Курсовая работа по дисциплине: История Казахстана На тему: Формирование казахского этноса. Этноним «казах». Возникновение казахских жузов



Дата26.02.2023
өлшемі79,06 Kb.
#69992
түріКурсовая

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Колледж университета имени Д.А. Кунаева

КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине:
История Казахстана
На тему:
Формирование казахского этноса. Этноним «казах». Возникновение казахских жузов

Выполнила студентка гр. ПДК 908


Шаймахова А.Н.
Руководитель: Искакова Г.М.

Астана 2010


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
. ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА


.1 Этногенетическая связь казахов
.2 Формирование казахской народности
.3 Этническое сознание. Этноним «казах»
. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ
.1 Генезис жузов и родоплеменная структура
.2 Изучение проблемы возникновения казахских жузов в исторической науке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА

.1 Этногенетическая связь казахов


Формирование народа - проблема сложная и разносторонняя. Расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало в бронзовом веке. Это подтверждается и определенным сходством казахской национальной и древней андроновской культур. Существует и этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, усунями, сарматами и т.д. Эта связь проявляется в скотоводчестко-кочевом образе жизни, в устройстве жилищ, деталях одежды, а также общественных взаимоотношениях, миропонимании, мировоззрении т.д. Но все же, непосредственно формирование казахской народности относится к началу тюркского этногенеза, который связывается с распадом империи гуннов и обособлением на территории Центральной Азии ранее не известных племенных групп. Именно в среде гуннов обозначились в первые века новой эры прототюрские этнополитические образования.


Тюркские племена имели отношение к предкам множества тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья, а также тюрков, расселившихся от реки Колымы и до Балканского полуострова. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих сформировавших тюркских народов (казахов, кыргызов, туркменов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, хакасов). Например, использование юрты в качестве жилища, одинаковые детали в одежде, украшениях, близкие друг друга обычаи и традиции, но даже при наличии определенного сходство культура каждого народа самоценна и неповторима [3, c 78].
Для формирования народности необходимы следующие условия:
) определенный уровень развития культуры;
) собственная территория с четко обозначенными границами;
) сформированное общественно-этническое сознание;
) сформировавшийся язык
) характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;
) название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.
За многовековую историю у этнических образований на территории Казахстана постепенно создавались эти условия.
Следует иметь в виду, что территория Казахстана из-за постепенных этнических миграций, связанных со смещением тюркоязычных групп с востока на запад, являлась регионом экспансии, т.е. подвергалась захватническим нападениям. Несмотря на это, процесс расового - генетического становления казахского этноса протекал непрерывно. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху гуннов, тюрков и, конечно же, монгольское нашествия, наложило свой отпечаток на внешний вид казахов, облик которых представляет собой смешение различных рас.

.2 Формирование казахской народности


Необходимо также обратить внимание на следующий момент. В условиях бурных этно-миграционных процессов предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Поэтому предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана - исконно своя, родная земля.


Таким образом, в XIV-XV вв. завершился процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп [14, c 94].
Казахский язык среди тюркских относится к группе кыпчакских языков, а внутри нее входит в кыпчак-ногайскую ветвь, к которой относятся также ногайский и каракалпакский языки. Казахский язык сформировался в эпоху кыпчакской конфедерации. Для того чтобы народ стал единым в этническом, региональном и политическом отношении, он прежде всего должен иметь собственную независимую государственность. После нашествие монголов появление на казахской земле сначала монгольских улусов, затем Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхайра, Ногайской Орды стало основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Однако дробление казахских родов в названных государствах замедлило дальнейшую консолидацию этнических групп. И хотя казахские роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. В XIV-XV вв. стал формироваться собственно казахский язык со своими отличительными чертами [7, c 89].
Формирование казахского народа закончилась между второй половиной XV в. и началом XVI в., когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности - создание собственного государства.

.3 Этническое сознание. Этноним «казах»


В казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «страна казахов».


Различают три основных вида формирования этнических объединений: 1) род-племя; 2) народ; 3) нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это осознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.
Первоначальный этноним «казах» - «Тысяча Алаша». Конечно, определение Кадыргали Жалаири «Тысяча Алаша» намного уже и незначительно по сравнению с казахскими родами и племенами, тем более нацией. Если выражение «Тысяча Алаша» напоминало военный союз, который начинал приобретать этническое значение, то слово «казах» - чисто этническое понятие, подразумевающее два исторических периода, два связанных друг с другом процесса. Небольшие группы найманов, алтынов, дулатов и других, некогда единых, сплоченных родов и племен, разбросанных среди татар, башкир, ногаев и других тюркоязычных народов, начали постепенно возвращаться к своим корням. Точно такой же процесс происходил и на казахской земле.
Конечно трансформация названия «Тысяча Алаша» в этноним «казах» происходило ни один год. Название, которое появилось середине XV в., - Дешт-и-Кыпчак в XVI-XVIIвв. начинают признавать и другие государства. Эволюция этнонима проходила следующим образом: Тысяча Алаша - Алаш - казах. Некоторые время казахское население обозначало себя не тем названием, которое ему дали соседние государства, а своим первоначальное названием. А название «Тысяча Алаша» позже трансформировалась в «Алаш». Позже первоначальное название приобрело священное, культовое значение и даже превратилось в призыв, лозунг народа. В XVI - XVII вв. оба названия - «Алаш» и «казах» - в среде самих казахов употреблялись параллельно [9, c 78].
Термин «казах». Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». Они дебатируются, начиная с XVIII в., но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению.
На сегодняшний день имеется более двадцати объяснений этимологии слово «казах». Например, есть мнение, что оно образовалась из двух слов - «каз» и «ак». Поскольку эти слова обозначают «гусь» и «белый», то в доказательстве приводят легенду о том, что однажды казахов, отправлявшихся в кочевье, сопровождала летящая гусиная стая. Другие считают, что она образовалась также от двух слов: «кас» (хас) - «настоящий» и «сак» - название древнего племени, т.е. «настоящий сак». Некоторые ученые объединяют слова «кас» и «сак», но придают им другие значения. Будто бы эти слияния племен «касов», живших на побережье Каспийского моря, и племен «саков» (словом «кассак» называли саков, проживавших в Прикаспий). Иногда этноним связывают со средневековым племенем огузов (гуз-сак), со стрелой лука (каз-ок; «ок»- «стрела»). Некоторые исследователи соотносят его с особенностями военного мастерства казахов (сражаться, даже отступая) и считают, что он является производным от «кашан»- «беглец».
Все эти объяснения не имеют серьёзной научной основы и, несмотря на различные подтверждающие детали, не могут считаться научным фактом.
Даже в науке неточного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике VII в., найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» - «казахский сынок». В IX-X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название - «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу. Арабский путешественник Абу Дулаф, прошедший в середине Х в. по казахстанской земле с запада на восток до Китая, в своем труде «Рисала», посвященном жизни тюркских племен, называют страну «Хазлак». Однако некоторые ученые сомневаются в точности этого перевода с арабского.
В поэме «Шахнаме» Фирдоуси, жившего в Х в., описывается гнев царя Афрасиба, который пугает иранского шаха: «И пришлю свой народ казахов, живущих на севере Синего моря, которые вам отомстят» [11, c 93].
В арабских документах, относящихся к X-XI вв., а также в русских летописях имеются записи: об этническом сообществе «Аль-кассакия» на севере кубанской земли; о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По нашему мнению, здесь имеется в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI в. на берегах Дона и Днепра. В те времена кыпчаки и казахи имели одно значение. Правивший в середине Х в. император Византии Константин Багрянородоный сообщил, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район - Казахский [1, c 113].
Возглавлявшие мамлюкский Египет кыпчаки в 1245 г. повелели создать арабско-кыпчакский словарь. Термин слово «казах» переводится как «свободный», «скиталец». Этому термину было придано социальное значение: та называли группы, которые отделились от своего рода, племени и стали жить по своим законам.
Термин «казах» закрепляется за группой племен , откочевавших от узбекского хана Абулхайра в 50г. XVв. Узбекии самостоятельной этнической частью которого являлся союз «Тысяча Алаша»; в ханстве активно шел процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.
казах этногенетический родоплеменной жуз

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ


.1 Родоплеменная структура жузов


Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У таких этносов, как казахи, даже поле того, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно в начале формирования казахов как народа, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос старших «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли тогда, когда выезжали за пределы страны, так считалось, что название своего рода и племени уже само по себе означало определение народа.


Традиционное казахское общество состоит из трех жузов: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у ученых нет. У казахскихжузов имелись следующие особенности:
) внутреннее региональное единство;
) этническое единство;
) культурно-хозяйственная общность;
) общность политического руководства.
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось свое исторически сложившееся пространство, территория. Так, у старшего жуза - это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза - Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза - Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определенной географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями.
Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве властью. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана.
Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскимижузами не было политических, хозяйственно - культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультур, языковые, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связывающую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о ее защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, к какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на общеказахских съездах-курултаях [1, c 113].
Конкретные документы о казахскихжузах встречаются в литературе первой половины XVIII в. Прибывший в Младший жуз в 1731 г. по вопросу о подданстве России. А. Тевкелев сообщает: «Киргиз-кайсакская орда состоит из трех частей, а точнее: из Великого жуза, Среднего жуза и Малого жуза».
Разделение на три части - традиция, идущая от древних племен. Так, саки делились на тиграхаудов, хаомаваргов и парадарайя. И у усуней, и у древних тюрко-монгольских кочевников была такая традиция.
Деление на большие союзы на бескрайних просторах казахской земли являлось жизненной необходимостью и было связано со спецификой кочевой жизни и сложностями управления государством. Подробное разделение происходило, возможно, еще во времена кыпчакской конфедерации. А окончание процесса деления на жузы совпадает с периодом становления казахской государственности.
Племена Старшегожуза. По летописи казахов племени Старшего жуза состоят из жалайыров, дулатов, канлы, ошакты, сары-уйсинов, шапырашты, шанышкылы, сиргели, ысты, албанов, суанов. Основные регионы, в которых распространялись эти племена, - Семиречье, район рек Чу, Талас, Каратау, среднее течение Сырдарьи. В конце XIX в. общее число казахов Старшегожуза составляло около 700 тыс.
Дулаты - самая многочисленная группа в составе Старшего жуза. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».
Жалайыры проживали в предгорьях Джунгарского Алатау, гор Алтынэмель, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша.
Канлы занимали территорию, которая простиралась от предгорий Заилийского Алатау до левобережья Или. Часть их селилась в Семиречье, Южно-Казахстанской области. Их клич - «Айырылмас».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребта Алтынэмель на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич - «Райымбек».
Суаныжили в предгорьях Алтынэмеля, в Семиречье, на юго-воточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу реки Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич - «Райымбек, Байсуан».
Сары-уйсины в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияние ее с Чу.
Шапырашты жили на берегах Или, в основном на правом берегу, на правом берегу Чу, в предгорьях Заилийского Алатау. Их клич - «Карасай».
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях Алатау. Их клич - «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигало 20 тыс. человек.
Ысты жили в северном части озера Балхаш и территории Жамбылской области. Их клич - «Жауатар».
Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич - «Айырылмас».
Племена Среднего жуза. В Среднийжуз входило шесть племен (их называли еще «алтыарыс»). Это аргыны, найманы. кыпчаки, коныраты, керей, уаки. В конце XIX - начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн. 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, уйсинов и найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн.500 тыс. человек.
Племена Среднего жуза располагались на территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана, в верхнем и среднем течении Сырдарьи в Южном Казахстане. Аргыны и найманы кочевали на северо-востоке Семиречья, вдоль берегов Чу и Сырдарьи, в их междуречье.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич - «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном и юго-восточном регионах Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала по берегам Сырдарьи. До Октябрьского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич - «Каптагай».
Кыпчаки жили в основном в Централтном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в ее среднем течении. Они проживали в Чимкентском и Перовском уездах, в Ташкентском уезде, в других регионах Средней Азии.
Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кутанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг и клич - «Жаубасар, Мукмул».
В Среднем жузе кроме упомянутых племен жили торе, толенгуты, кыргызы, шалаказахи.
Племена Младшего жуза. К казахам Младшего жуза относятся три крупных племен: байулы, алимулы и жетииру. Земли казахов Младшего жуза охватывали весь Западный Казахстан.
На востоке их земли простирались по берегам Тобола, Тургая и Иргиза и предгорьям Мугоджарских гор. На западе они достигали Каспийского моря, среднего и нижнего течения Волги на юге - среднего и нижнего течения Сырдарьи и Мангистауского полуострова, севера Устюрта, берегов Тобола и Урала. Число казахов Младшего жуза в XIX - XX вв. достигало 1 млн.200 - 300тыс. человек.
Байулы насчитывали 12 родов. Это шеркеш, есентимир, таз, ысык, адай, бериш, байбакты, кызылкурт, тана, маскар, алаша, алтын, жаппас. В некоторых летописях алтын и жаппас объединяются и называются алтын-жаппас, считаясь одним родом.
Племени байулы кочевали в степях между Яиком (Уралом) и Жемом (Эмбой) по Устюрту, полуострову Мангистау, по северо-восточному побережью Каспийского моря.
Алимулы называют «шесть предков Алима», это шекты, торткара, кете, каракесек, карасакал, шомекей, роды алимулы в зимнее время жили между рекой Эмба и Каспием, на северо-западе Арала, доходя до песков Борсуки и Каракумов, Куандарьи и Жанадарьи. Летом они кочевали от озера Акскал на север к берегам Тургая, Тобола, Иргиза, Ора, Илека, Кобды, Эмбы, Уила и к предгорьям Мугоджарских гор.
Жетиру состояли из семи родов. Это табын, тама, кердери, кереит, телеу, рамадан, жагалбайлы. Зимой они проживали в среднем течении Сырдарьи и на соседних землях, а летом кочевали на север до подножия Уральских гор.
В 1801 г. царское правительство переселило 5 тыс. казахских семей в междуречье Урала и Волги. Здесь была создана Бокеевская Орда, которая в 1812 г. стала называться Бокеевским ханством, а в 1845 г. - Внутренней Ордой. Во Внутренней Орде в середине XIX в. жили представители родов адай, алаша, байбакты, бериш, жаппас, есентимир, ысык, кызылкурт, кете, маскар, ногай, жетиру, таз, тана.толенгит, шеркеш.
Таким образом, в конце XIX в. казахский народ проживал на нынешней территории Казахстана, частично занимая соседние территории. Так, некоторые группы Среднего жуза жили в Джунгарии, Монголии, Западной Сибири, странах Средней Азии. Казахи Младшего жуза жили в странах Юго-Восточной Европы, у Уральских гор, в Средней Азии. Некоторая часть казахов Старшего жуза проживала в Джунгарии, Восточном Туркестане и Средней Азии [1, c 113].

.2 Изучение проблемы возникновения жузов в исторической науке


Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. Как мы знаем, что казахское общество состоит из трех жузов. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у ученых нет.


Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи и создали такие большие союзы. По мнению Н.А. Аристова, объединенные в жузы произошло во времена набегов джунгар.
В.В Бартольд связывает возникновение жузов с географическим фактором. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдаленных регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности [13, c 489].
М.П. Вяткин соглашается с доводами В.В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события, которые заставали казахов создать эти объединения. Он считается, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.
Языковед Т.И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождениижузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы [12, c 276]
Языковед С. Аманжолов считает, сто казахи разделились на жузы еще в X-XII вв. - до монгольского нашествия.
Не полностью раскрыто еще и само понятие - «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» - «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 гг., описывается, что после смерти хана Шейбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами, для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая еще известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жуз) некоторые ученые связывают с казахским жузом [12, c 203].
По мнению М.С. Муканова, казахские жузы являются одним из высших проявлений этносоциального сознания.
Этносоциальным организмом называют этническое, социальное, хозяйственное и политическое объединение.
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В. Бартольд в своей работе “История изучения Востока в Европе и России” писал: “Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана...”

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет