Подымский Максим рпзс 22-13



Дата09.10.2022
өлшемі145,12 Kb.
#42057
Байланысты:
СРО-4 Подымский Максим РПЗС 22-13


СРО – 4
Подымский Максим РПЗС 22-13
1.Составить структуру исторических источников, историографии по монгольскому периоду в истории Казахстана.
Монгольская эпоха - одна из значительных и сложных эпох в истории казахского народа. Этот период охватывает промежуток с 20-х годов XIII в. (время образования государства Ак-Орда) до образования Казахского ханства в 1465-1466 гг. Это целые 2,5 века истории народа. Нет единого мнения и однозначной трактовки в освещении данной проблемы. Часть историков восторгалась завоевательными походами Чингиз-хана, другая отрицала значимость последствий улусной системы, созданной на завоеванных территориях. Поэтому многие стороны Казахского государства, появившегося в то время, оставались нераскрытыми.
По причине того, что казахские ханы являлись потомками Чингиз-хана и представителями высшего сословия, их деятельность не могла получить достойной оценки. Особенно яростно факты об их деятельности были вычеркнуты из истории в советский период. Видимо, по этой причине, когда наша страна получила независимость и пришло время пересмотреть и переосмыслить прошлое, исследователи оказались к этому не готовы, из за огромного количества «белых пятен» в истории. В итоге, к этому вопросу в общественном сознании стали формироваться противоположные точки зрения.
Одни высказывают мнение о том, что Чингис-хан является неким «кровным казахом», а созданное им Монгольское государство – казахское, другие еще под влиянием советской историографии, пытаются обозначить некий «образ врага». Я, как историк, не могу согласиться ни с одним из них. В исторической науке не стоял и не стоит вопрос: «Чингис-хан монгол или нет?» Он был рожден монголом, посвятил полностью всю свою жизнь делу монгольской государственности. В своем завещании перед смертью он (Чингис-хан) говорил «Кажется настал день моей смерти. Я своих монголов объединил в одно государство. Создал империю, протяженность которого составляет год пути. Когда умру, похороните на моей родной земле – Их Отоге, не отрывайте меня от моего народа». Многие наши авторы, считающие Чингис-хана «казахом», опираются на мифическо-генеологическую легенду о тюрко-огузском происхождении его предков. Да, тюркские народы оставили глубокие культурные корни на земле монголов. На данной территории со II по X век н.э. были образованы восемь раннефеодальных государств: От Гуннов до найманов и кереитов
Хотя эти государства состояли из трех этнических групп: тюрков, тунгусов и монголо-киданов, весь культурно-исторический процесс до создания Чингис-ханом Монгольского государства прошел под подавляющим культурно-политическим влиянием народов тюркского происхождения. Это Гунны тюркский каганат ранее феодальные государства Найманов и Керейтов. Культура тюркских народов на территории Монголии весьма богата и многопрофильна, она охватывает широкий арсенал элементов древней культуры: надписи на камнях, многочисленные памятники, элементы урбанизации древности, материалы от степной грамоты до современной письменности.
В результате образования единого монгольского государства, охватившего весь монгольский хребет, а затем и переселение последних тюркских племен на запад на вновь приобретенные кочевья,
давняя традиция преобладания тюрков здесь на Монгольской территории была прервана. Этот промежуток времени от IV до начала XVII вв., т.е. от тюрко-уйгурской эпохи до начала буддийского
ренессанса в Монголии Б.Я. Владимирцов, В.Л. Котвич назвали «темным периодом для Монголии».
Но, несмотря на всякие реформации языка и культуры монголов до сегодняшнего дня в словарном запасе современного монгольского языка имеются около 3000 слов с древнетюркскими корнями. Язык это не единственный, а один из этноформирующих факторов, динамично развивающийся в результате взаимопроникновения. Поэтому семантическое (смысловое) сходство отдельных слов и «Дикая этимология» не могут служить определением этноисторической характеристики нации и народов. Монгольскую эпоху и роль потомков Чингис-хана мы должны искать не в «Казахах Чингисхана», как пытаются сделать некоторые, а в глубинах истории.
Только тогда история будет правдивой, когда уменьшается фальсификации и ложь. События монгольской эпохи, по законам,
исторической науки, не могут быть оценены только по отдельным эпизодам и частям, например, завоеванием монголами Отрара или Ургенджа и т. д. Поэтому общие выводы по монгольской эпохе,
занимающей значительное место в мировой истории, могут быть сделаны только при рассмотрении событий в рамках отдельных периодов. П. Пельо, То Жи, П. Рачневский, К. Широтори, В. Бартольд, Б.
Владимирцов, Майский и другие исследователи рассматривали историю Монгольской империи и деятельность ее основателя - Чингиз-хана расчленением ее на два основных периода. Именно такой
подход к монгольской истории утвердился как концепция в исторической науке в советский период.
Согласно ей, в первый период, который закончился в 1206 г., Чингиз-хан внес определенный вклад в дело объединения монголов и в дело создания первого Монгольского государства. Во втором периоде, начинающемся после 1206 г. и принявшем особенно агрессивный характер с 1211 г., он сыграл отрицательную роль.
Начало монгольской эпохи в истории Казахстана связано с вторым завоевательным периодом Монгольской империи. По китайским и монгольским источникам этот период состоит из трех наиболее
важных походов – Малый Сибирско-Семиреченский, Хорезмский и Великий западный. Все эти три похода непосредственно связаны с историческими судьбами народов, проживавших на территории
Казахстана.
Говоря о Западном походе монголов необходимо отметить три наиболее важных момента. Первое касается даты начала Западного похода монголов. По нашему мнению, он начался уже с войны против найманского ханства в 1204 г. По основным монгольским источникам найманы воспринимались самими монголами как внешние враги – иноверцы и инородцы (жат найман – чужой найман). Войну монголов с найманским ханом Таяном можно считать внешней войной (Л.Гумилев) и началом завонвания Чингис-хана чужих и иноземных народов. В этом контексте находится второй момент. Согласно исторической традиции, берущей свое начало от авторов «Тайной истории монголов» и «Сборника летописей» Рашида ад-Дина, предводитель найманов Курчулук-хан, бежавший от преследования монголов на запад, воспринимался как беглец и неудачник. Подобное преследование господствует и в наши дни. Оно наверное и сложилось под идеологическим давлением мифа и тотальной непобедимости Чингис-хана. Ныне оно нуждается в своей коренной переоценке.
Да, найманские ханы проиграли войну с монголами, но часть их войска отступила во главе с Кучлуком на Запад, в пределы Жетысу, на земле родственных тюркоязычных народов. И здесь на протяжении 14 лет он был щитом восточной границы тюркских народов, преграждая путь монголов на запад. Он не сдавался, неоднократно принимая удары монгольской конницы на себя, пока в конце концов, монголы не вынудили его отступить в Памирские горы, где он был настигнут и убит монгольскими полководцами.
По нашему мнению Кучлук должен восприниматься не как авантюрист а как один из борцов за независимость своего народа. Его историческая роль все еще требует к себе объективного подхода. Только уничтожив Кучлука монголам удалось подчинить каракитаев, кара-киргизов, алтайцев, кимаков, уйгуров, карлуков и всю территорию Восточного Туркестана. Только теперь монголом был открыт путь на запад. Хорезм шах лишь, когда Кучулук-хан был настигнут монголами и завоевано государство Ляо (каракитаев) всерьез задумался о монгольской проблеме, но время было упущено, и военно-политическая и дипломатическая инициатива перешла к монголам. Монголы не могли не воспользоваться этим и сразу начали свое агрессивное нападение на государство Хорезмшахов, принесший большие страдания народам Казахстана и Средней Азии.
В истории известно, что образование Монгольской империи не завершилось завоеванием Средней Азии, а продолжалось дальше. В результате похода Бату и покорения обширных земель произошло значительное расширение Улуса Джучи и образование государства, которое в русской традиции получило название Золотая Орда. На Западе границы Золотой Орды доходили до Днестра, захватывали Крым, на востоке - до Иртыша на севере-востоке в Золотую Орду входило Булгарское княжество, на юге - Северный Кавказ до Дербента, на юге-востоке - Северный Хорезм с Ургенчем и нижнее течение Сырдарьи. Данниками Золотой Орды были также русские княжества.
Так была образована Монгольская империя (Да Мэнгу Го), протянувшаяся от Ляодунского полуострова до Кавказских гор и реки Днестра. Так завершился великий западный поход Чингиз-хана и его потомков. Он явился своеобразным финалом громадных потрясений, подготовленных в великой степи в эпохи великих Гуннов и восточных тюрков, а Чингиз-хан с помощью тюрков блистательно завершил этот процесс.
Интересно замечание А.Г. Юрченко, который пишет «На самом же деле в 1240 г. на Русь пришли не кочевники, а армии монгольской империи… Послание Венгерскому Королю, армянскому Царю и Багдадскому Халифу направлял не племенный вождь, а монгольский император». Да, действительно в 1235 г. на Европу напали не только монголы, а транснациональная сила, объединенная под флагом Монгольской Империи. Более 80% состав армии Бату хана при Западном походе составляли кочевые и оседлые тюрки. И поэтому исторически верным будет называть это явление не татар-монгольским нашествием, а тюрко-монгольским. Потом для полного освобождения русской земли от ига тюркизированных потомков Чингис-хана потребовалось не мало, не много 240 лет до ухода хана Ахмата с берегов Угры 11 ноября 1480 годы.
Историческую роль монгольской империи в мировой истории и истории Казахстана, в частности, уместно рассматривать в двух аспектах:
1) годы завоевания (1204-1242);
2) годы правления, полные забот о своей империи.
Этот второй аспект для Казахстана можно назвать реставрационным. Раньше данная концепция в истории Казахстана исключалась. Если в первый период монгольского нашествия народ был озабочен спасением, то во втором были прекращены бессмысленные войны, укрепились национальные границы, появились региональные государственные структуры. Монголы на завоеванной территории вели свою систему управления и делопроизводства.
Чем характеризуется второй этап государственности, динамика которого развернулась под влиянием монгольской государственной улусной системы. Она была образцом средневековой кочевой государственности с централизованным руководством, с крепкой военно-демократической дисциплиной, исторически унаследованной от древнетюркских государств, прошедшей через основу монгольских улусов, и его систему административно-территориального управления составляли традиции кочевой государственности. Большинство ее населения составляли кочевники. Территория Казахстана, его население, ставшее значительной составной частью империи монголов, являлась в этом отношении важным ретранслятором подобных традиций.
После распада Монгольской империи, Улуса Джучи, кочевое население казахских степей стало основным правопреемником, особенно в территориальном отношении. Уже с ХIV-ХV веков «оказахившиеся» потомки старшего сына Чингиз-хана Джучи-хана, его орда-еженовской ветви в первых рядах боролись за самостоятельность казахов, за создание собственной казахской государственности. Процесс формирования нынешней этнотерритории Казахстана и сплочения будущей казахской нации берет свое начало с периода улуса Джучи, его левого крыла Ак-Орды (в русских источниках именуется Синей Ордой). Улусу Ак-Орда принадлежала западно-восточная часть Жетысу, долина реки Иртыш и просторная степь до Улытау и Каратау. Земля, принадлежащая улусу Ак-Орда, расширялась. При внуке Орда-Ежена Кониша территория Ак-Орды достигла Дженда и Узгенда в среднем течении р. Сырдарьи. Позднее ставка Белой Орды была перенесена в эти местности.
В начале Ак-Орда как местная династия оставалась на положении зависимой и платящей дань Золотой Орде, а в середине XIV в. при Урус-хане в результате длительной борьбы не только получила полную политическую независимость, но и сумела завладеть Золотой Ордой.
Формирование основных атрибутов государственности относится к этим периодам. Поэтому есть все основания полагать, что левое крыло улуса Джучи - Ак-Орда - является началом собственно казахской государственности, а Казахское ханство есть качественно новый этап ее развития и прямой наследник Ак-Орды.
А все казахские ханы, начиная с Джанибека и Кирея до самого последнего - Кенесары Касымова являются прямыми потомками старшего сына Джучи-хана - Орды-Ежена. Конечно, эти потомки Чингиз-хана уже были казахами и не отделяли себя от казахского народа, борясь за целостность казахской земли, за независимость казахского государства и народа и за развитие ее этнической культуры. Они в сложных условиях, ведя за собой свой народ, сумели сохранить ее целостность. Так как же мы можем им сказать «да, вы наши вожди, но ваши предки были нашими врагами». История сама требует прощения. Разве потомки Чингиз-хана своим трудом не оправдали ошибки, допущенные своим предком. Они возвели в казахских степях город Сарайчик, который являлся воротами Евразии, благодаря их деятельности расцвели Сауран и Сыгнак. Определив политические рамки казахского государства, они подняли народ до уровня независимой нации.
2. Составить карту походов завоевания золотордынских ханов.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет