ТЕМА 12. Язык специальности и профессиональная культура речи. Нормы произношения и ударения.
Ключевые слова
: специальность, орфоэпия, произношение, ударение
Теоретический материал
Нормы произношения и ударения. Орфоэпия.
Орфоэпические нормы русского языка – это
целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.
Орфоэпия (от греческих orthos – прямой, правильный + epos – речь, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения.
Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам – она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки, может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже – негодование и раздражение. С
другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего.
Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в
языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом.
Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в
словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта – [чн] и [шн] – правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в
настоящее время воспринимается как устаревший.
Произношение определенного слова можно узнать в Орфоэпическом словаре русского языка.
Особенности ударения (далее -
ударная гласная выделена заглавной буквой)
Самая сложная область русского языка – ударение. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с
напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.
1. Разноместность – это способность ударения падать на любой слог:
на первый – икОнопись, на второй – экспЕрт, на третий – жалюзИ, на четвертый – апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.
2. Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА – вОду, хожУ – хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у
одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов дается словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Сравните: магАзин, – неправильно; магазИн – правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.