Лекция 1 Введение. Предмет, назначение и функции философии



Дата03.03.2023
өлшемі0,81 Mb.
#71438
түріЛекция
Байланысты:
Лек.1-Предмет Философии-Ч.1

Лекция 1

  • Введение. Предмет, назначение и функции философии
  • Часть 1. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения.
  • философия и
  • мировоззрение

Вопросы:

  • «кто я?
  • что есть мой мир?
  • как я к нему отношусь?
  • для чего живу?
  • к чему стремлюсь?
  • что оставлю после себя?
  • какой смысл в человеческой жизни имеет смерть? » .

Философия

  • "философия" (от двух греческих слов "philia" - любовь и "sofia"- мудрость) означает "любовь к мудрости".

Философия

  • Философия - это прежде всего
  • один из способов постановки и решения мировоззренческих проблем,
  • средство их рационального прояснения,
  • структурного упорядочения и
  • систематического развертывания.

Пифагор (VI в. до н.э.)

  • Первым употребил слово «философия».
  • Хотя его величали мудрецом, сам он считал, что по-настоящему мудрым может быть только Бог.
  • А человек должен лишь скромно стремиться к мудрости, то есть быть "философом".

Реконструкции неандертальского захоронения

Мировоззрение – это

  • (коротко) представление о мире и месте в нем человека.

Мировоззрение – это

  • совокупность взглядов,
  • оценок,
  • принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
  • жизненные позиции,
  • программы поведения,
  • действий людей.

Мировоззрение

Структура мировоззрения

  • мировоззрение
  • знания
  • поведение,
  • деятельность
  • гносеологический
  • духовно-практический
  • ценности
  • аксиологический

Структура мировоззрения: два уровня

  • мироощущение
  • миропонимание
  • складывается
  • эмоционально-чувственное,
  • волевое отношение человека к миру
  • складывается
  • рационально-логическое,
  • мыслительно-понятийное
  • понимание мира
  • Подуровень: рассудочный (неглубокое, поверхностное, «бытовое» понимание мира)
  • Подурове6нь: разумный (глубинное, закономерное, теоретическое понимание мира )

Способы существования мировоззрения

  • Индивидуальное,
  • Групповое или общественное

Способы существования мировоззрения

  • Индивидуальное - мировоззрение отдельного человека
  • Обусловлено особенностями исторической эпохи, в которую живет человек,
  • его воспитанием и
  • образованием,
  • профессиональной деятельностью,
  • состоянием физического и душевного здоровья и др.

Способы существования мировоззрения

  • Групповое или общественное - мировоззрение социальных групп или человечества в целом
  • взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях.

Социально-исторические типы мировоззрения

  • архаический, или самый древний
  • мифологический
  • религиозный
  • философский
  • анимизм,
  • тотемизм,
  • фетишизм

Социально-исторические типы мировоззрения

  • архаический, или самый древний
  • мифологический
  • религиозный
  • философский
  • (в переводе с греческого - миф – это «предание, сказание») форма мировоззрения, основанная либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на бессознательно-иллюзорных образах, рожденных неадекватным восприятием людьми природных и социальных процессов и своей роли в них:
  • антропоморфизм мифологии (наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, реальных и мифических существ

Социально-исторические типы мировоззрения

  • архаический, или самый древний
  • мифологический
  • религиозный
  • философский
  • (в переводе с латыни «благочестие, набожность, святыня») форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его «удвоение» на естественный (физический, вещественный, материальный) и «потусторонний», сакральный (духовный) с помощью «посредника» - Бога.

Социально-исторические типы мировоззрения

  • архаический, или самый древний
  • мифологический
  • религиозный
  • философский
  • Философия – это форма мировоззрения, раскрывающая всеобщее в отношениях целостного человека и мира в целом. Возникает одновременно в трех культурах – древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческой в VII – VI вв. до н.э.
  • «целостный человек» обозначает не отдельного человека, конкретного индивида, а человека как типичного представителя человечества, носителя родовых качеств и даже, более того, как мыслящего существа во Вселенной;
  • «мир в целом» - не среда обитания людей на Земле, а мир как мироздание, Универсум, то есть бесконечное во времени и пространстве Бытие;
  • «всеобщее» обозначает, что философия исследует не какие-то частные, отдельные связи и отношения человека с вещами окружающего мира, а только наиболее общие, то есть всеобщие, законы и принципы отношения человека и мира.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет