Работа над музыкальным произведением. Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства С.Савшинского, Г.Когана, С.Е.Фейнберга, Г.Нейгауза, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»;Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление». Г.Нейгауз – первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа. В учебной практике изучение произведения как целостный процесс распределяется на следующие этапы: 1)ознакомление с произведением и его разбор; 2) преодоление как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей; 3) «собирание» всех разделов произведения в единое целое, работа над ним, 4) подготовка к эстрадному выступлению. Первый этап – ознакомление. На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в формировании установки на создание первоначального образа пьесы, расширения и обогащение музыкального кругозора учащихся. Начальный этап работы над пьесой ставит перед собой выполнение следующих задач: 1) ознакомиться с историей создания произведения; 2) проанализировать основные технические моменты (аппликатура, штрихи); 3) обнаружить основные средства выразительности; 4) осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально-теоретического анализа. Знакомство ученика с произведением следует проводить с помощью следующих методов: чтение с листа (эскизное проигрывание); краткий музыкально-теоретический анализ произведения; показ педагога. В прежние времена многие педагоги не придавали значения ознакомлению учащегося с произведением в целом. Они сразу задавали разбирать его по кусочкам, каждой рукой отдельно, не заботясь о том, чтобы ученик вначале составил бы себе хоть приблизительное представление о характере музыки. Этот метод не соответствует основным принципам, когда вначале любого умственного действия должна стоять определенная цель. Проникновение в содержания произведения предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, ладового и гармонического строения, формы, фактуры и других средств выразительности. Вслушивание в музыкальный язык сочинения – процесс искания смысла художественного повествования. Для выполнения такой работы необходимо вместе с учеником проследить ход становления авторской мысли, разобраться в логике ее развертывания. Огромную пользу во время таких предварительных просмотров принесет исполнителю, как было сказано выше, краткий, лаконичный музыкально-теоретический анализ произведения, углубление которого будет далее продолжаться на всем протяжении работы над сочинением. Такой сжатый анализ будет способствовать более эффективной работе над музыкальным произведением.