Эволюция казахской государственности



Дата16.02.2022
өлшемі38.47 Kb.
#25608

Тема: Эволюция казахской государственности

Выполнила : Жұмабекова Әсем Мырзағалиқызы

Эссе

Эволюция казахской государственности



На протяжении многих веков своего исторического развития и вплоть до нынешнего статуса суверенного независимого государства в международном сообществе, казахский народ прошел сложный и самобытный путь с самого начала своей древней истории. Начиная с IV века до н.э. частично развитые племенные государства канглов и уйсуней играли значительную роль в Центральной Азии. Эти племенные государства имели тесные связи с Китаем, гуннами, а также со многими народами, населявшими Среднюю Азию, Южную Сибирь и земли в районе Уральских гор. Экономически, государства были основаны на экстенсивном кочевом земледелии. Культура и язык народа связывали их с ветвью тюркоязычных народов.

Первая казахская государственная система, как ее понимают сегодня, была сформирована в VI веке н.э., и находилась в составе Тюркского каганата, простиравшегося на землях от Алтайских гор на востоке до Каспийского моря на

западе, и от Семиречья до Сибири. Западно-тюркский каганат оставил долговременный след на территории, включающей Семиречье и весь современный центральный и западный Казахстан. Большая часть тюркского народа продолжали вести племенную организацию и кочевой образ жизни, но в Семиречье даже в это время господствовал оседлый образ жизни. Здесь уже былибольшие площади орошаемых и возделываемых земель, занятых садами и виноградниками. Были основаны десятки городов и поселений, где жители занимались торговлей и ремеслами. Поэтому неудивительно, что именно в

Семиречье возникли такие центры государственного устройства, как государственная власть, территориальная организация и управление. Действительно, во главе Тюркского каганата стоял хан (с почти неограниченной деспотической властью), которого поддерживали его слуги, вожди, чиновники и военачальники. В то же время даже в этой развитой части Западного каганата родоплеменной строй еще не был полностью преодолен.

В последующие века каганат неоднократно подвергался вторжениям,

находился в вассальной зависимости от соседнего Китая и был включен

в состав государства Караханидов (XI век - начало XIII века). Несмотря на частичную исламизацию казахов при непосредственном контакте,большинство племенного населения Казахстана продолжало вести кочевой образ жизни, разводя скот в бескрайней степи.

В начале XIII века Казахстан, наряду со многими другими странами, был захвачен монголами, чьи действия уничтожили возделываемые земли и уничтожили культуру и цивилизацию. Казахстан был включен в состав двух монгольских государств, Белой Орды на востоке, и Золотая Орда на западе. В начале XIV-го века произошел распад Чагатайского каганата и создание соперничающих Мавераннахра и новообразованном Могулистане (который включал регион Или, Семиречье и Восточный Туркестан).Ожесточенное соперничество между этими двумя последними державами и Белой Ордой сделала третью четверть XIV века временем больших экономических потрясений; торговые связи были нарушены, а сельскохозяйственные города-оазисы

(особенно Мавераннахр) вступили в период упадка. По мере того, как экономический и политический застой в регионе продолжался, Тимур предпринял несколько раз набеги в Казахскую степь и северо-западный Могулистан в

1370-х и 1380-х годах. В 1395 году он разгромил Тохтамыша при Сарай-Берке, ознаменовав конец монгольского владычества в Центральной Азии. Как и Золотая Орда, так и Белая Орда быстро распались.

Народы и племена, населявшие Казахстан, в большинстве своем подверглись нападениям и ассимиляции со стороны монголов, но, тем не менее, сохранили свой тюркский язык, обычаи и традиции.Семиречье было включено в состав Узбекского ханства и управлялось ханами и султанами, известными под названием Чингизиды, которые происходили от Чингизхана (преемники и потомки его сыновей Чагатая и Джучи). Впервые появились названия племен, населяющих Казахстан среди них: казахи и узбеки. Вскоре многочисленные казахские кочевые племена окончательно отделились от оседлых узбекских ханств, возделывавших земли в 1354 году. Казахские кочевые племена также образовали свое собственное Казахское ханство под предводительством Жанибека и Керея, и подверглись влиянию могущественного Могулистана, который занял территорию современного Синьцзяна в Китае. Официальная советская история Казахстана считает Жанибека первым казахским ханом, а после его смерти в 1480 году, сын Керея Бурундук был избран преемником (правил 1480-1511). Другие источники утверждают, что первым избранным ханом был Керей, правивший до своей смерти в 1488 году. когда его сменил Бурундук.

В конце XV века и на протяжении большей части XVI века казахи были прежде всего политическим объединением. Казахское ханство и казахский народ были синонимами, так как народ образовался в результате объединения ранее разрозненных кланов и племен тюркского происхождения. Они сходились встепных землях вокруг реки Чу и пустыни Бетпак-Дала, где существовала политическая пустота и где, будучи пастухами-кочевниками, они нашли новые и неиспользуемые пастбища, что было редкостью в конце XV века. Единство племен предполагало увеличение военного потенциала: большее количество воинов позволяло организовать общую оборону против внешних захватчиков. В XVII веке под властью хана Касыма Казахское ханство достигло политической независимости. Национальное название "казах” означает "свободный" в смысле независимости от других государств и свободного

передвигающихся в бескрайних степях Дешт -и-Кыпчака. Таким образом, с самого начала существования собственного Казахского ханства идея свободы и независимости стала национальной идеей казахского народа.

Независимое Казахское ханство было основано на кочевом скотоводстве и земледелии. Оно имело стабильную экономику и постоянные политические и

культурные отношения с соседями. Регион снабжал соседний Китай, среднеазиатские ханства и Россию продуктами животноводства, такими как скот, шкуры, шерсть и жир в обмен на пшеницу, текстиль, инструменты и оружие.

В конце XVII-го и в начале XVIII-го веков Казахское ханство подверглось нападению джунгаро-ойротских захватчиков, которые воспользовались ослаблением разделения казахских народов на три большие федерации, каждая из которых называлась жузом. Несмотря на сопротивление и некоторые военные успехи, достигнутые в результате временного объединения различных жузов под руководством трех великих биев - Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия в 1723 году, Казахстан все еще оставался в осаде и был вынужден обратиться за военной помощью к России. Он получил эту помощь в обмен на свое окончательное (в 1730-х годах) включение в состав Российской империи.

Новый этап в истории казахского народа начинается с его включением в состав Российской империи. До 1820-х годов Малый и Средний жузы сохраняли свою независимость, признавая зависимость от России. Однако Старший жуз был окончательно официально присоединен к России в результате вторжений против Кокандского и Хивинского ханства. В 1820-х годах Россия провела в жузах кардинальные реформы с целью установления полуколониального режима. Власть ханов была аннулирована, их преемники теперь получали титулы российского дворянства. Пленные Аманаты получали очень направленное и светское русское военное образование и были вознаграждены щедрым жалованьем

Казахское ханство было относительно недолговечным и в целом неудачным политическим институтом. Казахское государство было неспособно и не имело возможности поддерживать сильное военное присутствие в степи. Казахи, хотя и были потомками коренной воинственной культуры, в основном занимались скотоводством и больше думали о пастбищах, чем о войне. Их военная организация, основанная на временном периоде службы, не подходила для калмыцких войск.В 1860-х годах в России был проведен ряд прогрессивных реформ, среди которых наиболее заметной была отмена крепостного права. Другие реформы включали: всеобщую воинскую службу, земельную и финансовую реформы, а также улучшение правового статуса граждан.

правовой статус граждан. В конце 1860-х годов в Казахстане была внедрена программа реформ двойного характера, имеющая прогрессивный и колониальный аспекты. Иерархия управления в Казахстане имела четко выраженный военный/административный характер. Правительственный аппарат состоял из представителей России и всех местных национальностей. Его задача заключалась в обеспечении порядка в Степи: взимание налогов, борьба с преступностью и обеспечение экономики.

В Центральной России, как и в метрополии, нарушение закона, взяточничество,коррупция и тирания были широко распространенными явлениями. Так и в Казахстане эти проблемы были обычным явлением. Для местного населения Казахстана адат был основным источником права,разумеется. Он лучше соответствовал кочевому и полукочевому образом жизни. Нормы шариатского права использовались в основном для регулирования некоторых семейных отношений, предусматривая серьезное наказание за преступления против исламских правил - например, за вероотступничество. Российское имперское право имело два вида норм. Первый - гражданское право посредством которого Казахстан был включен в общую экономическую жизнь империи. Естественно, что право собственности, обязательственное (залоговое) право России не отличалось от аналогов европейских государств и сыграло положительную роль в Казахстане. Уголовное право и административное право играли положительную роль как более гуманнее и цивилизованнее, чем адат и шариата.

Присоединение Казахстана к России имело и другие положительные аспекты. Многие города были основаны как центры ремесленного производства, торговли, управления и развития русской и казахской культуры. Многие представители аристократии получили образование в российских светских и

военные школы, большинство казахов выучили русский язык, что открывало возможности для культурного и дальнейшего образования. Неудивительно, что во второй половине XIX века из среды казахского народа вышли выдающиеся представители научной, общественной, политической и художественной жизни. Некоторые из этих представителей получили национальное, а также мировое признание. Они являются просветителями казахского народа. Примерами могут служить: Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин; великий поэт и мыслитель Абай Кунанбаев. Многие другие казахи, окончившие российские средние и высшие учебные заведения, стали видными гражданами, общественными и государственными деятелями.

В царской России было хорошо известно, что среди казахов существовало социальное, профессиональное и юридически закрепленное неравенство. У казахов не было дворянства,ни торгового или промышленного класса, ни городского низшего среднего класса. Кроме того,поскольку они были мусульманами, казахи были лишены привилегий, которые предоставлялись только православным. Более того, они не были представлены среди местных выборных должностных лиц и учреждений, а также в государственной Думе.

Беззаконие, нищета и национальное унижение порабощенного народа были

общим правилом. Для казахского народа царизм означал не только насильственное лишение исконных плодородных земель, но и лишение возможности использовать свое историческое, исконное имя "казах". Исторически отмечается, что российская администрация неправильно применяла термин "киргиз-кайсак", о чем свидетельствуют документы императорской России. Только Октябрьская революция принесла некоторое облегчение правовых условий для казахов и других этнических групп в Российской империи. Советы приобрели царские территории и увековечили административные структуры. Однако решение национальных проблем откладывалось до созыва учредительного съезда. Продолжение непопулярной войны против Германии и ее союзников отложило решение национальных аграрных проблем, ухудшило продовольственную ситуацию, а также подорвало авторитет и власть армии и центрального Временного правительства и его местных баз. В конечном итоге это создаст основу для Октябрьской революции 1917 года под руководством большевиков (коммунистов) во главе с В.И. Лениным. Вся власть в этой великой стране теперь находилась в руках Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Вся страна, в том числе и Казахстан, вступила в новый этап исторического развития.

К лету 1920 года Гражданская война в Казахстане закончилась. 20 августа 1920 года Центральный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли декрет под названием "Об образовании Автономной Киргизской (т.е. Казахской) ССР". В сентябре-октябре 1920 г,состоялся первый съезд Советов на уровне РСФСР. На нем присутствовали только рабочие, крестьяне,красноармейцы и представители казахских рабочих приняли участие в выборах депутатов этого съезда. Также были образованы Центральный Исполнительный Комитет, Парламент и его Президиум, Совет народных комиссаров, т.е. правительство,перед которым была поставлена задача советизации просторов Казахстана. Изменения в этой структуре произошли только с принятием новой Конституции СССР 1936 года, за которой последовала Конституция Казахстана 1937 года, которому теперь был присвоен статус союзной республики (ССР), отдельной от РСФСР.. Действительно, впервые в новейшей истории Казахстан теперь включал в себя всю свою историческую территорию. Таким образом, Казахстан сформировал свою собственную советскую социалистическую государственную систему.

В первые десятилетия советской власти в Казахстане проводилась новая экономическая политика. Казахам вернули земли, которые ранее были отданы русским переселенцам. Экономика быстро восстановилась, сократилась неграмотность,расцвели средние школы и высшие учебные заведения, появились новые театры,клубы, музеи и читальни. Тысячи казахов были отправлены на учебу в Москву, Ленинград, Киев, Новосибирск, Саратов, и Свердловск для обучения специальным профессиям и получения высшего образования.Почти во всех областных центрах открылись педагогические центры для подготовки учителей для национальных школ на русском и казахском языках.

К концу 1920-х годов монополия на советскую власть была только в руки Сталина. НЭП (новая экономическая политика) был отменен, и началась

началась принудительная индустриализация и коллективизация нации. И действительно,многие промышленные успехи были достигнуты в Казахстане: Карагандинский угольный бассейн, Балхашский медный завод, комбинаты, многие оборонные и гражданские предприятия, а также железная дорога ТуркСиб. В это же время насильственная коллективизация принесла страшные лишения казахам: сотни тысяч зажиточных биев, кулаков и рабочих были сосланы в Сибирь и на Дальний Восток в лагеря для заключенных, в которых почти все погибли. Сталин все еще не был удовлетворен сложным

характером и медленными темпами коллективизации в Казахстане, между 1931 и 1933 года он организовал голод, который убил 2 миллиона казахов и выгнал еще миллион в соседние Китай и Монголию.

Во время Второй мировой войны многие тысячи и даже миллионы людей

были эвакуированы в Казахстан из западной части СССР, что продолжалось и в 1950-е годы. К 1960-м годам казахи составляли только около 32% населения республики. Хотя Казахстан во многом способствовал победе во Второй мировой войне, эти детали выходят за рамки данного эссе.

Казахстан сохранял статус союзной республики в составе Советского Союза

непрерывно до 1991 года. Его историческая преемственность с собственным прошлым была нарушения в течение семи десятилетий, предшествовавших обретению независимости, подвергался разрушительному воздействию, иногда граничащему с геноцидом. Не только казахский народ подвергался жестокому обращению, но и земля несет на себе отпечаток упадка и деградации: место, которое казалось вечным на протяжении тысячи лет, сегодня страдает от серьезных экологических проблем.

Результаты горбачевской перестройки (перестройки) известно всем мире. Сначала целью было сохранение социалистической системы,признание прав и свобод человека, отмена цензуры,провозгласить гласность (открытость) и разрешить многопартийную систему. Старая система не могла разрешить социальные, экономические и политические противоречия, а кризисы советской социалистической системы привели к тупиковой ситуации. Первыми признаками реального кризиса стали декабрьские события 1986 года в Казахстане, наряду с национальными движениями в Грузии и странах Балтики, а также столкновения между Азербайджаном и Арменией.

Начиная с 1990 года все союзные республики объявили о своем суверенитетеи независимости. Августовский переворот 1991 года окончательно пресек все попытки центрального правительства сохранить конфедерацию республик.В декабре 1991 года в Беловежской пуще три лидера, Шушкевич, Ельцин и Кравчук, согласовали декларацию об упразднении Советского Союза и образовали Конфедерацию независимых государств. СНГ было юридически оформлено, когда лидеры одиннадцати государств приняли декларацию. С этого времени суверенитет Казахстана был признан практически всеми государствами мира.

С принятием новой Конституции 1993 года, нация и ее лидер, президент Назарбаев, добились дальнейшего всеобщего признания. В целом, принятие Конституции 1993 года стало третьим этапом развития государственности в стране. Этот этап был отмечен основными ключевыми событиями, включая: принятие программы второго этапа приватизации на 1993-1995 годы, антикризисная программа правительства и реализация конкретных шагов по поддержанию экономики Казахстана.

Введение 12 ноября 1993 года первой национальной валюты Казахстана, тенге, ознаменовало выход республики из так называемой рублевой зоны и ее подлинную экономическую независимость от совокупности государств бывшего Советского Союза. Новый состав Верховного Конгресса , избранный в марте 1994г,состоял из большего числа профессионалов и постепенно пошел по конструктивному пути. Они обсуждали Планы, основные законы, но несовершенство Кодекса завело этот орган в политический тупик, в результате чего он был распущен, и в конечном итоге была принята новая конституция. Новая конституция была принята на референдуме 30 августа,1995. Она установила сильную президентскую форму правления и продлила срок полномочий действующего президента до декабря 2000 года. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что переломным моментом в становлении Казахстанской государственности остался позади. Страна обрела суверенитет, добилась признания международного сообщества и является

членом ряда всемирных организаций.

Конституция Казахстана создала сильную президентскую республику

и распределила полномочия между тремя ветвями власти. Таким образом, устойчивые и последовательно были созданы институты сильной государственной власти, и это позволило стабилизировать все внутриполитические процессы". Конституция 1995 года, решая вопрос о характере государственности, говорит, что"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свобода".Новый Основной закон независимого государства определяет пределы действия конституции и обеспечивает стабильное развитие.

Первостепенное значение имеет тот факт, что Казахстан не содержит в своих границах других независимых государств и образований. Также основополагающими для понятия унитарного государства являются единое гражданство, законодательство и система органов государственной власти. "Мы можем сказать, что в течение года, благодаря новому Основному закону, были заложены фундаментальные основы новой государственности, создана единая государственная власть, способнаярегулировать и направлять общественное развитие ".Государственная власть в Республике Казахстан подразделяется назаконодательную, исполнительную и судебную ветви власти, которые взаимодействуют между собой с помощью системы издержек и противовесов. Новый парламент имеет две палаты, состоящие из Мажилиса и Сената. Исполнительная власть осуществляется системой исполнительных органов. Глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику. Правительство реализует эти политические директивы.

Пятилетняя история Казахстана как суверенного государства показывает, что третий подход является приоритетным в стране. В его рамках можно выделить два основных направления. Во-первых, это государственное регулирование этнических процессов. В Конституции 1995 года были провозглашены такие демократические принципы, как гражданский подход к определению народа в преамбуле.Принцип единого и равного гражданства, независимый от пунктов 10 и 14, является запретом на национальную дискриминацию. Все принципы, взятые вместе, составляют основу национального равноправия, не давая места обидам и претензиям людей друг к другу. Вторым направлением дестабилизации межнациональных отношений является раскрепощение творческого потенциала этнических групп. Сторонником этой тенденции в национальной политике, российский этнолог М.Н. Губогло отмечает, что "новая форма этнического самоопределения принципиально отличается от прежней ситуации тем, что переносит акцент с коллективного уровня национальных прав на личный уровень". Роль модели наследия, несомненно, требующей серьезной концептуальной проработки и пропагандистских мер, возрастает соответственно".

Происходящие на наших глазах трансформация и модернизация казахстанского общества - это не одномоментное действие, а длительный процесс



изменений, разворачивающийся и дающий более четкое представление о современной, независимой Республике Казахстан.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет