Тональность разговорного текста:
три способа описания
ТАМАРА В. МАТВЕЕВА
(Екатеринбург)
Современный категориальный подход в лингвистике предполагает
понимание текстовой категории как объективного свойства системного
речевого объекта и деятельностно значимого качества этого объекта (Сидоров
1986). Категория - отвлеченная от действительности и зафиксированная в
языке определенность, которая служит средством членения и синтезирования
объекта или аспекта действительности
(Категории философии... 1983), —
представляет собой объект лингвистического внимания, содержательно
единый при многоуровневом и сложно структурированном оформлении. В
области коммуникативной лингвистики содержательное единство речи
связывается с
целью речевого общения (Бондарко 1976). Если перенести
акценты исследования на специфику общения с различными целями,
категориальная лингвистика неизбежно становится категориальной
стилистикой.
В
категориально-текстовой стилистике остро стоит вопрос о наборе
категорий, в совокупности моделирующих текст в целом. Одна из концепций
определения такого набора основывается на соотнесении текста и
отражаемого им коммуникативного акта. Текстовая категория предстает
отражением одного из компонентов коммуникативного акта, в
число которых
прежде всего входят субъект и адресат текста, предмет речи и способ его
представления адресату, текстовое пространство и время. Большинство
соответствующих текстовых категорий (субъектности, или авторизации,
адресатности, темы, композиции, текстового пространства и времени) уже
получили стилистическую интерпретацию (например: Тураева 1979, Лапп
1988, Науменко 1990). При этом не снимается вопрос об уровне абстракции
210
Тональность разговорного текста: три способа описания
Т.В. МАТВЕЕВА
при выделении и описании той или иной категории, в частности, категории
субьектности. Текст создается как результат речетворческого процесса по
замыслу его автора (авторов), и роль автора по отношению к тексту -
всепроникающая и всеобъемлющая. В то же время субъективная модальность
текста может найти и отдельное, самостоятельное свое выражение в
суждениях Q ценности излагаемых фактов, о чувствах и волеизъявлениях,
связываемых с
фактами речи (Балли 1955: 43-45). Эта единая сфера
семантики - субъективная - неоднородна в более конкретном плане, в
частности, относительно рационального или эмоционального содержания.
Разграничение рациональных и эмоциональных, оценочных и не
оценочных, нейтральных и волю нтативных проявлений в
области
субъективных смыслов существенно при определении частных категорий
субъективной^модальности. С учетом первичности эмоций в человеческой
психике, а также пересекаемости названных выше дихотомий выделим все,
что связано в тексте с эмоциональным отношением, параметрическими
оценками, волеизъявлением автора, в
отдельную текстовую категорию.
Обозначим ее термином
тональность, подчеркнув тем самым значимость
эмоциональной составляющей. Данный термин, имеющий хождение в
литературоведческих и лингвистических исследованиях, чащ е всего
используется нестрого - как образная терминологическая параллель, вольное
заимствование из музыкальной сферы или же обобщенно связывается с
прагматическим эффектом речи, см., например:
„Термин тональность соотносится с уровнем речи и служит для обозначения
стилистического эффекта, возникающего вследствие
функционирования в
тексте стилистически окрашенных единиц языка, тональность - категория
функционально-стилистического плана, которая характеризуется опорой на
конкретную коммуникативную цель” (Горшкова 1989: 52).