22-грт-2-3 Енсебаев Диас



Дата05.01.2023
өлшемі42,14 Kb.
#60419
түріСеминар

22-ГРТ-2-3 Енсебаев Диас
После самостоятельного изучения тем семинаров, которые прикреплены на каждую неделю, необходимо выполнить задания ниже, максимальное оценивание – 50 баллов
1. Заполнить таблицу: Казахстан в эпоху камня

хронология

Физиологический тип

Тип общественного устройства

Виды деятельности

Орудия труда

Археологические памятники на территории Казахстана

Достижения

Палеолит
140–40 тысячелетие до н. э.

появление человека современного физического типа — «человека-разумного», а также формирование рас и родовых общин с матриархальной основой

у людей сложились большие общины. Причиной объединения в такие группы стали совместная загонная охота и защита

Люди живут в построенных жилищах, которые различаются в зависимости от климата, строительного материала и навыков первобытных строителей. У людей позднего палеолита получило развитие искусство: находки древней живописи, выполненные минеральными красками, фигурки из кости.

ножевидные пластины, появляются крючки и гарпуны для охоты на крупную рыбу, наконечники копий и дротиков, скобели, проколки, резцы

Основные стоянки среднего палеолита: Токалы, Ушбулак, Стоянка им. Ч. Валиханова (Южный Казахстан); Обалысай, Музбел, Батпак и другие (Центральный Казахстан); Канай, Бодене и Кызылсу (Восточный Казахстан). Ачисайская — Южный Казахстан; Батпак 8, Карабас 3 — Центральный Казахстан; Аккыр, Онижек — Западный Казахстан; Шульбинка, Свинчатка, Конай — Восточный Казахстан и другие.

открытия способа добывания огня трением.

Мезолит (12–5 тысячелетие до н. э.)



человек-разумный», а также формирование рас и родовых общин с матриархальной основой

Общины, примитивные племена

Человек освоил огромные пространства благодаря передвижению вслед за животными, совершенствовал орудия труда и оружие для охоты, занимался обработкой кости, из шкур животных изготовлял примитивную одежду.

Среди орудий появились вкладышевые, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставлены каменные пластины.

В Казахстане древние люди расселялись в основном на северных и центральных территориях — в долинах рек Иртыша, Ишима, Тобола, Тургая и Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу)

Были изобретены лук и стрелы, Развитие получило рыболовство

Неолит
(5–3 тысячелетие до н. э.)

кроманьонцы, которые смогли оттеснить более отсталый человекообразный вид неандертальцев. Они считались первыми разумными людьми - Homo sapiens.

Родовая община представляла собой материнский род. Возникли более высокие формы организации общества – образование племенных объединений. Племена состоят из нескольких родовых общин. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.

Люди научились шлифовать, пилить и сверлить камень, из глины — лепить и обжигать керамику, из меди — делать орудия труда и оружие, из золота — украшения. Из шерсти и растительных волокон стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл

орудия труда как мотыги, зернотерки и ступки

свыше 600 исторических памятников неолита. Стоянки Караунгур в Южном Казахстане, Кульсары — в Западном Казахстане, Кызыл Су — в Восточно-Казахстанской области, Пеньки — в Северном Казахстане, Сенек и Шебер — в Мангыстау. Стоянки делятся на четыре типа – родниковые, речные, озерные, пещерные.

Неолитическая революция» — переход от присваивающих форм хозяйства к такому производительному труду, как земледелие и скотоводство.

энеолит (3–2 тысячелетие до н. э.)

Кроманьонцы

Родовая община представляла собой материнский род.

значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйства (скотоводство, земледелие) и развитыми домашними промыслами. В домостроительстве преобладают капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническими деревянным шатровым перекрытием

Ведущие типы орудий труда — наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки. Для керамики характерна полуяйцевидная форма с открытой горловиной и геометрическим орнаментом

памятники Ботайской культуры — Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др.

внедрение в жизнь людей металла — медных орудий

2. Заполнить таблицу: Казахстан в эпоху бронзы



Период

Особенности

Ранняя бронза — XVIII-XVI вв. до н. э.

На этой территории сложился единый для всех андроновцев «хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев». Андроновцы жили вдоль рек оседло в полуземлянках и в наземных бревенчатых хижинах. Их поселки всегда располагались в долинах рек, для более успешного ведения земледелия и скотоводства. В стаде андроновцев доминировали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, то Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Земледелие и скот у андроновцев были разделены. Скот пасся отдельно большую часть года. А зимой находился в загонах. Злаковые же культуры выращивались на приречных пойменных землях. Земледельческие инструменты были в основном из бронзы, но встречались и каменные. Охота, рыболовство и собирательство перестали играть большую роль в хозяйстве андроновцев.

Средняя бронза — XV-XIII вв. до н. э.

орудия труда (серпы, топоры, мотыги и т.д.), так и военное оружие (кинжалы, наконечники, копья). Причем данные продукты в рамках торговли поставлялись за пределы андроновской культуры. Помимо «оседлания лошади» андроновцы первыми изобрели колесницы. На сегодняшний момент самые ранние колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культурой (захоронение Кривое озеро, 2026 г. до н.э.). Данные колесницы – это легкие повозки с двумя спицевыми колесами, которые запрягались конями и управляли при помощи кольцевых удил, для быстрой езды.

Поздняя бронза — XII-VIII вв. до н. э.

Синташтинская культура. На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.). Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.

3. Заполнить таблицу: Племенные союзы и ранние государственные образования в эпоху раннего железа



Племенной союз

Исторические источники

Территория

Политическая история

Экономика

Культура

Саки

Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. Они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарь и обитали саки-парадарайа — заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя. Сакское общество состояло из трех групп — воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог. В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен.

Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием.

Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток. Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость — цитадель со стенами, вышками, рвом. С VIII века до н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма (каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом,

Уйсуны относятся к III в.до н.э.-IVв.н.э.

Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н.э

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Их столица Чигучен или Читу (Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели государственное устройство

Уйсуны имели государственное устройство. Правитель — гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе — с Кангюем, насчитывай 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.

Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием.

Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ.Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью — мелкими шариками.Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве.

Кангюи жили в III в.до н.э.-V в.н.э.

В священной книге древнего Ирана VI в. до н.э. «Авесте» говорится о народе Канха. Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников. В китайском источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других моментах их истории.

Основным местом расселения кангюев была среднее течение Сырдарьи а также берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с

В 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток, 600 тысяч человек, до 120 тысяч воинов. Сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух резиденций правителя кангюев — летней и зимней. Столица располагалась на реке Талас, недалеко от современного Тараза.

Кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Вся власть передавалась по наследству от отца к сыну.

Обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншинской (в Приташкентском оазисе), отрар-карагпауской (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), жетыасарской (долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи) археологическим культурам. Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии.

Гунны охватывают IV в. до н.э. — III в. н.э.

По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Модэ. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э.

Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название Великое переселение народов. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. отские племена вошли в состав гуннов. В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» — темники — сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Модэ.

Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах. В гуннском обществе существовало социальное неравенство.

В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников — скромные вещи личного пользования. Гуннское общество было патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен – шаньюй. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие — резали лицо, использовали иные виды наказаний.

Сарматы VIII в. до н.э. -V в. н.э

О них оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Стерший, Полибий. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Сав­роматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э.

Западный Казахстан, в долинах Урала, Илека, Эмбы

Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Резкое уменьшение численности сарматов в III в. до н.э. — I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Это вынудило савромаго-сарматов присоедиениться к гуннам

В сарматском обществе женщины были равны в правах с мужчинами, входили в военное сообщество племени. Военная Демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием.

могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савро матов является могильник Сынтас, в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках позднесарматского могильника Аралтобе в Атырауской области были раскопаны 3 кургана. Даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу.

4. Заполнить таблицу: Казахстан в эпоху раннего и развитого средневековья



Наименование государства,
Период существования

Территория, столица

Племена

Исторические источники

Причины распада

Тюркcкий Кaгaнaт в 551-603 гoдa

Изначально в пределах Алтая, затем на местах Маньчжурии, Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Центральной Азии), Казахстана, а также Крыма и Северного Кавказа. Ставка – Суяб

тюркюты усуни, дулу, нушиби (в Семиречье) кыргызы (на Енисее), теле (на Алтае) кидани (в Маньчжурии) согдийцы (в Средней Азии)

Китайские, арабские и персидские источники, а так же сохранившиеся руническая письменность на

После смерти Тобо-хана в 581 году произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы Каганата, войны с соседними странами.

Западно-тюркский каганат 604–657 гг.

Джунгария и Средняя Азия. Ставка Суяб.

тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки

Китайские источники

Вследствие феодальных междоусобиц в середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался

Огузское государство (IX — нач. XI вв.)

Изначально Жетысу, затем покинули и поселились в предгорья и долину Чу, затем захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. Столицы: Янгикент, Джент.

Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подраз­делений. первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. кыпчаками — способствовали все большему их сближению.

Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях IX — нач. X вв. Одно из наиболее ранних известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.). Свидетель­ство арабского географа интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о пле­менах огузов IX—X вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-Факиха (X в.),

Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объ­единение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кипчакских племен. Значительная масса огузов под напо­ром кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана.

Кыпчакское ханство XI в. —1219 г.

от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере, до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге. Ставка Сыгнак

Кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена.
С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы (канглы), карлуки и жикил.

Арабский путешественник Ибн Баттута, В русских исторических источниках кыпчаков называли половцами.

формирование прохо-резмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной динас-тийной борьбы за власть.

Государство Кимаков IX-XI веков

территории Северного и Восточного Казахстана

баяндур, татар, ими, кимек

свидетельство арабского путешественника Тамима ибн Бахра ал-Муттава'и, который, Абу Са'ид Абд ал-Хайя б. Заххак Гардизи написал научный труд под названием: «Украшение известий» (Арабские)

ожесточенная междоусобная борьба между различными ханами, что и привело в результате к распаду, позднее монгольское нашествие.

Каракитайское (Каракиданьское) государство 1140—1212 гг.

Средняя Азия, от Амударьи и Балхаша до Куньлуня и нагорий Бэйшаня. Столица Баласагун (Хусыфдо)

Кидани, каракидани, а также 18 племен (не сохранились названия)

В китайских источниках оно было известно как Си Ляо (Западное Ляо). Данное государство основано одним из киданьских принцев Елюем Даши, после падения в Северном Китае киданьской империи Ляо в 1125 году.

Против такого произвола часто вспыхивали народные восстания. В 1171–1172 гг. каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри за власть между его сыновьями.

Государство Карлуков VII в

oт тeрритoрии Джунгaрcкoгo Aлaтaу дo Oтрaрa (Фaрaбa) и Иcпиджaбa (Caйрaмa). Иcпиджaб был грaницeй мeжду oгузaми и кaрлукaми, c oднoй cтoрoны, и мeжду кaрлукaми и сaмaнидaми, c другoй cтoрoны. Ставки: Суяб, Баласагун.

Рoдoплeмeннoй cocтaв включaл в ceбя: 3 группы Чигиль, 3 группы плeмeни Бacкиль (Бacмыл), Булaк, Кукыркин, Тухcи.

Мусульмансие источники, Гaрдизи

940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма — и Карлукский каганат перестал существовать.

5. Заполнить таблицу: Города и городская культура Казахстана в VI-XII вв.



Основные районы формирования городов

Функции городов

Районы города

Крупные города, Краткая характеристика

На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье.

Торговля служила одним из важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством (город и его округа), между городом и кочевой степью. Для IX - XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI - XII вв. возрастает роль золота как средства обращения.

Города состояли из трех частей - цитадели, шахристана и рабада. Цитадель - наиболее укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме. Шахристан - основное ядро города (резиденции правителя и знати), включающее цитадель и обнесенное стеной. Рабад - пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана.

Важная роль в жизни города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки арабские авторы называют <сук>и <асвак>, персидские - <базар>. Базары могли находиться в шахристане и на территории рабадов.


В X - XII вв. в городах Южного Казахстана появились бани. В больших городах насчитывалось по нескольку десятков бань. В ряду общественных построек баня занимала видное место. В рабаде Отрара раскопаны две бани XI - XII вв.



Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о <городе купцов>, Чуйской долины - Суяб, где <смешанно живут торговцы из разных стран>, а половину жителей города составляют купцы.

6. Заполнить таблицу: Великий шелковый путь на территории Казахстана



Формирование ВШП

Направления и трассы ВШП

Товары

Взаимодействие и взаимообогащение культур

Распространение религий

Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э. А сам термин «Великий шёлковый путь» был введён в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу «Китай», в которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам названием «шелковый путь».



Один из древнейших путей — «лазуритовый» — сложился еще в 3—2 тысячелетиях до н.э. Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта.

Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и Египет.
Они везли с собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товары из Средней Азии.

Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников.



Собственно Тенгрианство, а так же Наряду с древними языческими верованиями и культами в городе и степи распространились мировые религии. Важную роль в этом процессе играл Великий Шелковый путь.

Тюрки с V I в. испытывали сильное влияние буддизма, который имел достаточно широкое распространение на юге Казахстана и в Семиречье. Об этом в первую очередь свидетельствуют находки буддийских храмов, монастырей.


Наряду с буддизмом по Шелковому пути распространялось христианство несторианского толка. В V II- V III вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мирки действовали христианские церкви.


По Шелковому пути распространилась также религия - манихейство, которая возникла в III в. в Иране и представляла собой синтез зороастризма и христианства. Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения.


Среди жителей средневековых городов были представители еще одной мировой религии - зороастризма, возникшей в V II- V I вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Памятники зороастризма (остатки башнеподобных сооружений) можно проследить в Средней Азии, в сырдарьинских городах и Семиречье.



Другой путь — знаменитая «царская дорога» Ахеменидов — связывал в VI—IV вв. до н.э. малоазииские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы.

Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана до Алтая.

7. Охарактеризуйте духовную культуру Казахстана в VI-XII вв.


Изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы. Об этом свидетельствуют орнаменты и узоры, нанесенные на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий.
Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана – это наскальные изображения (петроглифы) древних тюрок. По своему содержанию они делятся на две группы: первая – сцены с изображением всадников, охоты на зверей, перекочевок и поединков; вторая – изображения диких зверей. Изображение образов воинов-всадников со знаменами отражает военно-политический характер тюркских каганатов.
Прикладное искусство.
Это еще одна композиционная часть архитектуры. Особенно были распространены искусство терракоты (производство керамики из обожженной цветной глины), художественная керамика, мелкая пластика. Терракота представлена образами людей с характерными типами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали тюркам и согдийцам. Встречаются и изображения Будды. Характерной особенностью является то, что на крышках оссуариев (сосудов из глины и камня, в которых хранятся кости умерших) ручки делались в виде человеческих голов.
Тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. Они переняли у согдийцев образцы растеневидных орнаментов и развили их дальше.
7.1 Язык и письменность
Язык и письменность
Язык.
С середины I тыс. на территории Казахстана складывается несколько древне-тюркских языковых групп:
Булгарско-хазарская;
Западно-тюркская (огузская);
Карлукская.
В VIII-X вв. из западно-тюркского направления отделятся — кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись — иранские, согдийские, сирийские языки.
В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Письменность.
С развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины VI в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники.
Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги — каменные стелы в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука. Впервые древнетюркские памятники открыты на р. Енисее в 20-е гг. XVIII в. учеными Д.Миссершмидт и Ф.Страленберг. Из-за сходства со скандинавским древнетюркские письмо называют — руническим. В 1889 г. Н.М.Ядринцев обнаружил рунический памятник в северной Монголии на р.Орхон
В 1893 г. датский ученый Вильгелм Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские памятники обнаружены в Таласской долине.
В VI-X вв. наряду с тюркским письмом в Казахстане применяли согдийский, сирийский и уйгурский алфавит. С IX в. широкое распространение получает арабский алфавит.

7.2 Литература и наука


Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа - энциклопедиста Абу Наср Мухаммеда аль-Фараби. Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Его при жизни назвали вторым, после Аристотеля, учителем Востока. Аль-Фараби родился в 870 г . в Отраре (Фараб). Умер он в 950 г . в Дамаске. Писал аль-Фараби на арабском языке. Нам известно сейчас свыше 160 его трудов. Были опубликованы отдельными изданиями его философские, социально-экономические, логические и другие трактаты.
Известным представителем тюркоязычной литературы X - XII вв. является Юсуф Баласагуни. Ему принадлежит написанная в 1069 - 1070 гг. поэма <Кутадгу билиг>(<Благодатное знание>). <Кутадгу билиг>состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. В предисловии поэмы сказано, что она написана <на бограхановском языке, тюркскими словами>. <Кутадгу билиг>является не просто этико-моралистическим трактатом, но глубоким философско-дидактическим произведением, рисующим нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий в этом обществе и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.
Особо следует сказать о Махмуде Кашгари, который получил сначала образование в Кашгаре, а затем продолжил обучение в Бухаре и Нишапуре. В течение длительного времени Махмуд, проявивший незаурядный интерес к языкам, фольклору и этнографии тюркских племен, путешествовал по землям, населенным тюрками, старательно записывая слова их языков, их загадки, легенды, обычаи. Все свои наблюдения Махмуд обобщил в главном труде своей жизни <Дивану лугат ат-тюрк>(<Словарь тюркских языков>). Тюркская энциклопедия была написана в 1072 - 1083 годах. <Словарь тюркских языков>является подлинной энциклопедией тюркской народной жизни раннего средневековья
В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 г.). Сохранилось его произведение <Диван-и-хикмет>(Книга мудрости), написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка.
7.3 Верования и религии
Основой религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Иер-Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо. Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей.
Среди древних тюрков получили распространение различные культы, среди которых наиболее популярными были культ огня, культ животных, культ растений. Наряду с древними языческими верованиями и культами в городе и степи распространились мировые религии. Важную роль в этом процессе играл Великий Шелковый путь.
Тюрки с V I в. испытывали сильное влияние буддизма, который имел достаточно широкое распространение на юге Казахстана и в Семиречье. Об этом в первую очередь свидетельствуют находки буддийских храмов, монастырей.
Наряду с буддизмом по Шелковому пути распространялось христианство несторианского толка. В V II- V III вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мирки действовали христианские церкви.
По Шелковому пути распространилась также религия - манихейство, которая возникла в III в. в Иране и представляла собой синтез зороастризма и христианства. Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения.
Среди жителей средневековых городов были представители еще одной мировой религии - зороастризма, возникшей в V II- V I вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Памятники зороастризма (остатки башнеподобных сооружений) можно проследить в Средней Азии, в сырдарьинских городах и Семиречье.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет