Методика полевых этнографических исследований
Подготовлено канд. ист. наук, зав. историко-краеведческим музеем АлтГПУ Н.С. Грибановой.
Полевая работа в этнографической экспедиции всегда очень разнообразна. В
один и тот же день
этнографу нередко приходится и беседовать с местными жителями, и фотографировать, описывать те или
иные явления, обмерять и зарисовывать всевозможные предметы и т. п. Строго отделить один вид работы
от другого можно только условно, теоретически, хотя к разным видам работы предъявляются различные
требования, и при их выполнении используются разные технические приемы.
В ходе экспедиций этнографы применяют следующие м
етоды сбора этнографического материала:
1. Непосредственное (личное) наблюдение (объекта, информанта, обряда, процесса).
2. Интервьюирование (опрос) (опрос по программе или вопроснику, углубленное (открытое)
интервью), анкетирование.
3) Выявление и фиксация вещественных источников.
4) Выявление и обработка документальных материалов.
1.
Наблюдение
Наблюдение – метод сбора этнографической информации, основанный на непосредственном контакте
исследователя и объекта исследования. Развитие этнографии как науки было связано, в
частности, с
переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором
исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы. Различают простое, включенное и
вызываемое наблюдение. В
первом случае исследователь «пассивно» фиксирует интересующие его
данные, во втором – проникает внутрь изучаемой группы и принимает участие в ее деятельности. В ходе
вызываемого наблюдения исследователь фиксирует событие, обряд, действия, совершаемые по его
просьбе. Наблюдение может проводиться за действиями отдельного лица или группы (например, в
процессе обряда).
Для успешного применения метода наблюдения в полевых исследованиях важно определить
следующие установки:
1.
Выбор объекта и предмета наблюдения, то есть решение вопроса о том, «Что наблюдать?».
Например, мы выбираем в качестве объекта наблюдения русское население, а в качестве предмета – пищу
и культуру питания русского сельского населения Алтая.
2.
Определение целей и задач наблюдения, то есть постановка вопроса «Для чего наблюдать?».
Например, наблюдения за характером бытования, вариативностью изучаемого явления с
последующей
функциональной, типологической, сравнительно-исторической или иной его оценкой.
3.
Выбор
способа наблюдения, то есть «Как наблюдать?» (простое или включенное наблюдение).
Результаты наблюдений фиксируются в Полевом дневнике в форме описания увиденного. В настоящее
время для фиксации наблюдаемых явлений этнографы все чаще используют технические средства записи:
кино- и видеокамеры, фотоаппараты.