1. В первом тысячелетии до н. э. обширную территорию, охватывающую Северную Индию, Афганистан, Среднюю Азию и юг Казахстана заселяли многочисленные племена, носившие собирательное имя. Геродот ( V в. до н. э.) и другие античные историки называли их азиатскими скифами.
Одно из самых ранних упоминаний встречается в <Авесте>, где под собирательным именем <туры>фигурируют все восточно-иранские кочевые племена на территории Казахстана и Средней Азии, противопоставлявшийся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев - ариев.
В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаумаварга (изготавлявшие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-парадарайя (которые за морем).
Саки принадлежали к европеоидной расе. По данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствует 20 % монголоидных элементов. Саки говорили на восточно-иранском языке индо-иранской языковой группы.
Из политической истории сакских племен известны войны саков с персами (война Кира с сакской царицей Томирис, завоевательный поход Дария I ). В 30-е годы IV в . до н. э. сакские племена воевали против греко-македонских войск под предводительством Александра Македонского. Саки принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи.
Саки вели комплексное хозяйство. С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах, в сочетании с земледелием. Кочевое скотоводство у саков постепенно приобретает доминирующее положение. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Саки изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, бронзовые и железные орудия и доспехи, мечи, кинжал-акинак и другие вещи.
В период сакского господства в степях Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморья и Китай.
В сакском обществе шел процесс разложения родоплеменных отношений. Патриархальные отношения развивались, возникла личная и семейная собственность. Старые родовые отношения постепенно видоизменяются. Большие патриархальные семьи распадаются на малые, растет имущественное расслоение и наблюдается переход к классовому обществу.
Саки поклонялись силам природы, которые представлялись им в образе богов. У них существовал культ солнца и огня, были распространены такие древние религиозные верования, как анимизм, тотемизм, магия. Доминирующей формой религиозных верований в сакском обществе был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, располагавшиеся возле зимовок. Чтобы сохранить труп, древние саки применяли бальзамирование и мумификацию.
Наиболее яркими памятниками сакской этнокультурной общности на территории Казахстана являются памятники Тасмолинской культуры Центрального Казахстана, Бесшатырские пирамиды и Иссыкские курганы в Семиречье, Чиликтинские захоронения в Зайсанской котловине и горах Южного Алтая, погребальные комплексы Уйгарак и Тагискен в Южном Казахстане, памятники Приаралья и другие.
Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был <звериный стиль>, т.е. образы животных и зверей, пришедших к сакам из стран Передней Азии и Ирана. Мастера-художники ювелирного искусства были знакомы с литьем, штамповкой золота и изготавливали удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта.
О высоком уровне культуры саков свидетельствуют факты распространения среди них письменности. Сакское общество поднялось на более высокую ступень социально-экономического и культурного развития. Сакские племена участвовали в значительных мировых событиях того времени и оставили заметный след в истории мировой культуры.
2.2 Государства усуней, кангюй
Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности. Они наследовали земли саков - тиграхаудов, переселившись из Центральной Азии в Семиречье. Во II веке до н. э. (около 160 г .) усуни основали государство в Семиречье во главе с предводителем, носившим титул <гуньмо>(<кунь баг> - <князь над князьями>).
По современным данным усуни занимали обширную территорию, включая Семиречье. Центром усуньских владений была Илийская долина, столица <город Красной долины>(Кызыл Ангар), или Чигучен, находилась на берегу Иссык-Куля.
Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски.
Усуни устанавливали союзнические отношения с Китаем и другими государствами посредством заключения брачных союзов.
Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных в Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат большое количество тяжелой глиняной посуды, зернотерки, каменные мотыги, остатки злаков.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду. Ярким памятником ювелирного искусства усуней является Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье близ Алматы. Главная идея диадемы - изображение модели Вселенной.
Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим материалам.
Таким образом, на рубеже нашей эры усуни, представляя раннеклассовое государство, оставили заметный след в политической истории Казахстана.
Во втором II в . до н. э. в бассейне рек Талас и Сырдарьи располагалось государство кангюев со столицей в городе Битянь (близ Туркестана). В русских источниках кангюи известны как печенеги.
Этническая принадлежность населения Кангюя является спорной. По данным одних исследователей (А. М. Бернштам), кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи (Б. А. Литвинский) полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык.
В районах, где расселялись кангюйцы, археологи обнаружели группу памятников, которые были отнесены к таким археологическим культурам, как каунчинская, отрарско-каратауская, джетыасарская.
Судя по археологическим находкам, кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы - заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты.
Предметы вооружения представлены железными трехлопастными наконечниками стрел, сложными луками с костяными накладками, короткими железными мечами и однолезвийными кинжалами.
На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна.
Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота обнаруженных на древнеземледельческих поселениях свидетельствует о значимости скотоводства.
Монументальные кирпичные постройки, сложные по архитектуре дворцовые комплексы, красочная настенная роспись свидетельствуют о высоком уровне развития культуры. У кангюйцев были распространены культ природы и культ предков.
В обществе существовало имущественное неравенство. Правитель носил титул - хан. Власть передавалась по наследству - от отца к сыну.
Канглы взаимодействовали как в экономическом так и политическом плане с Китаем, Парфией, Римом. Вели войны с соседними племенами: гуннами и усунями.
Таким образом, кангюй были достаточно мощным государственным объединением, которое в конце I тысячелетия играло немаловажную роль в развитии древневосточных государств.
2.3 Государство хунну
Развитие хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии крупных раннеклассовых объединений. Первыми из них по времени были хунну (сюнну, гунны). Наименование хунну появилось в китайских источниках в конце III в . до н. э. Оно относилось к политическому образованию племен различного происхождения, которые распространили сферу своего влияния на территорию от берегов Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад.
Хунну представляли собой племена монголоидной расы, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. С массовым проникновением их на территорию Казахстана в 55 и 93 годах н. э. связаны изменения антропологического типа автохтонного населения и распространения протокипчакского диалекта тюркского языка.
Археологические памятники хунну на территории Казахстана очень редки. Они не оставили в степи значительных могильников или курганов. Другая причина отсутствия памятников заключается в характере погребального обряда. Хунну не возводили над своими покойниками курганов, а отмечали погребения подобием оградки из камней.
Хунну способствовали распространению на территории Казахстана искусства <полихромного стиля>, для которого характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов: инкрустация, зернь, скань, шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль.
Главную роль в жизни хуннов играло кочевое скотоводство, особенно коневодство. Охота играла в жизни хунну важную роль. В погребениях есть немало керамики - кувшинов, горшков, кружек, изготовленных на гончарном круге, что свидетельствует о развитии гончарства.
Во главе общества хунну стоял шаньюй, обладавший почти неограниченной властью. Согласно источникам, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли <начальники поколений>(старейшины). Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание. Однако в патриархально-родовом строе хунну зарождались новые общественные отношения. Одной из причин этого явилось развитие обмена, торговли. Изделия из золота, дорогие ткани, найденные при раскопках курганов, свидетельствуют о накопленных богатствах у верхушки гуннского общества.
Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении воина-всадника были лук и стрелы. У хунну была распространена письменность, введены налоги, было рабство.
Необходимо также отметить, что хунну внесли определенный вклад в формирование и становление протоказахского этноса. Первая волна монголизации физического типа и тюркизации языка сформировала пласт, ставший основным в многовековой истории сложения казахского народа.
Начатое гуннами <Великое переселение народов>не только изменило карту Евразии, но и стало началом огромной важности эпохи средневековья.
Таким образом, на современной этнической территории Казахстана в I тыс . до н.э. - I веке н.э. в результате крупных изменений в общественно-экономической жизни племен появились раннеклассовые общества, внесшие большие изменения в этнический состав протоказахских племен.
Достарыңызбен бөлісу: |