахстана; во-вторых, о том, что эти места всегда были удобны для обитания человека, они привязаны к поселениям. На протяжении тысячелетий эти ущелья укрывали людей от непогоды и зноя рядом с источниками воды, с плодородными долинами, с богатым травяным покровом; в-третьих, это были сакральные места, почитаемые во все времена, храмы под открытым небом, природные алтари в архитектуре гор, и каждая новая эпоха, почтительно и бережно относясь к предшественникам, вписывала в них свои строки.
Итак, стоянки нижнего палеолита Борыказган, Танирказган, Кемер находятся в 20-40 км к северо-востоку от г. Каратау в Таласском районе Жамбылской области в горах Кызыл (отроги Каратау) .
Памятники нижнего палеолита имеются и в других местах Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сарыарки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.
Археологические находки нижнего палеолита из Южного Казахстана имеют большое сходство и тождество с аналогичными находками (по материалу, технике изготовления), обнаруженными на территории Азии и Африки. Это еще раз подтверждает, что протоказахская территория входила в зону формирования и становления человека со времен нижнего палеолита.
Свою специфику имеют памятники палеолита в аридной зоне. В этом отношении важную роль играют стоянки «открытого типа» - Семизбугу, Шакпак-ата и др. Так, в районе мелкосопочника Семизбугу в Жезказганской области на площади 2500 х 300 м собрана коллекция каменных изделий в количестве 1611 единиц.Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа.
В Казахстане широко представлены памятники среднего палеолита. Это, например, стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане - это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочище Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане - на полуострове Мангыстау.
Поздний палеолит охватывает период 40 тыс. - 10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Происходило формирование рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода. Это было время формирования человека современного физического типа homo sapiens.
Усложнились представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом-символом. Главной темой первобытного искусства было изображение животных, получили развитие резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений.
Представления о душе, о загробной жизни проявлялись в возникновении обрядовых церемоний. Труп посыпали красной охрой, украшали ожерельями, браслетами, бусами, в погребения клали изделия из кости, камня. К тому времени выработались определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми. Памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган, в Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы - стоянка Пещера, также в Восточном Казахстане - стоянки Канай, Свинчатка и др. Орудия труда позднего палеолита представлены находками каменных изделий в районе хребта Каратау в Южном Казахстане, на Иртыше в Восточном Казахстане, в районе реки Сарысу и Северном Прибалхашье, например, стоянка Калмак-Эмель . Техника изготовления орудий стала виртуозной. Всего известно около 150 типов каменных и 20 костяных орудий позднего палеолита.
Переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом служит средний каменный век - мезолит. Он занимает промежуток времени X-V тысячелетие до нашей эры. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Изобретены лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т. п. Мезолитические стоянки располагались на берегах рек и озер. Это бассейны Иртыша, Ишима, Тобола, Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу).
Следующими этапами развития явились неолит новый каменный век и энеолит - медный век, как переходный к веку металла. Неолит и энеолит занимают время V - второй четверти II тысячелетия до нашей эры. Это было время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству пришло производящее, то есть на основе охоты и собирательства развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Зарождались ремесла, появился первый искусственный материал - огнеупорная глина. Усложнялась общественная организация, образовались племена и племенные союзы.
В Казахстане известно свыше 600 археологических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области . В Западном Казахстане это стоянка Кульсары вокруг поселка Кульсары в Атырауской области, в Восточно-Казахстанской области - стоянка Кызыл Су на речке Кызыл Су недалеко от села Белокаменка, в Северном Казахстане - стоянка Пеньки, в этой же части Казахстана найдено несколько неолитических погребений. Местный неолит сформировался на Мангыстау, например стоянка Сенек, на полуострове Бузачи - стоянка Шебир. В Центральном Казахстане, в Шетском районе Карагандинской области, в 10-15 км от с. Аксу-Аюлы находится памятник Тесиктас. На стенах грота красной охрой нарисованы фигуры человека, животных, знаки и символы .
Территория Казахстана не имеет контрастных природных зон и не расчленена естественными рубежами, поэтому на ней формировалась достаточно однородная материальная культура. В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентрации древних стоянок. В Западном Казахстане кельте-минарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), охватывающая значительную часть Казахстана и Средней Азии, в Акмолинской области - атбасарская культура, получившая свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также маханджарская культура, большинство памятников которой находится в Торгайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др.).
Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в частности медных орудий. Это проявляется в новых археологических типах: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика жилища. Наиболее отчетливо энеолит представлен в южной зоне, где применение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достичь значительных успехов в развитии производства. В степной же зоне с преимущественным развитием скотоводства энеолит не только не сопровождался деградацией каменной индустрии, а отличался ее более высоким уровнем. Энеолит представлен ботайской культурой, названной так по характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Акмолинской области. Она отражает степной энеолит Северного Казахстана и датируется Ш-П тысячелетиями до нашей эры .
Итак, закончился век камня, начинается век металла. Как видим, в основе деления ранней стадии становления и развития человека лежит материал, из которого люди изготавливали орудия труда: камень, медь, бронза, железо.
Самую раннюю стадию становления и развития человека можно назвать первобытнообщинным строем. Первобытным, потому что человек в полном смысле становится человеком: возникла его культура, он занимался охотой и собирательством, пользуясь примитивными орудиями труда. Затем он стал выращи¬вать растения, разводить животных. Общинный, потому что организация людей была простой, они не были дифференцированы социально, имущественно, не было классов, слоев, государства.
Можно этот период истории человечества называть так, как предлагал американский историк, этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), автор книги «Древнее общество» (Л., 1934), описавший это общество изнутри, живя среди представителей одного из сохранившихся реликтовых индейских племен - ирокезов. По Л.Г. Моргану, история человечества проходит этапы - дикость, варварство, цивилизация. Весь каменный век он делит на низшую, среднюю и высшую ступени дикости; низшую и среднюю ступени варварства. Эпоха меди, бронзы и раннего железа - это высшая ступень варварства.
Существует и иная точка зрения на самый ранний период истории Казахстана. Так, Шакарим Кудайбердыулы в «Шежире» - «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» в разделе «Начало родословной» писал: «Прародителя Адама Аллах сотворил из праха и дал ему душу. Из правого ребра его была сотворена праматерь Хауа (Ева). Праматерь Хауа каждый год рожала по одному сыну и одной дочери». Далее следует повествование о том, что у потомка Адама пророка Нуха (Ноя) было три сына - Сам, Хам, Яфс. «Тюркский народ пошел от Яфса».