Детская литература – это фундамент фор-
мирования мировоззрения человека, это пер-
вое осмысление жизни. Возможно, поэтому
детские произведения имеют свою особенную
тематику, новые идеи, мотивы для сюжета, ху-
дожественно-изобразительные средства выра-
жения образности языка. В этой связи детская
литература как одна из ветвей литературы вы-
зывает особый научный интерес.
Если первой ступенью формирования граж-
данских позиций на всю жизнь является дет-
ство, то основой для развития познавательного
процесса, духовной и социальной жизни че-
ловека среди всех произведений искусств яв-
ляется, бесспорно, литература. Одной из осо-
бенностей детской литературы, в отличие от
литературы в целом, является то, что детские
чувства, их восприятие, познание, чувствен-
ность, эмоции, рассуждения открывают им до-
рогу в большой мир, в будущее. Литература не
только формирует в детском возрасте опреде-
ленные понятия, рост, развитие, но и является
фундаментальной основой для духовного раз-
вития индивида, его эстетических, нравствен-
ных качеств.
Исследование языка казахской детской ли-
тературы выявило необходимость в ее класси-
фикации с учетом возрастных особенностей
уровня детского развития. Вопрос о возраст-
ной категоризации детской литературы еще
не нашел своего решения. К примеру, Ш. Ах-
метов – один из основоположников казахской
детской литературы не уделял этому вопросу
особого внимания [1]. А ведь возрастные осо-
бенности детей 2–3, 5, 7–8, а также 10–15 лет
достаточно ощутимы. В каждом возрасте де-
тям необходимы такие произведения, которые
соответствуют именно данному возрасту. Если
среди взрослых разница в 3–4 года не так ощу-
тима, то в детском возрасте – это совершенно
разные группы с соответствующим темпом
развития, возрастными потребностями. Из-
вестный казахский поэт М. Алимбаев, рассуж-
дая о необходимости учета детского возраста
в произведениях детской литературы, писал:
«Большинство детских произведений в журна-
ле «Жалын» посвящены не детям, а подрост-
ковому возрасту, так когда же появятся произ-
ведения с учетом детского возраста» [2. С. 37].
Содержание и форма казахской детской
литературы, состав ее жанров при несомнен-
ном сходстве с устным народным творчеством
других народов имеют свои неповторимые
особенности, которые вырабатывались в ходе
исторического развития казахского народа.
Например, колыбельная песня, детские песни,
почемучки, игровые ситуации, песни о живот-
ных и их детенышах, о природе, считалочки,
скороговорки, потешки и прибаутки, а также
небольшие прозаические произведения: рас-
сказы, притчи, сказки, повести и т. д. Эти про-
изведения детской литературы делятся по воз-
растному восприятию, т. е. вначале они фор-
мируют восприятие, учат произношению слов,
развивая речь; постепенно через них ребенок
начинает познавать окружающий его мир. По-
пытаемся классифицировать возрастные осо-
бенности детей по уровню восприятия произ-
ведений казахской детской литературы. Выде-
лим следующие возрастные группы:
1. 2–5 лет;
2. 6–9 лет;
3. 10–15 лет.
Известно, что в 2–3 года у детей проявля-
ется высокая степень восприятия речи. Приви-
тие навыков обучения языку у любого народа
начинается с первых дней жизни человека: с
первыми звуками колыбельных песен ребенок
Б. К. Капасова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
(НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ)
В данной статье рассмотрены возрастные особенности произведений для детей на матери-
але казахского фольклора и литературы, предпринята попытка классифицировать возрастные
особенности детей по уровню восприятия произведений казахского фольклора и литературы.
Раскрыто влияние фольклора и художественной литературы на духовное, нравственное разви-
тие личности, формирование мировоззрения, морально-эстетических качеств человека.
Ключевые слова: художественная литература, казахский фольклор, особенности детского
языка, односложные слова, устное народное творчество, индивид, ступени развития.
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240).
Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 83–86.
84
Б. К. Капасова
улавливает особенности языка, природу слова,
его национальные звучания, созвучие слов, ме-
лодичность. Несомненно, особенность песен
заключается в их мелодии, через эти мелодии
легче запоминаются и слова, и звуки, состав-
ляющие их. Это говорит о том, что для самого
младшего детского возраста (2–5 лет) необхо-
димым условием для восприятия речи являют-
ся песенные навыки. Эти навыки ребенок при-
обретает через колыбельные и убаюкивающие
песни. Песни пелись, когда ребенку давали
имя, когда его укладывали в колыбель, напри-
мер:
1. Әлди, әлди ақ бөпем (Спи, малыш),
Ақ бесікте жат бөпем (Ложись в колы-
бель).
2. Жылама, бөпем, жылама (Не плачь, мой
малыш, засыпай),
Жылауға босқа бола ма (Чтобы плакать
есть причины)?
Если детям до года, от года до двух лет не-
обходимы убаюкивающие песни, то детям по-
старше, в 3–4 года, – подвижные, динамичные,
игровые созвучия стихов и песен, в которых
много междометий, звукоподражательных
слов, глаголов, эмоционально-экспрессивных
выражений для передачи чувств, действий.
Эти две группы детского возраста требуют
такие произведения литературы, которые раз-
вивают у них художественное восприятие и в
которых присутствует воспитательный момент
для роста личности ребенка, при этом семанти-
ка слов в произведениях должна быть им зна-
кома. Детям первой группы больше знакомы
повторяющиеся слова. Детям второй группы
запоминаются уже целые слоги, односложные
слова, повторение первых слогов слова и зву-
коподражания, например: Са-са-са – ызылдай-
ды маса (подражание звуку комара), ыр-ыр-ыр
– ырылдайды қасқыр (о подражании рычанию
волка). Академик А. Кайдаров, исследовав-
ший односложные корни в казахском языке,
называет их основным ядром лексического за-
паса казахского и некоторых ветвей тюркских
языков [3. С. 145]. Если обратиться к любому
тюркоязычному слову, где семантика и этимо-
логия ведут к одному односложному корню, то
еще раз можно убедиться в том, что вместе с
историей развития языка развивается соответ-
ственно и речь.
Для рассматриваемой возрастной группы
характерны и такие произведения устного на-
родного творчества, как считалочки, скорого-
ворки, почемучки, потешки и прибаутки, ко-
торые также способствуют развитию речевых
навыков ребенка.
Для детей 6–9 лет легкоусваиваемыми яв-
ляются слова с твердыми звуками. Здесь сле-
дует говорить о стихотворных произведениях
устного народного творчества. В течение ве-
ков поэтическое искусство казахского народа
выражалось в устной форме, передавалось из
поколения в поколение. Многие произведения
сохранились до наших дней благодаря созву-
чию твердых, звонких, сонорных звуков, на-
пример:
1) Маң-маң басқан, маң басқан,
Шудаларын шаң басқан.
2) Ала қанат сауысқан,
жауар атқа жабысқан.
Итак, можно сказать, что в казахской лите-
ратуре для детей первой и второй возрастных
групп (2–10 лет) преобладает жанр лириче-
ский, с 10–15 лет – больше эпический. До 10 лет
дети лучше запоминают целые стихотворения,
сочувствуют и сопереживают художественно-
му герою, бывают более впечатлительными,
воспринимая все близко к сердцу, развиваясь
духовно и эстетически. Этому способствуют
поэтические произведения Ш. Кудайберди-
ева «Бостандық таңы атты», М. Мукатаева
«Үш бақытым», К. Мырзалиева «Мұғалима»,
Д. Аблеева «Туған тілім», Т. Молдагалиева
«Мамандық тандау», К. Аманжолова «Ұшқыш
болғым келеді», С. Сейфуллина «Туған ел»
и многие другие. Например, стихотворение
С. Сейфуллина пробуждает у детей любовь к
родной земле, что является важным в форми-
ровании мировоззрения ребенка:
Кенсің дала-
Туған ана,
Көйлегің кең, көк ала.
Жан беретін,
Тән беретін
Мейрімді ана- сен ғана.
Төсінді емген,
Саған сенген
Жан-жануар баласы.
Төсің сүтті,
Бауырың құты,
Сен-тіршілік анасы.
Жібек жасыл,
Анық асыл,
Кестесі гүл киімің.
Көркем ана,
Сенде ғана
Тіршіліктің түйіні.
Перевод этого стихотворения следующий:
85
Возрастные особенности произведений для детей...
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величье,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен,
Так дорог и привычен образ твой.
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня. (Пере-
вод М. Львова)
Общий рост казахской культуры способ-
ствует расцвету народного творчества. В со-
временной казахской детской литературе
встречаются все виды жанрового разнообра-
зия устного народного творчества: сказки
(«Ертөстік», «Алдар-Көсе», «Қожа Насыр»
и т. д.), басни (перевод басен И. Крылова:
«Құмырсқа мен шегіртке» – «Стрекоза и му-
равей», «Қасқыр мен қозы» – «Волк и коза»,
«Маймыл мен көзілдірік» – «Мартышка и
очки»), притчи («Асан қайғы», «Жиренше
шешен», «Қорқыт»), короткие рассказы («Қу
бала», «Екі еріншек», «Үш жалқау»). В основе
их лежат национальное сознание, традиции и
обычаи, воспитательные моменты. Эти произ-
ведения способствуют воспитанию нравствен-
ных устоев, моральных качеств детей возраст-
ной группы 6–9 лет.
Наряду с произведениями устного народ-
ного творчества становлению личности ре-
бенка описываемой группы способствует и
художественная литература, которая включает
произведения таких писателей, как А. Кунан-
баев «Қара сөсздер», И. Алтынсари «Жомарт»,
«Таза бұлақ», «Қобыланды», О. Турманжанов
«Ешкі деген жануар» «Төрт түліктің төлдерін
сүюі», М. Дулатов «Мектепке», «Мектептен»,
И. Жансугуров «Күз», «Жазғы шілде» и т. д.
В возрасте 10–15 лет ребенок начинает уже
более трезво, реально смотреть на вещи, пере-
ходя от чувственности к рассудительности, по-
этому и в литературе для него начинают пре-
обладать произведения большого временного
плана, где сюжет развивается более стреми-
тельно, интересно, и, соответственно, образы
художественных героев раскрываются более
широко, благодаря богатству языкового мате-
риала. На этой ступени своего развития ребе-
нок избирательно подходит к произведениям
детской литературы, соответственно своим
потребностям, своему уровню развития. Как
правило, к этой возрастной группе относятся
произведения С. Торайгырова «Оқып жүрген
жастарға», Абая «Ғылым таппай мақтанба»,
А. Байтурсынова «Қырық мысал», С. Шай-
мерденова «Қар», З. Шукирова «Арпалыс»,
Н. Акыша «Керемет жаз» и др. Особо хотелось
бы отметить последнее произведение: повесть
«Керемет жаз» («Необыкновенное лето») на-
писана увлекательно, ярко, как и принято в
произведениях приключенческого жанра. В
данном произведении Нурдаулет Акыш до-
статочно точно раскрыл психологию под-
ростка. Образы Адиля, Бахыта, Жанболата и
Гульмират надолго запоминаются читателям.
Действие разворачивается на склонах гор Вос-
точного Казахстана. Красивая природа, горные
пейзажи являются фоном, на котором стреми-
тельно разворачиваются события. Закончился
учебный год. Ребята-восьмиклассники соби-
раются на школьные каникулы. Рассказы де-
душки Кайса в красной тетради меняют планы
учеников. Все восьмиклассники отправляются
в лагерь юных пограничников, а Бахыт, Адиль
и Жанболат – на поиски таинственной пеще-
ры Кандыжым с наскальными изображениями
и древними письменами у подножия вершины
Тектурмас по дороге на Тарбагатай. Многое
приходится пережить ребятам в пути. Разные
люди встречаются им. Честный, заботливый,
добрый дядя Ниязбек, бывший фронтовик,
инвалид предлагает свою помощь. Адиль весь
нелегкий путь рассказывает о своем кумире –
Пржевальском. Жанболат успевает пополнить
любимую коллекцию насекомых. С виду не-
разговорчивый и необщительный Бахыт ока-
зался пытливым и наблюдательным, знающим
народные приметы. Таинственная пещера не
обнаружена. Но многое узнали восьмикласс-
ники из истории родного края. Заинтриговал
их «Клад сорока тысяч кобыл» в пересказе де-
душки Кайса, прошли они по старинной кара-
ванной дороге «Кире жолы». Но самое главное
- ребята помогли задержать нарушителя. Без-
условно, повесть Нурдаулета Акыша «Необык-
новенное лето» продолжает лучшие традиции
детской литературы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что
специфика произведений казахской детской
литературы обусловлена возрастными особен-
ностями миропонимания. Чем меньше возраст
читателя, тем ярче проявляется возрастная
специфика произведений для детей, и наобо-
86
Б. К. Капасова
рот, по мере возмужания читателей начинает
расширяться их кругозор, что приводит к из-
менениям в особенностях детской литературы:
она взрослеет.
Список литературы
1. Ахметов, Ш. История казахской детской
литературы. Алматы, 1963. 150 с.
2. Алимбаев, М. К вопросу о возрастных
особенностях детских произведений в журнале
«Жалын» // Жалын. 1992. № 1. С. 37.
3. Кайдаров, А. Структура односложных
корней и основ в казахском языке. Алматы,
1983. 230 с.
Достарыңызбен бөлісу: |