Теория познания в философии



Дата22.06.2023
өлшемі151,67 Kb.
#103121
түріРеферат



Факультет психологии



      1. Реферат





по дисциплине:

«Философия»



на тему:

«Теория познания в философии»


Выполнила студент:
Курс: 1
Группа:
Проверил:

Москва, 2022



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………2

  2. Основная часть

2.1. Формы познания……………….………………………….…………5
2.2. Методы познания………….……..…………………………….…….7
3.Заключение…………………………………………………………….10
4.Список использованной литературы…………………………………11

Введение

Познание — это специфический вид деятельности человека, на­правленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:
— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.
Проблемы, которые изучает теория познания:
— природа познания;
— возможности и границы познания;
— отношение знания и реальности;
— соотношение субъекта и объекта познания;
— предпосылки познавательного процесса;
— условия достоверности знания;
— критерии истинности знания;
— формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. 
Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);  episteme — знание, умение, наука.
Гносеология - философское учение о познании (от греч. «гнозис» - познание). Основными категориями гносеологии являются истина и заблуждение, вера и разум, знание и мнение, чувственное и рациональное, субъективное и объективное [2, с.12].
Гносеология – один из фундаментальных разделов философии, занимающийся как проблемой возникновения знания, так и путями, ведущими к его приумножению. Познание, оставаясь частью человеческих способностей, не может не зависеть от предваряющих гносеологию разделов, занимающихся происхождением человека, - антропологии, которая, в свою очередь, вписана в общую картину мира – онтологию. Таким образом, гносеология выступает третьим по важности фундаментальным разделом философии, изучающим формы взаимоотношений между частью и целым. Эти формы называются знанием и познанием. В связке знания и познания первый термин является определяющим, поэтому рассмотрим, что такое знание и чем оно отличается от познания. Итак, знание – это представление в сознании человека о законах и закономерностях объективно изменяющейся реальности, связанные между собой в систему. Тогда познание – это многосторонний процесс развития и совершенствования знания, связанный с количественным и качественным его изменением [3, с.165-166].

Формы познания
«Итак, четыре важнейших формы познания: иррациональная, рациональная, эмпирическая и сенсуалистическая выступают органичным продолжением – коррелятом важнейших свойств сознания человека и во многом определяют собой характер познавательного процесса» [3, с.169].
Иррациональная форма познания (от лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Чувственное познание осуществляется в трёх формах. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. У каждого человека анализаторные системы имеют свои индивидуальные особенности.
Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие можно рассматривать как синтез ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти. Любое восприятие субъективно. Мы обычно замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в данный момент выходит за пределы наших интересов. Именно поэтому часто бывают противоречивы показания свидетелей какого-либо происшествия, впечатления о прочитанной книге и других событиях. Чем больше знает человек, чем богаче его жизненный опыт, тем легче будет ему воспринимать информацию. Чем более образован и эрудирован человек, тем богаче будут его восприятия. Он сможет извлечь больше информации из научной монографии, художественного произведения, театрального спектакля.
Третьей формой чувственного познания является представление. Представление формируется на основе ощущений и восприятия, представляя собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом. В отличие от восприятия представления носят более целостный характер. В формировании представлений большую роль играет воображение. При неполноте информации оно может способствовать искажению образа, возникающего у человека.
Рационализм в познавательной деятельности (от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. Все понятия, которыми пользуется человек, можно подразделить на бытовые и научные. К бытовым понятиям относятся, например, мебель, одежда, чашка, ложка. К научным – масса, электрон, энергия, молекула. Любое понятие представляет собой абстракцию, поэтому для того, чтобы их использовать, необходимо обладать способностями абстрагирования и обобщения Используя понятия, человек формулирует суждения, умозаключения, делает выводы, строит гипотезы и теории, которые являются более сложными формами рационального познания мира. Суждение – это такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. В суждении, как правило, два или несколько понятий связаны единым смыслом. Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Гипотезы и теории выступают важнейшими элементами научного познания мира. В них отражается тот уровень рационального проникновения в сущность изучаемого объекта, который характерен для определённого этапа исторического развития общества.
 Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от лат. sensus - чувство), но это не тождественные понятия. При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта, а рациональная, мыслительная - сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. 
«Эмпиризм как направление в теории познания признавал чувственный опыт источником достоверного знания, Эмпиризм близок как к рационализму, так и к сенсуализму. Однако отличается от первого тем, что в основу верного мышления кладет практический опыт, находящий свое подтверждение в теории, или, наоборот, выдвигает те теории, которые подтверждаются на практике. Именно связь теории с практикой сделала эмпирическое познание базой науки» [3, с.173].
Сенсуалисты (от латинского sensus - чувство, ощущение) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником достоверного знания и средством достижения истины.
«Сенсуализм – последнее, четвертое направление в теории познания; согласно ему телесные чувства являются главой формой достоверного познания…
Какие же способы использовал сенсуализм в процессе познания мира? Этот способ назывался чувственным наблюдением и осуществлялся посредством телесных чувств: зрения, слуха и др.» [3, с.174-175].


Методы познания
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практическо­го и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен­ной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике
Методы научного познания принято подразделять по степе­ни их общности, т. е. по широте применимости в процессе на­учного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Ме­тафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с поня­тием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются толь­ко на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, изме­рение), другие — только на теоретическом (идеализация, фор­мализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув­ственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществ­ляется процесс накопления информации об исследуемых объек­тах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения раз­нообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь произ­водится также первичная систематизация получаемых факти­ческих данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного познания характеризу­ется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм, и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего по­рядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, ка­тегории, принципы и др. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и проти­вопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни по­знания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Ги­потезы и теории формируются в процессе теоретического ос­мысления научных фактов, статистических данных, получае­мых на эмпирическом уровне. Обратимся, прежде всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Эксперимент, в отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т. д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.
И еще немного о методах познания, используемых на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон. В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой. При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны.


Заключение
Конечно, в коротком реферате невозможно охватить все аспекты познания, так как процесс познания противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. В этой работе рассмотрены лишь некоторые формы познания. Тема эта бесконечна.
«Знание есть результат познания, идеально-образное закрепление процесса отражения в сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме… Несомненной ценностью обладает истинное знание.» [1, с.140,146]
«…Все фундаментальные и вторичные виды знания становятся логическим продолжением тех форм познания (направления в гносеологии), благодаря которым человек реализует познавательный потенциал своего сознания.» [3, с.178].

Список использованной литературы:



  1. Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы): учебное пособие. Москва. Издательство Российской таможенной академии. 2011.

  2. Михайлов К.А., Горбатов В.В. Основы философии: учебно-методический комплекс. Москва. Изд.центр ЕАОИ, 2008.

  3. Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. Москва.2009




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет