Тема: Начальные этапы становления государственности, урбанизация и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи 3-2 век нашей эры
Тема: Начальные этапы становления государственности, урбанизация и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи 3-2 век нашей эры
Написал: Жанысбек Арсен
Первым этапом становления государственности на территории Великой степи является революция поле неолитической революции. Освоение скотоводчество-земледельческой формы экономики дало шаг на развитию государственности. Первым примером государственности служит Усуни.
Племена Усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в ΙΙ в. до н.э., около 160 г., часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной Долины) находилась на берегу Иссык-куля. Это был укрепленный город с предместьями. Посол китайского императора Уди князь Чжань Цянь, в 138 г. отправленный на запад, писал о том, что владения усуней насчитывали 630000 чел. и могли выставить 188000 воинов. Письменные источники сообщают также о 30-тысячной коннице отборной дружины усуньских правителей и 10 тыс подчинившихся им лучников
Государство Кангюй. Непосредственными продолжателями сак- ских традиций были в первые века до н.э. усуни в Семиречье и царство Канг (Кангюй) в присырдарьинских оазисах и западной части Семиречья. Появление во II в. до н.э. на территории древней авестийской «Кангхи, (высокой и священной) царства Канг скорее всего, связано с переселением сюда части юэчжийских (тохарских) племен и сакара- укских племен, поделивших с усунями прежние земли заяксартских и семиреченских саков». Впервые Кангюй, в китайском произношении Канцзюй, упомина- ется в письменных источниках ΙΙ в. до н.э. В 138 г. китайский импера- тор Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В оставленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого Чжань Цяну удалось побывать лично. Согласно сведениям китайского посла, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юечжисцами; имеет до 90 тыс. войска и по малосилию своему признает над собой на юге власть юечжисцев, на востоке власть хунну. Яньцай лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение, в обыкновении 30 31 совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100000 лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море». В «Повествовании о Западном крае» в «Истории старшего дома Хань» о Кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что «кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Люени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120 000 человек». Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н.э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи, а затем выступил против них, объединившись с усунями и китайцами. В 85 г. Кангюй поддержал ферганцев, восставших против китайского наместника Кашгара Бань Чао. Сообщается также, что «Кангюй… горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника».жины усуньских правителей и 10 тыс. подчинившихся им лучниках.
Государство Хунну. В первом тысячелетии до н. э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса на юге современной Монголии до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Прогресс хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии государств и объединений. Наименование Хунну (сюнну), появившееся в китайских источниках в конце III в. до н. э., относилось к политическому образованию, воспринявшему в свою среду племена различного происхождения, периодически распространявшему сферу своего влияния на территорию от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. Верховного правителя хуннов китайские авторы называют шаньюй. В 206 г. до н.э. во главе гуннских племен становится Модэ шаньюй. В первые годы своего правления он нанес сокрушительные удары по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань отказаться от своих претензий на кочевья хуннов в Ордосе. Ханьский император Гаоцзу был вынужден склониться перед Модэ и подписать с ним «договор о мире и родстве», согласно которому обязывался выдать за шаньюя княжну из своего дома и ежегодно платить дань в виде «даров», ставшую затем постоянной. Далее хунну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава хунну оказалась непрочной. Под давлением извне и внутренних междоусобиц общество хунну уже в середине I в. до н.э. помимо утраты своих вассальных владений, раскололось на две группировки — южную, под предводительством Хуханье шаньюя и северную, под руководством Чжичжи. Южные хунну остались обитать на территории Ордоса, а северные под давлением своих соплеменников передвинулись на Саяны и в Прибайкалье. Находясь под постоянным давлением Китая, они перешли Тянь-Шань. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии. Вторая волна началась в I-м в. н.э., когда северные хунну, теснимые Китаем, снова двинулись на запад. Под их давлением началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со 2 по 5 века. Это было «Великое переселение народов», когда массы этнически разнообразных кочевников двигались из Центральной Азии через территорию Казахстана на запад.
Вывод. Железная эпоха считается одним из самых важных периодов в истории человечества, в этой эпохе начали объеденяться в государства и начало появилось скотоводство с земледелием, что дало большой скачок в развитии человечества