Творчество "трагического тенора эпохи", А. Блока , во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма.
Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления.
В русской литературе и поэзии до произведений Блока, не было творца который был бы способен в нескольких строчках, создать необъятный мир с мистическими иллюзиями и с повседневной жизнью.
В своих стихотворениях Блок оставляет безграничные просторы для творчества самого читателя. Александр мастерски выстраивает систему образов в своих произведениях, к примеру поэма «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
Поэтому , если бы эти строчки написал другой поэт, скорее всего читатели получили бы более подробное описание каждого явления из первой строчки.
Анализ
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет – классическое введение в мистический несуществующий мир.
Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь: – Довольно банальное, но гениальное бытовое рассуждение и приговор о смысле жизни.
Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. – Далее идет «закольцовывание», оно закрывает двери в потусторонний мир в котором спрятаны великое знание.
«Блок обманул самого себя» - Поэма «12»
У каждого писателя русской литературы имеется своя «визитная карточка» в виде популярного произведения. У Александра Блока – поэма «12».
Блок, как и все люди имел высокие ожидания от революции и называл это предшествием «нового мира». Но, Александр разочаровывается новым порядком и властью в стране. Тем самым всего за несколько дней Александр пишет поэму «12» после которого он получает огромное количество критики от читателей, таким образом, большое количество людей отвернулись от писателя.
Есенин – крестьянский поэт?
Несмотря на классификацию, Сергея Есенина в обществе принято называть «крестьянским поэтом”. Вовсе, не из за его произведении о деревне, а из за его происхождения.
Есенин входил в так называемое объединение «Крестьянских поэтов» - условное собирательное название русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения.
Ах, сегодня так весело россам, Самогонного спирта — река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека.
Сергей Есенин – писатель
Сергей Есенин вошел в нашу литературу как прекрасный лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу творчества Есенина. В нем вся кровь молодого человека, заново открывающего для себя удивительный мир и тонко чувствующего богатство земного очарования, сияющую радость и глубокую трагедию человека, который слишком долго оставался в "узком промежутке" старых чувств и взглядов.
Заключение – Что общего между Блоком и Есениным?
В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего. Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов.
И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значение в жизни родины. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о родной земле, о природе, о любви, о своем народе. Эти поэты всегда были предельно искренни в своих стихотворениях, все их размышления и переживания нашли отражение в творчестве.
Оба поэта подняли русскую поэзию на качественно новую ступень, открыли новые пути ее развития. Их произведения находят отклик и в душах наших современников, поскольку несут в себе бесконечную любовь к Родине, природе, своему народу и, конечно, к женщине. Революция в творчестве Владимира Маяковского