Манякин В. И. (Астана) вклад абая кунанбаева в казахскую музыкальную культуру



Pdf көрінісі
Дата01.02.2017
өлшемі145,64 Kb.
#3151

 



Манякин В.И. (Астана) 



 

 

ВКЛАД АБАЯ КУНАНБАЕВА В КАЗАХСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ 



КУЛЬТУРУ 

 

 

Творческое наследие Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845-1904) обширно и 



разнообразно.  Великий  поэт  и  просветитель,  философ  и  музыкант  стал 

олицетворением целой эпохи в жизни казахского народа. 

Каждое  из  творений  Ибрагима  Кунанбаева  –  «Моисеевы  скрижали», 

принесенные в дар казахскому народу и всему человечеству. Прикосновение к 

ним любого из нас делает целомудреннее, добрее, возвышеннее. Они, как вода 

горного  родника,  очищают  и  врачуют  душу,  восстанавливая  духовный  заряд 

потенциала человеческой личности. 

Как  почувствовать,  осознать  и  передать  неповторимый  абаевский  дух,   

духовность, определившую его сознание, мышление, особенности поведения и 

поступков, глубочайшую человечность? Эта проблема громадна по значимости 

и масштабу. На ее решение уйдет немало времени. «Абай неизмеримо глубже, 

чем это мы в состоянии пока понять и осмыслить. Как явление, как Личность 

он даже глубже собственного творчества. Это не парадокс» [1, 22]. 

 Великий  Абай,  обладая  божественной  благодатью,  был  проникнут 

святыми, возвышенными чувствами. Свою жизнь он провел как на «Голгофе», 

«исповеди», жил искренне, увлеченно, открыто, честно, ничего не скрывая. Эти 

свойства  его  души  выразились  в  превалировании  нравственных  и 

интеллектуальных жизненных интересов над материальными.  

Принадлежа  к  исламу,  одной  из  трех  монотеистических  мировых 

религий,  он,  будучи  мусульманином,  всей  душой  веровал,  поклонялся  и 

почитал Аллаха как единого Бога.  

Бытие  великого  освящено  выполнением  заповеди  «Возлюби  ближнего 

своего,  как  самого  себя».  Чувство  любви,  основанное  на  мудром  глубоком 

уважении  ко  всему,  что  окружало  его,  пронизывало  каждое  мгновенье  его 

жизни. Он любил мироздание и человека в нем, Бога, родных и близких людей. 

Слушая  голос  своего  сердца,  Абай,  старался  любое  событие  прочувствовать, 

«пропустить  через  себя».  Глубоко  понимая  причинную  взаимосвязь 

многообразия  явлений  жизни,  он  всем  своим  существом  пытался  преодолеть 

бездуховность современного ему общества. Его жизнь проникнута неустанным 

поиском Дороги к Истине, Пути соединяющим тонкий, небесный и физический

земной миры.  

Таинственное  и  необъяснимое  влияние  имен  на  судьбы  людей  было 

замечено  уже  в  древности.  В  Казахстане  в  XIX  веке,  как  у  многих  народов 

мира,  повсеместно  была  распространена  традиция  скрытия  настоящего  имени 

ребенка. Родители, стараясь обмануть, ввести в заблуждение, уберечь от сглаза, 

порчи  и  иных негативных  энергетических,  психических  и других  воздействий 

злых  людей  и  духов,  не  только  давали  ребенку  несколько  имен,  одно  из 


 

которых было только настоящим, а другие ложными, но и старались, сохранить 



в  секрете  имя,  данное  ребенку  при  имянаречении.  Люди  были  убеждены,  что 

земная  доля  человека  во  многом  предопределена  данным  ему  именем,  смена 

которого кардинально меняет его судьбу.  

Бесспорно,  выбор  имени,  определенным  образом  влияет  на  характер  и 

проявление индивидуальных, субъективных качеств человека. Зная только имя, 

мы во многом уже имеем, хотя и приблизительное, сугубо личное, но все-таки 

представление  о  совокупном  историческом  вкладе  и  значении,  возможной 

национальной  и  религиозной  принадлежности,  социальном  происхождении, 

схожих основных чертах характера и темперамента, психических особенностей 

как его суммарных носителей, так и каждого, отдельно взятого индивидуума.  

В  жизни  Абая  дуализм  его  имен  -  Ибрагим-Абай,  сыграл  довольно 

значительную,  но  противоречивую  роль.  Именем  Ибрагим  назвал  его  при 

рождении  отец  Кунанбай,  авторитарность,  властность  и  деспотичность 

которого, не оставляют сомнений, что это сделал именно он. Имя, несомненно, 

было  дано  в  честь  отца  великого  духовного  наставника  и  правителя  народа, 

шейха, оставшегося в истории образцом провидения и святости Ходжа Ахмета 

Яссауи  Ибрагима  –  ата  (ХI  в.).  Именно  ему  принадлежит  решающая  роль  в 

воспитании  своего  сына  Ахмета,  впоследствии  Ходжа  Ахмета  Яссауи, 

которому  шейх  и  учитель  Арслан  –  Баб,  изучивший,  согласно  бытующему 

преданию  основные  принципы  тридцати  трех  религий  и  признавший  после 

этого только ислам, передал символ мусульманской веры - аманат, полученный 

им от самого Пророка Мухаммеда. 

Нет сомнения в том, что отец прекрасно понимал, что с этим именем его 

сын обрел не только Великого небесного покровителя в лице святого Ибрагима 

–  ата,  но  также  принял  к  исполнению  стереотипную  информационную 

формулу,  связанную  с  историей  жития  святого,  произошедшими  с  ним 

событиями,  его  отношением  к  окружающему  миру  и  людям,  выраженную 

обширной  социальной  жизненной  программой,  следуя  которой,  общество 

воспитывало мусульманина - носителя такого имени.  

Как  видно,  Абай  полностью  реализовал  ее,  став  одним  из  духовных 

учителей  бескрайних  казахских  просторов  и  всего  человечества.  Но, 

продолжительность  жизни Абая говорит и о том, что, отец также передал сыну 

некачественный  генетический  код,  так  называемую  отрицательную  карму, 

выразившуюся  в  передаче  ему  нереализованной  информации,  родового 

проклятья. Так доставшиеся по наследству энергетические узлы и нерешенные 

родовые  проблемы,  образовали  кармический  узел,  стали  источником 

возникновения жизненных неудач Абая, которые он не смог убрать, очистить, 

ослабить или уничтожить. 

Имя  Абай,  обозначающее  «осмотрительный»,  «вдумчивый»,  с  которым 

он  вошел  в  историю  мировой  культуры,  дала  ему  в  детстве  мать  Улжан.  Она 

была  мудрой,  всеми  почитаемой  в  степи  женщиной.  К  ее  мнению 

прислушивался  сам  Кунанбай.  Вместе  с  именем  мать  передала  свое 

собственное видение жизненного пути сына, а в дополнение к нему личную и 

воспринятую ей как женой от Кунанбая негативную информацию.  



 

Таким образом, дуализм имен принес не только небесную информацию, в 



виде  программы  имени  Ибрагим,  но  и  отягощенную  родителями  земную 

информацию,  необходимую  к  осуществлению  в  жизни,  связанную  с  именем   

Абай.  Как  бы  не  была  прекрасна  «музыка  имени»  Абай,  связывающаяся  у 

окружающих  с  возвышенными,  высокими,  благородными  и  в  тоже  время 

нежными,  ласковыми,  теплыми,  мягкими  и  глубокими  чувствами,  это  имя  и 

жизненная  программа  соответствующая  ему,  в  виду  определенной 

противоречивости  натуры  и  характера  этого  великого  человека,  к  сожалению, 

до конца не была осуществлена.  

Многими 

исследователями 

творчества 

поэта 


искусственно 

возвеличивается  роль  матери  и  принижается  значение  отца  в  жизни  Абая. 

Кунанбай,  предстает  перед  нами  властолюбивым,  жестоким,  своенравным, 

вероломным, безжалостным феодалом-правителем. В частности М.Ауэзов дает 

ему такую характеристику: «Став ага-султаном, Кунанбай поднялся над всеми. 

Власть  в  его  руках.  Он  связан  с  внешним  миром,  с  высшими  властями,  они  с 

ним считаются, ценят его. Кроме того у него длинные руки,  - он богат. Он за 

словом  в  карман  не  лезет,  умеет  держать  себя,  внушителен,  упорен, 

непреклонен  в  достижении  цели.  И,  ловко  применяясь  к  обстоятельствам,  он 

подавляет всех вокруг себя» [2, 40].  

Несколько  иное  мнение  по  этому  вопросу  известного  исследователя 

Акселеу  Сейдимбека,  который  пишет,  что:  «Отец  Абая  Кунанбай,  большой 

знаток  старины  и  истории…»  [3,  454].  А  по  воспоминаниям  А.Янушкевича, 

познакомившегося  с  Кунанбаем  в  1846  году:  «Кунанбай  –  это  ну  просто 

машина для говорения, часы, которые только тогда не идут, когда не заведены. 

Как  только  проснется,  пускает  в  ход  свой  язык  и  говорит  неустанно,  пока  не 

заснет. Каждую минуту приходят к нему киргизы за советом, а он, как оракул 

(прорицатель,  дающий  в  непререкаемой  форме  ответы  на  любые  вопросы  – 

В.М.), который вещает со своего треножника, часто подперев бока руками; на 

каждые три слова цитата из шариата, а память у него такая удивительная, что 

все указы и распоряжения правительства приводит, будто по книге читает» [1, 

25-26]. 


Мы  абсолютно  уверены,  что  Кунанбай  был  весьма  образованным, 

истинно  верующим  человеком,  при  жизни  построившим  несколько  мечетей, 

совершившим хадж в Мекку, затянувшийся на четыре года. В нем до конца его 

дней,  как  в  каждом  из  нас,  боролись  два  начала  –  добро  и  зло,  свойственных 

человеческой  природе,  но  его  вера,  в  силу  определенных  личностных 

обстоятельств  и  черт  нрава,  носила  радикальный,  ортодоксальный  характер. 

Молитвы  Аллаху  занимали  в  его жизни  значительное  место,  но  его духовный 

труд,  им  самим,  во  многом  сводился  только  к  выполнению  религиозных 

догматов шариата.  

Все  действия  Кунанбая,  так  или  иначе,  негативно  сказывались  на  его 

семье. Ни с одной из своих жен – старшей Кунке, младших – Улжан и Айгыз он 

не  нашел  истинного  взаимопонимания,  всего  того,  чтобы  сделало  его  и  их 

счастливыми. Не сумев раскрыть себя в семейной жизни, достичь гармонии во 


 

взаимоотношениях с родными для него людьми, он не смог понять и воплотить, 



именно с духовной точки зрения, свою роль главы семейства.  

Вопреки  распространенному  мнению,  что  отец,  в  отличие  от  матери,  не 

принимал деятельного участия в воспитании сына, мы полагаем, что именно он, 

силой  своего  жизненного  примера,  заложил  духовную,  религиозную  основу, 

которую  в  последствии  развил  сам  Абай.  Собственно  воздействие  мощной 

личности  Кунанбая,  способствовала  тому,  что  Абай  стал  мыслителем, 

музыкантом,  педагогом,  просветителем,  человеком,  имя  которого  стало 

священным и бессмертным не только для казахского народа. 

Абай,  без  сомнения,  был  не  только  светским,  но  и  глубоко  верующим, 

религиозным человеком. Он очень рано, осознал свое земное предназначение и 

прошел  все  стадии  веры  в  Аллаха,  от  просто  верующего-мусульманина  до 

достижения  Единства  с  Аллахом  –  Ислам,  став  видным  представителем 

либерального  направления  ислама.  В  «Книге  Слов»  -  энциклопедии  жизни 

казахского  народа  девятнадцатого  века,  написанной  предельно  лаконично, 

сжато,  но  очень  емко,  неоднократно,  более  чем  в  девятнадцати  «Словах», 

упоминается  имя  Аллаха.  Более  того,  в  этом  творении  Абай  выступает 

истинным знатоком священной книги мусульман - Корана. 

Абай  Кунанбаев  умер  на  шестидесятом  году  жизни.  Многоликие, 

страшные испытания, выпавшие на его долю были связанны с невосполнимыми 

утратами  его  семьи    -  в  1895  и  1904  годах  умерли  сыновья  Абая.  Его 

физическое тело устало, все его начинания и надежды оборвались со смертью 

его любимых сыновей. Его единственное желание в этот период состояло в том, 

чтобы  его  душа  как  можно  быстрее  повстречалась  с  душами  его  безвременно 

ушедших детей, которых он любил больше собственной жизни. Следуя хадису 

пророка  Мухаммеда:  «Умри  до  того,  как  ты  умрешь»,  он  самостоятельно 

подвел  черту,  отделившую  его  земную  жизнь  от  бессмертия,  отказавшись 

лечить возникшую у него в это время серьезную, смертельную болезнь. 

«Ясно, что человек, умирая физически, не умирает духовно, а продолжает 

жить и за гранью телесной формы человеческой личности, ибо все то, в чем эта 

личность уже проявилась, чем она заявила себя в течение своей жизни, в умах и 

сердцах  людей  все  это,  претворяясь  в  окружающих  людях  и  в 

потомках…переходит  от  человека  к  человеку,  из  рода  в  род,  оставаясь  вечно 

двигающими  импульсом,  побуждающим  людей,  его  воспринявших,  к  той  или 

иной  форме  деятельности.  …Таким  образом  идет  беспрерывная  передача 

энергии от одного лица к другому и от старшего поколения к младшему из века 

в  века,  путем  того,  что  в  обыденно  жизни  называется  влиянием  или 

взаимовлиянием…;  между  тем  в  действительности  эта  передача,  хотя  и  не 

всегда  заметна,  но  обязательна  и  неизбежна  каждую  минуту  и  даже  каждую 

секунду  при  общении  человека  с  другими  людьми,  причем  влияние  личности 

продолжается и после смерти» [4, 9].  

Сразу  после  кончины  Абая  (Ибрагима)  Кунанбаева,  последовавшей           

6  июля  1904  года,  его  мемориальный  комплекс  стал  местом  паломничества, 

поклонения,  очищения  и  лечения  людей,  которые,  уже  сто  лет  идут  к  его 


 

мазару, за советом, с просьбами о своем здоровье и благополучии, молитвами о 



прощении, заступничестве, здравии и упокое душ родных и близких людей. 

Абай жил в эпоху бурного расцвета национальной культуры, литературы, 

музыки  и  просветительства.  Достаточно  вспомнить,  что  современниками  или 

почти  современниками  Абая  были  Таттимбет  Казангапулы,  Даулеткерей 

Шыгайулы,  Курмангазы  Сагырбайулы,  Биржан-сал  Кожагулулы,  Жаяу  Мусса 

Байжанов,  Мухит  Мералиев,  Ахан-серэ  Корамсаулы,  Ыхлас  Дукенов,  Мадии 

Бапиев,  Кенен  Азербаев,  Махамбет  Утемисов,  Суюмбай  Аронов,  Дулат 

Бабатаев,  Шортанбай  Канаев,  Джамбул  Джабаев,  Чокан  Валихнов,  Ибрай 

Алтынсарин. 

Примеры  истории  показывают,  что  всегда  после  крупных  социальных 

событий,  приводящих  к  коренным  изменениям  политической,  экономической, 

культурной  жизни литература,  философия,  музыка  расцветают  очень  богато и 

бурно.  Одним  из  таких  событий  в  жизни  казахского  народа  стало 

присоединение Казахстана к России (1731), которое в основном завершилось к 

середине 19 века.  

19 век, стал переломным этапом и в истории России  - это было вызвано 

ростом  национального  самосознания,  связанного  победой  в  Отечественной 

войне  1812  года,  восстанием  декабристов  1825  года,  крымской  войной  1853-

1856 годов и отменой крепостного права в 1861 году.  

Первая  половина  19  века  в  России  характеризуется  быстрым  развитием 

романтизма, сильного, значительного и мощного направления в искусстве, уже 

охватившего  все  европейские  страны.  В  нем  выразились  чувство 

неудовлетворенности  существующей  действительностью,  протест  против 

духовного  обнищания  личности,  жажда  обновления  строя  художественного 

мышления.  

Романтические  тенденции  эпохи  провозглашали  в  искусстве  свободу 

личности,  ставили  творца  в  ситуацию,  отделяющую  его  от  окружающей 

действительности, акцентировали не стройные, классические каноны искусства

а  качества  его  личности.  Противоречие  с  окружающей  жизнью,  в  которое 

вступает личность художника, стала причиной мотивов протеста, звучавших в 

лучших произведениях литературы и музыки, в которых той или иной степени, 

проявлялись  черты  реализма,  более  зрелого  и  объективного  художественного 

метода. 

Реализм  отвергает  все  правила,  непреложные  положения  и  условные 

ограничения, 

представляя 

широкие 

возможности 

проявлению 

индивидуальности  художника,  его  особого  постижения  мира,  понимания  и 

толкования жизненных явлений. 

Во второй половине  19 века во всех областях русского искусства еще с 

большей 

силой 


проявляются 

реалистические 

принципы 

отражения 

действительности,  современной  жизни,  все  ярче  обнаруживаются  их 

прогрессивные демократические устремления.  

Так  сама  жизнь  и  история  Казахстана  и  России  –  Евразии,  выдвинула 

одного из духовных лидеров казахской земли, каким был Абай Кунанбаев.  



 

Постоянная  жажда  знаний  не  оставляла  Абая  всю  жизнь.  Он  не  только 



учился  сам  и  учил  других,  но  и  постоянно  призывал  всех,  в  особенности 

молодежь,  к  овладению  общечеловеческими  культурными  ценностями. 

Известно, что Абай знал несколько языков, читал в подлинниках А.С.Пушкина, 

М.Ю.Лермонтова,  Н.А.Добролюбова,  Ф.М.Достоевского,  Хафиза,  Рудаки, 

Омара  Хайама.  Все  это  легло  в  основу  генезиса  творческого  метода  великого 

казахского  поэта,  определенного  Мухтаром  Ауэзовым:  устное  казахское 

народное  творчество,  восточная  поэзия  и  русская  литература  (а  через  нее 

литература западноевропейская).  

Безусловно,  самая  совершенная  схема  не  может  вместить  все 

многообразие  творчества  этого  величайшего  гения  человечества.  По  нашему 

убеждению  он  создал,  подобно  Рафаэлю,  Микеланджело,  В.Шекспиру, 

Л.Н.Толстому,  И.С.Баху,  В.А.Моцарту,  М.И.Глинке,  П.И.Чайковскому, 

Коркыту,  Курмангазы,  Ахану-серэ,  Асану-Кайгы,  Бухар-жирау,  свой 

неповторимый, индивидуальный стиль, невместимый в рамки своего времени, 

своей  эпохи.  Такой  титанизм  Абая  роднит  его  с  деятелями  искусства 

Возрождения  и  Гуманизма.  Каждое  явление  Абай  рассматривал  с  разных 

сторон, охватывал его целиком, проникал в его суть и, прочувствовав, осознав и 

осмыслив его, уже выстраданным, «своим» передавал народу. 

Творческое  наследие  Абая  в  своей  основе  интернационально.  Оно 

переросло рамки национальной культуры и, став понятным и близким многим 

людям, приобрело общечеловеческое звучание и значение. 

Он  сочинял  музыку.  Его  произведения  не  только  развили  и  углубили 

возможности  казахской  песенности,  но  и  обогатили  новыми  выразительными 

средствами  национальную  музыкальную  культуру.  Когда  читаешь  стихи 

великого  поэта,  сразу  замечаешь  их  пластику,  выразительность,  звучность, 

яркую образность – эти качества составляют музыкальность его творений. Они 

как  бы  сами  поются,  так  и  хочется  подобрать  к  ним  мелодию.  Эту  задачу 

блистательно  решил  сам  Абай.  Он  сочинил  музыку  ко  многим  своим  стихам, 

сумел  глубоко  и  многогранно  раскрыть  их  музыкальный  образ,  создать 

настоящие шедевры музыкального искусства, в которых ощущается мастерство 

настоящего зрелого композитора. 

Известно, что Абай Кунанбаев прекрасно владел домброй и пел. Он был 

знаком  со  многими  акынами  и  кюйши  ХIХ  века,  которые  часто  приезжали  к 

нему. Уезжая, они увозили в душе тепло и сердечность гостеприимного хозяина 

и его прекрасные песни. Абай не записывал своей музыки, она передавалась в 

народе  из  уст  в  уста,  от  человека  к  человеку,  от  сердца  к  сердцу.  Этим 

объясняется  многовариантность  его песен.  Каждый исполнитель  вносил  в  них 

что-что  свое,  неповторимое,  своеобразное.  С  высоты  сегодняшнего  дня 

интересно  слышать  и  сравнивать  варианты  его  творений,  ощущать  каждую 

песню  как  бы  многомерной,  расцвеченной  оттенками,  созданными  самим 

народом.  Многие  из  них  под  действием  устной  народной  музыкальной 

традиции  стали  истинно  народными,  воздвигнув  настоящий  нерукотворный 

памятник своему создателю. 


 

Генезис, 



определенный 

Мухтаром 

Ауэзовым, 

относящийся 

к 

литературным и поэтическим произведениям,  возможно и нужно применить к 



музыкальному  наследию  Абая:  казахская  народная  музыкальная  культура, 

восточная 

музыка 

и 

русская 



музыкальная 

культура 

(через 

нее 


западноевропейская  музыкальная  культура).  Это  помогает  глубже  понять 

стилевую  принадлежность  музыкальных  сочинений  Абая,  раскрыть  его 

творческий композиторский метод. 

Музыкальное мировоззрение Абая формировалось во второй половине 19 

века  под  влиянием  казахской  народной  музыки,  русского  и  украинского 

народного  творчества,  демократического  бытового  романса,  музыкального 

творчества  П.Булахова,  А.Алябьева,  А.Варламова,  А.Гурилева,  М.Глинки, 

А.Даргомыжского, А.Рубинштейна. 

Поход  к  музыкальному  наследию  Абая  с  позиций  романтического  и 

реалистического искусства позволяет глубже понять стилевую направленность 

его  музыки.  В  музыке  Абай  представляет  собой  новый  тип  художника  – 

новатора,  общественного  деятеля,  стремившегося  к  раскрепощению  духовных 

сил своего народа. Как и многие музыканты, Абай отстаивал свои убеждения, 

взявшись  за  перо,  проявляя  при  этом  высокий  интеллект,  широкий  идейный 

кругозор, высокое гражданское сознание.  

С  именем  Абая  связан  расцвет  национальной  музыки,  при  этом 

композитор,  как  и  музыкальные  деятели  реализма  и  романтизма  -  Ф.Шуберт, 

Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, опирается на традиции народного искусства. 

Абай, как и композиторы этих стилевых направлений, использует новые 

выразительные формы и средства, а также новые принципы формообразования. 

С  этим  новаторством  связан  расцвет  в  его  творчестве  программной  музыки, 

литературно - поэтические образы, прямые сюжетные реминисценции которой, 

неразрывно связаны с новой разновидностью вокальной музыки. 

Программность была необходима Абаю вследствие новизны и сложности 

романтической и реалистической  содержательности образов его произведений. 

Литературные  связи  и  яркое  содержание  помогали  находить  музыкально  - 

выразительные  средства  более  определенного  и  точного  изображения 

художественных  образов,  содействовали  восприятию  слушателя,  являясь  для 

него путеводной нитью в их освоении. Создание Абаем такой системы образов, 

связанных  непосредственно  с  тем  или  иным  музыкальным  сочинением,  было 

вызвано  нахождением  искусством  романтизма,  реализма  и  его  искусством 

типичных образов и интонаций своей эпохи, своего времени. 

К  большому  сожалению,  он  до  сих  пор  является  «пленником»  родного 

языка. Переводы, которые существуют на сегодняшний день, не могут передать 

всего того, что вкладывал в свои сочинения национальный гений. И в этом нет 

вины  переводчиков.  Подстрочно  смысловой  перевод,  конечно,  доносит 

содержание  того  или  иного  произведения,  но  не  передает  своеобразия, 

объемности и емкости абаевских слов и мыслей. 

Каждое  слово  писателя  таит  в  себе  такой  глубочайший  смысл,  а 

сопряженное с другими словами, углубляет его настолько, что о каждом из них 

можно смело писать целое исследование. Объяснить подобное явление можно 


 

большой  лаконичной  плотностью,  отточенностью  и  рельефностью  фраз. 



Конечно,  вышесказанное  относится,  прежде  всего,  к  поэтическому  наследию 

Абая.  Потому  что  поэзией,  поэтическим  содержанием  пронизано  каждое  его 

произведение. 

Символичным  является  то,  что  уже  в  1919  году  инструктор 

Кокчетавского укрупненного района, доброволец Красной Армии А.Э.Бимбоэс 

записал в аулах Акмолинской области несколько десятков казахских народных 

песен,  часть  их  которых  была  опубликована  в  книге  «Музыкальная 

этнография»  -  сборнике  статей  под  редакцией  Н.Ф.Финдейзена  в  1926  году  в 

Ленинграде. Примечательно, что в записи народных песен попали и прекрасные 

мелодии  Абая.  Так  было  положено  начало  сбору,  записи,  а  в  дальнейшем  и 

изучению музыкального творчества Абая. 

Работу,  начатую  Бимбоэсом,  продолжили  А.В.Затаевич,  Л.Хамиди, 

А.К.Жубанов,  Б.Г.Ерзакович.  Стараниями  этих  выдающихся  деятелей 

музыкальной  культуры  Казахстана  наследие  Абая  было  сохранено,  изучено  и 

стало достоянием народов нашей страны. 

Воистину прав поэт, вдохновенно восклицавший: 



«Не говорите мне он умер – он живет, 

Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает, 

Хоть роза сорвана – она еще цветет, 

          Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает». 

 

Литература 



 

1. Бельгер Г. Гете и Абай: Эссе.- Алма - Ата: Жалын, 1989. – 104 с. 

2. Ауэзов М. Путь Абая. Роман, т. I. Алма – Ата: Жазушы, 1982. – 608 с. 

3. Сейдимбек А. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление:   

    Учебное пособие. (Школьная библиотека). Пер. с  каз. –  Алматы: Руан, 2001.  

     – 576 с., илл. 

4. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема  //       

    Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности.- СПб: Алетейя, 



    1999. – 21 с. 

 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет