Чеченские легенды и предания



Pdf көрінісі
бет1/5
Дата06.03.2017
өлшемі186,1 Kb.
#8480
  1   2   3   4   5

Чеченские легенды и предания 

Говорят, когда пришли полчища Хромого Тимура, предки чеченцев оказали ему

очень   упорное   сопротивление,   почти   вся   мужская   часть   населения   была

истреблена. По преданию, Тимур был восхищен доблестью вайнахов ( судя по

сегодняшней   стойкости   чеченцев,   в   это   не   трудно   поверить).   Говорят,   он

приказал   привести   пленных,   после   очередного   сражения,   но   привели   только

старика, который и оружия не мог держать в руках, он был «илланча» ( певец-

летописец ).

 По преданию, Тимур, отмечая мужество вайнахов, подарил ему саблю, и она,

по   некоторым   данным,   хранилась   в   национальном,   краеведческом   музее

г.Грозного, откуда была похищена после выселения вайнахов в 1944г....

 

***



Во   времена   Халифата,   когда   шла   армия   мусульман,   под   предводительством

сына   сподвижника   пророка   Абу-Бакра-Сиддика   (ради   Аллаху   анх),   предки

чеченцев,   будучи   ещё   язычниками,   упорно   воевали   против   мусульман.   По

преданию,   когда   предводителю   моджахедов   объявили   об   очередном

боестолкновении, он, говорят, улыбнулся, удивленные сподвижники спросили,

почему он улыбается, и Эмир пояснил : « Разве вы не видите как они стойки в

своей   борьбе,   и   если   они   примут   Ислам,   то   никогда   больше   от   него   не

отступятся. У нас будут хорошие братья!»

***

 Чеченцы называют себя «нохчи»! Одна из гипотез возникновения самоназвания



чеченцев, звучит таким образом : « Мы нахи, потомки пророка Ноя, мир ему,

даже в своем самоназвании мы называем себя народом Ноя»

  «Нохчи» - слово, состоящее из двух корней – «Нох» ( имя Ноя в Коране), и

«чи»   (образовательное   от   слова   «цIи»   (кровь)).   Отсюда,   буквально,   Нохчи,

Кровь Ноя.

 

***



Говорят   в   одном   лесу   было   дерево,   которое   не   поклонялось   Аллаху.

Возмущенный этим, один старик вышел с топором, чтобы срубить это дерево.

На пути ему повстречался шайтан и сказал: "Не руби это дерево, а взамен я тебе

обещаю, что каждое утро ты будешь находить под своей подушкой 5 золотых

монет".  Старик засомневался: "А может  ты врешь?". "Нет"  - сказал шайтан,


"отправляйся   обратно   домой   и   ты   увидишь,   что   я   тебя   не   обманываю".

Отказавшись от своей затеи старик отправился домой. И действительно, каждое

утро он находил под подушкой 5 золотых монет.

 Но однажды под подушкой монет не оказалось, и старик, рассердившись, опять

взял топор и отправился чтобы срубить, наконец, это дерево. На пути ему снова

повстречался   шайтан.   Старик   сказал,   что   на   этот   раз   он   точно   срубит   это

дерево.   Шайтан   ему   ответил:   "Теперь   то   мне   совсем   не   трудно   с   тобой

справиться, и ты это дерево уже не срубишь. Когда в первый раз ты собрался

его срубить, то вышел с намерением сделать это ради Аллаха, и у меня не было

сил, чтобы с тобой справиться, но теперь тобой движет только твоя алчность, и

ты мне уже не помеха, так что ступай обратно к себе домой".

  Старику   ничего   не   оставалось   больше,   и   униженный   он   поплелся   обратно

домой.

 

 ***



 Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-

то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими

делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг

друга. Вода сказала, что ее можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал,

что   он   всегда   находится   там,   где   трепещут   листья.   Огонь   отметил,   что   его

можно   найти   по   идущему   вверх   дыму.   Лишь   одна   Честь   стояла   молча.

Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала:

 “Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто

однажды   расстался   со   мною,   расстался   навсегда   и   более   со   мною   не

встретится”.

 

 

 



***

 

СИМВОЛ МУЖЕСТВА - ВОЛК



 В турлучной, одинокой хижине, построенной на сгибе небольшой реки, среди

девственного леса, жили двое парней. Волею судьбы два молодых человека,

были   изолированы   от   всего   мира.   Крытая   дубовой   корой   и   обросшая   мхом

невысокая   хижина   убого   выделялась   на   фоне   величественной   природы.   Не

украшал окрестности и загон для скота, который находился на краю оврага, в


десятке   шагов   от   жилища.   В   дальнем   углу   загона   стоял   небольшой   сарай-

конюшня. Здесь нашли приют дюжина овец, несколько коз и два низкорослых

коня. Крышу закрывала большая копна сена. Несмотря на свой мрачный вид,

сарай-конюшня надежно защищал скотину от хищников, особенно волков, еще

недавно   так   безраздельно   царивших   в   этих   глухих   местах.   Всю   последнюю

неделю хмурое небо затянуто тучами и временами льет холодный дождь.

  В   единственной   комнате   хижины   всего   одно   оконце,   обтянутое   бычьим

пузырем.   В   центре   комнаты   дымит   печь,   дым   поднимается   к   не   высокому

потолку и выходит через полуоткрытую дверь. Потолок и стены в саже, а по

углам   комнаты   свисает   густая   паутина,   которую   не   трогают   и   берегут   как

ценное   кровоостанавливающее   средство.   Крыша   дома   протекает   сразу   в

нескольких местах и звериные шкуры, которыми устлан пол, кое-где намокли.

 Ненастная погода, царившая в мире, наложила свой отпечаток и на атмосферу в

комнате.


 Чекхи, так звали одного из парней, знал тему предстоящего разговора, но его не

покидала надежда успокоить брата, как можно дольше оттянуть неприятную

беседу. В краюшке души у него возникали дерзкие мысли, что опасения Гарпа

ничтожны, что именно они, Гарп и Чекхи, и есть истинные хозяева этого леса.

Правда, Чекхи и сам боялся этих мыслей, становившихся с каждым днем все

назойливее,   поэтому   не   решался   открыто   высказать   их   другу.   Гарп   давно

просил   его   покинуть   эти   дикие   места   и   перебраться   куда-нибудь   к

соплеменникам,   часто   вспоминал,   как   его   преследовала   разгневанная   Лятта

Нана.

 -Чекхи, добром это не кончится, Лятта Нана нашлет на нас проклятие и мы с



тобой превратимся в безжизненные камни. Неужели ты не понимаешь, зачем

она посылает нам алмастов?! Мы отдаем им часть своей добычи, а они все

равно не довольны, рычат на нас. Вот и опять, они всю ночь выли у нашей

хижины. Мы обязаны уже ...

 -Ничего и никому мы здесь не обязаны! Алмастов посылает не Лятта Нана, -

перебил   его   Чекхи-   они   такие   же   трусливые   животные,   как   и   шакалы.

Появляются только в сумерках, а с рассветом исчезают. Не понятно только, где

они прячутся днем и почему они так похожи на людей? Но это не духи, я в этом

убежден.

  -Чекхи,   прошу   тебя,   не   бери   грех   на   душу.   Как   ты   можешь

говорить-«прячутся»,   и   тем   более   сравнивать   могучих   и   властных   алмастов,

этих духов, с трусливыми шакалами... С чего ты взял, что алмасты похожи на

людей?

 -Да, они повыше нас ростом, но похожи на нас: две руки, две ноги... Вчера я в



одного алмаста, случайно, попал камнем...

 -Что?! Ты опять обидел алмаста? Ты быстро забыл ...

 -Гарп,- в свою очередь перебил его Чекхи- пойми, ну не может камень попасть

в духа. Дух существо бестелесное! Алмасты просто жалкие твари, но если ты

хочешь, мы принесем им в жертву барана - пусть съедят, пусть обожрутся!

 -Чтобы на следующий день опять "случайно" попасть камнем?

 -Если бы не ты - я посмотрел бы на этих "духах" остроту своих стрел. А ведь

мелчхинцы их не боятся, поэтому эти твари у них и не появляются... Зря мы их

кормим, вот они и воют здесь - проклятые попрошайки!

 -Если у тебя плохо с памятью, Чекхи, я тебе напомню: с людьми мы не

 ужились, ушли от них. Нас занесло в дремучий лес, гиблое место, на исконные

земли могучих алмастов. И мы обязаны их уважать, если нам не надоела жизнь!

  В последнее время, в эти ненастные осенние дни, вопреки желанию Чекхи,

такие невеселые разговоры часто случались в этой мрачной и продымленной

хижине.   Молодых   людей   влекло   к   людям,   угнетала   тоска   по   веселым

вечеринкам, красивым девушкам и сотне других житейских прелестей, сладость

которых друзья по-настоящему оценили только сейчас, лишившись всего этого.

Будь в мире солнечные дни или морозы  - все  одно - друзья бы  развеялись,

пощекотали   бы   себе   нервы   охотясь   на   сильного   и   выносливого   вепря,   или

хитрую   и   коварную   рысь.   Но   стояло   ненастье,   жизнь   замерла,   и   только

непонятные   существа,   эти   назойливые   алмасты,   по   вечерам   наполняли   мир

жалобным   мычанием.   Порой   эти   звуки   напоминали   вечерние   "перепевы"

шакалов, или стоны больной женщины. С появлением этих ужасных звуков в

хижине нависала гнетущая атмосфера. Обычно выдержанные, уравновешенные

друзья,   непременно,   становились   нервными,   раздражительными.   В   любую

погоду, и в дождь, и в снег алмасты с завидным постоянством приходили к

хижине.   Несчастные   люди   не  могли  к   ним   привыкнуть,  особенно   Гарп   -  от

одного сознания, что алмасты представляют другой мир, - мир потусторонний -

его охватывал ужас.

 

 



 ***

  Давным-давно в живописном уголке Центрального Кавказа в жестоком бою

против объединившихся грузинских племен погиб < Чартлинский князь Элта.


Гибель   князя   положил   конец   многолетней   войне   и   воцарился   долгожданный

мир.   Война,   унесшая   сотни   человеческих   жизней   возникла   по   древним

преданиям, из-за честолюбивых амбиций князей и смерть одного из них, смерть

Элты,   эту   войну   прекратила.   Элта   был   человеком   незаурядным,   в   годы   его

правления   Чартли   процветал   и   усиливал   свое   могущество.   На   шумных

пиршествах   высокомерный   князь   любил   подшучивать   над   своими   менее

удачливыми соседями-князьями, ничуть не заботясь о рамках приличия. Будучи

человеком   отважным,   Элта   всячески   поддерживал   людей   мужественных   и

безрассудных и при том любил приговаривать:

 "Не тот мужчина, кто думает о последствиях!" К своему несчастью сам князь

никогда не думал о последствиях своих поступков и за короткий период потерял

в боях трех из пяти своих сынов и, к тому же, озлобил против себя всех соседей.

Чартлинские удальцы, пользуясь покровительством Элты, стали угонять табуны

коней, стада овец соседних племен, грабить купеческие караваны.

  Вскоре обозленные соседи, в ответ, начали нападать на чартлинцев. Частые

взаимные набеги и стычки удальцов, переросли в настоящую войну, где линия

фронта проходила по границе четырех небольших княжеств и, где "все воевали

против   всех".   Но   война   вместе   с   разрушениями   и   горем,   приносит   и   свой

жесткий   порядок:   три   княжества   объединились   против   чартлинцев.   Пришел

закономерный финал: погиб высокомерный князь Элта. Предание гласит, что

был ясный безоблачный день и небо необыкновенно голубое и высокое. Весна в

полной мере вступила в силу. Умирающий князь, лежал на роскошной белой

бурке и презрев боль, загляделся на своих любимых ласточек. Они беззаботно

кружили   в   небе,   словно   специально   летели   из   далека   на   проводы   князя.

Напрасно сородичи ждали последних приказаний. Все также глядя в высь Элта

промолвил, не обращаясь ни к кому: "Какой большой простор, какая бескрайняя

свобода. Нет, кинжалом счастья не добыть!"

  На   время   похорон   было   заключено   перемирие,   которое,   к   радости   всех

участников войны, перешло в прочный мир.

  Но есть на свете люди, которым не живется спокойно, - это люди жаждущие

ратных побед и несметных богатств. Одним из таких был Сумхар, старший сын

Элты. Он вместе со своим единственным сыном, Гарпом, покинул Чартли и

двинулся  на  северо-восток,   где  лежали  руины  столицы  вайнахских  племен  -

Мааса,   разрушенного   Чингисханом.   Летописцы   великих   монголов   описали

всего   два   крупных   сражения:   за   Киев   и   за   Маас.   Других   таких   больших

сражений за всю 300 летнюю историю Золотой орды у монголо-татар не было.

Правда,   наши   историки   на   придумывали   десятки   крупных   битв,   о   которых

летописцы   монголо-татар   ничего   не   писали.   После   покорения   Мааса,   по

приказу   Чингисхана,   были   отрезаны   уши   (левые)   защитников   города,   их

оказалось 27 000 .



  Вслед   за   Чингисханом,   по   благодатным   землям   кавказских   предгорий

прокатились   сразу   несколько   волн   варваров-кочевников   и   последним,   перед

поселением   здесь   Сумхара,   был   жестокий   поход   хромого   Тимарка,   после

которого   обширные   земли   на   севере   Большого   Кавказа   были   полностью

опустошены,  если  не  считать  небольших  поселений,  изолированных   друг  от

друга и чудом уцелевших от жестоких кочевников.

  Вместе с Сумхаром и Гарпом отправились в далекое и опасное путешествие

четыре   сотни   соплеменников,   в   основном,   люди   повинные   в   разжигании

межплеменной вражды. Опальные жители гор, со своим имуществом, рабами и

рабынями, погоняя скот, перешли через Дарьял и основали аулы Чарто, Джугут,

Гермчик. Молодой Гарп, по приказу своего отца Сумхара, отправился дальше на

восток   осваивать   новые   земли.   Он   остановился   на   небольшой   реке   для

строительства   города   Гудермес.Через   год-другой,   по   неизвестным   причинам,

Гарп  снялся  оттуда  и  двинул  дальше   на  восток,   оставив   после  себя  хорошо

укрепленное городище.

 Через несколько дней он достиг аула Кызыл. Здесь было смешанное население-

большей   частью   азиаты   и   несколько   десятков   чеченских   семей   из   тайпов

харачой и цонторой.

 Местному тамаде пришельцы не понравились и ходил он крайне озабоченным.

На   то   были   серьезные   причины.   В   Кызыле   не   было   князей,   здесь   жили

равноправные   свободные   люди.   Все   кто   поселялся   в   ауле,   должны   были

просить   на   это   разрешения   у   аульских   старейшин.   А   эти   бесцеремонно

поселились, да еще требуют от Кызылцев преклонения перед своим князем.

  Свободолюбивые   Кызылцы   потребовали   от   пришельцев   беспрекословного

подчинения   воле   аульских   старейшин.   В   свою   очередь   Чартлинцы   не   могли

понять жизненного уклада Кызылцев: как можно жить без князя? Если в ауле

есть тамада, то зачем подчиняться выжившим из ума старикам? Страсти в ауле

с каждым днем накалялись. Произошло несколько стычек, - все шло к кровавой

битве.

  Кызылцы   обратились   за   помощью   в   соседние   аулы   и   уже   начали   серьезно



готовиться к бою. В аул понаехали удальцы из разных горных аулов и теперь

осталось найти только повод для выдворения не прошенных гостей. Завоевать и

покорить Кызыл для Гарпа было теперь делом невозможным. После долгих и

мучительных раздумий, он принял решение покинуть не гостеприимный аул.

 Через несколько переходов путешественники добрались до другого аула - Ясси-

те. Снова повторились Кызылские проблемы, но Гарп не мог просто так уйти из

села, - это могло подорвать его "авторитет".

  Короткая   жизнь   в   ауле   стала   весьма   драматичной.   Жители   аула   уже   были



наслышаны   о   пришельцах,   соблюдая   внешнее   приличие,   они   не   упускали

случая, чтобы съязвить в адрес гостей. Неуважение и неприязнь двух племен

друг к другу вскоре достигли своего апогея.

  В   центре   аула   раздавалась   звонкая   музыка,   удалые   танцоры   состязались   в

искусстве, вечеринка была в разгаре. Даже общее веселье не смогло перемешать

молодежь, - друг против друга, особняком, стояли парни двух племен. На этой

вечеринке не хватало маленькой искорки: и те и другие желали схватки. Первым

заговорил Гарп:

  -Ответь,   тамада,   почему   ваши   мальчики   одели   черкески   поверх   кольчуг,

неужели им так легче танцевать?

 -Времена тревожные...

  -Нечего на времена валить, у вас все не по-человечески : парни в кольчугах

пыхтят, девушки вместо танца прыгают, как вшивые козы! Неужели их некому

помыть?


  Наглость и бесцеремонность Гарпа ошарашили всех. Вдруг, среди всеобщего

гула раздался громкий, девичий голос:

 -Люди, вы не слышали, чья эта собака здесь прогавкала?

  После этих слов тамада демонстративно рассмеялся, но смеялся не долго, -

Гарп влепил тамаде такую полновесную оплеуху, что тот на мгновение потерял

сознание.   Началась   жестокая   драка,   перешедшая   в   сражение.   Селение

уподобилось муравейнику. Среди ночи загорелись дома, скирды сена и соломы.

Звон   кинжалов   заглушал   рев   животных,   крики   женщин   и   детей.   Тревожно-

веселая   вечеринка   превратилась   в   кромешный   ад.   Побоище   прекратилось

далеко за полночь, так же неожиданно, как и началось. С обеих сторон погибло

полсотни человек, десятки людей ранены.

  На   смертном   одре   лежал   могучий   Гарп.   Человек   неуемной   энергии,

несгибаемой воли... Он всегда рвался в гущу сражений, и его всегда оберегали

друзья.   Но   в   этот   злосчастный   вечер,   судьба   вынесла   ему   окончательный

приговор -его раны были смертельными.

 Воины стоя слушали его тихий, но властный голос:

  -Мы   не   будем   просить   о   перемирии   и   жить   в   этом   ауле   тоже...   Завтра

похороним товарищей и тронемся в путь...

 Смерть прервала его речь. Говорят она всегда приходит не вовремя.


  Жители аула Ясси-те были поражены случившимся: погибло сорок сельчан,

пол аула сгорело в пожаре... Здесь еще не встречали таких неистовых воинов,

какими   оказались   Чартлинцы.   Совсем   неожиданным   оказались   кинжалы

пришельцев,-   они   без   труда   разрубали   клинки   сельчан.   Жителям   села   не

хватило   организованности,   боевого   опыта,   которым   несомненно   обладали

закаленные в многолетних межплеменных боях пришельцы.

  Всю   ночь   аул   гудел,   как   растревоженный   улей,   готовясь   к   продолжению

сражения. Кто - то с нетерпением ждал рассвета, мучимый жаждой мести, кто-

то дрожал над своей шкурой, как все трусы во все времена.

  В   народе   говорят,   что   сражение   выигрывают   или   проигрывают   благодаря

вожаку. Тамада аула погиб. Его брат, никак не был трусом, скорее наоборот. Но

ночь эту он провел как трус. Не за себя он боялся, не за аульских парней, - его

единственный сын, его надежда, мог завтра погибнуть...

 Пришло тревожное утро. Солнце еще не поднялось, а с восточной стороны аула

раздались ненавистные сельчанам языческие молитвы.

  К   полудню,   на   краю   аула,   появился   свежий   курган.   В   нем   нашли   свое

последнее прибежище Гарп и его боевые соратники. После жертвоприношения

своим   богам,   чартлинцы,   как   завещал   Гарп,   покинули   очередной

негостеприимный   аул,   прихватив   с   собой   аульский   табун.   Никто   не   стал   их

преследовать.

  Со   смертью   предводителя,   путешественников   покинуло   согласие.   Сразу

объявилось   несколько   знатных   воинов,   имевших   одинаковые   права   на   роль

предводителя.   Споров   больших   не   было.   Без   особого   сожаления   чартлинцы

разбились на четыре группы и согласно древнего предания, разошлись, чтобы

основать свои селения. Так возник аул Гилна, а у подножия Качкалыка еще два

аула   -   Кит   и   Кяшкар   (Гяртман).   В   названия   новых   аулов   легли   имена   их

основателей.

  Четвертую группу возглавил Хасиэ, малолетний сын Гарпа. Он направился в

селение Брагуны, но по пути, сильно воспалились раны двух его спутников и

пришлось свернуть в аул Мелчхе.

 Новый аул, неожиданно, радушно принял гостей. Гостеприимные Мелчхинцы

приглашали пришельцев, как дорогих друзей в свои дома.

  Всем   селом   дружно   построили   новые   хижины.   Началась,   непривычно,

спокойная жизнь. Через десять лет, в походе на реку Эдал погиб Хасиэ, его

похоронили на чужбине. Через тридцать лет на Мелчхинском кладбище был

похоронен, его сын Гака, погибший в бою против кочевников.



  Чекхи,   вместе   со   своим   названным   братом   Гарпом   решили   остаться   здесь,

рядом с могилой отца.

 

 

 ***



 Мелчхе, как и другие аулы, расположенные на стыке гор и равнины по составу

жителей   не   был   однородным.   Здесь   преобладали   два   тайпа   -   гордалой   и

сесаной.   Чекхи   и   Гарп   сдружились   с   ребятами   из   тайпа   гордалой   и   это

обстоятельство   наложило   некоторый   отпечаток   на   отношение   к   ним

представителей   другого   тайпа.   В   добавок   ко   всему   этому   Гарп   "имел

неосторожность"   влюбиться   в   красавицу-дочь   местного   тамады   -   Яхиту,   за

которой уже давно ухаживал силач Бата из тайпа сесаной.

 А жизнь, тем временем, текла по своим непреложным законам.

  Вечером   у   родника   собралась   аульская   молодежь.   Здесь   много   шутили,

смеялись, но сейчас все внимательно слушали Гарпа. Он рассказывал о далеких

краях, обычаях и нравах других племен. Рассказчиком он был неважным, как и

все гиганты, но слушали его с большим вниманием и доверием.

 Тревожные мысли терзали Бату, с каждым днем, из-за Гарпа, его отношения с

Яхитой остывали. Единственный путь добиться внимания девушки, - считал он

- это прилюдно опозорить соперника. Но как это сделать?

 А тем временем Гарп не успевал отвечать на вопросы любопытных парней и

девушек.

  -Правда,   что   у   тебя   есть   тонкие   ткани,   почти   прозрачные   и   очень-очень

прочные?- Спросила озорная подружка Яхиты,- Серижа.

  -Есть,   -   немного   покраснев   ответил   Гарп   -   такие   ткани   часто   перевозят

купеческие караваны. Давным-давно чартлинцы грабили их, а затем сами стали

их сопровождать, охраняя от других племен.

 -А что вы получали за это? - спросил юноша по имени Алхаст.

  -Старики   наши   сказывали,   что   ткани,   ковры,   посуду,   украшения,   быстрых



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет