Международный казахско-турецкий
университет имени Ходжа Ахмет Ясави
СРС
Тема: Методы Хожа Ахмет Ясауи зикр и хильвет
Выполнила: Ермекбай Н.
Проверил: Абдрасилов Т.
Группа:ЗҚТ 111 F
Туркестан 2022ж.
План
Введение
1. Зикр со звуком пилы
2. Подземная мечеть Яссауи
Зикр — это исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. В «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Дулати отмечается три известных способа зикра. Первый – муракаба, поминание Аллаха с произнесением свидетельства «Нет Божества, кроме Бога». Второй – созерцание, при котором в мыслях суфия только Бог. Третий способ – рабита, «обращение суфия к лицу и внешнему облику человека, созерцание которого напоминает Господа». Мухаммед Дулати в своем труде приводит три известные ему формы зикра – душевный, тихий и громкий. Сам Х.А.Яссауи в своих хикметах воспевал душевную форму зикра.
Отличие яссавийской школы в том, что впервые на зикре используется тюркский язык, хотя главные положения ислама преподносятся как и прежде на арабском. На зикре женщины участвовали вместе с мужчинами, что шло в разрез с ортодоксальными догмами ислама. Великий суфий в свою очередь считал, что чем больше истины в выражении зикра, тем ближе и сами исполнители к Создателю.
Во многих источников указывается на характерный для ясавийской школы зикр под названием «арра», издающий звук пилы. Суфии традиционно начинали со слов «Ля иллаха иллалах» — «нет Бога, кроме Аллаха», но при этом путем дыхательных упражнений, вдоха и выдоха, делали так, что последняя буква «х» использовалась в выражениях «ха-ху».
Вот как передает Фуад Копрулю исполнение зикра «арра»: «Зикр пилы исполняется таким образом: две руки расположить на коленях и прямо набрать воздух в живот, то есть вдохнуть, восклицая «хай!». Когда слышим, как столяр пилой пилит доску, так и закир выполняет зикр». Дж.С.Трименгэм показывает, что в ордене Яссауи при исполнении зикра «скрежущая пила» «ха» произносится с глубоким выдохом, а «хи» — как можно тише. Производимые при этом звуки напоминают звук пилы. Все построено на технических приемах контроля за дыханием и особой дикцией.
Одно из наиболее ярких описаний зикра пилы в г. Туркестане оставлено А.А. Семеновым: «Дервиши сидели на полу у самого михраба, тесным кольцом (халька), и, качая в такт головами (но не корпусом), выкрикивали особенным образом: гей! Ху! Пир же («пір» – духовный наставник), молодой человек, и с ним четыре его старшие ученика стояли подле михраба, за кругом сидящих, и распевали стихи из Хикмат’а, Ходжи Ахмеда. В общем получалась очень своеобразная мелодия, где в аккомпанементе хора слышался могучий звук большой пилы, пилящей дерево».
Важным исполнением мысленного зикра (внутри себя) являются четки, ибо многократное поминание Бога, как правило, исходящее из божественных имен, соответствует количеству бусинок. Они позволяли не сбиваться со счета при повторении зикра.
При жизни Х.А.Яссауи зикры исполнялись исключительно суфийскими шейхами и муридами (ученики). Впоследствии зикры стали исполняться многочисленными последователями туркестанского суфия и были обязательными при посещении зиарата его мавзолея. В зикрах нараспев читались «Хикметы» Х.А.Яссауи, что было особенностью его школы. Впоследствии такой зикр трансформировался в молитвы у тюркских народов. Зикр устраивались на месте погребения Ходжа Ахмета Яссауи. И если в других суфийских орденах зикр исполняли только внутри суфийской общины, то тюрки впоследствии приняли зикр как один из ритуалов Ислама. Это существует и в современной мусульманской практике Казахстана.
Хильвет, подземная мечеть Ходжа Ахмета Яссауи, считается культовым суфийским подземным сооружением. В этом месте на протяжении пяти веков последователи яссавийской школы проводили ритуальные обряды. Так, суфии, исполнители зикр, на протяжении 40 дней в уединении воспевали могущество Всевышнего Аллаха.
Подземный хильвет расположен в 150 метрах от мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи в г.Туркестан. Он представляет собой полуподземную обширную постройку с функционально различными помещениями: для молитв, для круглосуточного пребывания паломников, для ритуальных обрядов. В начале 40-х годов ХХ века хильвет был разобран на кирпичи для строительства маслозавода в Туркестане, при этом сохранилась лишь наиболее древняя часть постройки, где еще при жизни Х.А.Яссауи он и его последователи проводили зикр.
Известный востоковед, академик В.А.Гордлевский, посетивший мавзолей Х.А.Яссауи в 1929 году, так описывал обряд зикр в хильвете: «Создается впечатление такое же как когда пила врезается в ствол дерева и как при вынимании из дерева она звякает. Умиленные хикметами Ходжа Ахмеда Яссави закиры плачут и обнимают соседа, склоняя на грудь ему голову. Заканчивается зикр молчаливым чтением суры «Фатиха».
Историки так описывают проведения 40-дневнего зикра в подземной мечете Ходжа Ахмета Яссауи:
Мурид, ученик-последователь, за день до посещения хильвета должен поститься, чтобы его нахождение там было успешным. Перед посещением хильвета после утреннего намаза он получает разрешение на уединение для зикра и чтения молитв. После выполнения зикра высоким голосом читаются по порядку восемь молитв с целью прошения у Бога помощи для души, которая только начинает борьбу с силами Зла.
В тот же день после второго намаза двери, окна хильвета закрывают, чтобы не мешать нахождению там мурида. Затем мурид, получивший полномочия и права, просит у Бога прощения за грехи, до заката солнца читает стихи Корана, рыдает, проливая слезы. После намаза кто-то из служащих приносит кувшин с теплой водой, мурид моет руки для вечернего ужина. После этого начинается пост: муриду приносят суп из черного или красного перца, затем маленький арбуз и пиалу айрана. После ужина читается сура из Корана и несколько аятов, затем четко, по порядку и громким голосом начинается зикр.
В этот момент остальные дервиши содействуют муриду и для поднятия духа читают «Хикметы» Х.А.Яссауи, а после этого бреют свои головы. Пока готовятся бритва и камень, исполняются три молитвы. После бритья устраиваются три общие молитвы и исполняется зикр до полного сгорания свечи. Затем наступает несколько часов отдыха. В этот момент с наступлением рассвета свет Бога распространяется в хильвете.
Дервиши, по традиции рассказывают своему шейху свои видения. Так в течении сорока дней проходят дни и ночи. Обычно через некоторое время совершается жертвоприношение – курбан. Из жертвенных туш готовят жареное мясо с холодной водой и айраном и подают уединенному в хэлуете. В тот вечер он в хэлуете не остается. Суфии живут в своих домах, но в утренний намаз опять собираются для зикра.
Стоит отметить, что уединение в хильвете не означало изоляцию от общества или отшельничество. Напротив хильвет ясавийской школы располагался в центре города, то есть в сосредоточении общественной жизни. Это больше носило смысл «уход от общества внутрь себя», уединение с Богом.
«Аллах изрёк: рыдай, тогда увидишь лик мой.
Рыдай, своим твореньем назову тебя.
Где влюблённый вспоминает меня, от себя отрешившись,
Вдохновенье настало, душой я поверил сему» («Дивани Хикмет»)
Использованные литературы:
1. По материалам книги Абуова А.П. «Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави»
Достарыңызбен бөлісу: |