Хелен сингер каплан



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата06.01.2022
өлшемі0,69 Mb.
#12555
  1   2   3


Стенли Бинг 
Дзен и искусство карабкаться вверх 
 
 
     Сядьте. Дышите глубже. Вы держите в руках последнее в своей жизни деловое пособие. 
Никакие другие отныне вам не понадобятся. Потому что на страницах этой книги Стенли 
Бинг  решает  главную  проблему  вашей  трудовой  жизни  —  как  научиться  управлять 
начальником.  
       
      Дело это совсем несложное… не сложнее, чем забросить в небо слона. Всё, что для этого 
требуется — соответствующий склад ума, поэтапный план и головокружительный прыжок 
в  сторону  нового  мировосприятия.  Этот  скромный  путеводитель  обеспечит  вас  всем 
необходимым. А также многим другим. Справиться же с этой задачей поможет Дзэн. Ведь 
именно  Дзэн  дает  возможность  брать  нечто  очень  большое  и  тяжелое  и  лепить  из  не-го 
своими  руками  все,  что  угодно.  Как  если  бы  это  был  комок  детского  пластилина.  А  вы-
сокое начальство — это как раз такой пластилин, самый что ни на есть детский.  
      Эта  книга  вооружит  начинающих  деловых  бодхисаттв  первичными  навыками  об-
ращения со слоном (без которого немыслимо каждодневное существование), включая — но 
не  только  —  первоочередную  обязанность  любого  ученика  следовать  за  ним  повсюду  с 
веничком и совочком. Затем серьёзно относящиеся к учебе студенты перейдут на средний 
уровень, где им  придётся не только  освоить технику Полировки  Слоновьих Бивней, но  и 
научиться Прятаться от Слона, когда он Выпил Лишнего и Высматривает, Кого бы Затоп-
тать. Далее  расстилаются  владения  опытных мастеров  Дзэн,  вершиной  которых  является 
умение забросить уже совсем невесомого слона в небо с помощью специального рычага и 
даже поиграть им там, как воланом,  желательно в каком-нибудь местечке, где обычно  от-
дыхает руководство.  
 
      Если  "Что  бы  сделал  Макиавелли?"  было  самым  бесчестным  деловым  пособием  со 
времен  Ренессанса,  то  книга  про  то  "Как  забросить  слона  в  небеса"  уравновешивает  его 
"инь" своим "ян". Потому что порой, чтобы справиться с очередным заданием, нужно стать 
бескорыстным, сострадательным и абсолютно пустым.  
       
     3 сторона обложки  
     СТЕНЛИ БИНГ ведущий колонки журнала "Форчун", автор национального бестселлера 
"Что бы сделал Макиавелли?"  и романа "Ллойд:  что же всё-таки  произошло". Днем же  он 
трудится  в  гигантском  транснациональном  конгломерате,  название  которого  –  «секрет 
Полишинеля»  для всего делового мира.  
       
     4 сторона обложки  
       
     Если никто не видел, как слон наступил вам на голову,  
     случилось ли это на самом деле?  
       
      "Да", если этот слон — ваш начальник. В таком случае, возможно ли справиться с этим 
огромным  серым  и,  порою,  скверно  пахнущим  животным?  "Да",  если  вы  знакомы  с 
принципами Делового Дзэна. Не  одну тысячу лет мастера  Дзэн не без успеха  стремились 
проникнуть в тайны вселенной, несмотря на то, что одевались они при этом в простую и 
удобную одежду. Теперь и вы сможете приобщиться к мудрости древних и получить в на-
граду  массу ценных призов.  
      Этот  путь  может  оказаться  гораздо  проще,  чем  можно  вообразить.  Разве  вы  и  так  не 


проводите большую часть дня сидя в офисе  и предаваясь размышлениям ни о чем? Это  и 
есть Дзэн! И вы уже применяете его на практике!  
      В  этом  небольшом  и  совсем  несложном  пособии  Стенли  Бинг,  величайший  знаток 
макиавеллевской  низости,  предлагает  читателю  самый  приятный  способ  использовать 
вышестоящего  слона для достижения просветления, а заодно — силы и власти.  
       
       
       
     КРАТКИЕ  НАСТАВЛЕНИЯ  БУДДЫ   
       
       
     * Слон  – большой  и  тяжелый, вы  же  – как  раз обратное.  Но  именно в  разнице  между 
вашими и слоновьими габаритами скрывается подъемный рычаг.  
       
     * Ваше "я" — это вместилище желаний. В желании же коренится страдание. От-бросьте 
желания!  Это  даст  вам  невероятное  преимущество  перед  поглощенным  собственной 
персоной слоном.  
       
     * По мере того, как мы будем пробираться по гигантской слоновьей тропе, вы научи -тесь 
скидывать со  счетов  их эмоциональные  всплески  более чем  в  90% случаев.  Это  хорошая 
скидка, и если уж она попала вам в руки, упускать  ее не следует.   
       
       
     Не медлите! Погрузитесь с головой в Четыре Истины (а может и Пять) и отправляйтесь 
по Девятеричному Пути, всё ближе подбираясь к тому сладостному моменту, когда вы смо-
жете взять контроль над слоном в свои руки и забросить его в небеса вверх тормашками.   
       
     Возможно ли это? Разумеется!  Но не без помощи этой книги!  
       
     КАК ЗАБРОСИТЬ СЛОНА В НЕБЕСА   
       
     ДЗЭН И ИСКУССТВО КАРАБКАТЬСЯ  ВВЕРХ   
     Стенли Бинг  
       
     Автор выражает признательность  
       
     Джерри Левину  
     за то, что ему удалось оторвать от земли самого здоровенного слона корпоративной Аме-
рики и сделать это так, будто ничего и не произошло; а после проявить достаточно благо-
разумия, чтобы покинуть игровое поле.  
       
     Томасу  Пенфилду  Джексону   
     за его безмятежное  игнорирование того факта,  что у слона  имеются бивни, даже  когда 
он был на волосок от того, чтобы угодить  на их острие,  
     или  
     Биллу Гейтсу, где бы он сейчас ни находился.  
       
     Джеффри  Каценбергу  
     за понимание того, что мышь, которая порой ведет себя, как слон, — это всё-таки не что 
иное, как очень большая  и свирепая мышь.  
       
     Всем слонам, работающим  в моей корпорации,  большим и маленьким,  а также  самому 


крошечному  из них, моему редактору  Дэйвиду Хэрши.  
       
     И, как всегда, моей жене.  
       
     Кому доступна не-мысль? Кто не-рожден?  
     Если мы и вправду не-рождены,  
     Значит мы также и не не-рождены…  
     Перестань цепляться за землю, воду, огонь и ветер;  
     Пей и ешь  вволю в вечной безмятежности;  
     Всё, что есть, преходяще  и совершенно пусто.   
     В этом и заключается великое просветление.  
     ДРЕВНЯЯ ЯПОНСКАЯ СУТРА   
       
     — Всё как  всегда, но ничего лишнего!   
     МАСТЕР  ДЗЭН, ЗАКАЗЫВАЯ  ХОТ-ДОГ  
     В МЕСТНОЙ  ЗАБЕГАЛОВКЕ   
       
     Вступление  
     О чем эта книга  
       
     Кому-то должен ты служить  
     Боб Дилан  
       
      В  свое  время  у  меня  был  начальник,  который  высказал  однажды  мудрую  мысль. 
Поскольку  подобное случается не каждый день, я прислушался  к его словам.  
      — Начальников не выбирают, — сказал он.  
      Произнес он  это с  некоторой грустью.  Он  был президентом  компании. Я  таковым  не 
был.  Однако  оба  мы,  каждый  с  высоты  своего  положения  в  космическом  пространстве 
Корпорации, разделяли это чувство.  
      За  годы,  прошедшие  с  тех  пор,  как  начальник,  которого  я  не  выбирал,  отправился 
развлекать себя пожизненной игрой в гольф, я не раз задумывался над его словами. И чем 
больше  я о них размышляю,  тем более правдивыми они мне представляются.  
      Начальников не выбирают.  
      Зайдите  как-нибудь  в  гигантский  супермаркет  идей,  живых  и  мертвых,  то  есть  в 
ближайший книжный  магазин, и  проследуйте в  отдел деловой  книги, который  по  совер-
шенно непонятным  мне причинам  обычно располагается  неоправданно далеко  от  отдела 
философии  и неподобающе близко к отделу компьютерной литературы.  
      Там  вашему  взору  предстанет  великое  множество  книг,  якобы  способных  помочь 
перепуганному, умудренному горьким  опытом, бывалому,  разгневанному, питающему  на-
дежды,  честолюбивому,  безнадежному,  запутавшемуся,  отчаявшемуся,  обезумевшему  ра-
ботнику выработать некую стратегию  взаимоотношений с человеком,  к которому он  при-
ставлен служить.  
      Нет  нужды  перечислять  весь  набор  глупостей,  предлагаемых  здесь  покупателям.  Все 
они отталкиваются от идеи, будто существуют некие рациональные способы совла-дать  с 
превосходящей  нас силой.  
      Таких  способов нет.  
      Чтобы  хоть  как-то  подступиться  к  решению  этой  проблемы,  вам  придется  покинуть 
отдел деловой литературы, в котором, увы, вам скорее всего и попалась на глаза эта  кни -
га… и отправиться прямиком в секцию религии — прародительницы и предшественницы 
философии.   
      Ведь только  головокружительный  прыжок из  одной  веры в  другую  способен  по-мочь 
вам  обрести  точку  опоры  на  скользкой,  ходящей  ходуном  палубе  и  понять,  что  с  не-


управляемой,  не  внемлющей  гласу  рассудка,  эгоистичной,  бесчестной,  изворотливой, 
своекорыстной,  инфантильной  и  воинственной  силой  можно  справиться  и,  представьте 
себе, научиться  в конце концов её контролировать.  
      Эта цель достижима!  
      Но  не  для  вас.  Не  в  вашем  нынешнем  состоянии.  Сперва  вам  придется  заручиться 
поддержкой Брахмы.  Или, по крайней мере, чего-то такого, что приблизит вас к нему.  
      Вообще-то  в  мире  немало  превосходных  религий,  заботящихся  о  душе  человека.  Все 
они,  вместе  и  по  отдельности,  имеют  право  на  место  под  солнцем.  Некоторые  из  ни х, 
кстати, следят за тем, чтобы праздничный стол был уставлен едой повкуснее. И всё же до-
вольные  приверженцы  имеются  у  каждой,  и  ввязываться  в  спор  о  том,  какая  лучше,  со-
вершенно бессмысленно. В какой вере вы родились, такой вам, скорее всего, и стоит дер-
жаться.  
      Нет, однако, никаких сомнений в том, что только созерцательная сила Дзэн спо-собна 
обернуться счастливой  деловой жизнью  для  подчиненного, стремящегося  к  пони-манию, 
контролю и просветлению. Самое замечательное, что Дзэн прекрасно уживается со всеми 
господствующими  религиями,  так  что,  пока  вы  работаете,  нет  нужды  отказы-ваться  от 
собственной веры. Что удобно.  
      Дзэн позволяет подключаться к внутреннему резервуару мира и спокойствия, что лежит 
за гранью всякого понимания.  
      Дзэн  можно  практиковать  сидя  и  глядя  в  никуда.  Не  проводите  ли  вы  и  так  массу 
времени за этим занятием?  
      Дзэн  абстрагирует  нас  от  нелепиц  будничной  жизни  и  выводит  за  рамки  ее  узкого 
понимания,  позволяя  нам  не  бросать  поводья  даже  тогда,  когда  каждая  клеточка  нашего 
существа  протестует и рвется на волю.  
      Дзэн  преображает  как  почву  у  вас  под  ногами,  так  и  точку  зрения,  с  которой  вы  на-
блюдаете за  происходящим,  дает  возможность  оказаться выше  и  вне  страстей  и  печалей, 
что сопутствуют всем, кто служит слону, обитающему  в угловом офисе.  
      Дзэн дает возможность брать нечто очень большое и тяжелое и лепить из него своими 
руками  все  что  угодно.  Как  если  бы  это  был  комок  детского  пластилина.  Ведь  вы-сокое 
начальство — не что иное как пластилин, самый что ни на есть детский.  
      Если вы будете терпеливы, дисциплинированы и полны доверия к себе, Дзэн по-зволит 
вам оторвать этот огромный предмет от земли и забросить его куда угодно. Подоб-но Чаку 
Норрису, швыряющему  негодяя в десять раз крупнее себя в зеркало за стойкой бара.  
      Только  приемы  Делового  Дзэна  в  конце  концов  позволят  вам,  после  множества  не-
удачных  попыток, уложить на обе лопатки слона, который зовется вашим начальником.  
       
       
       
       
     Предисловие  
       
     Несколько  слов о слонах и о том,  
     чем они отличаются от людей  
       
       
      Генрих  фон  Пирер,  шестидесятилетний  исполнительный  директор  немецкой 
акционерной  компании  "Сименс",  просто  неудержим  на  теннисном  корте.  Даже  такие 
именитые соперники, как канцлер Германии Герхард Шрёдер, уже не пытаются бороться с 
ним. Вот лишь один пример. Во время парной игры со Шрёдером подтянутому фон Пиреру 
достался  довольно  тучный  и  непо-воротливый  партнер.  Раздосадованный  тем,  что  их 
обгоняют по очкам, фон  Пирер в сердцах крикнул  ему: «Противника нужно  ненавидеть!». 
После  чего  велел  просто  тихонько  стоять  в  угол-ке  и  не  мешать.  Вслед  за  этим 


исполнительный  директор  заметался  взад-вперед  по  теннисному  корту,  словно  на  сцене 
театра одного актера, и выиграл сет.  
       
     ЖУРНАЛ  "УОЛЛ-СТРИТ  ДЖОРНАЛ"   
     2 ФЕВРАЛЯ 2001 г.  
       
      Однажды,  никто  точно  не  знает  когда,  некая  корпорация  поручила  слепцу 
присматривать за очень большим и строптивым слоном.  
      Сперва слепец ощупал слона спереди. Там располагалось что-то похожее на гигантское 
улыбающееся отверстие, над которым торчал змеевидный отросток. По бокам существа он 
обна-ружил огромные  кожаные  стены, местами  твердые,  как камень.  Сзади  центральную 
влажную  часть  окаймляли  два  больших  морщинистых  шаровидных  предмета.  Какие 
выводы можно было сделать из этой анатомической детали?  
      Позже он предстал перед своим начальником.  
     — Итак, — сказал Бодхисаттва, отвечавший за духовное развитие слепца,  — опиши-ка 
мне зверя, которого  тебе только что довелось повстречать.  
      — Он был одинаково непроницаем, с какой стороны ни зайди, — отрапортовал слепец. 
В тот же миг стражники схватили его, отволокли в подвал и без всяких церемоний бросили 
в боль-шой, кишащий  крокодилами  водоем.  
     —  Чем  заслужил  я  такую  участь?  —  вскричал  несчастный,  когда  злобные  рептилии 
приня-лись соскребать его плоть с костей.  
      — Ты что, шутки со мной шутишь? — отвечал его начальник. — Тот, кто не может отли-
чить перед слона от зада, достоин любой уготованной ему участи.  
       
       
     Боюсь, мы сперва зашли  
     к слону не с той стороны.  
     АЛАН  ВАГНЕР,  ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ  КОМПАНИИ  "СИ-БИ-ЭС"   
     ПО ПОВОДУ ПРОВАЛА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ  ДРАМЫ   
     "БИКОН-ХИЛЛ",  СНЯТОЙ В 1975 ГОДУ  
       
       
      По земле разгуливает немало животных. И лишь некоторые из них слоны. Однако всем 
остальным, так или иначе, приходится иметь с ними дело.  
      Кто-то из нас коротает век антилопой гну — не самый удачный жребий, если только не 
избрать этот путь сознательно, в коем случае такая судьба окажется ничуть не хуже других. 
Во  вселенной  есть  место  для  жвачных  существ  любого  размера,  промышляющих 
овощными обедами и исповедующих  принцип ненасилия. Мир их дому!  
      Другие носят львиную шкуру, однако доподлинно известно, что львы не могут тягаться 
со среднестатистическим слоном. Лев свиреп и благороден, но и его несложно растоптать 
слоновьей ноге. Кто-то ещё может обретаться в образе маленькой пташки,  склевывающей 
насекомых,  что  паразитируют  на  шкуре  слона.  Но  как,  скажите,  прожить  на  такой 
заработок?   
       
       
     Если вы держите слона за заднюю ногу,   
     когда  он пытается дать деру, благоразумнее  будет   
     позволить ему убежать.  
     АВРААМ  ЛИНКОЛЬН  
       
       
       


      Нет, сохранить достоинство возможно, лишь сразу  признавшись себе, что вы  не  слон. 
По-сле  чего  посвятить  жизнь  этим  гигантским  и  могучим  животным  в  качестве  слуги  и 
наставника.  
      В этом нет ничего невозможного. Их размеры обманчивы. Их мощь эфемерна. Все они 
в конце концов  окажутся на  слоновьем кладбище.  Но до тех  пор они  нуждаются в  нашей 
помощи.  
       
       
     Слоновьи факты  
       
     * Слоны  ужасно  много весят.  Приличным  весом  могут похвастаться  многие  люди,  но 
нико-му  из  них  все  равно  не  сравниться  в  этом  со  слоном.  Даже  самый  тощий  и 
обезвоженный слон все равно очень, очень тяжелый.  
     * Слоны — даже самые невысокие — также отличаются огромным ростом. Даже самый 
низкорослый слон все равно выше нормального человека.  
     * Слоны поглощают невероятное количество пищи, тонны и тонны продуктов в неделю, 
да-же если большинство из  них в основном  довольствуется консервированным тунцом  и 
са-латом. Сколько бы  еды ни  удалось поглотить обычному  человеку (и  какой бы  вкусной 
она ни была), все равно слона ему не переесть.  
     * Слоны склонны к гедонизму, даже когда  они во всем себе отказывают.  
     * Слоны привыкли получать то, что им хочется. Когда этого не происходит, они ужасно 
шумят  и угрожают благополучию своих дрессировщиков и сотоварищей по стаду.   
     * Слоны играют по ими же придуманным правилам. Зачастую эти п равила кажутся бес-
смысленными всем, кроме самого слона. В них нет никакой внутренней логики, кроме од-
ного момента:  если вы откажетесь их соблюдать, слон вас покалечит.  
     *  Слонов  восхищают  собственные  размеры  и  могущество.  Как  пишет  "Уолл-Стрит 
Джор-нал", в конце 1990-х годов президент "Ситигруп" Сэнфорд Вейл отпраздновал победу 
над своим соперником Джоном Ридом в схватке за контроль над компанией, представ перед 
публикой, состоящей из его же вассалов и подпевал, в обличье Моисея. Этот слон так пре-
красно разбирался в деловой  этике, что в хвалебном  биографическом очерке для  воскрес-
ного выпуска  "Нью-Йорк Таймс"  не позволил  себе  ни одной  официальной ссылки  на  это 
событие. Тем не менее, на торжестве по поводу победы над мнимым войском фараона он 
разгуливал в тоге, поверх которой свисала длинная борода, и упивался крахом своих  вра-
гов. Публика корчилась  от смеха, так  как нет  ничего забавнее слона,  пребывающего в  иг-
ривом настроении.  
     * Слоны не могут слишком долго фокусировать на чем-то свое внимание. Известно, что 
многие из них не раз увольняли сотрудников, чтобы в тот же день снова принять их на ра-
боту. По мере того, как  мы будем пробираться по  гигантской слоновьей тропе, вы  научи -
тесь сбрасывать со счетов  их эмоциональные всплески  более чем в  90% случаев. Это  хо-
рошая  скидка, и если уж она попала вам в руки, упускать  ее не следует.   
     *  Слоны  по  природе  своей  звери  чистоплотные  и  брезгливые.  Они  любят  хорошо 
одеваться и перемещаться в транспортных средствах, спроектированных с учетом их нужд. 
Если средство передвижения задерживается и, поджидая его, слону приходится слоняться 
без дела, он впадает в гнев и может оказаться весьма опасным.  
     * Слоны ненавидят ничегонеделанье, за исключением случаев, когда они могут назвать 
это деловой встречей.  
     * Для настоящего  слона, если  это не  овца, не  волк и  не гну  в слоновьей  шкуре, вы  не 
суще-ствуете.  ВАС  нет.  Нет  и  самого  Бытия.  Есть  только  Слон.  Разве  не  ясно,  как  это 
нелепо? И как  глупо при этом выглядит слон? Ха-ха-ха, посмеемся мы над слоном!  
     *  Слоны  —  непревзойденные  мастера  по  развешиванию  лапши  на  уши.  В 
действительности дела их никогда  не идут так хорошо,  как вам представляется.  Подобная 
политика призвана упрочнять их статус, даже если хобот у них при этом вечно липкий.  


     * Слона нельзя игнорировать. Его нужно постараться понять и направить в ту или иную 
сто-рону. Сделать это вам по силам, поскольку, по какой-то необъяснимой причине, слоны, 
вопреки своим размерам и мощи, нуждаются  в руководстве и знают об этом.  
     * Самое главное, что слоны не умеют быть никем, кроме слонов. Как на них ни дави, они 
не превращаются ни в крыс, ни в мышей и не принимают человеческого облика. Они всегда 
остаются слонами.  Вы же  не  принадлежите к  их числу.  В  понимании этого  заложен  ваш 
путь к спасению и продвижению вверх, на самые высоты служебной лестницы.  
       
      Верхушка служебной лестницы! Это  и путь, и путеводная  звезда для тех, кто  трудится 
впотьмах что есть сил. С помощью Четырех (а возможно, и Пяти) Истин и Девятеричного 
Пути вы познаете её и заживете на ней припеваючи. Этому учит Бизнес-Дзэн, сокращенно 
Биз-Дзэн.  
       
       
     Что такое Биз-Дзэн  
       
       
      Дзэн многолик, он скрывает в себе множество решений разнообразных загадок. Тем не 
менее, суть  его  заключается вот  в  чем: дзэн  –  это проистекающее  из  усидчивости  знание 
вселен-ной и того, как в ней все устроено.  
      Нет,  вы  не  ослышались.  Именно  усидчивости.  Из  терпеливого  просиживания  год  за 
годом в удобной,  задумчивой позе  (иногда в очень  красивом кожаном  кресле), из  работы 
без  надежды  на  духовное  воздаяние  (не  говоря  уже  о  финансовой  компенсации)  и  из 
стремления к той легко-сти бытия, что достигается отречением от всех надежд и желаний.  
      Таким образом, с помощью усидчивости, усидчивости и еще раз усидчивости, пока все 
внезапно не окажется легче легкого, можно достичь просветления, а через просветление  – 
силы.  
      А еще — счастья. Да-да,  мы можем быть счастливы так,  как слону и не снилось.  Ведь 
ско-рее верблюд пролезет в игольное ушко, чем слон познает настоящее счастье. Рядовому 
менедже-ру  среднего  звена,  поглощающему  хот-дог  за  раскладным  столиком  прямо  на 
рабочем  месте,  жи-вется  куда  легче.  Потому  как  слонами  движет  желание,  а  желание 
чревато страданием.  
      В  итоге  слон  –  ваш  слон  –  всегда  есть  и  будет  только  самим  собой,  не  больше  и  не 
меньше.  В этом его величайшая сила и величайшая слабость.  
      Вы же, напротив, можете быть кем угодно. Ведь вы слишком малы, чтобы претендовать 
на  собственное  «я».  Именно  через  его  отсутствие  пролегает  великий  путь  к  миру  и 
просветлению. Ведь ваше «я»  — это ваши оковы.  
      Переступите через свое «я»!  Как это здорово, не правда ли?  
      А вот ваш слон не может не может так поступить. Из года в год ему приходится жить с 
этим гигантским, серым «я»… до тех пор пока, неизбежно, ему не приходит конец. А после? 
По-является новый слон. Во веки веков за слоном всегда будет следовать новый слон.  
      И этот новый слон, опять же, всегда будет только самим собой, не больше и не меньше.  
      А что же вы? Вы можете быть кем угодно!  Потому что ваше «я» – ничто! Вот и славно.  
      Только со стороны можно понять, что такое слон, осмыслить его размеры, его вес, его 
бес-компромиссный  нрав.  Те,  кто  способен  на  подобный  анализ,  обретают  возможность 
покончить со страданием, что шествует  рука  об руку  с жизнью.  
      Тех  же, кто на него не способен, смоет отливом в открытый океан.  
       
       
     Введение  
       
       


     Будда,  бредущий тропою бизнеса  
       
     Всё, что можно сделать не особо задумываясь  над тем,  
     что делаешь,  превращается в отличный способ  
     медитации, вне зависимости от того,  
     лущите  ли вы горох, вскапываете участок  земли,  
     городите изгородь или  
     моете посуду.   
     МАСТЕР  ДЗЭН АЛАН  УОТС  
       
     Одолей свое «я» и  тогда одолеешь противника.ТАКУАН СОХОРаз  уж собрался о  чем-
то мыслить, мысли масштабно.ДОНАЛЬД ТРАМП   
       
     Жизнь Будды  
       
     Не то  давным-давно, не  то недавно,  в пригороде  очень большого  города  —  впро-чем, 
возможно,  это  был  совсем  маленький  городишко  —  жил  молодой  человек.  Кто  знает, 
может, дело  происходило  в Бриджпорте  –  разве это  так  важно? Молодой  Сид  Артур  ро-
дился и вырос в знатной, богатой и влиятельной семье бизнесменов, заправлявшей делами 
в округе  ещё  до  его объединения  с  другими  округами.  К тому  моменту,  когда  Артур  дос-
тиг  просветления,  он  уже  облысел  и  порядком  растолстел,  обзаведясь  большим  круглым 
брюшком, улыбчивым лицом и такими же глазами – всем, что мы привыкли ассоцииро-вать 
со  статусом  Будды.  Однако  в  молодости  Артур  бы  недурен  собой,  щеголял  шапкой 
пышных,  непослушных  волос  и  пользовался  популярностью  как  среди  мужчин,  так  и  у 
женщин, поскольку  был  готов  веселиться  в  любое  время дня  и  ночи.  Его  вечно  было  не 
утянуть с вечеринки,  когда под  утро все  остальные уже  готовы были  возвращаться в  гос-
тиницу. И кто, как  не он, всегда был  готов добавить к выпитому  еще один коктейль, в  то 
время как все вокруг уже подумывали, не припасть ли им лицом к салату. Отец воспи -тал 
молодого  человека  в  духе  традиций  господствующего  класса.  Артур  обучался  сначала  в 
Андовере,  потом  в  Йейльском  университете,  а  после  закончил  бизнес-школу  в  Уортоне. 
Характер  у  него  был  легкий  и  приятный,  и  кроме  блестящих  успехов  в  учебе,  он  еще 
здорово играл в покер  и в сквош. Тем  не менее, уже в  самом начале его деловой  карьеры 
стало ясно, что этот молодой человек не такой, как все. Пока Стейнберги, Пе-рельманы и 
прочие  выпускники  Уортона  выискивали  мелкие  компании,  которые  можно  было  бы 
разорить  и  прибрать  к  рукам,  будущему  Будде  всё  это  было  крайне  неприятно,  и  он  не 
проявлял рвения к подобным делам. Говорят, однажды его компаньоны наме-тили жертву 
и  ловко  вывели  из  игры  один  небольшой  концерн,  занимавшийся  средствами 
телекоммуникации. И уже  готовились присоединить  его к более  крупному носителю  бес-
проволочных  средств  связи,  который,  не  имея  возможности  генерировать  рост  доходов 
своими  силами,  искал  возможность  прикупить  их  на  стороне.  И  вот,  когда  маленькая 
компания уже  катилась  под откос,  а  брокеры, пуская  слюни  в предвкушении  жирных  ба-
рышей с готовящейся сделки, ждали удобного момента, чтобы растерзать жертву на час-ти, 
в дело вмешался молодой человек и определил для всего высшего руководства компа-нии 
отличные выходные пособия вкупе с комплектом выгодных условий. Он даже умуд-рился 
вывести немалую часть руководителей среднего звена из-под гильотины маячащей впереди 
перестройки. Брокеры рвали и метали, так как намеревались сбыть лишние рты по дешевке. 
Однако  отец  юноши  узрел  в  сыне  нечто  такое,  что  могло  в  дальнейшем  помешать  ему 
серьезно заниматься бизнесом. Поэтому с тех пор он стал всерьез присмат-ривать за своим 
отпрыском  —  привлекать  к  семейному  бизнесу  и  одновременно  то  и  дело  отправлять  в 
дорогие увеселительные  путешествия  и длительные  деловые  поездки по  ми-ру,  во  время 
которых  Артур  останавливался  только  в  лучших  пятизвездочных  отелях  вро-де  Ритц-
Карлтона.  Тогда  же  молодой  человек  познакомился  с  красивой  молодой  девуш-кой  и 


женился. Прослушав  полный юридический  курс в  Колумбийском университете,  его  жена 
решила обзавестись степенью магистра, так как работать юристом у неё не было ни-какого 
желания. А у кого,  скажите, оно есть? Тем не менее, они были счастливы.  
     Таким образом, все в  жизни молодого Будды  шло по более  или менее заданной  схеме. 
Он  никогда  не  покидал  замкнутого  круга,  состоящего  из  офиса,  дома  и  той  верени -цы 
гостиниц,  где  привилегированный  бизнесмен  находит  кров  и  приют  во  время  деловых 
поездок. Но вот однажды он получил приглашение побывать в одной корпорации, с которой 
его  компаньоны  разрабатывали  план  создания  совместного  предприятия.  Про-сматривая 
кое-какие  бумаги  в  зале  для  переговоров,  он  оказался  невольным  свидетелем  того,  как 
менеджер среднего  звена  получал суровый  нагоняй  от вице-президента  по  фи-нансовым 
вопросам.  Бедный  сотрудник  стоял,  согбенный  от  горя,  с  покрасневшими  от  грусти  и 
унижения глазами, руки его тряслись, и он едва смел молвить хоть слово в свое оправдание. 
— Что это? — спросил наш молодой герой своего коллегу. — Почему этот человек кричит 
на другого человека? И почему тот, другой, готов сносить эти оскорбле-ния? — Так обстоят 
дела повсюду, мой друг, — ответил его коллега и приятель по име-ни Биб, который, кстати 
сказать,  оставался  рядом  с  Буддой  до  конца  его  жизни.  —  Такова  участь  менеджера  с 
незапамятных 
времен 
— 
в 
средневековых 
феодальных 
государствах, 
при 
коммунистических  диктатурах  или  в  капиталистических  залах  для  переговоров,  без 
разницы. Так сильные мира сего обращаются с теми, кто слабее их, и это заложено в при -
роде человека. — Не может быть, — молвил Будда и всерьез задумался. В тот же день  он 
оказался  в  маленьком  офисе  рядом  с  туалетом,  где  довольно  пожилой  человек  в 
старомодной тройке сидел за столом и вырезал фигурки  из бумаги.   
     — Почему этот достойный человек сидит здесь и так бездарно тратит время? — спросил 
Будда своего коллегу. — И это тоже в порядке вещей, — отвечал Биб. — На самом взлете 
своей  карьеры  он  допустил  оплошность  и  теперь  вынужден  изо  дня  в  день  страдать  и 
мучиться  собственной  бесполезностью,  потому  что  большие  начальники  не  знают,  что  с 
ним делать. — Ах так, — произнес Будда с болью в сердце. Ему было яс-но, что  каждый, 
кого ему довелось повстречать, был обречен на жизнь в тяжком страда-нии, определявшем 
суть его бытия, и все только потому, что эти несчастные не знали, как надо обращаться со 
слоном. В последующие дни и месяцы постепенно пробуж-дающийся от спячки Будда, чьи 
глаза теперь были открыты, узрел боль и страдание, не-умолимо сопутствующие всем, кто 
работает на слонов. «Неужели нет ничего, что я мог бы сделать, дабы облегчить мучения, 
заложенные в основу любого непраздного существова-ния?» — вопрошал он себя вновь и 
вновь.  И  вот,  на  тридцатом  году  жизни,  Сид  Артур  вознамерился  покончить  с 
корпоративной  карьерой  и  заделаться  консультантом,  кочую-щим  с  места  на  место  и 
выклянчивающим себе разовое жалованье, с тем чтобы лицом к лицу столкнуться с океаном 
страданий,  выпадающих  на  долю  служащих  и  подчиненных  и  в  надежде  на  то,  что  в 
попытках  понять  причины  этих  страданий  он  в  конце  концов  найдет  способ  устранять 
несправедливость, заложенную в самой природе работы по найму.  
     Будда   
      Голодные  (но  благородные)  годы  Следующие  семь  лет  мас-тер  странствовал  от 
корпорации к корпорации в поисках ответов на свои вопросы. Спер-ва он обучался в группе 
аскетов, преданных  идее  Качества,  которое,  как они  полагали  в  силу  своего  неустанного 
внимания  к  деловому  процессу  и  пожеланиям  клиента,  выводит  страждущего  на  путь  к 
свободе и  счастью. Будущий  Будда  освоил Качественный  Процесс,  но обнаружил,  что  за 
исключением кучки деспотов и маньяков, примостивших-ся на самой верхушке пирамиды, 
он  мало  кому  приносит  счастье.  Всё  это  очень  напоми-нало  самый  обычный  бизнес,  а 
посему  он  отправился  дальше.  После  этого  он  столкнулся  с  группой  профессиональных 
попрошаек, помешанных на биржевых манипуляциях. Ка-кое-то время он полагал: там, где 
дух  —  в  противоположность  материи  —  представлен  в  своем  наичистейшем  виде,  ему 
может открыться истина. Однако нигде за всю свою дело-вую карьеру не доводилось  ему 
видеть  большего  смятения  и  страдания  среди  тех,  кто  от-рабатывал  свой  хлеб  не  в 


должности председателя компании. Никакое надругательство над служащим любого ранга 
не считалось чрезмерно грубым и жестоким, если оно могло пробудить энтузиазм хотя бы 
в  одном  специалисте  по  финансовому  анализу  деятельно-сти  компаний  на  пару-тройку 
часов. Мастер двинулся дальше. Побывав на обоих побережьях, он провел некоторое время 
в  ученичестве  у  тех,  кто  трудился  под  гнетом  культа  личности.  Ему  удалось  незаметно 
понаблюдать  за  тем,  что  творилось  в  офисах  компаний  Диллера  и  Велча,  Айзнера  и 
Герстнера, Гейтса, Эллисона и Энрико. Он при-шел к выводу, что счастье в них возможно, 
но, в конечном  счете, слишком  непрочно и недолговечно.  Снова и  снова молодой  Артур 
сталкивался лицом к лицу с правдой жизни, которая лежит в основе всех трудовых судеб и 
гласит, что работа равносильна страданию, причем, как правило, за мизерное жалованье. И 
тогда он понял, что для того, чтобы разрешить проблему человеческого страдания,  нужно 
найти принципиаль-но новый ответ. В ходе своих поисков Артур испробовал все известные 
способы са-моограничения. Для начала он отказался от каких бы то ни было развлечений 
(на  которые  обычно  выделяется  специальная  статься  расходов),  полагая,  что  отсутствие 
удовольствий ведет к мудрости. За завтраком он лишал себя гранолы . За обедом обходился 
без гарнира из нежных листьев салата. А на ужин не позволял себе  ничего, кроме какого-
нибудь чиз-бургера в  местной забегаловке  или куска пиццы  из придорожной  закусочной. 
Этот метод не принес никаких результатов, кроме несварения желудка. В конце концов он 
пришел к заключению, что в тяготах, вызванных отсутствием счета для расходов, зало-жено 
ощущение  отказа  от  чего-то  такого,  что  принадлежит  человеку  по  праву,  и  что  та-ким 
образом они лишь отвлекают искателя от предмета поиска. После этого он стал есть и пить 
как все нормальные профессиональные бизнесмены и летал первым  классом толь-ко когда 
бизнес-класс был полностью забронирован. Снова и снова предавался он раз-мышлениям 
(до  тех  пор  пока  окончательно  не  выбился  сил),  выискивая  меч,  который  разрубил  бы 
гордиев узел человеческих страданий, по крайней мере,  с восьми утра до семи вечера  (не 
считая Западного побережья, где рабочий день заканчивается раньше). И вот наступил день, 
когда ему все это до смерти надоело и он сказал самому себе: «Да ну его к черту!». В итоге, 
на  тридцать  седьмом  году  жизни  он  в  одиночку  от-правился  в  пустыню  в  окрестностях 
Палм-Спрингса, где ужасно жарко, но при этом  и очень комфортно, потому что жара  там 
сухая  и  практически  не  ощущается  по  сравнению  с  более  влажными  климатическими 
зонами, где  пот  пропитывает одежду  почти  мгновен-но.  Здесь, в  пустыне,  он  опробовал 
новые способы медитации, те, что особенно хорошо сочетаются с Бизнесом. Ведь если уж 
говорить начистоту, медитировать и достигать про-светления куда легче, когда совершенно 
нечем  заняться,  а  телевизионная  антенна  почти  не  ловит  сигнал  и  вообще  нет  никаких 
лишних  соблазнов,  включая  случаи,  когда  деньги  сами  просятся  в  руку.  И  вот  однажды 
утром,  с  тяжелым  сердцем,  он  отправился  в  пустыню,  чтобы  выкурить  сигару,  так  как  в 
наше время не осталось уже ни одного поме-щения, где разрешалось бы всласть подымить. 
Он  сел  под  деревом  и  решил  примириться  с  тем,  что  служба  под  чьим  бы  то  ни  было 
началом сопряжена с болью, и что с этим ни-чего нельзя поделать, кроме как бросить работу 
или научиться управлять этим неуправ-ляемым процессом. Докурив сигару, Будда впал не 
то в транс, не то в некую разновид-ность комы, которая, однако, позволяла ему сохранять 
сидячее  положение.  Вечер  сме-нился  ночью,  наступил  новый  день,  а  он  все  еще 
неподвижно сидел под деревом. Когда же на следующее утро он поднялся на ноги, которые, 
в  противоположность  переполняю-щему  его  чувству  бесконечной  внутренней  легкости, 
онемели от долгого сидения, это был уже не тот профессиональный бизнесмен, что присел 
под деревом  днем  ранее.  Он  излучал  силу,  рожденную  просветлением,  а  вместе  с  ней  и 
способность освободить дру-гих мужчин и женщин от бремени страдания. Какое-то время 
Будда раздумывал, не  за-бросить ли  эту затею  и не отправиться  ли вместо  этого в  какое-
нибудь увеселительное  заведение. Он  пребывал  в отличном  настроении,  и вовсе  не  был 
уверен,  что  несчастные,  погрязшие  в  жажде  власти  и  наживы,  смогут  воспринять  урок, 
который он собирался им преподать. Но он продолжал думать. К чему был весь этот поиск, 
если он не передаст свою мудрость дальше  по цепочке?  


     Итак, он встретился с несколькими друзьями, с которыми собирался в тот день иг-рать в 
гольф,  усадил  их  на  землю  и  поведал  о  наконец-то  открывшейся  ему  истине.  И  они 
выслушали  его,  и  прониклись  его  словами,  и  преобразились  раз  и  навсегда.  После  чего, 
сыграв партию в гольф из девяти лунок, и сами отправились в народ чтобы проповедо-вать 
новое  знание.  Оставшиеся  сорок  пять  лет  Будда  скитался  с  места  на  место  и  всюду 
отказывался  от  причитающихся  ему  чеков,  за  исключением  случаев,  когда  были  очень 
нужны деньги. Где бы он ни бывал, он везде проповедовал одну и ту же простую истину, 
суть которой,  пожалуй, лучше  всего была  сформулирована Буддой  во время  первой  бесе-
ды со своими учениками под Двуствольным деревом в Далласе. А звучала она вот как: Не 
знает  страдания  тот,  кто  завершил  свой  путь,  кто  свободен  от  печали  и  от  любой 
зависимости, кто стряхнул  с себя все оковы.  
     ДХАММАПАДА   
     Представляете? Жизнь без оков! Так давайте начнем сбрасывать их без промедле-ния с 
помощью  набора  полезных  премудростей,  облеченных  в  форму,  кою  без  труда  узна-ет 
любой студент бизнес-школы, в коей найдет он утешение и коя будет  ему доступна.  
      КРАТКИЕ  НАСТАВЛЕНИЯ  БУДДЫ   
       
     С чего начать  
       
     * Мы  неотделимы от  корпорации,  у которой  нет  ни конца,  ни  начала. Так  что  можно 
расслабиться. На самом деле, всё это не так уж важно.  
       
     * Все мы неизмеримо малы в глазах бесконечностьи. То же относится и к здоровенному 
слону, который только что сел вам на голову и не думает вставать.  
       
     * Если уж на то пошло, то ни "мы", ни "я" ни "мы с вами" как таковые не существуем, а 
существует лишь корпоративная  вселенная. Вы  —  её часть, а  она — часть  вас. У неё,  так 
же как  и у вас, нет ни конца, ни начала. Вы — все сущее, а все сущее  — в вас.  
 
       
     * Есть  только  один размер  —  большой. Маленького  размера  не существует.  Есть  лишь 
единый корпоративный размер.  
       
     * Даже самая увесистая сущность в составе корпорации не весит ничего, а самая неве-
сомая  обладает  тем  же  весом,  что  и  самая  значимая.  Все  остальное  —  лишь  иллюзия  в 
дорогом костюме.  
       
     *  Нет  ни  прошлого,  ни  будущего.  Есть  только  настоящее.  В  настоящем  же  нет  ничего 
кроме Служебной обязанности, того дела, что должно быть сделано, и больше ничего.  
       
     * Жизнь корпорации не стоит на месте. Если мы являемся частью корпорации, её жизнь 
не стоит на месте. Если мы не являемся частью корпорации, её жизнь не стоит на мес-те. 
Если мы счастливы, её жизнь не стоит на месте. Если мы несчастны, её жизнь не стоит на 
месте.  Ничто  не  имеет  значения,  потому  что  жизнь  корпорации  не  остановит-ся  вне 
зависимости от того, имеет что-то значение или нет. Ведь природа вещей тако-ва, что они 
никогда не стоят на месте. В этом нет никакого смысла. Есть лишь движе-ние вперёд.  
       
     * Нет хода ни вперед ни назад, так что отбросьте всякие попытки вырваться в лидеры.  
       
     * Желание обладать чем бы то ни было ведет к страданию. В отсутствии желаний при -
сутствует  радость. Там, где кончаются надежды и желания, обретается Просветление.  
       


     *  Итак:  нет  ни  начальника,  ни  системы  отчета  перед  руководством.  Всё  это  иллюзия. 
Есть лишь работа и прекрасная безмятежность вечного единства. Проникнитесь ей! Это и 
есть  ваша  сущность!Как  забросить  слона  в  небесаИндивидуальная  подготов-каЧЕТЫРЕ 
ИЛИ ПЯТЬ ИСТИНДЕВЯТИРИЧНЫЙ  ПУТЬ   
      ДВИЖЕНИЕ  ВВЕРХ  ПО  ПУТИ  ПРОСВЕТЛЕНИЯЧетыре  или  Пять  ИстинЛьвиный 
рык догмы, который не спутать ни с чем,  
     сотрясает мозги сотен разных зверей.  
     Даже царь слоновьего племени, заслышав его, спасается бегством, забыв о гордости.  
     И только небесный дракон внемлет ему спокойно,  
     в полнейшем восторге.  
     ДЗЭН  
       
       
     Каждому дается ровно столько, сколько  он способен вместить.  
     ДЖИММИ  ХОФФА МЛАДШИЙ   
       
       
       
      Способов, позволяющих найти путь к Просветлению, множество. Среди них мо-литва и 
голодание, и кто-то пользуется ими очень успешно. Но путь этот суров, особенно для тех, 
чей рабочий день расписан по часам в электронной записной книжке и в чьи слу-жебные 
обязанности входит немало бизнес-ланчей, не говоря уже о деловых встречах по-сле работы 
с обязательным распитием спиртного. Так что довольно скоро не молитве, так голоданию 
приходится сделать ручкой.  
      Будда  по  этому  поводу  придерживался  совершенно  четкой  позиции:  если  бы  Про -
светление было доступно только материально обеспеченным людям, это было бы доволь-
но несправедливо, с какой стороны ни взгляни.  
      Так  говорил  Будда,  и  священные  тексты  неоднократно  подтверждают  это  высказы -
вание. Работа несет с собой точно такое же Просветление, как и то что снисходит во время 
странствий с места  на место в  купальном халате,  с чашей риса  в одной руке  и посохом  в 
другой. Чтобы выйти за рамки этого мира, совсем не обязательно его покидать. Нужно лишь 
правильно  воспользоваться  теми  орудиями,  что  разложены  на  пути  у  каждого  из  нас. 
Пожалуй, одна небольшая  история поможет прояснить эту мысль.  
      Однажды  утром  по  дороге  на  работу  Будда  заглянул  в  парикмахерскую  чтобы  слегка 
подправить свой внешний вид. Парикмахер, как и многие представители этой про-фессии, 
оказался  любителем  поболтать  и  пофилософствовать.  Он  выплеснул  на  Будду  ушат 
бессмысленных анекдотов и многословных наблюдений, которые были Будде абсо-лютно 
до лампочки.  
      В конце  одного  особенно  обильного  и  пространного  словоизвержения  Будда  за-крыл 
глаза и  сделал один  из  тех глубоких  очистительных  вдохов, которые  впоследствии  стали 
такой  важной  частью  его  учения.  Парикмахер,  наконец,  заметил  это  и  в  задумчиво-сти 
опустил ножницы.  
      - О Будда, — обратился он к гигантской, глубоко вздыхающей пустоте, разместив-шейся 
в стоящем перед ним кресле. — Я заметил, что вот уже более двадцати минут я го-ворю не 
умолкая, а  ты  до сих  пор  не  проронил ни  слова.  Не ждешь  ли  ты,  что я  сделаю  из  этого 
какой-либо вывод?  
      Будда улыбнулся,  и его  улыбка, озарившая  собой всё  вокруг, была  истинной  усла-дой 
для глаз.  
     - Да, мой друг, — молвил он. — Твоя работа заключается в том, чтобы стричь во-лосы. 
Моя — в том, чтобы сидеть и стричься. Видишь, как близки были бы мы к совер-шенству, 
если бы каждый из нас, не отвлекаясь, занимался своим делом.  
      В  тот  же  миг  парикмахеру  открылась  заключенная  в  словах  Будды  истина,  и  свер-


шилось чудо  —  до самого  конца  сеанса  он не  проронил  ни  слова, так  что  Будде  удалось 
прочесть  свежий  выпуск  журнала  "Автомобиль  и  водитель",  а  уходя,  он  оставил  парик-
махеру  хорошие  чаевые.  
      Вот  видите?  Именно  так  всё  и  устроено.  Каждый  занимается  тем,  чем  он  должен 
заниматься, без шума, суеты и треволнений. Тогда все станет легче и светлее. И чем свет-
лее будет становиться мир,  тем просветленнее будете вы.  Довольно скоро у вас  появится 
ощущение,  что на самом деле ничего не имеет значения. Ничего, кроме работы.  
       
       
     На дереве поет соловей,  
     А что ему ещё делать?  
     Не нужно трех человек,  
     Чтобы наполнить пищей горшок  для варки.  
     БО ХО, 342 г.  
       
       
      Металлург  варит  сталь:  в  процессе  этого  действия  рождается  его  Просветление. 
Бухгалтер с головой погружается в колонки цифр и таким способом может найти свой путь 
к  единению  со  Вселенной.  Другие  приходят  к  мудрости  с  помощью  двух  распростра-
ненных состояний бытия: сидения и молчания. По большей части на деловых встречах.   
      Сидение и молчание. Действия эти лежат в основе учения Дзэн. Они же лежат в основе 
выполняемой нами работы.  
      Поразмышляйте об этом. Мы находимся на деловой встрече. Мы сидим. Мы мол-чим. 
Разумеется, время от времени нам, по долгу службы, приходится озвучивать свои мысли, и 
тогда  мы  говорим.  Потом  говорят  остальные.  А  что  мы  делаем,  пока  они  гово-рят?  Мы 
молчим.  
      По дороге на работу мы сидим в вагоне поезда или в машине, или стоим, глядя в никуда, 
как корова  на  лугу.  Мы перемещаемся  из  одной  точки в  другую.  И  что мы  делаем  в  этот 
момент? Ничего. В этом «ничего» присутствует всё.  
      В течение  дня  мы  получаем послания  по  обычной  почте и  по  электронной.  Пока  мы 
обдумываем их и составляем ответ, мы сидим. Мы молчим. Разумеется, время от времени 
в наше пространство проникают другие люди, вынуждая нас говорить или как-то реагиро-
вать  на  происходящее,  но  когда  они  удаляются,  мы  возвращаемся  к  своему  делу,  и  что 
происходит, пока мы им заняты? Мы сидим. Мы молчим.  
      Мы  проводим  четыре-пять  часов  в  кресле  межконтинентального  авиалайнера,  на-
правляясь  на  деловую  встречу,  которая,  если  отбросить  лишние  словопрения,  займет  от 
силы  десять-пятнадцать  минут.  Мы  поглядываем  в  окно  и  пытаемся  решить,  стоит  ли 
смотреть фильм, который будут  показывать во время полета. Мы сидим и молчим.  
      В  ожидании  транзитного  рейса  мы  пялимся  на  экран  свешивающегося  с  потолка 
телевизора, по  которому вездесущее  Си-Эн-Эн "крутит"  свою долгоиграющую  пластинку. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет