Образовательная программа обучения игре на скрипке



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата18.11.2023
өлшемі281,01 Kb.
#124333
түріПрограмма
  1   2


Департамент культуры города Москвы 
ГБУДО г. Москвы ДШИ «Родник» 
Направление деятельности: художественно-эстетическое 
Образовательная программа
обучения игре на скрипке 
Составитель: Преображенская Л.А. 
Реализаторы: Фоломеева Е. А., Полякова Д.В. 
Срок реализации программы – 7 лет 
Возраст учащихся от 7 – 18 лет 
Программа принята педагогическим советом 
29 августа 2014 г. 
Москва 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве с 
искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе 
формирования социально ценных, созидательных качеств личности. 
Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает 
многие жизненные явления, обогащает представления учащихся о 
природе, истории, быте и традициях разных народов. Музыкальная 
деятельность детей всегда эмоциональна, она активизирует умственное 
развитие ребенка, развивает фантазию, воображение, артистичность, 
интеллект. В процессе обучения формируется культура общения и 
поведения, 
коллективизм, 
то 
есть 
создаются 
условия 
для 
совершенствования личностных качеств ребенка. Научить ребенка играть 
на 
скрипке 
– 
это 
огромный 
титанический 
труд, 
требующий 
каждодневных, хорошо продуманных занятий.
Актуальность
разработки данной программы обусловлена
необходимостью реализации концептуальных положений Программы
деятельности ГБУДО г. Москвы ДШИ «Родник», а также 
необходимостью адаптировать типовую программу для учащихся 
скрипичного класса учреждений дополнительного образования. 
Данная программа приобщает детей к лучшим образцам 
классической музыки, знакомит учащихся с произведениями русских, 
советских и зарубежных композиторов. Мировая культура вечна, она 
имеет большой воспитательный потенциал, направленный как на развитие 
музыкальных, творческих способностей личности, так и на формирование 
этических представлений у детей, чему способствует программа 
экспериментальной деятельности.
Отличительные особенности и новизна программы.
Программа
адаптирована и разработана на основе программы ДМШ (городского 
методического кабинета г. Москвы 1996г.), а также на основе личного
многолетнего педагогического опыта педагога-составителя с учетом 
психофизических, интеллектуальных возможностей детей и их 
музыкальных 
способностей. 
Данная 
программа 
адаптирована 
и 
разработана для учащихся ДШИ «Родник». Ее репертуар включает в себя 
произведения для детей с различными музыкальными способностями. 
Произведения, исполняемые по данной программе, предполагают
всестороннее развитие творческого потенциала ребенка. Они требуют от
маленького 
исполнителя 
умения 
владеть 
качественным 
звукоизвлечением, 
различными 
видами 
скрипичной 
техники, 
разнообразными 
динамическими 
оттенками, 
умением 
чисто 
интонировать, а также понимания художественного образа и стиля
музыкального произведения.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся в системе 
дополнительного образования. Важная часть программы предусматривает 



более сложные профессиональные достижения 
и 
рассчитана 
на 
учеников, которые будут продолжать свое музыкальное образования 
дальше.
Программа составлена из классических произведений: этюдов,
разнообразных пьес, произведений крупной формы (сонатин, сонат, 
вариаций, скрипичных концертов). Широкий выбор репертуара позволяет
педагогам гибко варьировать составление индивидуального плана,
учитывая возрастные, музыкальные и физические возможности
ребенка. Весь материал располагается в порядке возрастающей
трудности. 
Педагогическая целесообразность программы в том, что
на 
занятиях уделяется особое внимание: 
- освоению детьми языка разных видов искусства на основе 
привлечения межпредметных связей; 
- воспитанию активных и эрудированных любителей музыки; 
- раскрытию роли искусства в формировании культуры общения, а 
также 
вопросам, 
связанным 
с 
особенностями 
эффективного 
поликультурного общения; 
- освоению этикетных правил и норм поведения, привитию 
коммуникативных навыков. 
Программа адресована учащимся музыкального отделения ГБУДО 
г. Москвы ДШИ «Родник». Режим занятий подбирается каждому 
ребенку индивидуально. 
Срок реализации программы
7 лет 
Режим занятий (составляется 
индивидуально):
2 раза в неделю по 0, 75 часа; 
Возраст обучающихся:
7 – 18 лет 
Форма обучения:
индивидуальная
Учащиеся, успешно окончившие семилетний курс обучения и 
желающие продолжить музыкальное образование, зачисляются в восьмой 
(творческий) класс. 
Учащиеся, поступающие в школу в возрасте шести лет, 
зачисляются на подготовительное отделение (см. Приложение). 
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
эстетическое развитие личности учащегося
посредством обучения игры на скрипке. 
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 
Сформировать представление: 
- об основных художественных направлениях в скрипичном искусстве; 



- о художественно - выразительных средствах скрипичного искусства, 
- о жанровом разнообразии произведений скрипичного искусства. 
Развивать: 
- творческие способности учащихся
- музыкальный вкус, 
- эмоциональную отзывчивость на художественные произведения; 
Воспитывать активных эрудированных любителей музыки; 
Способствовать:
-освоению основных навыков игры на скрипке; 
-освоению детьми языка разных видов искусства на основе активного
задействования межпредметных связей; 
Создать комфортный психологический климат на уроке, атмосферу 
творческих успехов. 
Формы 
контроля 
Текущий 
контроль 
успеваемости
осуществляется на каждом занятии посредством наблюдения за
учебной работой (исполняемыми произведениями, упражнениями,
гаммами) и опросов по пройденному теоретическому материалу.
На первом году обучения (1 класс) контроль успеваемости 
проводится два раза: один раз в первом полугодии (декабрь), где
исполняются 2 произведения по выбору педагога и на переводном 
экзамене (апрель-май), где исполняются 3 произведения: этюд и две 
разнохарактерные пьесы. 
Со второго по шестой год обучения контроль успеваемости
производится два раза в первом полугодии (октябрь-ноябрь): 1 раз - в 
виде технического зачета, на котором исполняется 1 этюд и гамма; 2-ой 
раз - в виде промежуточного прослушивания или контрольного учебного 
занятия (декабрь-февраль), на котором исполняются 2 пьесы по выбору 
педагога; 
во втором полугодии (апрель-май)– переводной экзамен, на 
котором исполняются: этюд и 2 разнохарактерные пьесы (с 4 класса, 
исходя из музыкальных возможностей ученика вместо 2-х пьес 
исполняется крупная форма). 
На седьмом году обучения контроль успеваемости проводится 2 
раза в год: в первом полугодии (декабрь) - как предварительное 
исполнение выпускной программы (или ее части) и на выпускном 
экзамене (май), на котором исполняются 3-4 произведения (этюд, две 
разнохарактерные пьесы, крупная форма). 
Промежуточные прослушивания и контрольные учебные занятия
могут оцениваться как зачет. За исполнение различных произведений
в промежуточных прослушиваниях могут быть выставлены две оценки.
На переводном экзамене выставляется всегда общая – одна оценка. 



Критерии оценки
Оценка 
исполнения 
учащимся 
инструментального 
произведения есть по сути своей комплексный критерий, который 
отражает уровень технического мастерства исполнителя, владения 
навыками интерпретации и эмоционального включения в образную сферу 
произведения. Именно это позволяет гибко оценивать в рамках 
трехуровневой системы любого учащегося, учитывая как уровень его 
знаний, умений и навыков, так и его индивидуальные способности и 
проделанный им в ходе обучения объем работы над произведением. 
В качестве 
системы оценивания 
выбраны три уровня оценки: 
максимальный, средний, минимальный. 
Минимальный уровень соответствует оценке «удовлетворительно», 
которая ставится, когда учащийся, несмотря на ряд исполнительских и 
технических ошибок, владеет базовой техникой и демонстрирует 
удовлетворительное понимание основных принципов исполнительского 
мастерства. 
Средний уровень соответствует оценке «хорошо», которая ставится 
при наличии непринципиальных ошибок в исполнении и демонстрации 
уверенных, стабильных исполнительских навыков и выразительного 
воплощения авторского замысла. 
Максимальный уровень соответствует оценке «отлично», которая 
ставится при демонстрации учащимся максимально возможного для его 
способностей результата, яркого выразительного исполнения на высоком 
техническом уровне. 
Параметры и критерии оценивания представлены в Таблице: 
Показатели 
(оцениваемые 
параметры) 
Критерии 
Степень выраженности
оцениваемого качества 
Возможное 
кол-во 
баллов 
Методы 
диагностики 
I. Теоретическая
подготовка: 
1.1. Знание основ 
инструментального 
искусства 
1.2. Теоретические 
знания по игре на 
инструменте 
- знание основных 
художественных 
направлений 
в 
инструментальном 
искусстве; 
-знание 
инструментальных 
жанров; 
-знание 
принципов 
правильной 
аппликатуры 
и 
постановки рук 
Максимальный 
уровень
Четкие ответы на вопросы 
по пройденным темам. 
Средний уровень В ответе 
нет точного определения.
Минимальный уровень . 
Затруднения при 
ответе. 
Необходимость 
дополнительных вопросов 
со стороны преподавателя. 



Наблюдение, 
контрольный 
опрос 



1.3. Теоретические 
знания подбора по 
слуху 
1.4.Владение 
специальной
терминологией. 
-основная 
гармония; 
-понимание
ритмической 
структуры 
- осмысленное и 
правильное 
использование 
специальной 
терминологии. 



II. Практическая
подготовка 
2.1. Практические 
умения и навыки, 
предусмотренные 
программой (по 
основным 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет