224 наука, новые технологии и инновации кыргызстана №1, 2018



Pdf көрінісі
Дата23.10.2023
өлшемі192,33 Kb.
#120630


224 
НАУКА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА № 1, 2018 
Кодиров К. 
ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВДУН «БОРОНДУУ БЕКЕТ»
(«КЫЛЫМ КАРЫТАР БИР КҮН») РОМАНЫНДАГЫ СЮЖЕТТИК 
ТАРАМДАР 
Кодиров К. 
СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ РОМАНА «БУРАННЫЙ ПОЛУСТАНОК» 
(«И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ») ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА 
K. Kodirov 
STORY LINES OF THE NOVEL «BURANNYI POLUSTANIK» («AND LONGER 
CENTURY LASTS A DAY») CHINGIZ AITMATOV
УДК: 894. (341)(575.2)(04) 
 
В статье рассматривается основные сюжетные 
линии романа «Буранный полустанок» («И дольше века дли-
тся день») Чингиза Айтматова. Отмечается, что основ-
ными сюжетными линиями романа «Буранный полуста-
нок» («И дольше длится день») Чингиза Айтматова являе-
тся – жизнь Едигея: трудовая нравственность и реальный 
гуманизм, мифология и космология. 
Ключевые слова: Чингиз Айтматов, человек, дейст-
вительность, мифология, эпоха, космология, природа, 
традиция, нравственность, гуманизм. 
Макалада Чынгыз Айтматовдун «Борондуу бекет» 
(«Кылым карытар бир күн») романындагы негизги сюжет-
тик тарамдары каралат. Чынгыз Айтматовдун «Борондуу 
бекет» («Кылым карытар бир күн») романындагы негизги 
сюжеттик тарамдар Едигейдин жашоосу болуп эсепте-
лээри белгиленет: эмгектик адеп жана реалдуу гуманизм, 
мифология жана космология. 
Негизги сөздөр: Чынгыз Айтматов, адам, чындык, 
мифология, доор, космология, табият, салт, адеп, гума-
низм. 
In the article the main plot lines of the novel «Burannyi 
polustanok» («And more than a century lasts a day») of Chingiz 
Aitmatov are considered. It is noted that Chingiz Aitmatov is the 
life of Yedigei: labor morality and real humanism, mythology 
and cosmology, the main plot lines of the novel "Burannyi 
polustanok" (And lasts longer). 
Key words: Chingiz Aitmatov, man, reality, mythology, 
epoch, cosmology, nature, tradition, morality, humanism. 
Чингиз Айтматов в романе «Буранный полуста-
нок» («И дольше века длится день») в художествен-
ном осмыслении представляет образ рабочего Едигея 
Жангельдина - Буранного Едигея. Чингиз Айтматов в 
кратком предисловии к роману писал о нём так: 
«Один из тех, на которых, как говорится, земля дер-
жится. Он связан со своей эпохой; насколько я могу 
полагать, наикрепчайшим образом, и в этом его сущ-
ность – он сын своего времени» [1, 30]. 
Образ Буранного Едигея – творческая удача 
Чингиза Айтматова. Ведь до сих пор еще не угасли 
споры на тему, что содержит больше творческих воз-
можностей для писателя: образ сельского или образ 
городского жителя. В романе «Буранный полустанок» 
(И дольше века длится день) молодой человек по 
имени Сабитжан безоглядно мечтает о наступлении 
новой технологической эры, когда можно будет уп-
равлять мыслями и действиями людей, всех пого-
ловно, от мала до велика, с помощью незримых 
радиоволн из единого Центра, как автоматами ракеты 
– носителя. Сабитжан, выставляя себя перед своими 
односельчанами чуть ли не как всезнающий эксперт, 
горделиво заключал: «Есть такие данные. Наука и это 
добилась, исходя из высших интересов» [7, 12]. Пози-
цию старшего же поколения выражает главный герой 
Едигей, вопрошающий в недоумение: есть ли какой-
либо смысл в суетной жизни Сабитжана, да и всех, 
тех, кто живет в городе? Или все остальное заслонила 
собой постоянная забота о работе и деньгах?! Так, 
подчеркивает А.Турсунов, благодаря художествен-
ным усилиям Чингиза Айтматова в общей цели со-
циального времени «исчезающее прошлое – носталь-
гирующее настоящее», - цепи, составляющей предмет 
художественных раздумий писателей – деревенщи-
ков, появилось новое звено – «настораживающее бу-
дущее», что явно контрастировало с идеологически 
установленным порядком развития истории: от «тем-
ного прошлого к светлому будущему» [5, 8]. 
В романе Чингиза Айтматова «Буранный полу-
станок» («И дольше века длится день») в образе рабо-
чего Едигея Жангельдина отражается сущность на-
родной жизни: Едигей Жангельдин – конкретный 
человек, бывший фронтовик, он живет на маленьком 
разъезде в сарокезских степях, и его обжигают зем-
ные беды, веселят земные радости. Чингиз Айтматов 
обогатил стилевую стихию повествования, в доброт-
ную реалистическую ткань вплетаются поэтика мифа, 
народных сказаний и элементы фантастики. 
Чингиз Айтматов через судьбу Едигея Жангель-
дина обосновал «космические» линии романа, тем 
самым описал самые актуальные проблемы своей 
эпохи, ибо без этого творческого маневра невозможно 
было указать на перспективные линии художествен-
ного решения проблемы положительного героя – 
Едигея Жангельдина. 
Роман Чингиза Айтматова «Буранный полуста-
нок» («И дольше века длится день») – произведение 
многоплановое, глубокое по мысли и яркое по худо-
жественному исполнению, особенно актуально зву-
чит в наше тревожное время – время глобализации. В 


225 
НАУКА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА № 1, 2018 
образе Едигея Жангельдина роман укрепляет в чита-
теле высокие патриотические чувства. 
Чингиз Айтматов в образе героя романа Едигея 
Жангельдина воссоздает его народный характер, лич-
ность и духовность. Ю.Мушкетик пишет: «И если об-
ратить взгляд в наши дни, то кажется, не отошли в 
прошлое, а вошли в широкий космический круг 
поиски писателями смысла человеческого бытия, ибо 
кто мы, в самом деле, на этом широком вселенском 
плане, только ли одна пылинка, одно кольцо в вечном 
потоке материи – или наше предназначение большее 
и высшее. А также, что изменилось ныне в человеке в 
условиях современной глобальности в смысле позна-
ния истины, добра, в смысле его возможностей, его 
выбора, его созидательной силы. Именно поэтому нас 
не могут не привлекать усилия … Чингиза Айтматова 
в «И дольше века длится день» … опереться на мате-
рики духовности современного человека, отыскать 
их» [6, 39]. 
Это важно и потому, что, делая ударение на мо-
ральной ответственности героя Едигея Жангельдина, 
Чингиз Айтматов постигает наши дни – ответствен-
ность перед будущим, улавливает горизонтом совест-
ливости, правдивости, честности, умения сберечь 
планету Земля, национальные и культурные традиции 
человечества. 
Чингиз Айтматов, живя в период невероятных 
скоростей, технических новаций, а тут еще и постоян-
ные утверждения, что человек всесилен, но челове-
чество в целом склонно ко всяческим преувеличе-
ниям, возведению в невероятные степени всего но-
вого, к самовозвеличению и самовосхвалению, напи-
сал роман мирового значения, в котором остается по - 
прежнему особо значимой проблема характера чело-
века, его социальной активности и человеческой 
судьбы. 
«Буранный полустанок» («И дольше века длится 
день») Чингиза Айтматова - масштабный социально-
философский роман, собирающий стягивающий во-
едино главные проблемы жизни и сознательно вклю-
чающий действительность в контексте общечеловече-
ских духовных ценностей. 
Минуло много лет после выхода из печати ро-
мана «Буранный полустанок» («И дольше века длится 
день») Чингиза Айтматова. Но появились ли за истек-
шие годы такие произведения, которые отвечали бы 
социально-художественным потребностям времени? 
Нет! Ибо само название «И дольше века длится день» 
уже содержит зерно романного развития, внутрен-
нюю установку автора, создает Айтматовскую худо-
жественную концепцию мира и человека. Роман 
Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И 
дольше века длится день») обладает большим фило-
софским материалом и приобщает читателя к раз-
думьям о смысле человеческой жизни. 
Чингиз Айтматов писал этот роман на основе 
выстраданного вопроса, а не готового ответа. Он 
прослеживал великие традиции мировой романис-
тики, с ее неизбывной тягой к социально-нравствен-
ной проповеди, пронизывающей всю художествен-
ную ткань произведения, чаще всего выраженной не 
прямо, не в авторском голосе
В романе «Буранный полустанок» («И дольше 
века длится день») Чингиз Айтматов отстаивает не-
зыблемость основных нравственных принципов, при-
шедших из глубин веков и исторически принимавших 
различные религиозные и художественные формы. В 
романе «Буранный полустанок» («И дольше века дли-
тся день») Чингиза Айтматова соединены земное и 
космическое. Писатель пытался раскрыть главное 
трагическое противоречие современного мира и чело-
века, еще не готовых к мировой гармонии. Чингиз 
Айтматов возвышает человека, верящего в социаль-
ный и духовный прогресс: «Пока земля рождает лю-
дей, подобных Едигею, идея грядущего человече-
ского братства не может погаснуть. В этом оптими-
стический смысл айтматовского романа» [5, 36]. 
Роман Чингиза Айтматова «Буранный полуста-
нок» (И дольше века длится день) по постановке са-
мых острых проблем является эпохальным творе-
нием: быть или не быть миру на земле в условиях 
угрозы атомной катастрофы? – и по силе изображения 
земных дел создан художественный тип современ-
ного рабочего Едигея, и по обличению варварства на 
земле описана легенда о манкурте. 
В «Литературной газете» Е.Сидоров и в 
«Правде» Н.Потапов, Ю.Суровцев в журнале «Друж-
ба народов» и А.Овчаренко с М.Пархоменко в «Но-
вом мире» «угадывали» своеобразную художествен-
ную силу в романе Чингиза Айтматова «Буранный 
полустанок» («И дольше века длится день») [4, 27]. 
Вышеуказанные литературные критики без объем-
ного анализа, на основе констатации «поражались» 
антропоморфизму Чингиза Айтматова в передаче ис-
токов биологической силы явлений природы, законов 
вечного круговорота жизни. Образ Каранара сравни-
вали с Холстомером Л.Толстого, а легенду о манкурте 
- с одной из легенд из «Сказок об Италии» 
М.Горького, хотя у М. Горького мать убивает сына-
завоевателя, чтобы избавить родной город от захват-
чиков, а у Чингиза Айтматова в легенде о манкурте – 
сын, лишенный памяти, по приказу жуаньжуана - 
завоевателя, убивает свою мать. Недруги даже трепет-
ное чувство Едигея к младшему сына Абуталипа – 
маленькому Эрмену, способному, как эолова арфа, 
считают откликнувшимся на добро. Образ малень-
кого Эрмена сравнивают с Ванюшей из «Судьбы че-
ловека» М. Шолохова и т.д. 
В романе Чингиза Айтматова «Буранный полу-
станок» («И дольше века длится день»), если внима-
тельно читать, содержится не повторение сказки 
М.Горького и образа Ванюши, а наоборот, новые па-
раметры и критерии с целью раскрытия теории антро-
поморфизма и легенда о манкурте [4, 28]. 
Подчеркиваем, легенда о манкурте Чингиза 
Айтматова не является аналогом одной из легенд из 
«Сказок об Италии» М.Горького, а наоборот, сюжет 


226 
НАУКА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА № 1, 2018 
легенды М.Горького напоминает сюжет трагедии 
Эсхила «Орестея», которая состоит из трёх трагедий 
«Агамемнон», «Хоэфоры» и «Евмениды». В первой 
части «Агамемнон» - изображается ожидание Ага-
мемнона, который должен трилогии прибыть из-под 
Трои. Супруга Агамемнона Клитемнестра, которая 
сошлась за время отсутствии Агамемнона с его двою-
родным братом Эгисфом, ждет Агамемнона только 
для того, чтобы его убить. И когда он появляется, она 
с притворным раболепием расстилает перед ним крас-
ный ковер на манер того, как это делалось у восточ-
ных владык … Вместе с Агамемноном, в качестве 
пленницы, появляется дочь троянского царя Кассан-
дра, пророчица, которая исступленными криками 
предрекает близкую смерть Агамемнона, и тотчас 
раздаются крики Агамемнона, убиваемого за сценой. 
Во второй части трагедии – «Хоэфоры» прибывший в 
Аргос сын Агамемнона Орест вместе со своей родной 
сестрой Электрой составляют на могиле Агамемнона 
план мести за убитого отца. И так как убить свою мать 
повелевает Оресту сам Апполон, то это убийство и 
совершается … [3, 103].
Отсюда первая и главная заслуга романа «Буран-
ный полустанок» («И дольше века длится день») 
Чингиза Айтматова: свободные и глубокие поиски 
образов, сопоставление, сочетание условности с 
«формами самой жизни»: мир неделим во всяких про-
тиворечиях; приоритет на многосторонний характер 
героя-рабочего Едигея, ввод романа в общий круг 
чтения, привлечение общественного внимания к но-
вым замечательным сюжетами и т.д. М.Б. Храпченко 
в книге «Творческая индивидуальность писателя и 
развитие литературы» пишет: «Жизненная правда в 
творениях искусства не существенного каждому под-
линному художнику, вне особенностей его образного 
мышления, его творческой манеры» [7, 156]. Своеоб-
разие творческого видения жизни само по себе вовсе 
не противоречит отражению существенного, типиче-
ского в явлениях действительности. Так как Чингиз 
Айтматов стремился познать эти явления, то сила и 
острота его видения мира и характеризуется его уме-
нием уловить, открыть внутренние процессы жизни, 
показать характеры и типы, рисующие с новой сто-
роны человеческую деятельность. Он глубже, чем 
Е.Сидорова, Н.Потапова, А.Овчаренко, М.Пархо-
менко и другие проник в суть вещей, и объективно в 
его художественные обобщения, например, теория 
антропоморфизма или же легенда о манкурте. Чингиз 
Айтматов, рисующий действительность, был прав, 
ибо сегодня заслуженно признан классиком мировой 
литературы. 
Чингиз Айтматов в романе «Буранный полуста-
нок» («И дольше века длится день») писал историче-
скую правду о событиях, тогда еще свежих в памяти 
людей, писал на уровне будущего глобального воп-
роса даже легенду о планете «Лесная Грудь». М.Б. 
Храпченко прав, подчеркнув, что «изучать поэтику, 
конечно, нужно, но прежде всего следует изучать со-
держание» [7, 157]. 
Роман «Буранный полустанок» («И дольше века 
длится день») можно разделить на три пласта. Первый 
пласт – это жизнь Едигея: трудовая нравственность и 
реальный гуманизм. Не случайно простой железнодо-
рожный рабочий выступает носителем доброй тради-
ции народа (сохранения древнего кладбища «Мате-
ринский упокой»). Второй «пласт» романа –мифоло-
гический, свидетельствующий о способности Чингиза 
Айтматова творчески претворять мифологему в 
глубокое идейно-эстетическое обоснование реалисти-
ческого образа действительности. Такова легенда о 
манкуртах, ярко оттеняющая нравственную стой-
кость Едигея, его укорененность в народном бытии. 
Третий «пласт» – космический. Чингиз Айтматов 
лишь предупреждает о возможной опасности, что на 
планете «Лесная Грудь» иссякает влага и ее населе-
ние, вынуждено «присматривать себе какое – не будь 
иное место для обитания в будущем. Чингиз 
Айтматов прямо так и пишет: «Разумеется, события, 
связанные с описанием контактов с неземной цивили-
зацией, и все, что происходит по этой причине, не 
имеют под собой решительно никакой реальной 
почвы …. Вся «космологическая» история вымыш-
лена мной с одной лишь целью – заострить в парадок-
сальной, гиперболизированной форме ситуацию, чре-
ватую потенциальными опасностями для людей на 
земле» [6, 4]. 
А в этом предупреждении звучит и призыв чита-
теля к размышлению, к мысли глобальной. Такие 
силы развязаны сегодня уже и в нашей еще совсем не 
совершенной цивилизации, что этому веку требуются 
раздумья, как сберечь земной мир. 
В романе «Буранный полустанок» («И дольше 
века длится день») Чингиз Айтматов достигает гла-
венствующей роли в сдвиге в области художествен-
ного творчества. С «натуры» он писал этот роман о 
борьбе за новую жизнь, свои образы нового человека 
и его антипода. Чингиз Айтматов вносит в воплоще-
ние этой темы и национальное своеобразие жизни, и, 
все критичнее и смелее, свою художественную тради-
цию, обогащая ее кыргызским идейно-эстетическим 
опытом и устремлениями. Возникающий из глубин 
кыргызской народной жизни принцип народности все 
больше сближал Чингиза Айтматова с народам. 
Едигей не просто труженик, но литературный 
портрет далеко не простого железнодорожника. 
Едигей – настоящая личность, мыслящая наделенная 
нравственно одухотворенным чувством, он причастен 
ко всему окружающему. Едигей всегда готов ответить 
на любые вопросы, и по творческой воле Чингиза 
Айтматова этот путейный рабочий-железнодорожник 
постоянно находится в гуще мировых связей и отно-
шений. «Едигей, - пишет А. Акматалиев – главный 
герой романа – человека труда. Айтматов создал об-
раз человека с активной жизненной позицией, с по-
стоянным внутренним беспокойством, которое род-
нит его с такими героями предыдущих произведений 
автора, как Дюйшен, Толгоной, Танабай» [2, 40]. 


227 
НАУКА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА № 1, 2018 
«Космологический» сюжет романа Чингиза 
Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века 
длится день») – это прежде всего фантастическая 
спецоперация «Обруч» по созданию вокруг земли 
ракетно-спутникового заградительного пояса. Мало 
кто из критиков обратил внимание на следующую 
художественную деталь романа: на месте кладбища, 
вошедшего в зону космодрома, создается стартовая 
площадка ракет. Чингиз Айтматов коснувшись исто-
рии борьбы советской цензуры за «правильное» пред-
ставление своего первого романа массовой читатель-
ской аудитории, вспоминал, что она дважды заста-
вила его изменить название романа, усмотрев в его 
первоначальных названиях – «Обруч» и «Буранный 
полустанок» - идеологическую двусмысленность. И 
объяснил: легко обнаружили идеологические и даже 
политические импликации явления манкуртизации. А 
ведь господствующая коммунистическая идеология 
занималась систематическим промыванием мозгов, 
то есть, по сути говоря, современной формой манкур-
тизации, отличающейся в данном случае также своим 
социальным масштабом: речь шла уже не об отдель-
ных человеческих существах, а о нациях, и даже об 
обществе в целом. В частности, государственная ма-
шина пропаганды и контроля за всем и вся стремилась 
навязать обществу единомыслие, что само по себе 
было одной из самых опасных угроз индивидуальной 
и социальной жизни. «Люди могут быть единомыш-
ленниками, но они не могут мыслить в унисон, оста-
ваясь при этом людьми, сохранив свои человеческие 
качества. Чингиз Айтматов не просто говорил, что он 
«пытался поставить Буранного Едигея в центр вол-
нующих меня проблем». Это высказывания Чингиза 
Айтматова есть предчувствия самого писателя о ду-
ховном кризисе, связанном с религиозным радикализ-
мом» [5, 10]. 
Чингиз Айтматов в романе «Буранный полуста-
нок» («И дольше века длится день») описывая пла-
нету Лесная Грудь, рисует лесногрудский ландшафт 
исключительно высокого уровня урбанизации. Оби-
татели Лесной Груди являются градостроителями и 
они голубоволосы. Они умеют добывать энергию – 
солнечную и преобразуют ее в тепловую и электриче-
скую, они также синтезируют энергию из разности 
дневных и ночных температур воздуха. Чингиз 
Айтматов пишет: «Сами лесногрудцы представляют 
собой особый феномен разумных существ во Вселен-
ной … Продолжительность жизни велика, хотя сами 
они считают главнейшей проблемой общества и 
смыслом существования удлинение жизни. Они жи-
вут в среднем сто тридцать - сто пятьдесят лет, а кое-
кто доживает и до двухсот лет …» [1, 85]. 
Лесногрудцы управляют климатом. Они посред-
ством летательного аппарата, путем излучения рас-
сеивают облака и туман. Они способны влиять на дви-
жение воздушных масс и водных течений в морях и 
океанах. Лесногрудцы тем самым регулируют про-
цесс увлажнения и температурный режим на 
поверхности планеты. «Однако перед ними стоит 
колоссальная проблема, - пишет Чингиз Айтматов, с 
которой, настолько нам известно, мы еще не 
сталкивались на Земле. Они не страдают от засухи, 
ибо способны управлять климатом. Они пока не 
знают дефицита в производстве продуктов питания 
…» [1, 85]. 
Чингиз Айтматов тем самым затрагивает обще-
планетную дискуссию – о разгадке тайн высыхания 
земли, и предлагает способ приостановки этой потен-
циональной катастрофы: «… заблаговременно найти 
во Веселенной новую планету, отвечающую их (лес-
ногрудцев – К.К.) жизненным потребностям, и начать 
со временем массовое переселение на новое место-
обитание с целью перенесения и возрождения 
лесногрудской цивилизации» [1, 86] и добавляет: «а 
после нас хоть трава не расти»?! 
Внутреннее высыхание недр является одним из 
важных общепланетных вопросов для Чингиза 
Айтматова, ибо когда значительная часть общепла-
нетного валового продукта используется на програм-
му предотвращения этой катастрофы, когда пытаются 
установить барьер на протяжении тысячи километров 
– по всей границе тихо наползающей пустыни – путем 
бурения сверхглубинных скважин, «вгоняют в недра 
такие нейтрализующие долговременные вещества, 
которые будут иметь нужное влияние на внутриядер-
ные реакции планеты» [1, 86]. Этим самым нарушае-
тся нравственный, моральный и интеллектуальный 
порядок во Веселенной. 
Чингиз Айтматов, ссылаясь на лесногрудцев, 
выступает против войны, как категории обществен-
ных отношений. Писатель утверждает, что у жителей 
Лесногрудии даже отсутствует институт насилия, и 
пишет: «Если придется объяснить суть наших беско-
нечных на Земле войн, не покажется ли им (лесно-
грудцам – К.К.) это бессмысленным или, более того, 
варварским способом решения вопросов?» [1, 87]. 
Чингиз Айтматов импонирует передовая форма 
цивилизации Лесногрудии, и он уверен, что этого они 
достигли научным способом, гуманизацией общест-
ва. Чингиз Айтматов, сравнивая жизнь жителей Лес-
ногрудии и Земли, предлагает избегать насилия, вой-
ны и тотального катаклизма: «Оказавшись волею 
судеб первыми свидетелями внеземной обществен-
ной жизни, мы испытываем сложные чувства – страх 
за будущность землян и надежду, поскольку есть в 
мире пример великого общежития (Лесногрудия - 
К.К.), поступательное движение которого лежит вне 
тех форм противоречий, который разрешаются вой-
нами …» [1, 87]. 
Чингиз Айтматов – сторонник, того чтобы ради 
торжества фенонема разума, ради обмена опытом 
цивилизаций, ради новой эры, ради развития мысли и 
духа были желательные константы Лесногрудии и 
Земли, ибо их объединяют две ветви мирового разума, 
и они видят основной путь обеспечения беспредель-
ной продолжительности жизни в природе, имея в 
виду, что всякая энергия неминуемо деградирует, и 
любая планета со временем обречена на гибель. Хотя 


228 
НАУКА, НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА № 1, 2018 
они представляют разные этнические группы, и даже 
разные по типу антропологически, но они красивые, а 
их «старики седеют, как и наши». 
Литература: 
1.
Айтматов Ч. Избранное: «Буранный полустанок» («И 
дольше века длится день»). Послесловие К.Асаналиева 
/ Ч.Айтматов. - Фрунзе: «Кыргызстан», 1983.
2.
Акматалиев А. Чингиз Айтматов: Живи и помни / А. 
Акматалиев. - Бишкек: Имак-офсет, 2015. 
3.
Античная литература. Под ред. А.А.Тахо-Годи. - 4-е 
изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. 
4.
Турсунов А. Караванщик совести мировой / Культуро-
логические размышления о духовно-интеллектуальных 
поисках классика мировой литературы Чингиза Айтма-
това // А. Турсунов. - Душанбе, 2015.
5.
Седьмой съезд писателей СССР: Стенографический 
отчет. - М.: «Советский писатель», 1983. 
6.
Мушкетик Ю. Статья. / Журнал «Новый мир», 11, 1980. 
7.
Кодиров К. Чингиз Айтматов: от правды жизни к худо-
жественной правде / К.Кодиров. - Д.: Бебок, 2017. 
Рецензент: д.филол.н. Муродов Х.Г. 
__________________ 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет