Муса шорманов общественный, государственный деятель и исследователь традиционной культуры казахов



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата22.12.2016
өлшемі346,28 Kb.
#89
  1   2   3

На правах рукописи 

 

 



 

 

Рахимов Ернур Кендибаевич 

 

 

  



МУСА ШОРМАНОВ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ, 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ  

 

 



Специальность 07.00.02 – Отечественная история 

 

 



Автореферат 

диссертации на соискание ученой степени 

кандидата исторических наук 

 

 



 

 

 



Томск – 2007  

 

 

2



Работа выполнена на кафедре этнологии, культурологии и археологии 

РГКП «Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова»  

Министерства образования и науки Республики Казахстан 

 

Защита  состоится « 12 » октября 2007 г.  в 15.00 на  заседании 



диссертационного  совета  Д 212.267.03 при  ГОУ  ВПО  «Томский 

государственный  университет» (634050, г.  Томск,  пр.  Ленина, 36, ауд. 

41).  С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  Научной  библиотеке  ГОУ 

ВПО  «Томский  государственный  университет»  по  адресу  г.  Томск,  пр. 

Ленина, 36 а.  

Автореферат разослан « 03 » сентября 2007 г. 

Ученый секретарь диссертационного совета 

доктор исторических наук, профессор                                       О.А. Харусь 

       Научный  

       руководитель: 

       Официальные  

       оппоненты: 

      Ведущая организация: 

доктор исторических наук, заведующий кафедрой 

этнологии, культурологии и археологии  

РГКП «Павлодарский государственный университет  

им. С. Торайгырова»  

Артыкбаев Жамбыл Омарович 

доктор исторических наук, доцент, 

заведующая кафедрой истории и регионоведения  

ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» 



Шерстова Людмила Ивановна 

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории 

России ГОУ ВПО «Томский государственный 

педагогический университет» 



Карих Елизавета Васильевна 

ГОУ ВПО «Омский государственный университет» 



 

 

3



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

 

В  изучении  отечественной  истории  важное  место  занимают 

исследования  жизни  и  деятельности  выдающихся  личностей,  которые, 

являясь прогрессивными представителями своей эпохи, внесли большой 

вклад в развитие общества.  

Казахский  народ  в XIX веке  выдвинул  блистательную  плеяду 

первых  интеллигентов,  отличавшихся  активной  гражданской  позицией, 

масштабной  общественной,  а  также  исследовательской  деятельностью. 

Они  много  сделали  для  развития  казахского  народа,  включения 

казахской  культуры  в  мировую  культуру  через  общение  с  народами 

России.  Сейчас,  когда  идет  становление  культуры  суверенного 

Казахстана,  весьма  важно  использовать  накопленный  ими  богатый 

положительный  опыт  для  дальнейшего  плодотворного  развития  русско-

казахских культурных и научных связей. 



Актуальность и научная значимость исследования. В XIX веке в 

ряду  таких  известных  имен,  как  выдающийся  казахский  ученый  Чокан 

Валиханов,  собиратель  казахского  фольклора  и  ага  султан  (старший 

султан)  Аманкарагайского  внешнего округа  Области сибирских казахов 

Чингиз  Валиханов,  этнограф  Салих  Бабаджанов,  общественный  и 

политический 

деятель, 

исследователь 

Алихан 

Букейханов, 



вырисовывается имя Мусы Шорманова

 (годы жизни 1818-1884 гг.) – ага 



султана  Баянаульского  внешнего  округа  Области  сибирских  казахов, 

крупного  общественного  и  государственного  деятеля,  собирателя 

сведений  о  традиционной  культуре  казахов,  автора  ряда  блестящих 

                                                           

 В дореволюционной литературе было принято неправильное с точки зрения орфографии казахского 



языка написание «Чорманов».  

 

 

4



этнографических  работ,  родного  дяди  Ч.Ч.  Валиханова,  друга  и 

соратника Г.Н. Потанина

1



Тема  нашего  изыскания  не  находила  раньше  своего  исследователя. 



Общественная, 

государственная 

и, 

наконец, 



исследовательская 

деятельность  М.Шорманова  в  отечественной  исторической  науке  не 

получила научного анализа и объективной оценки.  

Изучение  деятельности  М.Шорманова  на  государственных 

должностях  в  системе  колониального  управления  актуально  ещё  и  тем, 

что  позволяет  раскрыть  этническое,  этнополитическое  состояние 

казахского  народа  в XIX веке,  так  как  «люди,  осуществляющие 

государственную  политику,  невольно  в  своей  деятельности  отражают 

этническое состояние своего народа»

2



XIX век, представителем которого является М.Шорманов, сложная, 

противоречивая,  судьбоносная  для  казахов  историческая  эпоха.  Суть 

этого  периода  заключается  в  переходном  характере  социально-

экономических и политических параметров казахского общества.  

«XIX  век,  особенно  вторая  его  половина,  ознаменован  для 

Казахстана  крупнейшими  сдвигами  в  хозяйственном,  социальном  и 

культурном  развитии.  Наличие  крупных  социально-экономических 

изменений  в  жизнедеятельности  казахского  общества  во  второй 

половине XIX в.  позволяет  рассматривать  это  время  как  особый 

переходной период в истории Казахстана»

3

.  


Фактически 

именно 


в 

указанный 

исторический 

период 


формировались  основы  культурных  и  научных  контактов  передовых 

казахов с российской интеллигенцией, положивших начало приобщению 

казахов к светскому образованию, европейской культуре. 

                                                           

1

 Казахская советская энциклопедия (на каз.яз.). Т. 12. Алма-Ата: Наука, 1978. С. 270.  



2

 Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири. Новосибирск: Институт археологии и этнографии 

СО РАН, 2005. С. 6. 


 

 

5



Особое  место  в  деятельности  М.Шорманова  занимает  сбор, 

накопление,  систематизация  и  публикация  этнографических  данных  о 

казахах,  об  их  традиционной  культуре  и  хозяйстве.  Этнографические 

труды  М.Шорманова,  опубликованные  ещё  в XIX в.,  вызвали  живой 

интерес  у  своих  читателей  богатым  фактологическим  материалом  о 

традиционной  жизни  казахов

4

.  Они  являются  не  только  важным 



источником  по  традиционной  культуре  и  хозяйству  казахов,  но  также 

содержат  ценные  сведения  о  социальной  структуре  казахов,  материалы 

по генеалогии.  

В связи с этим, изучение жизнедеятельности Мусы Шорманова как 

выдающегося  общественного  и  государственного  деятеля  Казахстана 

XIX  века,  крупнейшего  собирателя  этнографического  материала  о 

казахах,  систематизировавшего  сведения  о  традиционной  культуре 

народа научно значимо и актуально.  



Степень  изученности  проблемы.  Специальных  исследований  по 

определению  значения  общественной  и  государственной  деятельности 

Мусы Шорманова, его этнографических изысканий до сих пор не было.  

Государственная,  административная  деятельность  М.Шорманова 

впервые  становится  предметом  историографии  в  работе  статистика 

Переселенческого Управления П.П. Румянцева, но в своей работе автор 

дал  отрицательную  оценку  М.Шорманову.  Так  ему  приписывалось  в 

вину  насильственный  захват  родовых  земель  у  казахов  рода  Айдабол-

Малгозы и решение земельного спора в пользу своих сородичей из рода 

Каржас


5

.  В  свою  очередь  М.Румянцев  использует  материалы 

                                                                                                                                                                                 

3

 Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: традиции и инновации. Астана: Парасат əлемі, 2003. С. 3. 



4

 

Чорманов М. Поминки по усопшим у киргиз // Семипалатинские областные ведомости. 1871. № 32.; 



О  кочевках  киргиз // Семипалатинские  областные  ведомости. 1871. № 33.; Зимовки  или

 

зимние 



кочевки // Семипалатинские областные ведомости. 1871. № 37.; О скотоводстве у киргизов Западной 

Сибири // Сельское  хозяйство  и  лесоводство.  СПб., 1883. №1.;  Заметка  о  киргизах  Павлодарского 

уезда // Записки ЗСОИРГО. Омск, 1906. кн. ХХХII.

 

5



 Румянцев П.П. Киргизский народ в прошлом и настоящем. СПб. 1910, С. 54. 

 

 

6



Ф.Щербины  о  землепользовании  казахов  Павлодарского  района,  где 

также  М.Шорманов  представлен  как  притеснитель  слабых  казахских 

родов

6



Из-за  политических,  идеологических  причин  в  исторической  науке 

Советского 

Казахстана 

деятельность 

М.Шорманова 

оставалась 

недоступной темой или рассматривалась однобоко.  

Наглядным  образцом  может  служить  следующая  оценка 

деятельности  М.Шорманова,  данная  советским  казахским  историком, 

экономистом  С.Е.  Толыбековым: «Муса  Чорманов  вытеснил  весь  род 

малгозы из Аккелинских гор и поселил здесь свыше ста хозяйств своих 

сородичей  из  рода  каржас.  В  результате  полукочевые  сородичи 

оказались  у  него  почти  в  крепостной  зависимости.  В  этот  период 

насильственные  действия,  связанные  с  проявлением  феодального 

землевладения,  совершались  во  многих  местах  Казахстана  оседавшими 

влиятельными 

представителями 

патриархально-феодальной 

верхушки…»

7

.  Этот  эпизод  стал  хрестоматийным  в  советской 



историографии при характеристике М.Шорманова.  

Крупнейший  знаток  казахской  истории XIX века  Е.Б.  Бекмаханов 

представил М.Шорманова не только как крупного бая, но как жестокого 

феодала,  захватывающего  ценные  земельные  угодья,  притесняя  тем 

самым  бедных  казахских  крестьян-шаруа: «Муса  Чорманов  захватил 

летние  пастбища  рода  Малкозы,  и  впоследствии  на  захваченную 

территорию переселил 100 кибиток своих сородичей из рода Карджас»

8

.  



Мало  того,  по  данным  ученого  М.Шорманов  эксплуатировал 

обедневших  чингизидов,  заставляя  их  бесплатно  работать  на  него: 

                                                           

6

 Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по 



исследованию степных областей. Под рук. Ф.А.Щербины. Т. 4. Павлодарский уезд. Воронеж, 1903. С. 

30, 122. 

7

 Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII- начале ХХ века. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 411. 



8

 Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-годы XIX века. Алматы: Қазақ университеті, 1992. С. 80. 



 

 

7



«Казахские  феодалы  обычно  не  нанимали  пастухов,  а  пользовались 

даровым трудом своих бедняков – консы. У Мусы Чорманова в качестве 

консы был целый аул «тюринцев» (то есть, чингизидов – Р.Е.)»

9

.  



Однако,  не  следует  думать,  что  все  представители  казахской 

советской исторической науки представляли М.Шорманова в негативном 

свете.  Так,  в  работах  академиков  С.  Зиманова,  А.Х.  Маргулана,  Ш. 

Чокина  М.Шорманов  предстает  перед  нами  осведомленным  о  сложном 

социальном  положении  казахского  народа  правителем,  просвещенной  и 

образованной  личностью.  К  тому  же  отмечена  его  деятельность, 

направленная  на  улучшение  жизненных  условий  местного  населения: 

С.Зиманов: «… он не был пассивной, покорной натурой. Его интересы не 

замыкались  в  узком  кругу  чиновничьих  обязанностей»;  А.Х.  Маргулан: 

«Одним  из близких  людей,  с которыми  постоянно  советовались  Чингиз 

Валиханов  и  Чокан  Чингизович,  был  Муса»;  Ш.Чокин: «В  те  годы 

волостным  управителем  в  Баянауле  был  Муса  Шорманов.  Человек 

редкостной по тому времени образованности и широты взглядов. Среди 

шаруа  он  насаждал  культ  знаний,  своей  высокой  культурой  служил 

примером местной молодежи»

 10


Впервые  стараниями  академика  А.Х.  Маргулана  в  многотомной 

энциклопедии  Казахстана  была  предпринята  осторожная  попытка 

объективной  оценки  личности  и  деяний  М.Шорманова.  Это  явилось 

показателем истинного отношения передовой части казахской советской 

интеллигенции  к  его  наследию: «М.Чорманов  получал  от  Ч.Ч. 

Валиханова  духовную  помощь,  а  также  общался  через  него  с  Ф.М. 

Достоевским. М. Чорманова беспокоили проблемы просвещения казахов. 

                                                           

9

 Там же. С. 87. 



10

 Зиманов С.З., Атишев А.А. Политические взгляды Чокана Валиханова. Алма-Ата: Наука, 1965. С.61; 

Марғұлан Ə.Х. Шоқан туралы естеліктер. Алматы: Ғылым, 1983; Чокин Ш. Четыре времени жизни. 

Алматы: Балауса, 1992. С. 266. 



 

 

8



Им  перед  областным  управлением  Сибирских  казахов  был  поставлен 

вопрос о создании передвижных гимназий»

11



Анализ  советской  историографии  показывает,  что  личность  и 



деятельность  М.Шорманова  не  становились  предметом  специального 

исследования,  а  в  опубликованных  работах  ему  была  дана,  в  основном, 

тенденциозная  оценка,  связанная  с  политическими  и  идеологическими 

установками  того  времени.  М.Шорманова  в  советское  время  выгодно 

было  показывать  как  феодала-притеснителя  народа  или  же  просто  его 

имя замалчивалось. 

Исследовательская 

деятельность 

М.Шорманова 

по 


сбору, 

систематизации  и  публикации  материалов  по  традиционной  культуре 

казахов  впервые  была  освещена  крупнейшим  казахским  историком, 

этнологом  и  этнографом  Э.А.Масановым,  изучившим  историю 

этнографического изучения казахов в СССР

12



Данные  М.Шорманова  о  традиционной  культуре  казахов, 

несомненно,  представляли  интерес  для  исследователей  этнографии 

казахов.  Такие  видные  ученые  историки-этнографы,  как  Х.  Аргынбаев, 

В.В.  Востров,  М.С.  Муканов,  И.В.  Захарова,  С.Е.  Ажигали,  Ж.О. 

Артыкбаев 

в 

своих 



исследованиях 

широко 


использовали 

опубликованные 

материалы 

М.Шорманова

13



сравнивая 



их 

с 

собственными выводами по изучению традиционной культуры казахов.  



                                                           

11

 Казахская советская энциклопедия (на каз.яз.). Указ. изд. С. 270. 



12

 Масанов Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата: 

Наука, 1966. 

13

 Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на 



материальную культуру казахов в середине XIX в. и начале XX в. По материалам Восточного 

Казахстана // ТИИАЭ АН КазССР. Т. 6. Алма-Ата: Наука, 1959; Его же. Этнографический очерк 

скотоводческого хозяйства казахов (на каз. яз.). Алма-Ата: Наука. 1969; Востров В.В., Муканов М.С. 

Родоплеменной состав и расселение казахов Алма-Ата: Наука, 1968; Муканов М.С. Этнический состав 

и расселение казахов Среднего жуза. Алма-Ата: Наука, 1974; Востров В.В., Захарова И.В. Казахское 

народное жилище. Алма-Ата: Наука, 1989; Ажигали С.Е. Традиционная система скотоводческого 

поселения казахов (в историческом развитии) // в сб. «Этнографо-археологические комплексы: 

проблемы культуры и социума». Новосибирск: Наука, 2002; Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: 

традиции и инновации. Астана: Парасат əлемі, 2003; Его же. История Казахстана: прикосновение к 


 

 

9



Кроме того, данные М.Шорманова были использованы археологами. 

Например,  сведения  этнографического  характера  мы  находим  у  Е.И. 

Агеевой 

и 

А.Г. 



Максимовой. 

Ученые 


при 

интерпретации 

археологических находок обратились к трудам М.Шорманова

14

.  



Некоторые  аспекты  изучения  историко-этнографического  наследия 

М.Шорманова,  уже  в  годы  суверенного  Казахстана,  были  подняты  в 

диссертационной  работе  С.К.  Косанбаева,  посвященной  истории 

изучения этнологии казахов в XVIII – 40-х гг. XX века

15



Однако,  в  отечественной  советской  и  современной  историко-



этнографической  науке  не  было  уделено  внимания  материалам 

М.Шорманова  относительно  социо-политической  и  духовной  культуры 

казахского  народа,  изучению  его  взглядов  на  традиционные  ценности 

казахского народа, на религию, обычное право. 

Начиная с 1990-х годов увеличивается число публикаций о жизни и 

деятельности М.Шорманова. В них он предстает как крупный и мудрый 

лидер казахского народа в переходный период.  

Справедливая  роль  популяризаторов  имени  М.Шорманова  на 

данном  этапе  принадлежит  известному  казахстанскому  краеведу  С. 

Жаксыбаеву,  потомкам  Шормановых:  М.  Асфендияровой-Шормановой, 

М.Б.  Чермановой  и  Б.Д.  Билялову,  народному  писателю  К.Исабаеву.  В 

целях  ознакомления  широкой  общественности  с  основными  аспектами 

жизнедеятельности  М.Шорманова  ими  был  написан  ряд  статей 

популярного характера

16

.  В  них  излагаются  в  основном сведения из  его 



                                                                                                                                                                                 

истории равносильно осознанию вечности. Астана: Фолиант, 1999; Его же. Кочевники Евразии в 

калейдоскопе веков и тысячелетий. СПб.: Мажор, 2005.

 

14



 Агеева Е.И., Максимова А.Г. Отчет Павлодарской экспедиции 1955 года // ТИИАЭ АН КазССР. Т. 

7. Алма-Ата: Наука. 1959, С. 32-58. 

15

 Косанбаев С.К. История изучения этнологии казахов в XVIII – 40-х гг. XX в. Автореф. дис. … канд. 



ист. наук. Алматы, 2001. С. 12. 

16

 Жаксыбаев С. Муса Шорманов – царский полковник // Индустриальная Караганда. – 1990. – 18 



ноября; Его же. Полковник Муса Шорманов – «Улкен мурза» // Звезда Прииртышья. – 1991. – 14 мая; 

Его же. Муса Шорманов - наш знатный земляк // Звезда Прииртышья. – 1999. – 20 марта; Его же. Как 



 

 10


биографии.  Авторы  рассказывают  о  высоком  авторитете  М.Шорманова 

среди  народа.  Нередко  источником  таких  публикаций,  имеющих 

краеведческую направленность, служат семейные предания и легенды.  

В  первые  годы  после  распада  СССР  и  образования  Республики 

Казахстан  актуальные  задачи  исследования  жизнедеятельности 

М.Шорманова  на  национальном  уровне  были  поставлены  академиками 

М. Козыбаевым, А. Нысанбаевым

17



На  региональной  научно-практической  конференции  в  Павлодаре 

актуальность  изучения  наследия  М.Шорманова  была  поднята  Р.М. 

Таштемхановой

18

.  



В 2000 году в г. Караганде были переизданы труды М.Шорманова. 

Интерес  представляет  очерк  жизнедеятельности  М.Шорманова, 

включенный в книгу, который стал первым опытом системного описания 

и  анализа  жизнедеятельности  М.Шорманова  в  исторической  науке

19

.  К 


сожалению,  у  авторов  не  было  возможности  осветить  общественную, 

государственную  и  исследовательскую  деятельность  М.Шорманова  в 

полном объеме из-за ограниченности источниковой базы.  

В 2002 г.  в  Алматы  была  выпущена  книга  о  первых  этнографах 

Казахстана, составленная У. Жанибеком. В неё вошла статья историка С. 

Отениязова  «Отец  и  сын  Чормановы»,  повествующая  о  деятельности 

Мусы и Садвакаса Шормановых в изучении культуры и быта казахского 

                                                                                                                                                                                 

рождались округа // Звезда Прииртышья. – 2000. – 7 марта; Асфендиярова-Шорманова М. «Человек 

врожденного ума и знаток казахской жизни» // Советы Казахстана. – 1993. – 16 июля; Её же. Дядя 

Чокана (на каз. яз.) // Парасат. – 1998. – № 11. – С. 35; Черманова М.Б. Встречи на курултае век спустя 

// Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5-6. СПб., 1994, С. 314-329; Билялов Б.Д. Истории 

важны истинные факты и имена // Вестник гуманитарных наук. – 1998; Исабай Қ. Шорман – бала би. 

Мұса – аға сұлтан // Сарыарқа. – 1994. – №1. – С. 42-47; Его же. М.Шорман (Туғанына – 175 жыл) // 

Халық кеңесі. – 1994. – 19 июля; Его же. Мұса – аға сұлтан // Сарыарқа самалы. – 2000. – 3 октябрь. 

17

 Козыбаев М. Актуальные проблемы изучения отечественной истории // Столичное обозрение. – 



1998. – 10 июля; Нысанбаев А. Порог нового времени мы переступаем вместе с Сатпаевым // 

Казахстанская правда. – 1999. – 4 мая. 

18

 Таштемханова Р.М. Из наследия Мусы Шорманова // Материалы региональной научно-



практической конференции посвященной 60-летию Павлодарской области. Павлодар, 1999. С. 22. 

 

 11


народа

20

.  Однако,  автор  ограничивается  повторением  ранее  известных 



фактов из жизни и деятельности М.Шорманова. Ценность представляют 

лишь сведения о потомках бия Шормана. 

Ученые  Е.  Арын  и  А.  Нухулы  на  страницах  периодической  печати 

неоднократно  подчеркивали  необходимость  скорейшего  объективного 

исследования жизнедеятельности М.Шорманова

21

.  



Просветительская  деятельность  М.Шорманова  была  освещена  в 

диссертационном  исследовании  К.С.  Исахановой,  посвященном 

развитию просветительства в Павлодарском Прииртышье

22



Анализ опубликованной литературы позволяет нам сделать вывод о 

недостаточной  разработанности,  поставленной  нами  проблемы  и 

отсутствии специальных исследований, посвященных анализу и научной 

оценке 


общественной, 

государственной 

и 

исследовательской 



деятельности М.Шорманова. 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет