Уайлд Оскар
Портрет Дориана Грея
Оскар Уайлд
Портрет Дориана Грея
ПРЕДИСЛОВИЕ
Художник - тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство.
Критик - это тот, кто
способен в новой форме или новыми средствами передать свое
впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не
делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто
способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не
безнадежны.
Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или
написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в
зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана, не находящего в
зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же
искусствав совершенном при- менении несовершенных средств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную
манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника - средства Искусства.
Порок и Добродетель - материал для его творчества.
Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если
говорить о чувстве - искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и
значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не
восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь
страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Оскар Уайльд