Тема философско-психологические основы дистанционного обучения: предыстория и современное состояние



бет1/13
Дата24.03.2022
өлшемі88,43 Kb.
#28680
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Байланысты:
Lektsia 5 (3)

Тема 5. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРЕДЫСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ



Общие положения

Деятельностный подход был выработан в теории обучения и применен в лигводидактике как результат сложного эволюционирования дидактических воззрений и педагогических принципов. Эта эволюция продолжается и в настоящее время под влиянием синергетических процессов, происходящих в человеческом обществе как открытой системе, влекущих за собой, как мы говорили раньше, переосмысления концепций и перемены в организации функционирования социальных институтов, и в частности образования. Исторически же все течения и направления педагогической мысли индуцировались психологией как областью, изучающей когнитивные процессы в сознании человека, которая в свою очередь испытывала влияние «науки всех наук», анализирующей и обобщающей глобальные экзистенциальные сущности.

Именно поэтому представляется целесообразным хотя бы кратко рассмотреть основные философско-теоретические направления, которые (опосредованно, через психологию) определили развитие теории обучения вообще, и науки об обучении языкам в частности.

Теоретическая основа, на которой строится модель дистанционного обучения, включает не только то, каким образом информация сообщается обучаемому, но и то, как он осмысляет ее и исходя из этого приобретает новое знание.

На разном понимании природы человеческой когниции зиждутся три основные гносеологические и методологические установки: эмпиризм, рационализм и интеракционизм. Эмпиризм (от лат. етрета «опыт») в качестве основного источника и содержания знания видит чувственный опыт. Рационализм — филосовское направление, признающее разум основой познания. Последняя, появившаяся в конце прошлого столетия на основе синтеза или селективного, ситуативно-обусловленного подхода ко всем существующим методам, носит красноречивое название «эклектизм», раскрывающее ее сущность: использовать все, что работает, из разных методов.

Каждая из методологий преломилась во взаимосвязанных областях: философии, психологии и педагогике — и получила новую самостоятельную жизнь и развитие.

В настоящее время процесс обучения принято рассматривать в рамках трех основных философско-психологических теорий: бихевиоризма, когнитивизма и конструктивизма. Бихевиоризм вышел из эмпиризма, рационализм породил когнитивизм и его трансформацию (или логическое развитие) — конструктивизм. Конструктивизм с очень сильной социальной референцией оформился в самостоятельную теорию интерак- ционизма.

Каждая из теорий зародилась в XX в., приобрела множество сторонников и последователей, разбилась на несколько течений и школ, и каждая представляет собой философскую парадигму, на основе которой может быть выстроен тот или иной подход к учебной деятельности. Вопрос о том, насколько каждая из теорий полезна и может использоваться в современном процессе обучения, остается открытым и активно обсуждается.

Интересным для нас является и тот факт, что в рамках этого глобального процесса развития и смены теоретических парадигм структурализма, когнитивизма и конструктивизма (и ответвившихся от них направлений) мы можем ясно увидеть и понять, как компьютерные технологии начали использоваться в обучении языкам и, в частности, оценить роль сетевого обучения сегодня. Интереснейшим также является и тот факт, что этот «сдвиг» философско-теоретической перспективы в языкознании и лингводидактике происходил параллельно с развитием ИКТ: от огромных ЭВМ с центральным процессором до персональных компьютеров, работающих в локальных сетях, и далее — до компьютеров, соединенных Глобальной сетью.

Как увидим далее, им соответствуют и три функции компьютера в обучении, соответствующие каждому такому этапу: компьютер как тьютор, полностью контролирующий деятельность учащегося (отношения «машина - человек»); компьютер как ученик (отношения «человек - машина»), с возможностью учащегося контролировать действия компьютера; компьютер как инструмент, с помощью которого осуществляется человеческое общение (отношения «человек - человек»).

Рассмотрим кратко каждое из вышеназванных философско- теоретических направлений и воплощение этих теорий в линг- водидактике.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет