Великий шелковый путь пролог мировой экономики и глобализации



жүктеу 0.56 Mb.
Pdf просмотр
Дата03.01.2017
өлшемі0.56 Mb.

Ю.В. Латов 

123


Ю.В. Латов 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ —  

ПРОЛОГ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(к 2130-летию его «открытия») 

Современная  экономическая  история  во  многом  остается 

суммой экономических историй отдельных стран (США, России, 

Китая и т.д.) или, в лучшем случае, регионов (Западной Европы, 

Латинской Америки…). Эта ситуация является рудиментом эпо-

хи XVIII–XIX вв., когда развитие исторических знаний было во 

многих  отношениях  способом  активизации  национального  са-

мосознания (особенно, в странах Восточной Европы). В совре-

менном мире подчеркивание национальной самобытности пос-

тепенно уступает место подчеркиванию единства человеческой 

цивилизации. Поэтому активно развиваются новые направления 

исторической науки, изучающие не отдельные страны/регионы, 

а системы их взаимосвязи и взаимовлияния (это относится, пре-

жде  всего,  к  основанному  И.  Валлерстайном  мир-системному 

анализу). Однако изучение глобальных социально-экономичес-

ких взаимосвязей чаще всего происходит на материалах истории 

нового и новейшего времени. Что же касается истории эконо-

мики более древних эпох, то она по-прежнему остается преро-

гативой национально-ориентированных подходов. В результате 

многие феномены ранней истории мировой экономики остаются 

без глубокого анализа или анализируются очень односторонне

1



Один из таких феноменов — Великий шелковый путь (Great 

silk road), система караванных торговых путей, соединявших в 

относительно единую экономическую систему страны Евразии 

(от Западной Европы до Китая) со II в. до н.э. до XV в. Этот 

торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) и са-

мым «долгоживущим» в доиндустриальном обществе. Он играл 

роль связующего звена между странами разных цивилизаций и 

социально-экономических систем, став своеобразным прологом 

современной системы мировой экономики и современной гло-

бализации

2



© Ю.В. Латов, 2010



124 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

Феномен Великого шелкового пути хорошо известен, но еще 

не  слишком  глубоко  изучен

3

.  Чаще  всего  его  рассматривают  с 



точки зрения истории торговли или культурных связей. Автор 

предлагает взглянуть на Великий шелковый путь с точки зрения 

институциональной экономической истории. Анализ тех «пра-

вил игры», по которым он функционировал, позволяет сделать 

важные  выводы  о  закономерностях  развития  мирохозяйствен-

ных отношений. 



Эволюция Великого шелкового пути

Хотя  единая  трансевразийская  система  караванных  комму-

никаций сложилась только в конце II в. до н.э., отдельные ее сег-

менты возникли гораздо раньше

4

.

Согласно данным современной археологии, с III тыс. до н.э. 



функционировал «лазуритовый путь», по которому полудраго-

ценный  камень  лазурит  перевозился  из  предгорий  Памира  (из 

района  Бадахшан  на  территории  современного  Таджикистана) 

на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего 

Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С 

конца II тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» — тор-

говля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь 

на территории  современного китайского Синьцзян-Уйгурского 

района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая.

В середине I тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали 

сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии 

и в долине Инда получают распространение одежды из китайс-

кого шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку пос-

редников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели 

представлений о существовании друг друга.

В  формировании  Великого  шелкового  пути  как  сквозной 

трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древне-

китайский чиновник Чжан Цянь. В 138 г. до н.э. он отправился 

с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени 

юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской импе-

рии Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на им-

перию с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который по-

бывал в Средней Азии — в Согдиане и Бактрии (на территориях 

современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там 



Ю.В. Латов 

125


он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские това-

ры, и увидел много других товаров, о которых китайцы не имели 

представления. Вернувшись в Китай в 126 г. до н.э., он предста-

вил императору доклад о выгодах прямой торговли между Кита-

ем и государствами Средней Азии.

Хотя  Чжан  Цянь  не  смог  добиться  от  контролировавших 

Бактрию  юэчжей  военной  помощи  в  борьбе  с  сюнну,  собран-

ные  им  сведения  были  признаны  исключительно  важными.  В 

123–119  гг.  до  н.э.  китайские  войска  самостоятельно  нанесли 

поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно 

с конца II в. до н.э. можно говорить о начале функционирования 

Великого  шелкового  пути  как  сквозного  маршрута,  соединив-

шего все великие цивилизации Старого Света: Китай, Индию, 

Ближний Восток и Европу. По словам Ф. Куртина, «со сравни-

тельной внезапностью между приблизительно 200 г. до н.э. и на-

чалом христианской эры родилась регулярная сухопутная тор-

говля, трасы которой пересекали центральную Азию от Китая 

до восточного Средиземноморья»

5

.

Таким образом, в 2011 г. можно отметить (конечно, с боль-



шой  долей  условности)  2130-летие  «открытия»  этой  системы 

караванных путей. Она просуществовала более полутора тысяч 

лет — много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые 

пути (как, например, путь «из варяг в греки» или система транс-

сахарской торговли в средние века).

Хотя маршруты Шелкового пути менялись

6

, можно выделить 



две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

–  южная дорога — от севера Китая через Среднюю Азию на 

Северную Индию и Ближний Восток;

–  северная дорога — от севера Китая через Памир и Приара-

лье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

Между  южной  и  северной  дорогой  было  несколько  соеди-

няющих  и  промежуточных  маршрутов.  С  течением  времени 

сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все 

больше ответвлений (рис.). Основные маршруты сдвигались то 

севернее, то южнее. 

В  товарообмене  между  Востоком  и  Западом  товары  шли  в 

основном с востока на запад. Покупательская способность ев-

ропейцев  была  нестабильной.  В  Римской  империи  периода  ее 


126 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользова-

лись огромным спросом. Упадок античного общества и натура-

лизация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что 

товары с Востока стали доходить в Европе только до Византии. 

Но поскольку на Великом шелковом пути потребителями това-

ров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не 

замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоева-

ний восточные товары стали потреблять на всем южном Среди-

земноморье, вплоть до Испании. Лишь в период зрелого феода-

лизма, с XI в., в Западной Европе снова стали активно покупать 

восточные товары.



Трансевразийские торговые пути в древности и средневековье

Источник: Петров А.М. Великий Шелковый путь. М., 1995. С. 126.

Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от гео-

политического противоборства разных стран за контроль над ка-

раванными путями. Для его успешного функционирования была 

необходима  политическая  стабильность  на  всем  протяжении 

пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно 

было  добиться  двояко —  либо  созданием  огромной  империи, 

контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, 

либо «разделом мира» между крупными региональными держа-

вами, способными обеспечить безопасность торговли. 


Ю.В. Латов 

127


Клиометрическое моделирование, проведенное А.С. Малко-

вым, подтвердило высокую зависимость интенсивности товаро-

оборота на Великом шелковом пути от политической стабиль-

ности вдоль его трассы. Согласно модели А.С. Малкова, можно 

выделить  три  основные  эпохи  расцвета  Великого  шелкового 

пути: это II до н.э.–II н.э., VII–X вв. и XIII–XIV вв., когда наблю-

далось наиболее оживленное трансевразийское движение това-

ропотоков

7

. Этапы развития Великого шелкового пути опреде-



ляются, прежде всего, противоборством региональных держав 

Евразии за контроль над ним.

В истории Великого шелкового пути были три кратковремен-

ных периода, когда он почти полностью контролировался одним 

государством:  Тюркским  каганатом  в  последней  трети  VI  в., 

империей  Чингис-хана  во  второй  четверти  XIII  в.  и  империей 

Тимура (Тамерлана) в последней трети XIV в. Однако из-за вы-

сокой протяженности путей объединить их под единым контро-

лем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» 

между несколькими крупными странами.

До  III  в.  н.э.  почти  вся  Евразия  контролировалась  четырь-

мя региональными империями — Римской (Средиземноморье), 

Парфянской  (Ближний  Восток),  Кушанской  (Индия,  Афганис-

тан, Средняя Азия) и Ханьской (Китай). Хотя между ними шла 

борьба  за  контроль  над  ключевыми  пунктами  торговых  путей 

(например, за Армению между римлянами и парфянами), в це-

лом этому «квартету империй»

8

 удавалось обеспечить стабиль-



ность  караванных  маршрутов.  Затем  эта  система  рухнула:  от 

Римской империи осталась только Византия, Парфянскую им-

перию сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская 

империя распались на многие враждующие друг с другом госу-

дарства. Период ухудшения функционирования Великого шел-

кового пути продлился до VI в., когда в Евразии снова начали 

формироваться сильные региональные державы.

Воспользовавшись  временным  ослаблением  земледельчес-

ких  цивилизаций,  разные  участки  Шелкового  пути  несколько 

веков контролировали различные кочевые племена (гунны, ава-

ры, огузы и др.). Во второй половине VI в. самое сильное из них, 

племя  тюрков,  попыталось  захватить  весь  Шелковый  путь.  В 

570–600 гг. Тюркский каганат объединил территорию Средней 


128 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Север-

ного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в 

торговле стали играть согдийские купцы

9

. Однако этот период 



централизации  оказался  коротким.  На  обломках  распавшегося 

Тюркского  каганата  образовался  ряд  кочевых  государств  (Ха-

зарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский 

каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь ло-

кальные сегменты пути. 

На  протяжении  следующих  примерно  полутора  столетий 

первенствующую  роль  в  контроле  над  центральноазиатскими 

трассами Великого шелкового пути играла китайская империя 

Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племена-

ми, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю 

Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (VII–первая поло-

вина VIII вв.)  часто называют временем наивысшего расцвета 

трансевразийской торговли

10

.



В  первой  половине  VIII  в.  все  западные  трассы  Великого 

шелкового пути попали под контроль Арабского халифата. По-

пытка китайцев сохранить контроль над Средней Азией прова-

лилась после того, как в Таласской битве 751 г. арабы разбили 

китайскую  армию.  С  этого  времени  и  до  конца  функциониро-

вания Шелкового пути караванную торговлю почти полностью 

монополизировали мусульманские и еврейские купцы. Китай не 

смог  сохранить  контроля  даже  над  восточным  участком  пути, 

сперва попавшим под контроль тибетцев (в конце VIII в.), а в 

IX в. захваченным кочевниками-киданями. Дробление контроля 

над торговыми путями и частые войны за его передел вели к ос-

лаблению торгового пути. 

Последний  взлет  Великий  шелковый  путь  пережил  в  XIII–

XIV  вв.  Покорив  в  1210–1250-е  гг.  страны  от  Китая  до  Руси  и 

Ирана, монголы смогли на полтора столетия обеспечить единый 

режим  контроля  на  практически  всем  протяжении  евразийских 

торговых  путей.  Хотя  после  смерти  Чингис-хана  его  империя 

быстро  распалась,  государства  чингизидов  образовали  «квартет 

империй». Шелковый путь снова контролировали четыре импе-

рии — империя Юань в Китае, среднеазиатская империя (Джа-

гатайский улус), иранская империя Хулагидов и Золотая Орда в 

Прикаспии и Причерноморье. Эти государства активно оспарива-



Ю.В. Латов 

129


ли друг у друга отдельные участки торговых путей (так, Закавка-

зье стало ареной постоянной борьбы ханов Золотой Орды с иль-

ханами Ирана). В целом же правители стремились обеспечивать 

безопасность купцам независимо от их веры и национальности. 

Во второй половине XIV в. Великий шелковый путь снова 

вошел в состояние упадка

11

. «Квартет» монгольских империй 



распался на множество враждующих друг с другом государств. 

Попытка Тимура (Тамерлана) вновь объединить основные ев-

разийские торговые маршруты в рамках новой империи дала 

лишь временный эффект. В созданной в 1370–1380-е гг. импе-

рии Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь полу-

чили надежную защиту. Однако во время походов против Золо-

той Орды в 1389–1395 гг. Тимур практически стер с лица земли 

все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результа-

те чего северная дорога была заброшена. Потомки Тимура не 

смогли в XV в. сохранить централизованное среднеазиатское 

государство,  поэтому  южная  дорога  также  почти  перестала 

функционировать. 

Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с 

развитием торгового мореплавания сначала арабов, а затем ев-

ропейцев вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-

Восточной Азии. Уже в XIV–XV вв. морская торговля стала при-

влекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей. 

Ведь морской путь из Персидского залива в Китай занимал при-

мерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) 

в Ханбалык (Пекин) — около 300. К тому же один корабль пере-

возил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. 

вьючных животных

12



В результате этих геополитических и геоэкономических фак-



торов к XVI в. Великий шелковый путь окончательно прекратил 

свое существование. Попытки англичан из Московской торговой 

компании  проникнуть  в  эпоху  Ивана  Грозного  на  евразийские 

торговые пути оказались безуспешными прежде всего потому, 

что евразийская сухопутная торговля ко второй половине XVI в. 

сильно ослабла. Впрочем, локальные сегменты Шелкового пути 

продолжали еще долго функционировать (например, караванная 

торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 

XVIII в.).


130 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

Роль Великого Шелкового пути в развитии  

институтов мировой экономики

Шелковый  путь  способствовал  развитию  не  только  самой 

торговли, но и многих институтов («правил игры») рыночного 

хозяйства. 



Международное разделение труда. Функционирование Ве-

ликого  шелкового  пути  требовало  создания  развитой  системы 

международного  разделения  труда  в  производстве  товаров  на 

экспорт и в обеспечении инфраструктуры транспортных комму-

никаций. 

Главными товарами на Великом шелковом пути были (осо-

бенно в античную эпоху) шелковые ткани и шелк-сырец

13

. Они 



были наиболее удобны для транспортировки на дальние рассто-

яния, поскольку шелк легок и очень ценен — в Европе его про-

давали  дороже  золота.  Китай,  родина  шелководства,  сохранял 

монополию на изделия из шелка примерно до V–VI вв. н.э., но и 

после этого оставался одним из центров производства и экспор-

та шелка наряду со Средней Азией. В средние века Китай также 

экспортировал фарфор и чай. Страны Ближнего Востока и Цент-

ральной Азии специализировались на изготовлении шерстяных 

и хлопчатобумажных тканей, которые шли по Шелковому пути 

на  восток,  в  Китай.  Из  стран  Южной  и  Юго-Восточной  Азии 

купцы везли в Европу специи (перец, мускатный орех, корица, 

гвоздика и т.д.), которые использовались европейцами для кон-

сервации продуктов и изготовления лекарств.

Западная Европа в торговле с Востоком всегда имела пассив-

ный торговый баланс: покупая дорогие восточные товары, евро-

пейцы не могли предложить в обмен равного по качеству товара 

и  были  вынуждены  платить  золотом  и  серебром.  С  античных 

времен до конца своего функционирования Великий шелковый 

путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных метал-

лов из Европы на Восток

14

. Поскольку эта утечка полноценных 



денег ухудшала денежную систему, европейские правители пы-

тались вводить ограничения на потребление восточных товаров и 

на вывоз на восток золота и серебра. Самые ранние экономичес-

кие теории меркантилизма XVI в., требующие запретить вывоз 

полноценной монеты, были реакцией на пассивный платежный 

баланс стран Запада в торговле с Востоком. Однако подобные 



 Ю.В. Латов 

131


административные меры имели низкий эффект. Добиться кон-

курентоспособности своих товаров в сравнении с восточными 

Западной Европе удалось только после в XVIII–XIX вв., после 

промышленной революции.

Организация торговли на дальние расстояния требовала со-

здания для караванной торговли особых условий — перевалоч-

ных пунктов, специализированных базаров, режима стабильных 

денежных  расчетов  и  защиты  прав  собственности  купцов-чу-

жеземцев.  Вся  эта  рыночная  инфраструктура  поддерживалась 

вдоль евразийских трасс более полутора тысяч лет.



Торговые города. Великий шелковый путь стимулировал раз-

витие на средневековом Востоке торговых городов

15



Если в Западной Европе города обслуживали в основном мес-



тные рынки, то в Азии — международную торговлю, играя роль 

транзитных  пунктов  на  караванных  путях.  Эти  города  (Тебриз, 

Бухара, Самарканд, Хорезм, Отрар, Кашгар, Турфан, Хотан, Ду-

нъхуан и др.) обязательно имели караван-сараи, сочетавшие фун-

кции  гостиниц  и  складских  помещений.  Для  купцов-иноземцев 

организовывались  специальные  рынки  наиболее  ходовых  това-

ров. На обслуживание торговых караванов работали люди мно-

гих профессий — переводчики, менялы, проститутки, погонщики 

верблюдов, охранники караванов, сборщики налогов и т.д. 

«Привязанность» торговых городов континентальной Азии к 

обслуживанию караванной торговли на дальние расстояния при-

вела к тому, что разрушение Шелкового пути привело к упадку и 

этих городов. Некоторые из них (например, Отрар) совершенно 

исчезли. 

Особой разновидностью торговых городов Шелкового пути 

стали итальянские купеческие республики Венеция и Генуя, ко-

торые в XIII–XV вв. почти монополизировали транзитную тор-

говлю Европы с Востоком. Наиболее успешно действовали ге-

нуэзцы, создавшие множество колоний и факторий в конечных 

пунктах Шелкового пути в Восточном Средиземноморье (Кафа, 

Тана, Тебриз, Константинополь и др.). В итальянских торговых 

городах впервые в Западной Европе возникли такие институты 

рыночной коммерции как торговые компании на паях (прообраз 

акционерных обществ) и банки, дающие ссуды таким компани-

ям. Когда Великий Шелковый путь распался, торговые города 


132 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

Италии также снизили свою деловую активность и стали кло-

ниться к упадку

16

.



Система денежных расчетов. Регулярное заключение круп-

ных торговых сделок между купцами разных стран требовало 

использования  общепризнанных  денежных  знаков.  Не  каждая 

из стран, активно участвовавших в трансевразийской торговле, 

могла выпускать золотые и серебряные монеты, которые только 

и ценились тогда во всех странах Старого Света. Поэтому купцы 

по всей Евразии активно использовали полноценные деньги не-

многих «сильных» стран. Так, в раннее средневековье по всему 

Великому шелковому пути, до Китая включительно, при расче-

тах пользовались золотыми византийскими и серебряными саса-

нидскими и арабскими монетами. 

Несмотря  на  все  меры,  наличных  денег  для  расчетов  куп-

цам Шелкового пути все равно не хватало. Поэтому они широко 

практиковали бартерные сделки (товар на товар), оплачивая де-

ньгами только разницу в стоимости партий.

Поскольку перевозить на далекое расстояние крупные сум-

мы наличных денег было опасно, купцы Шелкового пути нача-

ли использовать чеки («чек» в переводе с персидского — «до-

кумент, расписка»). Отправляясь на Восток, купец сдавал свои 

наличные  деньги  кому-либо  из  авторитетных  менял  в  обмен 

на расписку. Эту расписку купец мог предъявить в тех городах 

Шелкового пути, где работали доверенные люди этого менялы-

банкира, и получить вновь наличные деньги за вычетом платы 

за услуги. Система чеков на предъявителя могла работать, толь-

ко если менялы из отдаленных городов Шелкового пути лично 

доверяли друг другу как членам одного религиозного сообщест-

ва. Поэтому чеки начали использоваться лишь примерно с X в., 

когда торговля на всем Шелковом пути стала контролироваться 

мусульманами и евреями.

Защита  прав  собственности  купцов.  Главным  условием 

функционирования Великого шелкового пути была защита иму-

щества и жизни купцов.

