Байланысты: Классическая немецкая философия и философия марксизма
Тема:8
Классическая немецкая философия и философия марксизма Немецкая классическая философия – высшая, завершающая ступень новоевропейской философии. Она характеризуется системностью, целостностью, завершенностью.
Родоначальник немецкой классической философии
Иммануил Кант (1724 – 1804) великий философ и естествоиспытатель. Всю свою жизнь прожил в немецком городе Кенигсберге (г. Калининград), где и похоронен. Родился в семье ремесленника, в которой было 12 детей, которые росли в любви и заботе. Мать, веря в способности сына, с большим трудом добилась, чтобы его определили в гимназию на полном государственном пансионе. Прекрасные знания позволяют ему поступить в университет, где он учился одновременно на двух факультетах: медицинском и теологическом. После окончания учебы он работам учителем, а затем университетским преподавателем, в 1770 году стал профессором, преподавал философию, медицину, математику. Жил в нищете, и подрабатывал репетиторством. К концу жизни ослеп, разум его помутился, в 1804 году умирает.
1. Преодоление метафизической (механистической) картины мира в немецкой классической философии и философии К. Маркса. Преодоление метафизики мыслится бытийно-исторически. Оно - предвестие начального превозмогания забвения бытия. Раньше, хотя и потаеннее, чем такое предвестие, -- то, что являет себя в нем. Это -- само событие. То, что для метафизического образа мысли выглядит как предвестие чего-то другого, дает о себе. знать просто как последний отсвет более изначального света]. Преодоление метафизики оказывается достойным делом мысли лишь в той мере, в какой мысль помнит о превозмогании забвения бытия. Та же неотступная мысль думает одновременно и о преодолении. Такая мысль-память осмысливает то единственное событие лишения сущего своей собственной сути, в котором просвечивает и прощально озаряет человеческое существо бедственное положение истины бытия, а тем самым и начало истины. Это преодоление есть предание метафизики ее истине. Сначала преодоление метафизики удается представить лишь исходя из самой метафизики как бы в виде некоего ее превосхождения ею же самой. В этом случае оправданно заходит речь о метафизике , затронутой в работе “Кант и проблема метафизики”*, когда там делается попытка в данном аспекте интерпретировать кантовскую мысль, отправляющуюся пока еще просто от критики рациональной метафизики. Правда, мысли Канта приписывается тем самым нечто большее, чем он сам мог иметь в виду в границах своей философии. Разговоры о преодолении метафизики могут, далее, иметь еще и тот смысл, что название “метафизика” присваивается платонизму, выступающему перед современным миром в интерпретации Шопенгауэра и Ницше. Перевертывание платонизма, когда для Ницше чувственное становится соответственно истинным миром, а сверхчувственное неистинным, целиком остается еще внутри метафизики. Такого рода преодоление метафизики, какое имеет в виду Ницше, причем в смысле позитивизма XIX столетия, есть, хотя бы и в своем высшем превращении, лишь окончательное увязание в метафизике. Создается, конечно, видимость, будто “мета”, трансцендирование в сверхчувственное, отменяется в пользу опоры на чувственно-вещественную стихию, в то время как на деле просто завершается забвение бытия и сверхчувственное разнуздывается и хозяйничает в виде воли к власти.