Символическая мифология казахов 1 Истоки культуры



бет1/44
Дата05.10.2022
өлшемі354,24 Kb.
#41539
түріЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
Байланысты:
treatise116745


Содержание
Введение
Глава 1 Символическая мифология казахов
1.1 Истоки культуры
1.2 Мифы о сотворении мира
1. 3 Символика юрты
1. 4 Символика животных
1. 5 Числовая гармония мира
Глава 2 Традиции и обычаи казахов
2.1 Рождение
2.2. Свадьба
2.3. Похороны
Глава 3 Аль-Фараби, средневековая тюркская философия и суфизм
3.1 Аль-Фараби и исламская теология
3.2 Аль-Фараби – родоначальник восточного перипатетизма
3.3 Аль-Фараби и мыслители средневекового Востока (аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари)
3.4 Аль-Фараби и философские аспекты классического суфизма (аль-Газали, Ходжа Ахмет Йассауи)
Глава 4 Становление культуры и философии Казахстана (конец XIX - первая половина ХХ века)
4.1. Философские мотивы в творчестве акынов
4.2 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения (Ч. Валиханов, Абай, И. Алтынсарин)
4.3 Социально-философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана (Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, Ж. Аймауытов, М. Жумабаев)
Глава 5 Социокультурная трансформация суверенного Казахстана
5.1 Курс на построение открытого демократического общества
5.2 Поиск национальной идентичности
5.3 Общенациональное движение «Казахстан-2050»
Заключение
Литература


Введение
Казахстанская цивилизация возникает на базе богатой духовной культуры народа. Она формировалась на огромных пространствах евразийского субконтинента и перекрестье иных культур, заброшенных волнами времени на этот субконтинент. Она не только вобрала в себя элементы других (родственных и в корне отличных от нее) культур, но и сохранила собственное неповторимое своеобразие. Культура казахов не потерялась и не растворилась в горниле пространства и времени (как это случалось и продолжает происходить с другими), не растеряла, а обрела свою социально-природную целостность. Этим она в первую очередь обязана мощным корням традиций и обычаев, а также голографичной, космологической (грандиозной по глубине и охвату) философии мифа. Эта первая историческая форма мировоззрения казахов веками играла роль системо- и смыслообразующих скрепов в становлении и развитии казахского народа.
Казахская мифология, как и греческая, начинается с рассмотрения акта Первотворения - возникновения Порядка и Гармонии из Хаоса. Как известно, объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений чаще всего сводились к рассказу о том, «кто кого породил». В «Теогонии» Гесиода, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера процесс творения мира имеет определенную хронологию. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась могучая, все оживляющая филокалия - любовь к прекрасному. На тематику мифологии предков казахов оказало влияние кочевой образ жизни. Потому мифы посвящены сотворению мира, символике юрты, животным, числовой гармонии мира, основным событиям в жизни человека. Традиции и обычаи культуры, наполненные до краев философским смыслом, являются цивилизационным кодом казахского народа. Именно они сформировали мировоззрение казахов, и они же определяют место и роль казахского народа в мироздании
В предлагаемой книге раскрывается также богатое творческое наследие Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлага ал-Фараби, известного на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля). Он родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г., в тюркской семье. Обуреваемый жаждой знания, аль-Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. В Багдаде он основательно пополняет свои знания, устанавливает творческие контакты с ведущими учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них доминирующее место. В этом городе шло духовно-интеллектуальное формирование мировоззрения аль-Фараби. Это вполне объяснимо, ибо он был центром активной культурной жизни, местом пересечения различных традиций и ценностей, в частности, языческих верований, иудейства, христианства (в лице несториан и монофизитов), ислама. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали школы, вступали в соперничество, добивались успеха. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой переводили, комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида.
В период становления казахского этноса и казахского ханства широкое распространение среди народа получила творчество поэтов – жырау, которые были настоящими художниками слова. Многие жырау, жившие в XV-XVIII вв. были не только поэтами, но и вождями племен, батырами предводителями. Они сохранили и продолжали литературные традиции, созданные еще певцом Коркытом, Ю.Баласагуни в «Благодатном знании», А. Йассауи в «Книге премудрости». Наиболее яркими первыми крупнейшими представителями этой своеобразной поэзии были Шалкииз-жырау, Актамберди-жырау, Бухар-жырау и др., в творчестве которых нашли отражение исторические события периода становления казахского ханства и казахского народа.
Философские мотивы в творчестве жырау получили дальнейшее развитие в философии казахского Просвещения (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин и др.). Круг вопросов, которые они рассматривали, значительно отличается от проблем английского и французского Просвещения.
Важное место в работе занимают вопросы реализации Государственной программы «Мәдени мұра» - «Культурное наследие» Казахстана: этапы ее реализации и значение. Ее воплощение в жизнь связано с тем, что историческая память народа является фундаментальным фактором сохранения самого народа, нации, этноса, которая закладывается веками в культурное наследие, культурные пласты всей человеческой цивилизации. Действительно, культурное наследие является определяющим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности. Обретение Казахстаном суверенитета помогло вернуться к поискам своих духовных истоков. Это позволило в век компьютерных технологий, глобализационных процессов сохранить идентичности и единства народа Казахстана.
В книге показано, что в настоящее время запрос на поиск национальной идентичности вызван новыми общественными реалиями, связанные с обретением независимости и суверенитета Республики Казахстан. Глава государства в стратегии «Казахстан – 2050» в качестве консолидирующих ценностей выдвинул новый казахстанский патриотизм, равноправие всех граждан и единство. Н.А.Назарбаев отмечает, что Казахстан - наша священная родина, представители разных национальностей стали нам братьями, мы - единая страна, единство народа - ключевой вопрос сохранения нашей государственности. Единство народа - бесценный дар. Единство, согласие, толерантность и терпимость, в первую очередь, нужны нам, казахскому народу. Казахов никогда не завоевывал внешний враг. Только разногласие может ослабить наш народ. В единстве его сила. Президент выразил уверенность в том, что XXI век будет для Казахстана «золотым веком», поскольку народ сумеет превратить независимую страну в вечное государство
Таким образом, все главы книги взаимосвязаны между собой и раскрывают логику возникновения и развития духовной составляющей казахстанской цивилизации.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет