Начальные этапы становления государственности



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата26.02.2023
өлшемі0,86 Mb.
#69998
  1   2


Р Е Ф Е Р А Т 
 
Тема: Начальные этапы становления государственности
Выполнил: стд. гр. АЖиОЗ 22-25 Секеева М. 
Проверила: Богенбаева А.К., ассоц.проф.  
 


ВВЕДЕНИЕ 
Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и 
оседлой культурных зон на территории Великой степи (3 век до нашей эры – 2 век нашей эры). 
Происхождение родоплеменных союзов и ранних государственных объединений в Казахстане – 
это долгий процесс, который длился веками, совершенствуясь каждый раз. 
На мой взгляд, данная тема очень интересна тем, что благодаря положенному началу 
становления государств, мы живем в более развитой цивилизации. Цель работы – рассмотреть 
основные черты становления государственности. 


ГЛАВА 1 
Рассмотрим эпоху бронзы. Именно в эпоху бронзы по сравнению с предыдущими периодами 
произошли высшего развития в скотоводстве и земледелии. Андроновская культура – одна из 
самых крупных культур эпохи бронзы на территории Казахстана, Европы. 
Археологические раскопки доказывают то, что одомашнивание диких животных проис-
ходило еще в период неолита, а последующую эпоху бронзы численность домашних животных 
увеличилась в разы. 
Эпоха бронзы является неким подтверждением того, что именно этот период стал 
непрерывным развитием скотоводства как основной формы хозяйства. 
Что стало причиной таких изменений? Во-первых, климат изменился. Он стал более сухим, 
поэтому большинство населения степных районов перешли на кочевое скотоводство. Известно, 
что древнее скотоводство было направлено в сторону только количественного увеличения, а не в 
сторону улучшения качества. Уделяли большое внимание именно выращиванию овец, вер-
блюдов, лошадей; животные, которые были способны выдержать холод, дальние расстояния, к 
тебеневке. 
В это же время не только скотоводство, но и земледелие активно развивается. Эти два вида 
хозяйства дополняли друг друга и были взаимосвязаны. Успешно развивалось примитивное 
земледелие, а именно мотыжное. Скотоводство давало не только питание, но и сырье с помощью 
которого можно было изготавливать одежду и обувь. 
ГЛАВА 1.2 
Переход к кочевому образу жизни стал единственным, возможным способом решения острей-
ших проблем. Важнейших из них был природно-климатический, поэтому кочевники переходили 
к кочевому образу жизни. 
Кочевое скотоводство сформировалось в Западном и Центральном Казахстане, так как 
территория была степной и полупустынной, этот вид образа жизни стал основным. Полукочевое 
скотоводство получило распространение в Восточном Казахстане по отрогам Алтая и Тянь-Шаня, 
Жетысу. Оседлое скотоводство развивалось в Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, 
Келес. 
В эпоху железа произошли такие новшества, как изготовление орудий труда из железа. 
Железо стало основным материалом для производства орудий труда. Главные памятники, 
оставшихся от племен эпохи железа являются курганы и могильники. Внешний вид археоло-
гических памятников каждого региона имеют свои особенности. В Семиречье и Южном 
Казахстане могильники очень высокие, представляют собой огромные могильные поля с сотнями 
насыпей. На данной территории исследованы такие могильники, как Каргалы, Бесшатыр, Иссык, 
Карашокы. 
Одним из племен, проживавших на территории Казахстана – были саки. В отличии от 
предыдущих эпох, эпоха раннего желез представлена в древнегреческих, китайских, персидских 
письменных источниках. Слово «саки» в персидских источниках означало «великие мужи». 
Иранские источники называют саков «туры с резвыми конями». 
Однако знаменитый греческий историк Геродот (484-425гг) называл саков азиатскими 
скифами, то есть массагетами. Геродот заметил множество сходств в жизнедеятельности саков и 
скифов. К примеру, сакские племена жили в тот же период, что и савромато-сарматские племена 
в низовьях Волги и правобережья реки Урал. «Народ этот считается многочисленным и 


воинственным, живет по ту сторону реки Сырдарья напротив исседонов… По одежде и образу 
жизни массагеты похожи на скифов» – такое описание оставил Геродот.
Тем не менее, Бехистунская надпись иранского царя Дария 1, говорит об обратном. Эта 
надпись является доказательством о вооруженных схватках и войнах между саками и персами. 
Следовательно саки и персы не имели этнических сходств. Персидские письменные источники 
указывают на то, что на территории Казахстана было три сакских племени. Саки-тиграхауда, 
носившие остроконечные шапки; саки-хаомаварга, готовившие напиток хаома; саки-парадарайя, 
жившие за морем. 
В своем труде «география» Страбон дал характеристику сакам: «Эти кочевники очень 
простые, благородные люди. У них отсутствуют коварство и ненависть. Они во многом пред-
почитают свободу и независимость». Генезис сакской культуры – невероятно сложный вопрос. 
Так как многие историки еще не пришли к единому выводу о генетической связи саков и 
андроновцев. Большинство исследователей утверждают, что происхождение этнонима – «саки» 
не подтверждено. Ведь не все кочевые племена на территории Казахстана и Центральной Азии 
были саками. 
ГЛАВА 1.3 
Уйсуни. 160 год до нашей эры – земли саков-тихрахауда заняли уйсуни, пришедшие из 
Центральной Азии. Их основная территория располагалась в Илийской долине. Столица уйсуней 
– Чигучен, которая находился на берегу Иссык-Куля. 
Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь. Он говорил о том, что данное племя 
говорили на древнетюркском языке. Глава общества носил титул – «гуньмо» (великий бек). Само 
же государство делилось на три части: центральную, восточную и западную. 
Известно, что хозяйство уйсуней было комплексным, то есть скотоводческо-земледель-
ческим. Китайские источник упоминают о том, что уйсуни были кочевниками. В частности, они 
разводили лошадей, коров, овец, верблюдов. Однако в стаде все же преобладали лошади и овцы. 
А ведь правда, природные условия Семиречья позволяли им по долгу кочевать с одного места на 
другое. Уйсуни долгое время могли оставаться на местах зимовок и летовок, строя там 
постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Это служит 
подтверждением оседлости и занятия земледелием. 
Скотоводство играло важнейшую роль в жизни этого племени. Частная собственность рас-
пространялась и на скот, и на землю. Социальное неравенство хорошо прослеживается по 
археологическим раскопкам. В их обществе были богатые и бедные. Богатые имели золотые и 
медные печати. 
Данный племенной союз занимал огромную территорию и представлял собой мощное 
племенное объединение. В этот период произошли колоссальные изменения в социально-эконо-
мической и политической жизни общества, положившее началу становление государств и росту 
городов. Уйсуны вели войны с канглами, гуннами за пастбища. Они имели широкие дипло-
матические отношения с Китаем. Поэтому общество уйсуней достигло государственности. 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет