ГЕОГРАФИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С СЕРЕДИНЫ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ДО НАЧАЛА ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
ТОМОХИКО УЯМА
Целью данной работы является изучение географических факторов в исторических процессах в Казахстане (Qazaqstan) с середины 19-го по начало 20-го века, акцентируя внимание на деятельности казахской интеллигенции. Более конкретно он проанализирует корреляцию между географическими (частично представленными как племенные или образовательный) интеллектуалов и их поведенческие и идеологические характеристики. При этом будет показано взаимодействие между городской и кочевой, а также между русской и исламской цивилизациями Казахстана в данный период.
В последнее время многие казахские ученые рассматривают казахскую интеллигенцию начала xx века в ее роли активистов национально-освободительных движений. Однако географические факторы этих движений
наряду с совокупными биографическими данными об этих интеллектуалах еще предстоит выяснить. изучал. Следовательно, эта статья несколько “авантюрна”, и многие ее тезисы гипотетичны.
1. ПРИРОДНО - ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Территория Казахстана характеризуется различной степенью засушливости климата. Каждый градус сухого климата примерно соответствует определенному типу растительности, которая, в свою очередь, создает определенный ландшафт. Таким образом, если пренебречь лесами, которые встречаются лишь в немногих горных районах, то Казахстан
делится на 4 ландшафтные зоны: лесостепь, степь (включая горные пастбища), полупустыня и пустыня (см. карту 2). Лесостепь встречается только в северной части Казахстана. Степная зона занимает северные районы и а также у подножия гор на юге. Пустынная зона простирается по всей
центральной части. Полупустыня расположена между пустыней и северной степью.
Хотя пустыня занимает большую площадь, чем степь, большая часть населения поддерживается степью. Степь с древнейших времен до 1930-х годов была колыбелью жизни кочевников-скотоводов. Именно поэтому Казахстан часто называют землей степных кочевников. В царский период большая часть Казахстана носила название “Степной край".”
Однако, если быть более точным, пустыня и полупустыня не были необитаемыми регионами. Некоторые кочевники вырыли колодцы и смогли жить в пустыне.
Другие находили хорошие сезонные пастбища в полупустыне и некоторых частях пустыни, таким образом связывая эти земли со степью в своем жизненном цикле. Некоторые районы пустыни, где зима мягкая и ветер защищен холмами, были лучшими зимними пастбищами. Таким образом, степь, полупустыня и пустыня составляли органически единую среду обитания кочевников.
Казахский этнограф, Н. Масанов, относится к степной, полупустынной
и пустыню как “kochevoi ареал (кочевой среде обитания),” а на более влажных участках вокруг него (оазисы, долины рек, лесостепные), как “маргинальная зона.” В пограничной зоне кочевники и оседлые люди часто смешивались, и первые, как правило, ассимилировались вторыми. В ареале кочевники могли в полной мере развивать и сохранять свой специфический образ жизни, экономику, культуру, социальную структуру и этническое сознание.1
Несмотря на обширность Казахстана, казахи (казаки) были относительно однородны по языку, культуре, обычаям, идентичности и т. д. Вероятно, это связано с высокой подвижностью кочевников и частыми смешанными браками (экзогамия) среди различных казахских племен. Тем не менее, среди казахов были признаки разнообразия
. Самым ярким из них является Жуз.
Казахи состоят из трех жузов: Старшего (Улы) Жуза, Среднего (Орта) Жуза
и Младшего (Киши) жуза. Каждый жуз состоит из племен, а племя-из
родов.2
Некоторые казахи не принадлежат к жузам; они торы (аристократы, которые
считались потомками Чингисхана) и кожи (которые считались потомками первых четырех халифов). До первой половины xix
века существовали толенгиты (слуги ханов и султанов) и рабы, которые
также не принадлежали ни к одному жузу. Однако все эти группы, по сути, были обычно связаны с одним из трех жузов.
Причина и период образования Жуза неизвестны.
Первый документ, ясно свидетельствовавший о существовании трех жузов, был написан в 1730 году.
Многие казахстанские ученые, однако, предполагают, что происхождение
Жуз гораздо старше. В этой статье мы не будем рассматривать их мнения, но
несомненно, что территория каждого жуза примерно соответствует исторической области, где процветали различные государства и племенные конфедерации. То есть на территории Старшего жуза жили или правили усуны, западные тужуэ (тюрки), карлуки, Кара-китаи, Чагатайский улус. Земля Среднего Жуза была основной территорией кипчаков, кереитов, найманов и Ордынских улусов. Наконец, территория Младшего жуза соединила Россию и среднеазиатские оазисы, и входил в состав Хазарского каганата, Шибанского улуса, улуса Батыя и Ногайской Орды.
Если принять во внимание историю Казахского ханства, то окажется, что
территории всех трех жузов веером расходятся от середины реки Сырдарьи,
политического центра Казахского ханства (см. Здесь расположен город Туркестан, где проживали многие казахские ханы (160 км к северо-западу от
Чимкент). Таким образом, распределение трех жузов допускало равное участие представителей каждого жуза в политической жизни Казахского ханства.
Другим важным аспектом распределения трех жузов является то, что
территория каждого жуза включает в себя как степи, так и пустыни, а также большие реки или озера. Это означает, что каждый жуз имел как хорошие летние пастбища (степи и горы), так и хорошие зимние пастбища (берега рек и озер, особенно Сырдарья, а также лесостепь). Следовательно, богатые и влиятельные люди могли найти лучшие сезонные пастбища на территории своего жуза.
Оценки численности населения для каждого жуза разными учеными различны. писал в своей книге, Впервые опубликовано в 1832 году, что население старшего жуза
был 500,000-600,000, Среднего жуза в большинстве 1,360,000, и Младший жуз
о 1,100,000.4
Н. е. Бекмаханова, Д. И. Дулатова подсчитали, что в 1850 году
население старшего жуза был 1,561,681, Среднего жуза 1,367,202,
и Младшего жуза 1,048,537.5
М. Тынышпаев считал, что в 1917 году население Старшего жуза составляло 1 170 000 человек, Среднего-2 020 000,
Младшего-1 790 000.
По мнению Тынышпаева, население племен внутри каждого жуза в
1917 г. были следующими (в тысячах): Senior Зюз:
Дулат 460
Канглы анд Вилк 190
Зхалаіыр 130
Alban 80
Шапырашты 70
Очаговый 70
Патока 70
Ысты 50
Сван 40
Желтоплодный 10
Если добавить казахов в Хиве и Бухаре, то байулы были самой большой группой
(1 030 000), но байулы, Алимулы и Жетыру обычно считаются племенными
конфедерациями, так что аргыны считаются самым большим племенем.
В административном отношении после реформ 1860-х годов казахская территория Средней Азии была разделена на 6 губерний (областей): Акмолинскую, Семипалатинскую, Уральскую, Торгайскую,
Семиреченскую и Сырдарьинскую. Акмолинская и Семипалатинская области находились
в ведении генерал-губернатора Западной Сибири (после 1882 г.,
степное генерал-губернаторство), тогда как Уральская и Торгайская области
находились в ведении Оренбургского генерал-губернатора (после 1891
г. Эти четыре области вместе назывались
Степной край.” В конце xix-начале xx веков большое количество
русских и украинских крестьян мигрировало в северные части Степного
края (см. карту 4).
Семиречье и Сырдарья находились под юрисдикцией генерал-губернатора Туркестана (Туркестана), хотя в 1882-1897 годах Семиречье находилось под управлением генерал-губернатора Степи. В Сырдарье тоже были
Узбеки (многие из них в те времена назывались “сартами”), а в Семиречье
были киргизы. В Семиречье после 1907 года был большой приток русских крестьян.
Кроме этих областей, в составе Астраханской губернии существовал казахский округ Бокей-Орда. Население Мангышлакского уезда
(уезд) в Закаспийской (Закаспийской) области также состоял в основном из казахов.
2. ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Интеллигенция-это не просто образованные люди. Скорее, это знающие люди, обладающие критическим настроем по отношению к существующему обществу и стремлением приблизить его к своему идеалу. В этом смысле прообраз казахской интеллигенции мы можем найти в акынах (поэтах, бардах). Некоторые акыны, сопровождавшие ханов, такие как Букар жырау, предостерегали их от высокомерия. Некоторые другие, такие как Махамбет, возглавляли восстания и вдохновляли людей на борьбу с угнетателями. В 19 веке Шортанбай, Дулат и другие акыны так называемой группы "Зар заман" (Время плача) были озлоблены неудачей казахов-благочестие под русским владычеством. Однако, поскольку они не могли представить альтернативный путь развития, они просто рекомендовали “спать в тихом доме.”
В середине 19 века некоторые казахи стали получать образование по русскому образцу. Именно из этой группы появились первые современные казахские интеллектуалы. Среди них были известный ученый Шокан Валиханов, известный педагог Ибрагим Алтынсарин и некоторые представители интеллигенции, работавшие на Дала Walayatynyng "Новой газеты" (Газета генерал-губернаторства в Степь). Их деятельность была многогранной, но одним примечательным аспектом было то, что они усердно собирали произведения устной литературы. Собрание устной литературы было частью явления, которое Питер Берк называет “открытием народа”8,
которое, на мой взгляд, может быть истолковано и как “открытие
народа”, и как “открытие нации".” Собирая фрагменты устной литературы
как и другие виды народной культуры, интеллигенция заново открыла и определила особенности казахов и подтвердила свою преданность единой казахской общине, включавшей в себя как интеллигенцию, так и массы.
Еще одна интересная вещь о первых современных интеллектуалах заключается в том, что некоторые из них были обеспокоены влиянием ислама и татарского языка. Они очень гордились казахским языком и традициями, боялись, что исламские учения и татарская культура “осквернят” чистоту казахской культуры.
Эта тревога укрепляла их национальное сознание.
Другую позицию представлял великий поэт Абай. Он писал:
“Казахи имеют злые намерения по отношению друг к другу, они не разделяют чужих желаний, они редко говорят правду, они любят соревноваться за позиции, они ленивы. Почему? ...Все это происходит потому, что их единственная забота-увеличить поголовье скота. Если бы они посвятили себя другим вещам, таким как сельское хозяйство, торговля,
искусство и наука, этого бы не произошло”9.
Хотя его идентичность как казаха была ясна, он критически относился к национальному характеру казахов и их культуре. принял релятивистский подход к содержанию национальной культуры. Он предложил учиться у русских, татар и других народов.
В 19 веке казахская интеллигенция была малочисленна. Они были разбросаны по обширной степи и не имели постоянного контакта друг с другом, что не позволяло им общаться.
Льюис Козер считал необходимым условием, чтобы интеллектуальное призвание стало социально осуществимым. Средства массовой информации, с помощью которых они могли оказывать влияние на простых людей, также были ограничены. Однако к началу xx века с распространением как русской, так и мусульманской систем образования, интеллигенция росла и становилась социальной прослойкой, достаточно сильной для организации социальных, культурных и политических движений.
Русская революция 1905 года послужила катализатором активизации движения среди казахской интеллигенции. После революции они начали паблишить их собственных газет (Серке, Казакстан, Казак и др.) и журналов (Ай-кап и др.), а также написать много книг. Эти публикации помогли интегрировать казахскую нацию как “воображаемую общность”11, позволив многим казахам по всей Российской империи читать одни и те же произведения и мнения интеллигенции и делиться одной и той же информацией. Конечно, грамотность казахов была еще невысока, но можно предположить, что грамотные казахи рассказывали о прочитанном многим другим людям.
В идеях казахской интеллигенции начала 20 века, мы можем найти выборочное сочетание идей различных интеллектуалов 19-го века. Например, Мир-Якуб Дулатов написал в своем знаменитом сборнике стихов " Оян, Казак! (Проснись, казах!) (Уфа, 1910): “Наш народ спит в темном углу особняка, называемого Миром, и, кажется, пребывает в забвении.” Он оплакивал утрату законов предков, шариата (исламского права) и рассудительных ханов. В этом смысле стихи Дулатова напоминают нам стихи акынов группы "Зар заман".
Однако, в отличие от этих акынов, Дулатов отказался "спать спокойно". Нравится Абая он критиковал за лень и безынициативность казахов. Он призвал их стремиться многому научиться у передовых цивилизаций (исламской и русской) и призвал молодых интеллектуалов работать на благо простых людей.
Веру в важность знаний и преданность народу разделяли все современные интеллектуалы, начиная с Валиханова. Старший соратник Дулатова Алихан Бокейханов был подлинным наследником Валиханова в том смысле, что он
выступал как за активное изучение русской культуры, так и за сохранение
Казахские обычаи (особенно обычное право). Он, как и Валиханов, считал,
что введение шариата вредно для казахов, хотя и не отвергал тех элементов казахской культуры и социальных институтов, которые исходили из ислама.
У казахской интеллигенции было мало времени для развития своего движения и идей в мирной обстановке. В 1914 году разразилась Первая мировая война. Поначалу авторы газеты "Газак" относились к конфликту цинично, но вскоре включились в движение в поддержку войны. В июне 1916 года царь неожиданно распорядился о призыве коренных народов Средней Азии, Кавказа и других регионов в трудовые бригады. Поспешность и неопределенность приказа привели к слухам об опасности труда. Многие жители Центральной Азии отказались от призыва и подняли восстание.
Ведущие казахские интеллектуалы, требуя от правительства отсрочки призыва на военную службу, выступили против восстания. Это решение основывалось как на осознании ими невозможности успешной борьбы казахов против Царской армии, и на их чувстве единства с русскими, татарами и другими народами.
После Февральской революции многие казахские интеллигенты надеялись
на демократизацию России и охотно работали под руководством Временного правительства.
Правительство. В то же время они созывали съезды как на областном
, так и на общеказахском уровне и стали требовать высокой степени автономии в составе российской федеративной республики. На ВТОРОМ Всеказахском съезде (декабрь 1917 г.) было создано Алаш-Ординское автономное правительство, которое должно было состоять из 15 казахов и 10 неказахов (хотя его неказахские члены, похоже, никогда не избирались).
Алашское движение (деятельность Алаш-Орды, включая ее предысторию) находилось в тесном контакте с движениями других народов и регионов. Ее
руководители особо подчеркивали важность сотрудничества с Сибирским
автономным движением (областничеством), духовный лидер которого Григорий Потанин был близким другом Валиханова в юности. Однако вскоре власть в Сибири перешла к правым, которые категорически отрицали автономию нерусских народов.
Поняв, что сотрудничать с антибольшевиками невозможно, Русские, вожди Алаш-Орды, постепенно присоединялись к Советам с весны 1919 года. В марте 1920 года Алаш-Орда окончательно исчезла. Ахмет Байтурсынов и некоторые другие бывшие руководители Алаш-Орды активно работали
в Ревкоме Казахского края. Их целью было установить Казахская автономия в рамках советской власти, хотя уровень этой автономии был значительно ниже того, к чему стремилась Алаш-Орда. Скоро им было запрещено заниматься политической деятельностью, но они продолжали работать журналистами, поэтами, учеными и учителями. В 1928-29 годах были арестованы почти все бывшие активные участники Алашского движения, расстреляны или умерли в тюрьмах в 1930-е годы (за редким исключением Алимхан Ермеков и Мухтар Ауэзов).
3. АНАЛИЗ БИОГРАФИЙ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
В приложении 1 приведены краткие биографии 65 более или менее известных казахов интеллектуалы. Основное внимание уделяется их месту рождения, племенной принадлежности, месту учебы, газетам и журналам, где они публиковали статьи, отношению к исламу, участию в алашах и других движениях. Сюда включены только те казахские интеллигенты
, деятельность которых была заметна уже к 1917 году. По этой причине не
включаются те интеллигенты, которые активизировались в 1918-1919 годах и занимали руководящие посты в Казахстане и Туркестане в 1920-е годы (например, Смагул Садвакасов, Султанбек Кожанов, Ораз Жандосов, Сейткали Менгдешев).
Этот список далеко не полон. Одной из проблем является теоретическая трудность определения понятия “интеллектуалы".” Критерии, принятые здесь, должны включать людей получивших современное (российское и/или джадидистское, то есть исламское реформистское) образование или получивших эквивалентные знания с помощью частных уроков или самообучения, а также исключить тех, кто имел только традиционные исламские знания; включить людей, которые занимались общественной и/или политической деятельностью, и исключить чистых поэтов, учителей, врачей и т. Д., хотя некоторые интересные поэты включены. И все же это так
часто невозможно определить, был ли тот или иной индивид интеллектуалом
или нет.
Еще одним ограничением является недостаток информации. Например, активные участники Алашского движения, такие как Сагындык Досжанов, Аспандияр Кенжин, Ибрагим Жайнаков, Абдолла Темиров, Омар Алмасов, Ахметжан Козыбагаров, Жангожа Мергенев, Токтамысов и другие опущены,
поскольку их биографии неизвестны автору. Будем надеяться, что в будущем эти недостатки будут преодолены.
Таким образом, собранные данные являются весьма предварительными и не подходят для чисто статистического анализа. Тем не менее, если объединить их со знаниями, полученными при чтении исторических документов и трудов самих интеллигентов, то можно понять некоторые важные особенности казахской интеллигенции.
Некоторые результаты анализа этих биографий приведены в Приложении 2.
Если мы сгруппируем интеллектуалов по месту рождения (или по месту, откуда человек думал, что он пришел), мы увидим, что, хотя места рождения широко рассеянные, некоторые уезды производили больше известных интеллектуалов, чем другие. Они
являются: Qostanai (8, или 12% от общего числа), Бокей орда (6; 9%), Torghai (6; 9%),
Павлодар (5; 8%), Семипалатинск (4; 6%), Каркаралы (4; 6%), Лепсинской (3; 5%),
Зайсан (3; 5%), Кокшетау (3; 5%). Подробные сведения о местах рождения интеллигенции Уральской области отсутствуют, но, возможно, мы могли бы добавить Уральск и Лбищенские уезды им. С другой стороны, Чимкентский, Акмольский и другие уезды производили только 1 (2%) перечисленного интеллигента каждый. Атбасар, Жаркент, Аулие-Атинский, Казалинский, Мангышлакский уезды не произвели ни одного из интеллигентов, упомянутых в нашем списке.
Чтобы доказать, что несбалансированное распределение интеллигенции не является
результатом несбалансированного распределения населения, покажем казахское население некоторых из этих уездов (в 1897 г.):
Костанай 118 000 (3,0% всего казахского населения России)
Бокей Орда 207,200 (5,3%)
Торгай 86,200 (2,2%)
Павлодар 142 600 (3,7%)
Семипалатинск 122 300 (3,2%)
Qarqaraly 169 600 (4.4%)
Лепсинск 156,100 (4,0%)
Чимкент 224 700 (5,8%)
Акмола 166 300 (4,3%)13
Общей чертой большинства мест (за исключением Костаная), где рождалось
много интеллигенции, было то, что они находились далеко от больших городов. Города Торгай, Каркаралы и Лепсинск были на самом деле очень маленькими городами. 4 из 5 интеллигентов Павлодарского уезда приехали из Баянавыла, расположенного в 200 км от Павлодара;
все 4 интеллигента Семипалатинского уезда приехали из Шынгыстау, в 200 км от г.Город Семипалатинск. Еще один интересный момент заключается в том, что из Акмолинской области, где проживало много русских крестьян, приехало сравнительно мало интеллигенции. Эти факты опровергнуть возможное предположение о том, что интеллигенция появилась среди тех казахов, которые ежедневно контактировали с русскими. Скорее, многие интеллектуалы пришли из глубин степи и полупустыни, то есть из самого сердца “кочевого ареала".”
Конечно, эти факторы не могут объяснить, почему, например, Торгайский уезд произвел много интеллигенции, а Атбасарский уезд с аналогичными условиями-нет. Здесь географические факторы, похоже, работали по-другому. То есть некоторые влиятельные интеллектуалы способствовали росту молодых интеллектуалов в России. тот же регион. Многие интеллигенты Костанайского и Торгайского уездов учились в школах, открытых Алтынсариным. Все перечисленные интеллектуалы из Семипалатинский уезд и некоторые из соседних областей были родственниками Абая и людьми, находившимися под его сильным влиянием. Вероятная причина, по которой Бокей-Орда породила много интеллектуалов, особенно в более ранние времена, заключается в том, что Жангир-хан (1801-1845) установил традицию стремления к образованию.
Племенная принадлежность интеллигенции показана в приложении 2-<2>.
Здесь нет точной информации о многих из них; слова “предположительно” и “по предположению” означают, что их племенная принадлежность исходит
от мест их рождения или мест, откуда пришли их предки. Результаты поразительны: более половины перечисленных интеллектуалов были из Среднего класса. Жуза; интеллигенции из Младшего Жуза было не так много, но вместе с торами и кож, которые были связаны с Младшим жузом, их существование было значительным; интеллигенции из Старшего Жуза было очень мало.
Также заметно, что большинство интеллектуалов, родившихся к 1860 году, а
также некоторые ключевые фигуры, родившиеся позже, были торами, кож или из влиятельных семей.
Причины, по которым Старший жуз производил так мало интеллигенции, могут быть следующие. Во-первых, Старший жуз больше других пострадал от нашествия джунгар в xvii и xviii веках. Во-вторых,
они находились под жестоким и нестабильным правлением Кокандского ханства в первой половине xix века. В-третьих, они были включены в состав Российской империи только в середине 19-го века и к началу 20-го века
сравнительно немногие люди получили современное образование.
Среди интеллигенции Среднего жуза большую часть занимали аргыны. Даже принимая во внимание, что они были самым большим племенем, их пропорция поражает. Валиханов, Бокейханов (торес) и Ауэзов (кожа)
также были связаны с аргынцами. Можно предположить, что широкое распространение аргынов от Семипалатинска до Торгая способствовало формированию широких сетей интеллигенции: Бокейханов из Каркаралы имел близкое родство с родственниками Абая в Семипалатинске; в 1904 году в Омске Бокейханов встретился с Байтурсыновым и Дулатовым из Торгая, которые стали его близкими союзниками; Дулатов учил Жумабаева русскому языку и другим знаниям из Петропавловск.
Племенная принадлежность составляла важную часть многослойной идентичности казахской интеллигенции. Имена Дулатова ручка в комплекте “Мадияр” и
“Arghyn,” также “Arghyn Ауэзова,” и Toghysov по “Naimanskii.” Aqpaev
назвал одну из своих дочерей “Arghyniya.” Однако нет никаких доказательств того, что они были “трайбалистами” в узком, негативном смысле. Их сети развивались далеко за пределами племенных границ. Бокейханов, Байтурсынов, Дулатов и другие имели всенародную известность, а Эльдес Омаров, кипшак, был близким помощником Байтурсынова.
Анализ по месту образования (Приложение 2-<3>) является сложным вопросом,
поскольку многие интеллектуалы получили образование во многих местах. Используемое место как правило, хотя и не во всех случаях, это место, где данный интеллектуал получил свое окончательное образование. Количество людей, которые учились в Петербурге, в том числе и в Петербургском университете, поразительно. Однако мы не можем найти какой-либо общей идеологической или поведенческой черты у тех, кто учился в Петербурге. Они были разнообразны по любому критерию.
Мы видим тенденцию, что выходцы из Акмолинской и Семипалатинской областей учились в Омске, Томске или Семипалатинске; выходцы из Бокей-Ордынской, Уральской и Торгайской областей учились в Оренбурге или Казани; выходцы из Сырдарьи а Семиреченские области учились в Ташкенте или Верном. Многие из тех, кто учился в Петербурге, тоже учились в этих городах, прежде чем отправиться туда. Таким образом, административное деление влияло на выбор места учебы.
Важно отметить, что Омск и Томск, где учились казахи из Акмолинской
и Семипалатинской областей, были важными местами деятельности
сибирской русской интеллигенции, особенно сибирских автономистов (областников);
Казань, где учились казахи из Бокей-Ордынской, Уральской и Торгайской областей, Был культурным и политическим центром татар; в Ташкенте, где учились казахи из Сырдарьи и Семиречья, они могли встретить узбекскую (сартскую) интеллигенцию. В большей или меньшей степени эти факторы, по-видимому, повлияли на идеи и поведение казахской интеллигенции из соответствующих регионов. В частности, Бокейханов, Ермеков и некоторые другие руководители Алаш-Орды были тесно связаны с областниками.
Люди, которые учились в небольших городах, таких как Костанай, Торгай и Зайсан, также много путешествовал по большим городам. Издание газет и журналов, созыв конференций и многие другие мероприятия интеллигенции проходили в городах. Несомненно, встреча человека из степи с городом сыграла решающую роль в становлении и развитии казахской интеллигенции.
С другой стороны, постепенно развивалось и образование в степных селах. Например, богатые люди в Капальском уезде основали в 1899 году школу “Мамания”, программа обучения которой впоследствии была реформирована по образцу “Галия", знаменитое джадидское медресе в Уфе. Одним из выпускников этой школы был известный писатель Ильяс Жансугиров (1894-1938).
В приложении 2-<4> показано разделение на “исламистов” и “антиисламистов".” Определение “исламисты” относительное, и сюда относятся как те, кто рассматривал ислам как систему политических убеждений, так и те, кто рассматривал его исключительно как религию или систему этики (как Шакарим Кудайбердиев). На первый взгляд, у этих “исламистов” нет никакой географической связности. Но если мы объединим
эти данные вместе с информацией об участниках и антагонистах алашского
движения (Приложение 2-<5>) мы находим интересным явлением.
До 1913 года принципиального противостояния казахской интеллигенции не было. Противостояние существовало между интеллектуалами и неинтеллектуалами (муллами и некоторыми местными влиятельными людьми). В 1905 году по инициативе Бокейханова, Каратаева и Сейдалина - два последних были будущими противниками Бокейханова-состоялся съезд представителей пяти областей. Уральск. Они создали казахское отделение российской конституционно-демократической (кадетской) партии, которое, однако, не было признано партийными лидерами в Петербурге. Позже, с 1911 года, все они писали много статей в журнале "Ай-кап" (издавался в Троицке). Некоторые ученые преувеличивают разницу во мнениях между "Ай-кап" и газетой "Газак" (издается в Оренбурге) но в реальности ведущих писателей в Казахстане, например, Букейханов, Байтурсынов и Дулатов, были активными писателями Ай-капа тоже. Ситуация изменилась в 1913 году. Сейдалин и некоторые другие авторы Ai-qap планировалось созвать всеказахский съезд. Бокейханов, Байтурсынов и другие писатели Казака в принципе одобрили их инициативу, но указали, что план Сейдалина собрать 900 представителей нереален и что колониальная администрация ни в коем случае не даст разрешения на созыв такого съезда (разрешение фактически не было дано). С этого времени началось противостояние Ай-капа и Казака. Решающий момент наступил на 4-м Всероссийский мусульманский съезд (июнь 1914 г.). Там Каратаев, Сейдалин, Лапин а другие яростно выступали против идеи Бокейханова о том, что введение шариата вредно для казахов. Они опубликовали свое заявление в Ай-кап, обвиняя Бокейханова в “отчуждении казахов от других мусульман и поддержке русификации".” В том же году Каратаев порвал с кадетской партией.
В целом это было поражение Каратаева и его союзников в Ай-капе. Ай-кап
потерял своих читателей и перестал издаваться в 1915 году, тогда как Qazaq стал больше и более влиятельный. Тем не менее, Каратаеву, Сейдалину и Лапину после 1917 года предстояло стать сильными антиалашскими или неалашскими активистами.
Возвращаясь к теме географических факторов, отметим, что Каратаев (Уральская область) и Сейдалин (Костанайский уезд) были с запада, а Лапин (Сырдарьинская область) был с юга Казахстана. На западе и юге влияние ислама было сильнее, чем в других регионах. Традиционно в Уральской области проживало много татар (в 1897 году их население составляло 20 400 человек и составляло 2,8% от всего населения области). Костанайский уезд примыкал к городу Троицку (Оренбургская губерния), плацдарму татарской культуры. В Сырдарьинской области были старые города-оазисы, где проживало много узбеков (сартов).
Другой характерной чертой антагонистов алашского движения является то
, что они, за исключением Сейфуллина, не были аргынами. Почти то же самоеможно сказать и о большевиках и их сторонниках (Приложение 2-<6>): все, кроме Сейфуллина и Сердалина (и, возможно, Каралдина), были не аргынами. Если сделать смелое предположение, то можно сказать, что решение некоторых интеллигентов не участвовать в алашском движении и поддержать большевиков (большинство из них сделали это только после 1917 года), возможно, было связано с их чувством отчуждения от аргынов-лидеров алашского движения. Конечно, не все не-аргыны были против движения Алаш. Наоборот, мы можем найдите среди участников этого движения людей из разных племен.
Заслуживает внимания и различие мнений внутри самого алашского движения. Делегаты 2-го Всеказахского съезда в декабре 1917 года единогласно постановили образовать национально-территориальную автономию и создать Алаш Автономное правительство Орды. Но они разделились в вопросе о том , следует ли немедленно сделать официальное заявление об автономии.
Бокейханов и его близкие союзники были против немедленного заявления, утверждая, что они должны расследовать намерения неказахов. население территории, которая должна была составить Алашскую автономию. Вопрос был поставлен на голосование.
Рассмотрим связь мнений делегатов с областями,
откуда они прибыли. Делегаты, проголосовавшие за немедленное провозглашение
автономии (всего 33), были из:
Уральск (13): Д. Айсарин, Н. Калменов, А. Кенжин, Г. Досжанов, К. Есенгулов,
Т. Жамашев, Х. Нурмухамедов, Н. Ипмагамбетов, Д. Кусабгалиев,
Ж. Мергенев, Х. Досмухамедов, Г. Алибеков, Ж. Досмухамедов;
Бокей Орда (9): Г. Мусагалиев, С. Ажигереев, И. Малкашев, И. Кошеков, М.
Жумалиев, Гр. Muqashev, Танашев В., Гр. Qarashev, Б. Qulmanov;
Торгай (7): Г. Жундибаев, Г. Олкешев, С. Ельшин, Н. Шауменев, А. Козваков, Г.
Есмухамедов, С. Досжанов;
Сырдарья (3): М. Байзаков, С. Алдабергенов, И. Ержигитов;
неизвестный (1): А. Муртазин.
Делегаты, проголосовавшие против (всего 42), были из:
Торгай (11): А. Алдияров, Х. Бекентаев, К. Батишев, С. Исхаков, О. Алмасов, С. Кадирбаев, О. Гондыбаев, С. Карпов, М. Дулатов, Е. Омаров, А.
Байтурсынова;
Акмола (10): К. Кеменгеров, К. Бауенов, К. Габдуллин, Е. Жанбаев, С. Жаганов,
М. Жумабаев, Б. Курлевитов, И. Малдыбаев, Ж. Гайсин, Ж. Мырзалин;
Семиречье (8): Н. Жакыпбаев, Н. Хамидов, С. Сабатаев, И. Тергеусизов, М.
Исмаилов, Ж. Отарбаев, О. Айдабосынов, И. Арабаев;
Семипалатинск (7): А. Барлыбаев, К. Бердалин, Х. Габбасов, А. Ермеков, Т. Ибраев
<Кунанбаев?>, Ж. Оразалин, А. Бокейханов;
Алтайская губерния (1): С. Шаймарданов;
Самарканд (1): Э. Акжолов;
неизвестный (4): Х. Болганбаев, М. Нурсеитов, И. Жангарин, М. Макулов.
М. Шокаев и А. Кенесарин из Сырдарьи, А. Шегиров из
Семипалатинск воздержался от голосования.
Очевидно, что большинство делегатов с запада и юга (Сырдарьи)
проголосовали за немедленную декларацию, а большинство делегатов из других провинций проголосовали против. Первые оказались меньшинством, но все же не подчинились большинству и пригрозили не присоединяться к Алашу, а присоединиться к Туркестанской автономии, если съезд не объявит автономию. В конце концов съезд принял компромиссную резолюцию.
В этой связи следует отметить, что Туркестанское автономное правительство (в Коканде) было создано уже в ноябре 1917 года под руководством Шокаева, Тынышпаева, Бехбуди (узбека) и других. Приложение 2-
<7> показаны казахские руководители Туркестанской автономии, а также те, кто впоследствии активно работал на советский Туркестан или другими способами выступал за единство туркестанских народов. За исключением Тогысова, все они были из областей под генерал-губернаторством Туркестана. Административный раздел Степной области и Туркестанской области повлиял на поведение казахской интеллигенции. Для тех казахов, которые родились в Туркестане, было естественно учиться и работать в Туркестане.
Иногда туркестанские казахи и степные казахи высказывали разные мнения о возможности сотрудничества с другими народами Казахстана.
Туркестан. Когда в ноябре 1917 года некоторые люди предложили казахам
присоединиться к Туркестанской автономии, Бокейханов отверг эту идею, аргументируя это тем, что что туркисты (узбеки и другие) находились под влиянием консерватизма и религиозного фанатизма, и что немногие из них были способны управлять государством.Однако разделение между туркестанскими казахами и степными казахами не было фатальным, и многие казахи работали как на Туркестан, так и на Казахстан.
Между тем сепаратистская тенденция запада сохранялась. В сентябре
1918 года Алаш-Орда решила создать западную ветвь, охватывающую Уральскую область,
Бокей-Орду, уезды Ыргыз, Актобе и Мангышлак.
Формальной причиной такого решения явились трудности связи между
западными областями и штабом Алаш-Орды (Семипалатинск) в условиях Гражданской войны
, что фактически легализовало “Уильское оляятское” правительство в Уральской области. Под руководством амбициозного политика Ж. Досмухамедова она функционировала совершенно независимо от основного течения Алаш-Орды.
Территория западной ветви соответствовала территории Младшего жуза.
Однако западная ветвь оставалась частью Алаш-Орды, и окончательного разрыва Алаш-Орды по границам Жуза не произошло.
4. ВЫВОДЫ: ДИАЛЕКТИКА МНОГООБРАЗИЯ И ЕДИНСТВА КАЗАХОВ
Подводя итог, можно прийти к следующим выводам:
(1) Основным местом обитания казахских кочевников была степь, полупустыня и частично пустыня. Многие современные казахские интеллигенты в дореволюционный период появились именно из этих районов, а не из зон контакта с оседлым народом. Они столкнулись с городской жизнью, когда они учился в таких крупных городах, как Омск, Оренбург, Семипалатинск, Казань и др. Санкт-Петербург, и эти встречи сыграли важную роль в развитии казахской интеллигенции.
(2) Старший жуз, переживший суровые условия в xvii- xix веках и вошедший в состав России позже двух других жузов, в дореволюционный период производил мало интеллигенции. Многие интеллигенты были выходцами из Среднего жуза, особенно из племени аргын. Хотя движение Алаш было поддержано многими людьми со всех сторон. лемена, его позиции были сильнейшими среди аргынской интеллигенции, а его противниками были в основном не-аргыны. Многие из тех, кто стал Большевики или их сторонники к 1918 году также не были аргинами.
(3) Хотя все современные казахские интеллигенты разделяли знание русской
культуры, интеллигенция из Семипалатинска, Акмолы и некоторых районов
Торгайской области больше других дорожила своими связями с русскими,
особенно сибирской интеллигенцией. Интеллигенция с запада и юга,
то есть Уральской и Сырдарьинской областей и некоторых районов Торгайской области, была более тесно связан с татарами и узбеками и более ориентирован на ислам.
(4) Интеллигенция Сырдарьинской и Семиреченской областей, находившихся в ведении Туркестанского генерал-губернатора, была лояльна
как к Казахстану, так и к Туркестану.
Таким образом, наблюдалось разнообразие мнений и поведенческих моделей среди Казахской интеллигенции, что было хотя бы отчасти обусловлено географическими факторами.
Значит ли это, что казахской интеллигенции не хватало единства? Ни в коем случае. как уже упоминалось ранее, принципиального противостояния казахской интеллигенции не было вплоть до 1913 года. Алашское движение, хотя и имело некоторых противников, в основном поддерживалось во всех областях Казахстана.
Есть много причин, по которым казахская интеллигенция смогла сохранить
свое единство. Одной из главных причин было историческое чувство единства, проистекавшее из традиционно высокой степени мобильности и взаимодействия казахов различных регионов, а также общего опыта борьбы с
джунгарами. Помимо этого, важны еще два момента.
Первая - это роль газет и журналов. Как мы легко видим из биографий в Приложении 1, многие интеллектуалы, независимо от
из регионов, откуда они были родом, писали статьи в Ai-qap и Qazaq. Новости, публикуемые там, приходили со всех уголков казахских областей.
Второй момент довольно ироничен: подавление со стороны царской администрации иногда помогало им расширять сферу своей деятельности. Во многих случаях они были сосланы в места, отдаленные от их дома, но близкие или даже внутри территории, где жили казахи. Например, Бокейханову было запрещено жить в Степной области, и с 1908 года он жил в Самаре, недалеко от Уральской и Торгайской областей. В результате, хотя он изначально и работал В основном в Семипалатинской и Акмолинской областях он распространил свое влияние на запад, а в 1917 году работал главным образом в Торгайской области. Байтурсынов по той же причине жил в Оренбурге с 1910 года. Здесь они с Дулатовым основали газету "Газак". Расположение Оренбурга на Оренбургско-Ташкентской железной дороге и
других транспортных линиях оказалось очень выгодным для распространения этой газеты.
Мы должны понять диалектику многообразия и единства казахов:
основная группа интеллигенции могла быть сформирована региональной или племенной сетью, но когда они активно работали среди казахов в разных регионах, они смогли организовать общенациональное движение. Движение
казахской интеллигенции в целом представляет собой целостную форму
взаимодействия кочевой, исламской и русской цивилизаций.7>6>5>4>3>2>
Достарыңызбен бөлісу: |