«Появление Казахских жузов»



Дата27.02.2023
өлшемі34,05 Kb.
#70076
Байланысты:
Появление казахских жузов ЭССЕ. И. Фаррух








Кафедра: Ресторанное дело и гостиничный бизнес
Факультет: Экономика и бизнес


ЭССЕ
На тему: «Появление Казахских жузов»




Подготовил: Исраилджанов Фаррух
Группа: РДиГБ ТиПО 22-22 1 г.о.
Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У таких этносов, как казахи, даже после того, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно в начале формирования казахов как народа, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос старших «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли тогда, когда выезжали за пределы страны, так считалось, что название своего рода и племени уже само по себе означало определение народа.
Традиционное казахское общество состоит из трех жузов: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у ученых нет.

У казахских жузов имелись следующие особенности:

1) внутреннее региональное единство;

2) этническое единство;


3) культурно-хозяйственная общность;


4) общность политического руководства.



Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось свое исторически сложившееся пространство, территория. Так, у старшего жуза - это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза - Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза - Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определенной географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями.
Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве властью. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана.
Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскимижузами не было политических, хозяйственно - культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультур, языковые, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связывающую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о ее защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, к какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на общеказахских съездах-курултаях [1, c 113].
Конкретные документы о казахскихжузах встречаются в литературе первой половины XVIII в. Прибывший в Младший жуз в 1731 г. по вопросу о подданстве России. А. Тевкелев сообщает: «Киргиз-кайсакская орда состоит из трех частей, а точнее: из Великого жуза, Среднего жуза и Малого жуза».
Разделение на три части - традиция, идущая от древних племен. Так, саки делились на тиграхаудов, хаомаваргов и парадарайя. И у усуней, и у древних тюрко-монгольских кочевников была такая традиция.
Деление на большие союзы на бескрайних просторах казахской земли являлось жизненной необходимостью и было связано со спецификой кочевой жизни и сложностями управления государством. Подробное разделение происходило, возможно, еще во времена кыпчакской конфедерации. А окончание процесса деления на жузы совпадает с периодом становления казахской государственности.
Племена Старшегожуза. По летописи казахов племени Старшего жуза состоят из жалайыров, дулатов, канлы, ошакты, сары-уйсинов, шапырашты, шанышкылы, сиргели, ысты, албанов, суанов. Основные регионы, в которых распространялись эти племена, - Семиречье, район рек Чу, Талас, Каратау, среднее течение Сырдарьи. В конце XIX в. общее число казахов Старшегожуза составляло около 700 тыс.
Дулаты - самая многочисленная группа в составе Старшего жуза. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».
Жалайыры проживали в предгорьях Джунгарского Алатау, гор Алтынэмель, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша.
Канлы занимали территорию, которая простиралась от предгорий Заилийского Алатау до левобережья Или. Часть их селилась в Семиречье, Южно-Казахстанской области. Их клич - «Айырылмас».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребта Алтынэмель на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич - «Райымбек».
Суаныжили в предгорьях Алтынэмеля, в Семиречье, на юго-воточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу реки Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич - «Райымбек, Байсуан».
Сары-уйсины в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияние ее с Чу.
Шапырашты жили на берегах Или, в основном на правом берегу, на правом берегу Чу, в предгорьях Заилийского Алатау. Их клич - «Карасай».
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях Алатау. Их клич - «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигало 20 тыс. человек.
Ысты жили в северном части озера Балхаш и территории Жамбылской области. Их клич - «Жауатар».
Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич - «Айырылмас».
Племена Среднего жуза. В Среднийжуз входило шесть племен (их называли еще «алтыарыс»). Это аргыны, найманы. кыпчаки, коныраты, керей, уаки. В конце XIX - начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн. 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, уйсинов и найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн.500 тыс. человек.
Племена Среднего жуза располагались на территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана, в верхнем и среднем течении Сырдарьи в Южном Казахстане. Аргыны и найманы кочевали на северо-востоке Семиречья, вдоль берегов Чу и Сырдарьи, в их междуречье.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич - «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном и юго-восточном регионах Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала по берегам Сырдарьи. До Октябрьского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич - «Каптагай».
Кыпчаки жили в основном в Централтном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в ее среднем течении. Они проживали в Чимкентском и Перовском уездах, в Ташкентском уезде, в других регионах Средней Азии.
Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кутанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг и клич - «Жаубасар, Мукмул».
В Среднем жузе кроме упомянутых племен жили торе, толенгуты, кыргызы, шалаказахи.
Племена Младшего жуза. К казахам Младшего жуза относятся три крупных племен: байулы, алимулы и жетииру. Земли казахов Младшего жуза охватывали весь Западный Казахстан.
На востоке их земли простирались по берегам Тобола, Тургая и Иргиза и предгорьям Мугоджарских гор. На западе они достигали Каспийского моря, среднего и нижнего течения Волги на юге - среднего и нижнего течения Сырдарьи и Мангистауского полуострова, севера Устюрта, берегов Тобола и Урала. Число казахов Младшего жуза в XIX - XX вв. достигало 1 млн.200 - 300тыс. человек.
Байулы насчитывали 12 родов. Это шеркеш, есентимир, таз, ысык, адай, бериш, байбакты, кызылкурт, тана, маскар, алаша, алтын, жаппас. В некоторых летописях алтын и жаппас объединяются и называются алтын-жаппас, считаясь одним родом.
Племени байулы кочевали в степях между Яиком (Уралом) и Жемом (Эмбой) по Устюрту, полуострову Мангистау, по северо-восточному побережью Каспийского моря.
Алимулы называют «шесть предков Алима», это шекты, торткара, кете, каракесек, карасакал, шомекей, роды алимулы в зимнее время жили между рекой Эмба и Каспием, на северо-западе Арала, доходя до песков Борсуки и Каракумов, Куандарьи и Жанадарьи. Летом они кочевали от озера Акскал на север к берегам Тургая, Тобола, Иргиза, Ора, Илека, Кобды, Эмбы, Уила и к предгорьям Мугоджарских гор.
Жетиру состояли из семи родов. Это табын, тама, кердери, кереит, телеу, рамадан, жагалбайлы. Зимой они проживали в среднем течении Сырдарьи и на соседних землях, а летом кочевали на север до подножия Уральских гор.
В 1801 г. царское правительство переселило 5 тыс. казахских семей в междуречье Урала и Волги. Здесь была создана Бокеевская Орда, которая в 1812 г. стала называться Бокеевским ханством, а в 1845 г. - Внутренней Ордой. Во Внутренней Орде в середине XIX в. жили представители родов адай, алаша, байбакты, бериш, жаппас, есентимир, ысык, кызылкурт, кете, маскар, ногай, жетиру, таз, тана.толенгит, шеркеш.
Таким образом, в конце XIX в. казахский народ проживал на нынешней территории Казахстана, частично занимая соседние территории. Так, некоторые группы Среднего жуза жили в Джунгарии, Монголии, Западной Сибири, странах Средней Азии. Казахи Младшего жуза жили в странах Юго-Восточной Европы, у Уральских гор, в Средней Азии. Некоторая часть казахов Старшего жуза проживала в Джунгарии, Восточном Туркестане и Средней Азии [1, c 113].

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет