Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3 (36)
1
Г.А.Гайсин
ГАРМОНИКА В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХIХ ВЕКА
В
первой половине ХIХ века в музы-
кальном быту Австрии, Германии, Фран-
ции,
Италии,
других
западно-
европейских стран появилась гармоника.
К концу ХIХ столетия она стала здесь
одним из наиболее распространенных на-
родных музыкальных инструментов.
Аналогичная ситуация сложилась на
территории бывших союзных республик,
при этом гармоника была принята в круг
народных инструментов не только в Рос-
сии, Белоруссии, Украине, прибалтий-
ских странах, чутко воспринимавших но-
вые западно-европейские тенденции, но и
в республиках Закавказья, а также в
Средней Азии и Казахстане, имеющих
традиционно иную художественную ори-
ентацию.
Разнообразные этнокультурные связи
казахов с
русскими, усилившиеся осо-
бенно в девятнадцатом веке, во многом
способствовали появлению в быту казах-
ского народа новых жанров художест-
венного творчества, новых музыкальных
инструментов. Так, в середине ХIХ века в
среде казахов широко распространилась
гармоника. «...Нынче развелись везде у
азиатцев наши деревенские гармоники,
что сотнями тысяч приготовляют под Ту-
лой, − писал в 1854 году саратовский ку-
пец Я.Жарков. − Есть органчики в ящич-
ках: всем этим потешаются не только ма-
лые ребята, да девки или бабы, а даже
взрослые, даже первейшие министры,
даже сам хан»[4.С. 231]. Приведенное
свидетельство касается Внутренней (Бу-
кеевской) орды, где торговые связи каза-
хов с Россией были очень тесны. М.И.
Иванин, являвшийся полковником гене-
рального штаба, действительным членом
Русского географического общества и на
протяжении трех лет(1853
− 1856) при-
нимавший участие в
управлении Букеев-
ской ордой, писал, что гармоники очень
любимы местным населением и раскупа-
ются на ярмарках в больших количествах
[7.С. 35].
Выясняя пути распространения гар-
моники в Казахстане, отметим, что дан-
ный процесс протекал в
условиях взаи-
модействия казахской музыкальной куль-
туры не только с русской, но и с музы-
кальными культурами других народов,
проживавших на сопредельных с казаха-
ми территориях и имевших много общего
в
материальной и духовной жизни. Ус-
пешной ассимиляции инструмента несо-
мненно способствовали интенсивные
торгово-экономические, культурные свя-
зи казахов с башкирами, татарами, широ-
ко использовавшими гармонику в
своем
художественном творчестве [12.С.286]. В
ХIХ веке гармоника была известна и в
Средней Азии, в частности, в Хиве, Хо-
резме, Бухаре[3.С.154-155]. Известный
русский путешественник и ученый
П.И.Небольсин, интересовавшийся бы-
том народов Востока и побывавший в се-
редине девятнадцатого века в Хиве, так
характеризует впечатление местных жи-
телей от игры на гармонике: «Хивинцы −
большие охотники до музыки; сам хан
приглашает к себе тех из русских приказ-
чиков, которые умеют наигрывать на
раздвижной гармонике разные плясовые
песни, и его хивинское высокостепенство
каждый раз приходит в
совершенный
восторг от необыкновенного искусства
музыкантов, умеющих извлекать из не-
большой и простой игрушки такие вол-
шебные звуки, что даже его ханские пле-
чи приходят в судорожное движе-
ние»[11.С.11].
Огромное значение для принятия
гармоники в
круг казахских народных
инструментов имели ее строй, звукоряд,
тембровые и интонационные характери-
стики.
Строй русской гармоники складывал-
ся под воздействием народной песенной
культуры. В силу этого звукоряд ее имеет