ЕУРАЗИЯЛЫК КЕН1СТ1КТЕГ1 ОТАНДЫК ТАРИХ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 94(574)
АКАДЕМИК М.К. КОЗЫБАЕВ: ШТРИХ К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО, ЧЕЛОВЕКА
Абуев К.К.
(Кокшетауский ГУ им. Ш. Уалиханова)
XIX век в духовной жизни казахского народа примечателен появлением на
исторической арене двух ярких звезд - Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. В
полном драматизма XX веке число выдающихся деятелей науки и культуры
казахстанского общества приумножилось. В своей книге «В потоке истории»
Нурсултан Назарбаев, перечисляя «осевые фигуры нашей культуры», пишет: «И ведь
имен этих десятки - Чокан и Абай, Ауэзов и Сатпаев, Маргулан и Букейханов...» [1]
Как видим, автор на этом перечислении ставит не точку, а многоточие, тем самым
оставляя возможность включения в этот список и других деятелей нашей культуры.
Думаю, ни у кого не вызовет возражения включение в этот перечень Магжана
Жумабаева, Сакена Сейфуллина, Ахмета Жубанова, Ермухана Бекмаханова и Манаша
Козыбаева.
Академик М.К.Козыбаев историк с мировым именем. Однако его творческий путь
к олимпу науки отнюдь не был усеян розами, были и стремительные восхождения, и
столь же крутые падения. Манаш Кабашевич обладал энциклопедическими знаниями,
был автором многих знаковых
исторических исследований. Наивысший расцвет
таланта, всеобщее признание его научных заслуг, на мой взгляд, приходится на годы
становления и развития независимой Республики Казахстан.
В советский период немногие авторы решались писать подлинную историю
народов Сибири и Центральной Азии, а те, кто отважились на это подвергались
репрессии
и
гонениям.
Свидетельство
тому
судьба
профессоров
Санжара
Асфендиярова, Ермухана Бекмаханова. Поэтому в недалеком прошлом заниматься
историей Казахстана, особенно ее дореволюционным периодом, было не просто
непрестижно, а опасно: могли обвинить в национализме, в идеализации ханов или
феодального прошлого.
В
связи
с
обретением
Казахстаном
независимости
и
возрождением
государственности приоритетной задачей ученых стала ликвидация «белых пятен»
истории, восстановление исторической памяти народа. Именно Манаш Кабашевич был
инициатором и одним из авторов, принятого в 1995 году такого програмного документа
как «Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан» [2]. В
ней перед учеными ставилась задача на основе достижений современной исторической
науки выработать новые подходы к исследованию сложных проблем и не до конца
изученных
вопросов.
Главными и актуальными направлениями исторических
исследований
было
признано
изучение
проблем
методологии
исторических
исследований, вопросов национальной государственности, этногенеза и этнической
территории казахского народа, его борьбы за национальную независимость.
К числу таких вопросов относилась и проблема о роли личности в истории.
«Слабо разработанным звеном в историографии Казахстана,- писал М.К. Козыбаев,-
3
остается также создание исторических портретов видных деятелей прошлого »[3] Дело
в том, что долгие годы в центре внимания советских историков были крупные
социально-экономические и политические конфликты, классовая борьба. Личностное
начало в истории, если не игнорировалось вовсе, то, во всяком случае, находилось на
периферии исследований. В этом плане особенно не повезло казахским правителям.
Вот что, к примеру писала видный советский историк А.М. Панкратова: «... Среди ряда
историков существует непременное стремление ухудшить историю казахского народа,
вопреки исторической правде. Я совершенно не понимаю, почему грузинские цари или
узбекские ханы могут считаться при аналогичных условиях прогрессивными
деятелями, а казахи должны чернить Аблая и Кенесары Касымова?». Публикация
подобных высказываний стала возможной лишь в конце 80-х годов.
Как известно, при социализме безраздельно господствовал формационный подход
к истории, что обуславливал ее идеологизации. История Отечества рассматривалась вне
развития цивилизации, всемирной истории.
Академик М.К.Козыбаев обосновал необходимость исследования истории
Казахстана
в
контексте
мировой
цивилизации.
Вместе
с
тем
он
показал
несостоятельность высказываний А. Тойнби о том, что «общество кочевников является
обществом, у которого нет истории» [4]
Обосновывая существование степной цивилизации Манаш Кабашевич указывал,
что вслед за В.В. Бартольдом, А.П. Окладниковым, Л.Н. Гумилевым, А.Х. Маргуланом
казахстанские ученые рассматривают эволюционное развитие кочевого и оседлого
населения во взаимодействии двух хозяйственных укладов, двух культурных
комплексов, как синтез культур степи и города. Далее ученый перечисляет и другие
факторы, определившие формирование и развитие евразийской степной цивилизации,
на основе которых делает вывод: «На Дешт-и- Кипчакской степи сложилась Степная
цивилизация еще в V в. до н.э.» Наглядным примером этого является находка
Иссыкского
кургана,
тюркской
письменности,
искусство
звериного
стиля,
монументальных сооружений[5].
В своих трудах последних лет М.К.Козыбаев создал целостную картину истории
казахского народа, его этнической неповторимости и драматической судьбы в XX
столетии. Благодаря его работам массовому читателю стали известны ранее преданные
забвению
имена
и
судьбы
героев
национально-освободительного
движения.
Характеризуя восстание казахов в 1 9 1 6 г. он определил ее как национально
освободительная революция.
Мое знакомство с академиком М.К. Козыбаевым состоялось в далеком 1970 году.
Меня, аспиранта второго года обучения, Манаш Кабашевичу представил мой научный
руководитель, видный государственный и общественный деятель, профессор А. К.
Канапин. Это наше знакомство положило начало продолжавшимся долгие годы
дружеским отношениям. В 1975 году на зашите мной кандидатской диссертации
Манаш Кабашевич выступил официальным оппонентом. В последующие годы я нераз
обращался к Манаш-ага за советом по своим начным проблемам и всегда находил с его
стороны понимание и поддержку. Так было и на этот раз, когда в феврале 1991 г.,
будучи в Алматы, я пришел в Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова. В
приемной института мне сказали, что Манаш Кабашевич отсутствует, но скоро должен
быть. Я зашел к заместителю директора Ю.В. Романову. После дружеских приветствий
он поинтересовался с какими вопросами пришел к академику. Я сказал, что пришел с
предложением
о
совместном
проведении
научно-практической
конференции,
посвященной 280-летию хана Абылая. После короткой паузы он сказал: « 280 лет - это
ведь не круглая дата». В свою очередь я возразил: «Скажите, пожалуйста, когда
испонилось со дня рождения хана Абылая 250 лет или 275 лет возможно ли было
4
отмечать эти даты?» Ю рий Владимирович понимающе улыбнулся и сказал: «Вы
совершенно правы, настало время отмечать юбилей хана Абылая».
Манаш Кабашевич горячо поддержал мое предложение, но сказал, что этот
вопрос надо решать на правительственном уровне и продиктовал своему секретарю
текст письма. Вскоре вышло постанавление правительства «О праздновании 280-летия
хана Абылая».
Начало новому подходу к исследованию истории Казахстана было положено 2
августа 1991 года. Именно в этот день в г. Кокшетау состоялась республиканская
научно-теоретическая Конференция, посвященная 280- летию хана Абылая. Ее
проведение в Кокшетау стало возможно благодаря поддержке нашего предложения
академиком М.К. Козыбаевым.
Конференцию открыл президент Национальной
академии наук академик У.М.Султангазин. С докладами выступили академики
М.К.Козыбаев,
Р.Б.Сулейменов,
Ж.М.Абдильдин,
Г.С.Сапаргалиев,
профессор
В.А.Моисеев, известный архитектор Ш .Ш.Валиханов и автор этих строк.
Работа конференции была примечательна во многих отношениях. Прежде всего,
такая масштабная научная конференция с участием
именитых ученых впервые
проводилась не в столице республики, а в областном центре. Во-вторых, в ходе
обсуждения темы ученые пришли к выводу о необходимости пересмотра всей истории
Казахстана на основе объективности, взвешенного подхода и использования всей
совокупности источников как письменных, так и устных. В-третьих, она положила
начало серии научных конференций, посвященных выдающимся историческим
деятелям Казахстана.
Проведение научной конференции, посвященной юбилею хана, в условиях
монополии коммунистической идеологии было делом не простым. Решающую роль в
успехе данного предприятия сыграл высокий авторитет и настойчивость академика
М.К.Козыбаева, который без колебании поддержал наше предложение о проведении у
нас такой конференции.
В следующем 1992 году также в Кокшетау при содействии академика М.К.
Козыбаева
провели
республиканскую
научно-практическую
конференцию,
посвященную 190-летию со дня рождения Кенесары Касымова. М атериалы обеих
конференций были изданы одной книгой под названием Абылай хан. Кенесары 1993 г.
Как известно, поход Кенесары
хана против киргизских манапов закончился
трагически, он потерпев поражение попал в плен и был обезглавлен. Вот что писал по
этому поводу русский историк Н. Середа: «Так кончил свою жизнь этот выдающийся
человек... Голова беспокойного султана или, правельнее его череп попал каким - то
образом в последствии в руки князя Горчакова, который приказал хранить эту голову в
главном управлений Западной Сибири при деле «О бунте Кенесары»». В 1998 г. при
встрече в Алматы Манаш Кабашевич мне сказал: «Прочитал вашу статью о хане
Кенесары и полностью разделяю ваше высказываение о необходимости продолжения
поиска его головы» и предложил с этой целью совершить поездки в города Омск и
Томск для исследования областных архивов. Спустя месяц после того разговора меня
вызвал аким СКО Ахметов Д.К. и сообщил, что получил письмо от академика М.К.
Козыбаева с просьбой направить вас в командировку для исследования областных
архивов Омска и Томска с целью поиска головы Кенесары хана. Такая поездка в
указанные города в августе 1998 г. состоялась, но увы череп Кенесары хана не был
обнаружен.
Манаш Кабашевич также поддержал наше предложение о проведении в
Кокшетауском пединституте имени Ш.Ш. Уалиханова ежегодной международной
научно-практической конференции «Валихановские чтения.» С 1993 года состоялись
5
17 таких конференций, первые четыре из них были проведены нами совместно с
Институтом истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова.
У меня вызывает глубокое удовлетворение и гордость тот счастливый факт, что
на протяжении более 30 лет поддерживал дружеские отношения с замечательным
человеком, выдающимся ученым академиком Манаш Кабашевичем Козыбаевым,
пльзовался его благосклонностью и поддержкой. Проведение с его помощью в
Кокшетау научно-практических конфенций на актуальные исторические темы,
организация
«Валихановских чтений»,
несомненно,
сыграли важную роль в
распространени и пропаганде исторических знаний среди населения нашего края.
Литература
1.
Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999. - С.177
2.
«Казахстанская правда». 1995. 30 июня
3.
Козыбаев М. К.Избранные труды. Алматы, 2006. - С.22
4.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. - С. 186
5.
Козыбаев М.К. Дала оркениетшщ кдоамды б е л т . - Казак тарихы.
6.
Отан тарихы. 1998. - №1. - С. 19-20.
УДК 63.51
ОБЩ НОСТЬ ИСТОРИИ ДЕПОРТИРОВАННЫ Х НАРОДОВ И
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА КАЗАХСТАНА
Абуов Н.А.
(СКГУ им. М.Козыбаева)
Стратегия развития страны «Казахстанский 2050», которую озвучил 17 января
2014 г. Президент современного Казахстана амбициозна и многовекторна, направлена
на дальнейшее усиление своих позиций в глобализирующемся мире. Вхождение
Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран ключевая задача, которую перед страной
поставил Елбасы - Н.А. Назарбаев. Однако реализовать эту задачу мы сможем, только
консолидировав все наши силы, все наши ресурсы, весь наш потенциал, поэтому не
случайно вторая часть Стратегии называется «Единая цель, единые интересы, единое
будущее».
Казахстан полиэтничная страна и работа по укреплению межэтнических
отношений в республике является важной составляющей в дальнейшем прогрессе
страны. С первых дней независимости республики поиск компромиссов, расширение
зон согласия между народами были основой в реализации национальной политики
руководства страны. Особая роль в этом процессе отводится историкам, которые
изучая прошлое этносов республики,
определяют интеграционную
базу для
формирования общей истории.
Одним из важных
направлением исследований историков является изучение
национальной политики в СССР периода тоталитаризма. Извлечение трагических
уроков эпохи тоталитаризма и поиск положительного опыта из этой истории возможно
через изучение межнациональных отношений между народами в экстремальных
6
Достарыңызбен бөлісу: |