Издательская Группа «Основа»
Пилотный выпуск 2011 г.
11
Т. А. Агеенко, И. Р. Колчанов
ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ
«ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ»
Цели: расширить знания учащихся о пейзажной живописи; путём взаимодействия раз-
личных видов искусств вызвать у учащихся эстетическое сопереживание; пробуждать и все-
сторонне развивать духовность и творческие способности, любовь к искусству.
Оснащение:
сценарий проведения лекции-концерта;
репродукции картин (И. И. Шишкин «Зима»; К. Ф. Юон «Зимка», «Конец зимы. Полдень»;
И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Н. Бакшеев
«Голубая весна»; В. Д. Поленов «Московский дворик», «Ранний снег»; А. П. Остроумова-
Лебедева «Пруд в Павловском»; А. А. Рылов «В голубом просторе»);
подставка-мольберт для репродукций;
рояль.
ХОД ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА
В е д у щ и й. Общение с природой — большое счастье и жизненная потреб-
ность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов,
музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года по-
своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.
Послушайте, как передаёт красоту природы в своём стихотворении
Ю. И. Касилов (декламирует):
У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.
Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы.
Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами худож-
ника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты
и гармонии красок, слов, звуков!
Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.
В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то
ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, лю-
бование природой — один из путей познания божественной истины.
Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы
украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как
ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной
живописи.
Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в само-
стоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного раз-
вития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города.
Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей
силе и красоте.
МОЙ ОПЫТ
Кто сказал, что пишут кра-
сками? Пользуются красками,
а пишут чувствами.
Жан Батист Симеон
Шарден
Без фантазии нет искусства,
как нет и науки.
Ференц Лист
Какое чудо — восхищаться
в живописи тем, чем в реаль-
ности не восхищаешься.
Эжен Делакруа
Пилотный выпуск 2011 г.
ИСКУССТВО. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
12
Пейзажная живопись отражает чувства, на-
строения и передаёт их особенно тонко, со всеми
оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр
напоминает лирическую поэзию.
Поэтические образы природы воплощены
и в музыке.
Великий русский композитор П. И. Чайков-
ский создал галерею образов природы, объединив
их в цикле под названием «Времена года».
Звучит музыкальный фрагмент из цикла «Времена года»
П. И. Чайковского.
* * *
На мольберте — репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
Иван Иванович Шишкин на своей картине
«Зима» изобразил могущественные, величествен-
ные деревья в роскошном белоснежном убранстве.
В своих многочисленных пейзажах художник орга-
нично соединил большое с малым, могущественное
с нежно-хрупким — то, что он сам часто замечал
в природе родного края. Он тонко чувствовал кра-
соту природы, любил её и воспевал в своём твор-
честве.
Живописные картины зимнего пейзажа изобра-
жал и поэт С. Есенин (декламирует):
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга
Белый пух.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти…
Звучит старинный романс Н. Листова «Я помню вальса звук
прелестный».
* * *
На мольберте — репродукция картины К. Ф. Юона «Зимка».
Белоснежной красавицей изобразил зиму Кон-
стантин Фёдорович Юон.
Главный мотив картины «Зимка» — белый, пу-
шистый снег. Снег! Какая это радость для детей!
Снег — это весёлые развлечения, катание на лы-
жах, санках, коньках…
Поэтесса Е. А. Благинина так изображает на-
ступление снежной зимы (декламирует):
Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!
Глубоко лиричный зимний пейзаж описала
Л. К. Татьяничева (декламирует):
Кружит, кружит, кружится
Белая пурга.
Где темнели лужицы —
Там лежат снега.
А у строгой ёлочки —
Это неспроста:
Платьице с иголочки,
Белая фата,
В распушённой чёлочке
Вьётся дикий хмель —
Закружила ёлочку
Первая метель.
К. Ф. Юон написал свою картину в сдержан-
ной, почти ахроматической цветовой гамме… Он
отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-
жемчужному цветам. Такое живописное решение
позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы
зимнего снегопада.
МОЙ ОПЫТ
Издательская Группа «Основа»
Пилотный выпуск 2011 г.
13
Звучит музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Игра в лошад-
ки» из цикла «Детский альбом».
* * *
На мольберте — репродукция картины К. Ф. Юона «Конец
зимы. Полдень».
Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юо-
на «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она
будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает
ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых
сочетаний, яркостью красок картина приближается
к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже на-
сыщен голубизной, более всего заметной на фоне
тёмных предметов: строений, леса. Тени — тоже
синие. Это небо их окрасило.
Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январ-
ский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается
с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица:
петушок, курочки.
Звучит музыкальная композиция З. А. Левиной на слова
С. Есенина «Слышишь, мчатся сани».
* * *
На мольберте — репродукция картины И. И. Левитана
«Март».
Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер
лирического пейзажа. В своей живописи художник
создал обобщённые образы природы родного края.
Его пейзажи всегда наполнены поэзией. Картина
«Март» — одно из жизнеутверждающих произве-
дений художника. В этом произведении И. Левитан
трогательно показывает пробуждение земли, обнов-
ляющие её весенние силы.
Взволнованно ожидает весну А. Блок (декла-
мирует):
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
МОЙ ОПЫТ
Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского «Подснеж-
ники».
* * *
На мольберте — репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи
прилетели».
Картину Алексея Кондратьевича Саврасова
«Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной
живописи.
Это — лирический образ национальной при-
роды. Кисть художника воссоздала красоту родно-
го края. Неспешно пробуждается от зимнего сна
природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается
в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные
Пилотный выпуск 2011 г.
ИСКУССТВО. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
14
МОЙ ОПЫТ
заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору
молодых берёзок.
Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда. Карти-
ну «Грачи прилетели» в полной мере можно назвать
«пейзажем настроения».
Звучит музыкальная композиция С. В. Рахманинова на стихи
Ф. И. Тютчева «Вешние воды».
* * *
На мольберте — репродукция картины В. Н. Бакшеева «Го-
лубая весна».
«Голубая весна» — одно из известнейших пей-
зажных произведений Василия Николаевича Бак-
шеева. Художник создал обновлённый образ приро-
ды, захватывающий зрителя своей могущественной
красотой.
Тонкий рисунок, светлый колорит картины
ставят её в один ряд с лучшими произведениями
мастеров пейзажного жанра.
Густой массой возвышаются светлые стволы
берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух —
прозрачный и тёплый. Стройная направленность
берёз вверх подчёркивает природную устремлён-
ность деревьев к солнцу. Кажется, что слышны
нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пе-
ние птиц.
Радостно встречает весну поэт Ю. И. Касилов
(декламирует):
Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»
Звучит романс С. В. Рахманинова «Утро».
* * *
На мольберте — репродукция картины В. Д. Поленова «Мо-
сковский дворик».
Как художник-пейзажист, мастер бытового
жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во
время пребывания в Париже, где сошёлся с круж-
ком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую
творческую молодёжь. А. Боголюбов заинтересовал
своих соотечественников работой на открытом воз-
духе — «на пленэре». Большое влияние на творче-
ство В. Поленова оказало и знакомство с кружком
И. С. Тургенева.
В «Московском дворике» пейзаж и бытовые
мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина
В. Поленова поражает своей жизнерадостностью,
свежестью красок, мастерской техникой выполне-
ния. В пейзаже исчезают серые и коричневые кра-
ски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну
неба, изменяясь под непосредственным влиянием
окружающих красок.
В живописных произведениях В. Поленова
впервые в искусстве второй половины ХІХ в. появ-
ляется мягкая беззаботность, праздничность миро-
восприятия. «Московский дворик» можно назвать
«интимным» пейзажем.
Звучит музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Утреннее раз-
мышление».
* * *
На мольберте — репродукция картины А. П. Остроумовой-
Лебедевой «Пруд в Павловском».
К сокровищам мировой станковой графи-
ки ХХ в. принадлежат изысканные произведе-
ния петербургской художницы Анны Петровны
Остроумовой-Лебедевой. В своих пейзажах она вос-
певала неугасимую красоту улиц родного города,
Издательская Группа «Основа»
Пилотный выпуск 2011 г.
15
МОЙ ОПЫТ
его парков, дворцов. «Пруд в Павловском» напол-
нен поэзией. С помощью лаконичных, выразитель-
ных художественных средств художница создала
лирический, задушевный образ природы.
В мечтании застыли над водой красавцы-де-
ревья… Известно, что реальный пейзаж сам по се-
бе ничего не переживает, у него нет собственного
настроения. Настроение возникает у человека, ко-
торый его видит, и зависит оно не только от уви-
денного, но и от характера, душевного состояния
зрителя.
«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреть-
ся… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нуж-
но»,— утверждал поэт Н. И. Рыленков.
«Для того чтобы увидеть, по-настоящему по-
стичь окружающую красоту, необходимо слиться
с природой, стать её органичной частью»,— считал
А. А. Блок (декламирует):
И всё так близко и так далёко,
Что, стоя рядом, достичь нельзя,
И не достичь синего ока,
Пока не станешь сам, как стезя.
Художники и поэты своим творчеством при-
зывают нас взглянуть на обычные явления и вещи
по-новому. Музыка помогает прислушаться к само-
му себе, почувствовать радости и печали.
Звучит романс А. Т. Гречанинова «Что ты поникла, зелёная
ивушка».
* * *
На мольберте — репродукция картины И. И. Левитана «Зо-
лотая осень».
Золотая осень! Живописная осенняя по-
ра! О времени, называемом «бабье лето», поэт
Ф. И. Тютчев писал (декламирует):
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Неповторимой красоте осенней природы посвя-
щена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет
картины будто перекликается с пушкинскими стро-
ками (декламирует):
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Широким, свободным мазком передаёт И. Ле-
витан прозрачную голубизну осеннего неба, холод-
ную синь реки, золото листвы.
Смотришь на картину — и ощущаешь по-
следнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло
короткого дня, аромат пожелтевшей травы, про-
хладу, что веет от реки. В голубом небе — лёг-
кие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем
плане — стройные нежные берёзки. Кажется, что
они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив,
изображённый художником на этой картине, можно
назвать «праздничным днём осени». Но как быстро
окончится этот праздник!
Звучит романс Г. Ф. Пономаренко на слова С. Есенина «От-
говорила роща золотая».
* * *
На мольберте — репродукция картины В. Д. Поленова «Ран-
ний снег».
Никакое время года так не навевает грусть,
как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах,
Пилотный выпуск 2011 г.
ИСКУССТВО. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
16
созданных поэтом А. С. Пушкиным и композито-
ром П. И. Чайковским.
Стихотворение А. С. Пушкина звучит в сопровождении «Осен-
ней песни» П. И. Чайковского.
Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал
эту печальную пору. По настроению пейзаж худож-
ника приближается к тургеневской лирике. Поздняя
осень… Ещё немного — и в природе по-настоящему
воцарится белоснежная красавица-зима... Её при-
ближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умев-
шего понимать язык берёз и камней, земли и неба
(декламирует):
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Звучит венгерская народная песня «Улетают журавли».
* * *
На мольберте — репродукция картины А. А. Рылова «В го-
лубом просторе».
Для того чтобы понять состояние природы,
изменяющееся в зависимости от сезона, времени
суток, погоды, художнику необходимо воссоздать
присущие определённому состоянию тональные
и цветовые особенности. Различные живописные
средства подчёркивают общее настроение про-
изведения, усиливая его эмоциональное влияние
на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре
красок или заботиться о мастерстве форм, тщатель-
но выписать передний план, а детали изобразить
обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёко-
му горизонту.
Картина А. Рылова «В голубом просторе» ды-
шит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в бу-
дущее.
Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над
синим морем, а в небо, стремительно взмахивая
крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за вет-
ром, наполняющим белые паруса корабля.
Получая от восприятия картины богатые впе-
чатления, мы сами наполняемся переживаниями,
воспоминаниями, ожиданием грядущего.
Нашу лекцию-концерт завершает песня Яна
Френкеля «Гуси-лебеди».
Звучит песня.
«ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ…»
СОНЕТ № 8
Ты — музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упрёком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,—
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
Уильям Шекспир,
перевод С. Я. Маршака
Достарыңызбен бөлісу: |