Сами  купцы  стремились  для  минимизации  опасностей  за-

ниматься коммерцией не в одиночку, а конфессионально-этни-

ческими  группами.  Чтобы  защищаться  от  грабителей,  купцы 

отправлялись в опасный путь от города до города крупными ка-


Ю.В. Латов 

133


раванами,  состоящими  из  сотен  и  тысяч  вооруженных  людей. 

Известно, например, что при Тимуре, когда караванная торговля 

уже клонилась к упадку, в Самарканд раз в год приходил караван 

из Китай в 800 вьючных животных

17



Меры самозащиты купцов, однако, могли защитить их лишь 



от мелких разбойников, но не от произвола правителей и не от 

нападений кочевых племен. Однако и государства, и кочевники 

объективно были заинтересованы в сохранении торговых ком-

муникаций.

Правители земель получали доходы от таможенных пошлин, 

взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не поте-

рять эти доходы, правители стран Азии принимали строгие за-

коны, охранявшие купцов. Так, в империи Тимура та провинция, 

на территории которой ограбили купца, была обязана компен-

сировать ему потери в двойном размере и еще заплатить штраф 

самому Тимуру в пятикратном размере. 

Кочевники постоянно нуждались во многих товарах оседлых 

земледельцев,  но  не  могли  предложить  им  равноценных  това-

ров, а потому были вынуждены добывать нужные товары силой, 

в опасных грабительских набегах. Великий шелковый путь да-

вал кочевникам возможность найти место в мировом разделении 

труда. Кочевники выступали в роли проводников и охранников 

купеческих караванов через пустыни и степи, взимая плату за 

помощь и обеспечение безопасности. Шелковый путь стал уни-

кальным проявлением длительного и взаимовыгодного сотруд-

ничества оседлых и кочевых народов.

Отличие товарно-рыночных отношений эпохи Великого шел-

кового пути от современной международной торговли. Эпоха 

Великого шелкового пути породила многие институты, схожие 

с международной торговлей нового и новейшего времени (меж-

дународное  разделение  труда,  чековая  система,  экстерритори-

альная защита прав собственности). Однако он имел и многие 

особенности, типичные для доиндустриальных обществ, когда 

рыночные отношения оставались второстепенными в сравнении 

с натурально-хозяйственными.

Западная Европа получала по Шелковому пути в основном 

дорогие предметы роскоши (шелковые ткани, пряности, ковры, 

фарфоровая посуда и т.д.), которыми пользовались лишь высшие 


134 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

сословия. Потребление этих товаров слабо влияло на развитие 

экономики самих стран Западной Европы, за исключением спе-

циализирующихся на торговле с Востоком купеческих респуб-

лик Италии. Правда, оно стимулировало постепенный переход 

от  натуральной  феодальной  ренты  (барщины  и  продуктовой 

ренты) к денежной, поскольку знати были нужны наличные де-

ньги для покупки восточных товаров. 

Несмотря на все меры защиты жизни и имущества купцов, 

караванная  торговля  по  маршрутам  Шелкового  пути  всегда 

была  связана  с  высоким  риском.  Путь  от  Восточного  Среди-

земноморья до Китая и обратно занимал чаще всего несколь-

ко лет. Многие погибали в дороге от болезней, непривычного 

климата,  нападений  разбойников  или  произвола  правителей. 

Караваны шли через пустыни, ориентируясь на скелеты людей 

и верблюдов, повсюду лежащие вдоль маршрутов Шелкового 

пути. Когда купец умирал в чужом краю, его имущество обыч-

но захватывал местный правитель, если только родственники 

или компаньоны покойного не успевали быстро заявить о сво-

их правах на наследство

18

.

Платой смельчакам была очень высокая прибыль. Средневе-



ковая арабская поговорка гласила, что купец едет из Аравии в 

Китай с тысячей дирхемов, а возвращается с тысячей динаров 

(динар равнялся примерно 20 дирхемам)

19

. То, что это не воль-



ная метафора, доказывается фактом, о котором сообщает араб-

ский путешественник X в. Ибн-Хаукаль: когда мусульманский 

купец Рамешт вернулся из вояжа в Китай, где он прожил около 

20 лет, то на свои средства заменил серебряную облицовку бас-

сейна для омовения в священной Мекке на золотую

20

. Опасаясь 



за свою жизнь, однако, купцы редко проходили Великий шел-

ковый путь из конца в конец (хотя, конечно, знаменитый Марко 

Поло прошедший этот путь в конце XIII в., был далеко не единс-

твенным купцом-путешественником). Чаще они меняли свой то-

вар в каком-то из промежуточных торговых городов.

Функционирование  Великого  шелкового  пути  показывает 

типичную для докапиталистических эпох картину международ-

ной коммерции, связанной в основном с предметами роскоши, 

не защищенной страхованием, сильно зависящей от политичес-

кой конъюнктуры.



Ю.В. Латов 

135


Роль Великого шелкового пути в распространении 

инноваций между цивилизациями Евразии

Великий шелковый путь стал каналом, по которому между 

цивилизациями  Евразии  шел  постоянный  обмен  культурными 

достижениями — новыми товарами, знаниями и идеями.



Распространение товаров и технологий. Функционирование 

Великого шелкового пути привело к знакомству разных народов 

с новыми потребительскими товарами

21

. От распространения но-



вых товаров как формы культурных контактов в наибольшей сте-

пени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали 

личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности ши-

роко использовались для изготовления лекарств и для консерва-

ции продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по 

рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент 

и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг. 

По Шелковому пути распространялись не только сами товары, 

но и информация об их производстве и существовании. Перво-

начально шелк производили только в Китае, но уже в I–II вв. н.э. 

шелководство проникло в Восточный Туркестан, в V в. — в Иран. 

В VI в. император Византии смог организовать шелководство в 

Греции, уговорив, согласно легенде, монахов-путешественников 

тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. 

Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы также ста-

ли с XIII в. изготавливать ее самостоятельно.

Некоторые новые товары возникли в результате своего рода 

«коллективного  творчества»  разных  народов  Шелкового  пути. 

Так,  порох  открыли  в  Китае  в  IX  в.,  но  долгое  время  исполь-

зовали только для взрывных работ и изготовления своего рода 

гранат.  В  XIV  вв.  было  изобретено  оружие,  стреляющее  при 

помощи пороха, — пушки. Место и время их изобретения точ-

но  неизвестны —  специалисты  называют  и  Китай,  и  арабские 

страны, и Западную Европу. Информация о новом виде оружия 

быстро прошла по Шелковому пути, и уже в XV в. артиллерию 

применяли во всех странах Евразии, от Европы до Китая. 

Со  многими  новыми  товарами  познакомились  в  процессе 

функционирования Великого шелкового пути и страны Востока. 

Когда китайский путешественник Чжан Цянь вернулся из Сред-

ней Азии, он привез информацию о ферганских аргамаках — не-



136 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

виданных в Китае высоких и быстрых лошадях. На начальном 

этапе развития Шелкового пути китайцы получили из Средней 

Азии, помимо коней, также семена люцерны (кормовой травы 

для лошадей) и культуру винограда. Позже китайцы освоили за 

счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных 

культур — фасоль, лук, огурцы, морковь и др.

Таким образом, если Запад в ходе культурных контактов по 

Шелковому пути заимствовал в основном промышленные «но-

винки» то Восток — сельскохозяйственные. Это демонстрирует 

технологическое  превосходство  Востока  над  Западом,  которое 

сохранялось до XVIII–XIX вв. Некоторые технические секреты 

восточных ремесленников (булатное оружие, фарфоровая посу-

да) европейцам в эпоху функционирования Шелкового пути пе-

ренять так и не удалось. 

Распространение знаний и идей. Великий Шелковый путь сыг-

рал важную роль в развитии географических знаний. Только после 

образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы 

впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы 

приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии. 

Если в конце III в. до н.э. греческий географ Эратосфен счи-

тал Индию самой крайней восточной страной, то во II в. н.э. в 

«Географическом руководстве» римского географа Клавдия Пто-

лемея уже описан путь в Серику (от римского serica — шелк), как 

называли тогда Китай. Относительно точные знания о размерах 

Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная 

Европа получила лишь в конце XIII–начале XIV в., после того 

как некоторые европейские купцы и миссионеры (в том числе 

знаменитый Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из кон-

ца в конец и написать об этом книги, которые пользовались в 

Европе огромным интересом. 

Велика роль Великого шелкового пути в распространении ми-

ровых религий

22

. Наиболее успешной была экспансия буддизма в 



первые века н.э. Буддизм являлся государственной религией Ку-

шанской империи. Вместе с купеческими караванами буддийские 

монахи шли из Индии в Среднюю Азию и в Китай, распространяя 

новую религию. В IV–VII вв., когда буддизм активно распростра-

нялся в Китае, индийские миссионеры ездили в Китай, а многие 

китайские монахи совершали по маршрутам Шелкового пути па-



Ю.В. Латов 

137


ломничество в Индию. Регулярные путешествия буддистов из Ин-

дии в Китай и обратно продолжались до первой половины XI в. В 

результате в странах Дальнего Востока буддизм нашел буквально 

вторую родину, став одним из элементов религиозного синкретиз-

ма, характерного для конфуцианских стран.

Большое влияние на цивилизации Центральной Азии оказал 

также ислам, активно распространявшийся c VIII в. Если первона-

чально он насаждался силой армий Арабского халифата, то затем 

его распространение шло по Шелковому пути главным образом 

мирным путем. В XIV в. ислам дошел до границ Китая, вытеснив 

буддизм  из  Восточного  Туркестана  (ныне  китайский  Синьзян-

Уйгурский  район).  Правители-монголы  первоначально  рассмат-

ривали ислам лишь как одно из равнозначных вероучений, но в 

XIV в. почти все монгольские государства (кроме Китая) приняли 

мусульманскую веру как государственную религию. 

Менее всего на Восток проникло христианство. Первая волна 

распространения христианства связана с деятельностью нестори-

ан. После осуждения учения Нестория как ереси на Эфесском со-

боре 431 г., его последователи начали мигрировать на Восток — в 

Иран и Центральную Азию. В 635 г. сирийский миссионер-несто-

рианин Рабань (Алобэнь) после аудиенции у китайского импера-

тора добился того, что христианство было официально разрешено 

в Китае. В XIII в. по Шелковому пути прошла новая волна распро-

странения  христианства,  связанная  с  деятельностью  католичес-

ких миссий, которые воспользовались высокой веротерпимостью 

правителей-монголов. По поручению римского папы франциска-

нец Джованни Монтекорвино в 1290-е  гг. основал в Ханбалыке 

(столице Китая при монголах, ныне Пекин) постоянную миссию, 

которая функционировала несколько десятков лет. Однако паде-

ние государств монголов-чингизидов привело в середине XIV в. 

к фактическому закрытию Азии для христиан. Результаты пропо-

веди христианства на средневековом Востоке оказались в итоге 

очень  скромными.  Немногочисленные  несторианские  общины 

сохранились только в странах Ближнего Востока. 

Вдоль Великого шелкового пути шло распространение и дру-

гих вероучений — иудаизма (принятого в VIII–X вв. государс-

твенной религией в Хазарии), манихейства (принятого в VIII в. 

государственной религией в Уйгурском каганате), зороастризма. 



138 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

Ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным 

среди азиатских народов.

В  результате  функционирования  Великого  шелкового  пути 

впервые  в  истории  проявилась  тенденция  к  сближению  куль-

тур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных 

связей.  Вдоль  всего  маршрута  Великого  шелкового  пути  про-

исходила  постепенная  унификация  культурных  компонентов. 

Исследователи  отмечают,  что  в  торговых  городах  Азии  даже 

выработались общие черты планировки храмов, хотя они и при-

надлежали разным конфессиям

23

.



Это  сближение,  однако,  оставалось  только  тенденцией.  За-

имствование культурных достижений было ограниченным. Ев-

ропейцы  проявляли  к  изучению  стран  Востока  гораздо  более 

активный интерес, чем жители стран Востока — к Европе. Рас-

пад Великого шелкового пути привел фактически к ликвидации 

опыта  мирных  торгово-культурных  контактов,  которые  смени-

лись колониальной агрессией европейских стран.

История Великого шелкового пути демонстрирует ряд тен-

денций, сохраняющихся и в современной мировой экономике:

–  мирохозяйственные  отношения  являются  сильным  стиму-

лом экономического развития человеческой цивилизации в целом, 

стимулируя конкуренцию между локальными цивилизациями; 

–  участие в международной торговле приносит выгоду (хотя 

и  в  разной  степени)  всем  участникам —  странам  и  народам  с 

самыми разными уровнями развития;

–  экспорт/импорт товаров ведет к спонтанному и организо-

ванному  экспорту/импорту  институтов  и  их  постепенной  кон-

вергенции;

–  устойчивыми  являются  полицентричные  (с  несколькими 

«центрами силы») системы регулирования мирохозяйственных 

отношений, монополизация регулирующих функций оказывает-

ся кратковременной и неустойчивой. 



Примечания

1

 Например, история Ганзы, средневекового союза торговых городов 



Балтийского моря, оказалась фактически «национализированной» Герма-

нией, хотя в этом союзе активно участвовали города и других стран сред-

невековой Балтии (включая, например, Великий Новгород). 


Ю.В. Латов 

139


2

 Ставиский Б.Я. Великий Шелковый путь — первая в истории чело-

вечества трансконтинентальная трасса обмена товарами и культурными 

достижениями  //  Формирование  и  развитие  трасс  Великого  шелкового 

пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Ташкент, 1990.

3

 Русскоязычная литература о Великом шелковом пути представлена в 



значительной степени научно-популярными изданиями: Радкевич В.А. Ве-

ликий шелковый путь. М., 1990; Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути. 

М., 2002. Наиболее глубоким исследованием по данной теме является из-

дание: Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь. Энциклопедический справоч-

ник: Древность и раннее средневековье. Ташкент, 1999. Однако, как следу-

ет из самого названия этой книги, она охватывает далеко не всю историю 

Великого шелкового пути. Лучший обзор истории Шелкового пути с точки 

зрения экономической истории дан в книге: Петров А.М. Великий шелко-

вый путь: О самом простом, но мало известном. М., 1995 (второе издание 

вышло под названием: Петров A.M. Запад — Восток. Из истории идей и ве-

щей. М., 1996). Англоязычная литература про Шелковый путь гораздо более 

обширна. В качестве обобщающих работ последнего времени следует на-

звать: Christian D. Silk Roads or Steppe Roads? The Silk Roads in World History 

// Journal of World History. 2000. Vol. 11. №  1. — Режим доступа: http://www.

learner.org/courses/worldhistory/support/reading_9_3.pdf; Boulnois L. Silk Road: 

Monks, Warriors & Merchants. Hong Kong: Odyssey Books, 2005. 

4

 См., например: Негматов Н.Н. Концепция истории и реалии «Вели-



кого шелкового пути» // Центрально-Азиатские гуманитарные исследо-

вания. 1998. № 2. С. 97–114; Мамлева Л.А. Становление Великого шел-

кового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов 

Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. — Режим доступа: http://archaeology.

kiev.ua/pub/mamleyeva.htm; Кузьмина Е.Г. Предыстория Великого шелко-

вого пути. Диалог культур Европа-Азия. М., 2010.

5

 Curtin P.D. Cross-Cultural Trade in World History. Cambridge: Cambridge 



University Press, 1985. P. 90–91.

6

 См.: Иерусалимская А.А. К интерпретации главных трасс Великого 



шелкового пути // Формирование и развитие трасс Великого шелкового 

пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Ташкент, 1990.

7

  Малков  А.С.  О  математическом  моделировании  товаропотоков. 



Препринт. М., 2005. — Режим доступа: http://www.keldysh.ru/papers/2005/

prep11/prep2005_11.html; Малков А.С., Малинецкий Г.Г., Чернавский Д.С. 

Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // 

История и математика: Макроисторическая динамика общества и госу-

дарства. М., 2007. 

8

 Ставиский Б.Я. Указ. соч. С. 19.



9

 О роли согдийского купечества в развитии Великого шелкового пути 

см.: Мирбобоева Т.Х. Вклад Согда и согдийцев в Великом шелковом пути: 

дисс…канд. ист. наук. Худжанд, 2005.

10

  О  борьбе  Китая  за  контроль  над  Великим  шелковым  путем  см.: 



Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шелковом пути: шелк и внешние связи 

древнего и раннесредневекового Китая. М., 1994.



140 

Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11. № 1

11

 Rossabi M. The ‘Decline’ of the Central Asian Caravan Trade // Ecology 



and Empire. Vol. 1. Nomads in the Cultural Evolution of the Old World. Ed. by 

G. Seaman. Los Angeles: Ethnographics/USC, 1990. P. 81–102.

12

 Петров А.М. Великий шелковый путь... С. 113–114.



13

 Поэтому термин «Великий шелковый путь», предложенный в 1877 г. 

немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном, быстро стал обще-

принятым  обозначением  системы  евразийских  караванных  путей  доин-

дустриальной  эпохи.  См.: Waugh  D.  Richthofen  «Silk  Roads»: Toward  the 

Archeology of a Concept // The Silk Road. Vol. 5. № 1. Summer 2007. 

14

 А.М. Петров, чтобы подчеркнуть эту особенность функциониро-



вания Великого шелкового пути, одну из глав своей книги так и назвал: 

«Запад —  Восток:  Деньги —  Товар»  (Петров  А.М.  Великий  шелковый 

путь… С. 60). 

15

 См.: Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф., Гуляев В.И., Сайко Э.В. Город 



в  структурной  организации  Шелкового  пути  //  Формирование  и  разви-

тие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и 

средневековье. Тезисы докладов Международного семинара ЮНЕСКО. 

Самарканд, 1–6 октября 1990. Ташкент,1990. 

16

 Ярким примером является история Венецианской республики, ко-



торая  в  последние  века  функционирования  Шелкового  пути  смогла  за-

метно оттеснить Геную, но с XVI в. вслед за упадком Шелкового пути 

начался и упадок Венеции (см., например: Норвич Д. История Венециан-

ской республики. М., 2010). 

17

 Петров А.М. Великий шелковый путь... С. 122.



18

  Итальянец  Пеголотти  в  своей  книге  «Практика  торговли»  (около 

1340 г.) так описывает режим защиты прав собственности на Шелковом 

пути: «Путь из Тары в Катай, по словам купцов, которые им ходили, со-

вершенно безопасен и днем, и ночью. Если же купец умрет по дороге, все 

его вещи достаются правителю провинции, где он умер… Но если он едет 

с братом или другом, или близким спутником, назвавшимся братом, во-

ины правителя вернут имущество умершего, сохранившееся до тех пор» 

(Цит. по: Дреж Ж.-П. Марко Поло и Шелковый путь. М., 2006. С. 136). 

19

 Петров А.М. Великий шелковый путь... С. 72.



20

 Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. 2-е изд., испр. и доп. М., 

2005. С. 70.

21

  Об  ассортименте  товаров,  которые  циркулировали  по  Великому 



шелковому пути, см., например: Шеффер Э. Золотые персики Самаркан-

да. М., 1981.

22

 См.: Массон В.М. Великий шелковый путь как инструмент эконо-



мической  и  интеллектуальной  интеграции  //  Формирование  и  развитие 

трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и сред-

невековье. Ташкент, 1990.

23

 Рахамбабаева Н.Х. Объемно-планировочная композиция храмовых 



комплексов на торговых путях // Формирование и развитие трасс Вели-

кого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. 



Ташкент, 1990.



Поделитесь с Вашими друзьями:


©emirsaba.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет