Байланысты: «Представление пространства и времени в номадической культуре эп
«Представление пространства и времени в номадической культуре эпохи саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы» Массаге́ты (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно — используется термин «культуры сако-массагетского круга». Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков. Основные очаги культур сако-массагетского круга — зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира.Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально - культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках - бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.
Часть памятников древних саков - это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.
Памятники древней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш - Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик - Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки - это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра - города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость - цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения - застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.
Город Бабиш - Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик - Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.
Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 - 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.
Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.
Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.
В 1983 году в Илийско - Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе - тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально - экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.
Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.
Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана - это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане - жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.
Гунны вели кочевой образ жизни, который не всегда был понятен оседлым народам: римлянам и грекам. Поэтому в исторической литературе можно встретить разные характеристики кочевников. Римский историк А.Марцеллин писал: «гунны настолько закалены, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своем поясе. Они кочуют по степям, горам и лесам и с детства привыкают к холоду, голоду и жажде, умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят не сходя с лошади, и на ней же питаются и даже спят, нагнувшись и положив голову на спину коня. При обсуждении важных жизненных вопросов на собрании они это делают, сидя на лошади».
Гунны имели и свои города. Римский историк Прииск писал: «переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное поселение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно обтесанных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите. Царский дворец украшали шатровые крыши, башни и башенки, возвышаясь над оградой. Почти все дома были рубленные». Особенно удивила прииска баня, выложенная из белого камня.
Кожа, шерсть, войлок, дерево - вот основные материалы кочевников для изготовления всех необходимых вещей и предметов. Они не так долговечны, как камень. Меха, ткани и одежда не могли сохраниться до наших дней, но по письменным источникам можно узнать, что кожаные одежды гуннов были прочны и удобны.
Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек - скань. Еще одним видом украшения была инкрустация - украшение изделия камнями. Ученые называют такой стиль полихромным стилем. Гунны искусно выделывали серебряные и золотые украшения. В погребениях богатых гуннов в обилие встречаются золотые серьги, кольца, перстни, инкрустированные золотом, кожаные пояса. Для украшения изделий использовались изображения диких животных.
Найденные в местах постоянных поселений головки веретен показывают, что гунны ткали и носили одежду из шерсти. В богатых погребениях знатных гуннов находят остатки шелковых материалов, отсюда становится ясно, что одевались они в дорогой китайский шелк.
Памятники культуры уйсуней относятся к периоду III в. до н.э.- ІVв.н.э. Название «уйсун» встречается в китайских записях, относящихся к II в. до н.э. и означает «кочевое государство». На территорию Казахстана уйсуни пришли Из Центральной Азии.
Во II в. до н.э. (160 г. до н.э.) уйсуни заселились на земли саков-тиграхауда вСемиречье.Они говорили на древнетюркском языке. Уйсуни имели европеоидные черты лица с примесью монголоидных черт.
Уйсуни занимали территорию от реки Чу иа западе, отрогов Тянь-Шаня на востоке (местность Бесбалык, северо-западнее Китая), от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столицей был город Чугучэн (город Красной долины), который находился на берегу Иссык-Куля.
Главным занятием уйсуней было скотоводство, образ жизни - оседлокочевой. Скотоводы разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, одомашнили и использовали в хозяйстве ослов. Уйсуни воевали за пастбища с племенами кангюев и гуннов. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Хозяйство уйсуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.
В уйсуньском обществе существовало имущественное неравенство. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Общество достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек».
На месте захоронения знатных особ уйсуни сооружали курганы. Наибольшее число курганов уйсуней обнаружено на территории Семиречья.
У уйсуней было развито ювелирное ремесло. В украшении ювелирных изделий из золота и серебра широко применялась традиция инкрустирования драгоценными камнями и техника зерни. Большой интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Её изготовил мастер, живший в I в. до н.э.- II в. н.э. Главной идеей диадемы было изображение модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце.
Керамическая посуда уйсуней украшалась преимущественно солярными знаками, т.е. изображением солнца.
Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Жизнь уйсуней была описана китайским ученым Сыма-Цянем.
Кангюйцы использовали согдийскую письменность. В древнем городище Культобе найдены глиняные таблички с согдийскими надписями ранее III века н. э.[25]
Культобинская письменность после дешифровки определена как алфавитная, строчная, арамейская, которая также включает идеограммы. Она маркирует один из восточных диалектов древнеиранского языка. Палеографический и лингвистический анализ культобинского письма показал, что оно датируется II — началом III века н. э., то есть более чем на век древнее так называемых «Старых согдийских писем»[26].
Жители Кангюя освоили технологии железного века. Большую роль играла охота и полукочевое скотоводство. Население разводило крупный рогатый скот, овец, лошадей, коз. Вместе с тем было развито богарно-лиманное земледелие, огородничество. Землю обрабатывали при помощи каменных мотыг. Также использовались костяные земледельческие орудия. Широко применялись простейшие формы ирригации. В районе Джетыасара обнаружены арыки длиной 40—50 м, небольшие каналы и водохранилища, развалины дамб[8].
Кангюйские поселения располагались в основном по берегам рек и протоков. Они состояли из десятков жилых и хозяйственных строений, были укреплены крепостными стенами и рвами, наполненными водой. В состав поселений входили сложные по архитектуре дворцовые комплексы и монументальные кирпичные постройки, украшенные красочными настенными росписями. В числе домашних промыслов были кузнечное и гончарное дело, изготовление ювелирных изделий, обработка камня и кости. Кангюйцы вели торговлю со среднеазиатскими государствами, с народами Закавказья, Римом и Китаем. При раскопках поселений в жилых и хозяйственных помещениях обнаружено множество хумов для хранения зерна и бахчевых культур, зернотёрок, зерновых ям[8].
Армию составляли всадники, вооружённые луком и стрелами, копьями и мечами (см. Орлатские пластины).
В «Цзинь шу», династийной истории, составленной в VII в., имеется описание Кангюя: