«Университет имени Шакарима г.Семей»
Выполнила: студент 1 курс ДПМНО-303с
Ниязбаева Толғанай Ескалиқызы
ПЛАН
1. Литература, музыка, драматургия, архитектура, прикладное искусство
2. Периодическая печать
3. Просветители Центральной Азии
1. Литература, музыка, драматургия, архитектура, прикладное искусство
В литературе оседлых тюрков рассматриваемого периода существовали два жанра: поэзия и проза при безусловном доминировании первого. Однако со временем начинают зарождаться элементы рассказа, романа, повести, публицистики и мемуаров. Значительное место в устной литературе второй половины XIX в. занимали айтысы — состязания певцов {акын), проводившиеся публично. Особой популярностью в народе пользовались айтысы, затрагивавшие социальные проблемы, осуждавшие злоупотребления местной аристократии и царской администрации. С другой стороны, заметно распространены были айтысы исключительно религиозного плана. Часть казахских и кыргызских поэтов воспевала батыров, боровшихся за свободу народа. Другие слагали стихи и песни о жизни простого люда, рассказывали q несправедливостях, творимых властями разных уровней. Третьи воспринимали жизнь с позиций канонов ислама, крайне негативно оценивали проникновение в казахский аул российского капитализма, резко выступали против разного рода модернизации. Четвертые, особенно в начале XX в., сочиняли хвалебные гимны в честь баев, волостйых управителей и аульных старшин.
Огромное влияние на развитие музыкального искусства степных народов оказала деятельность большой группы народных композиторов, в которую входили и женщины — талантливые певицы и домбристки, авторы популярных в народе произведений. В их песнях воспевались красота и мудрость народа, находили отражение темы социального протеста, звучали призывы к борьбе с несправедливыми законами и произволом султанов-правителей, мечты о свободе.
Огромное влияние на развитие музыкального искусства степных народов оказала деятельность большой группы народных композиторов, в которую входили и женщины — талантливые певицы и домбристки, авторы популярных в народе произведений. В их песнях воспевались красота и мудрость народа, находили отражение темы социального протеста, звучали призывы к борьбе с несправедливыми законами и произволом султанов-правителей, мечты о свободе.
Традиционная музыка: Центральная Азия богата музыкальным наследием, включающим различные жанры и инструменты. В этот период продолжалось развитие классической музыки, такой как мугам, шашмақам и маком. Музыкальные инструменты, такие как домбра, тар, гайдамак, шашмақам, охакша были широко используемыми.