Морфология культуры Морфология культуры — это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.
Для систематизации опыта, полученного в результате изучения культурных процессов и явлений, ученые применяют классификацию, характерную для естественных наук. С помощью комплекса методов и различных подходов пытаются выстроить многообразие компонентов в единую схему.
Морфология изучает культуру как систему, в которой есть структурные элементы. Описывает их конфигурацию, выделяет различия, ищет взаимосвязь.
Общее понимание, теория, схема
На первом этапе классификации культура делится на материальную и духовную, условные противоположности. На заре цивилизации эти понятия были неделимы. Первобытное общество только начинало осознавать свое место в мире, не отделяло себя от окружающей природы. Это состояние единения физического и метафизического в науке называется синкретизм.
Единство с окружающим миром породило тотемизм и анимизм: отождествление человека с животным и наделение неодушевленных предметов человеческими качествами.
Развитие орудий труда и ремесел показало человеку мир с другой стороны. Теперь он мог изменять предметы, творить нечто новое
Так появилась материальная культура. В ее основе лежит физический объект, преобразованный в предмет, наделенный функциями и характеристиками, заданными человеком. Сюда относится:
техника;
технологии производства;
материальные ценности.
Искусственная среда, созданная цивилизацией, является феноменом материальной культуры. Она завязана на труде и быте, существует ради физического комфорта.
Духовная культура начинается с представления человека о мире, о работе сознания. Она является продуктом общественных отношений, интеллектуальной деятельности, развития языка. Мифология, религия, искусство лежат в основе духовной культуры. Ее особенность в том, что она касается всех видов человеческой деятельности. У современной духовной культуры есть инструменты влияния на общество в виде морально-этических норм, науки, права и художественных образов.
Есть несколько видов культуры, содержание которых предполагает неразрывное сочетание материального и духовного. К ним относятся:
экономика;
политика;
экология;
эстетика;
физкультура.
Структура взаимодействия человека и культуры традиционно описывается как двухуровневая:
Первый уровень — обыденный: быт, традиционные нравы и обычаи, мораль, обыденное восприятие мира, простые технологии, примитивная эстетика.
Второй уровень — специализированный.
Второй уровень делится на две части:
Кумулятивная включает в себя экономику, политику, науку, искусство, право и философию.
Трансляционная — образование, СМИ, социальные институты.
Методы и направления исследования, подходы
Методы, используемые в исследовании культуры, заимствованы из естественных наук, истории, лингвистики.
Генетический метод основан на изучении зарождения и становления форм культуры.
Структурно-функциональный рассматривает организацию и деятельность культурных объектов.
Динамический изучает изменения характеристик в течение определенного времени.
Исторический фиксирует события и явления в хронологическом порядке. Анализирует факты.
Сравнительный выявляет сходство и различие нескольких культур, их влияние друг на друга.
Семиотический описывает знаковую систему, используемую в различных культурах.
Технологический изучает физические объекты.
Некоторые научные концепции предлагают рассматривать культуру как систему социальных институтов. Делят их на три вида:
Социально значимая организация. На специализированном уровне сюда входят управление, политика, юриспруденция. В быту — это нравы и обычаи, домашнее хозяйство, моральные ценности.
Социально значимое знание. Состоит из научных дисциплин, религии, искусства. На обыденном уровне его воплощают бытовые навыки, суеверия, фольклор.
Социально значимый опыт. Специализированно он включает в себя образование, просвещение и массовые формы культуры. А также простое общение, советы, слухи.
Современная морфология культуры
В основе культурологии лежит гуманитарное познание. Его актуальность для современного человечества возрастает, сменяя главенство точных наук. Постиндустриальное общество создало новые способы влияния на окружающий мир, разработало принципиально иные формы общения и накопления знаний. Рождаются новые этические нормы.
Строение современной культуры усложняется с процессами глобализации, развитием высоких технологий. Происходит переоценка ценностей.
Феноменом, появившимся в ХХ веке, стала экологическая культура. Воздействие цивилизации на планету стало настолько велико, что потребовало отдельной науки и новой этики взаимодействия человека и природы.