Основы классической эстетики (И. Кант, Г.Гегель)
• Кант прекрасное связывает с "незаинтересованным", бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств.
• Одним из первых Кант дал классификацию видов искусства:
словесное (искусство красноречия и поэзия),
изобразительное (скульптура, архитектура, живопись)
искусство изящной игры ощущений (музыка).
• Г. Гегель: Эстетика – «теория искусства», «философия искусства».
• Искусство – это проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе.
• Прекрасное – это такая вещь, в которой наиболее полно отражена абсолютная идея, где идея и материя, то есть то, что, мы ощущаем, находятся в гармонии
• Гегель определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией.
• Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы трех форм искусства:
символической (Восток), ее выражение в архитектуре
классической (античность), ее выражение в скульптуре
романтической (христианство) – живопись, музыка и поэзия.
• Для Гегеля Прекрасное объективно как «чувственная видимость идеи». Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и Прекрасное в ней несовершенно.
• Только искусство, по Гегелю, способно осуществить полное соответствие идеи и образа; Прекрасное в искусстве и есть идеал.
• Ценнейшее достижение гегелевской эстетики - диалектический подход к изучению Прекрасного и понимание исторического развития Прекрасного, хотя и на объективно идеалистической основе.