Абылайхан как символ государственной независимости Казахстана



Pdf көрінісі
Дата16.02.2017
өлшемі157,64 Kb.
#4215

Абылайхан как символ государственной независимости Казахстана

 

«История


  

может подарить все, но независимость,

 

 

как форму внутренней свободы, подарить нельзя.



 

  

Независимость



-

это единственная форма бытия народа,

 

осознающего и отвечающего за право быть субъектом



 

 

в потоке мировой истории».



 

Н. Назарбаев

 

 

Строительство  любого  государства  теснейшим  образом  связано  с 



появлением  яркой  личности 

лидера  и  предводителя,  способного  осознать  и 



воплотить долговременные интересы страны и своего народа. В Великой степи по 

праву  такой  фигурой  был  хан  Абылай,  с  именем  которого  связана  идея 

независимости,  общенационального  единства  и  территориальной  целостности 

Казахстана, реально воплощенная в жизнь

  

лишь в начале XXI



 

века. 


  

Проблема


  

идентичности,  определения  своего  места  в  мировой  истории, 

становление  государственности  имели 

 

судьбоносный  характер  как  в  период 



правления  хана  Абылая,  так  и  на  этапе  формирования  суверенной  Республики 

Казахстан.

 

Процесс 


формирования

  

государственности 



казахского 

народа 


и 

становление  суверенитета  Республики  Казахстан  протекал  в  многообразных 

формах  и  внутренних  периодах  весьма  сложно:  от  самоорганизации  племенных 

общин  и  союзов  племен,  собственной  династической  государственности  до 

полной утраты суверенитета и возрождения национальной независимости.

 

Обретение 



государственной 

независимости

  

позволило 



переосмыслить

  

многие  сложнейшие  и  полные  противоречий  вопросы  истории 



казахского народа: формирование его этнической территории, этапы становления 

и возрождения государственности

 

казахов


 

на своей исконной земле.

 

О  необходимости



 

адекватного  восприятия  истории  казахов  заявил 

Президент 

Республики 

Казахстан 

Н.А. 


Назарбаев: 

"Нам 


необходимо 

общенациональное  историческое  сознание.  Наше  восприятие  истории  должно 

быть цельным, позитивным, объединять общество, а не разделять людей, чтобы 

поднять  на  должную  высоту  национальный  дух.  Надо  четко  знать,  какова  наша 

реальная  история,  культура  и  религия.  Национальная  история  казахов,  их 

этногенез  должны  рассматриваться  как  единый  неразрывный  процесс 

тысячелетий". 

  

Личность  всегда  привлекала  внимание  исследователей,  начиная  с 



Плутарха.

  

Для историка каждый выдающийся правитель прошлого –



 

это история 

в  самом  широком  смысле  этого  слова.  В  исторической  науке  с  давних  времен 

основной  категорией  истории  служит  не  историческая  эпоха,  а  личность. 

Значимость  таких  личностей  как  бы  оттеняет  своими  деяниями  целые  эпохи  и 

периоды  истории.  В  персонификации  истории  заключается  один  из  основных 

принципов  исторической  памяти.  Как  отмечал  Ф.Бродель,  представитель 

французской  исторической  школы,  тот  факт,  что  в  основе  всей  истории  лежат 

противоречия, противоположности, борьба, войны, объясняет решающее влияние 

определенных  людей  при  определенных  обстоятельствах.  Сказанное  можно 

отнести 

 

и к личности хана Абылая.



 

Хан  Абылай

 



 

целая  эпоха  в  истории  Казахстана.  В  борьбе  за 

осуществление  идеи  независимости  раскрылись  разносторонние  природные 

дарования  Абылая:  государственный  ум,  личная  отвага,  талант  полководца  и 

политического  деятеля,  качества  искусного  дипломата.  Благодаря  этим 

незаурядным  способностям  Абылай  возвысился  до  ханского  достоинства, 



пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей 

эпохи. В период своего правления он осуществил значительные преобразования 

и, по сути, возродил степную евразийскую государственность.

 

Абылай  стал  ханом  в  сложнейших  политических  условиях.  В  тот  момент 



нужна  была  политика,  которая  бы  дистанцировала  Казахские  степи,  как  от 

восточных  соседей,  так  и  от  северо

-

западного  сюзеренитета.  Выработка  такой 



политики  заняла  несколько  десятилетий  и  оказалась  по  плечу  человеку  другого, 

чем  его  окружающие,  склада  мышления  и  характера  действий.  Абылаю,  как 

новому  лидеру,  предстояло  попытаться  совместить  почти  несовместимое  –

 

формирование  централизованных  начал  при  сохранении  родового  строя 



кочевников  и,  к  тому  же,  балансирование  на

 

противоречиях  Цинской  империи  и 



России,  с  одной  стороны,  властительной  Джунгарии  –

 

с  другой,  а  также  между 



казахскими ханами, султанами, биями и батырами.

 

Деятельность этой незаурядной личности лучше всех охарактеризовал, еще 



в  ХІХ  веке,  историк  А.  Левшин:  «Превосходя  всех  современых  владельцев 

киргизских  летами,  хитростью  и  опытностью,  известным  умом,  сильным  числом 

подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею 

Российской  и  Китайским  богдыханом,  Аблай  соединил  в  себе  все  права

 

на  сан 


повелителя  Средней  орды.  Уверенный  в  своих  достоинствах,  он  искусно 

привлекал  к  себе  приверженцев  важностью  своею  и  осторожным  поведением; 

грозил  врагам  своею  силою  и  признавал  себя,  смотря  по  нужде,  то  подданным 

русским,  то  китайским,  а  на  самом  деле  был  властитель  совершенно 

независимый».

 

Абылай  был  не  только  крупным  и  дальновидным  государственным 



руководителем,  но  и  искусным  полководцем

-

стратегом.  Многие  знаменитые 



батыры,  во  главе  с  Богенбаем  и  Кабанбаем,  опирались  на  его  ум  и  советы,  при 

необходимости  –

 

и  на  его  сильную  волю.  Абылай,  ведя  долгую  ожесточенную 



борьбу  с  главным  врагом  –

 

джунгарами,  не  упускал  из  виду  и  угрозу  со  стороны 



среднеазиатских властителей. Воспользовавшись затишьем со стороны России и 

Китая, он совершает поход в Ташкент и Ходжент и освобождает до Жизака семь 

казахских  городов.  Абылай  довел  восточную  границу  своего  государства  до 

Алтая,  северную  –

 

далее  Тобольска,  а  южную  –



 

до  Ташкента.  Победоносные 

военные походы повысили его авторитет, а его имя стало легендарным.

 

В 



результате 

успешной 

внешней 

политики 

стабилизировалась 

внутриполитическая  обстановка,  прекратились  междоусобные  столкновения 

чингизидов  и  родовой  знати,  была  освобождена  вся  этническая  территория 

казахов.  И  если  к  началу  политической  карьеры  Аблая  Казахское  ханство  было 

разделено на множество мелких уделов и владений, то уже к середине

  60-


х годов 

XVIII  века  Абылай  сумел  консолидировать  вокруг  себя  политическую  элиту, 

укрепить политическую вертикаль власти на  большей части территории  и акцент 

политической жизни переместился в сферу освоения освобожденных от калмыков 

земель Алтая, Тарбагатая 

 

и Семиречья.



 

Основное  внимание  Абылая  было  привлечено  и  к  решению  проблем 

внутренней  жизни  казахов.  Действуя  где  силой,  где  убеждением,  хан  Абылай 

сумел  добиться  порядка  и  спокойствия  в  кочевьях.  Шаг  за  шагом  он  добивается 

ослабления  власти  старшин,  восстановления  традиционных  институтов 

управления (курултай), укрепляет судебную систему, расширяет свои полномочия, 

далеко выходящие за пределы, предоставленные ему при избрании. Он усмирил 

своеволие  сильных  сепаратистски  настроенных  родоначальников  (биев)  и 

султанов, которые ограничивали советом власть хана. Он ограничил право судов 

биев, которые судили по правилам шариата, право выносить смертный приговор 

теперь мог только сам хан. Аблай хан восстановил все привилегии, которых были 


лишены  ханы  по  предыдущим  законам,  территория  Среднего  и  Старшего  жузов 

была  разделена  между  сыновьями  Абылая.  По  признанию  Ч.  Валиханова,  «ни 

один киргизский хан не имел такой неограниченной власти, как

 

Абылай».



 

Это  позволило  Абылаю

  

начать  активную  экономическую  политику, 



что 

  

способствовало  развитию  хозяйства  и  торговли.  Он



    

ввел  новые  виды  и 

размеры  налогов  населения.  Многочисленные  письменные  и  устные  источники 

свидедетельствуют,  что  он  одним

  

из  первых  глубоко  осознал  необходимость 



перехода  кочевников  к  оседлой  жизни,

  

к  строительству  стационарных  жилищ,  к 



сенокошению  и  земледелию. 

 

Абылай



  

был  инициатором  развития  земледелия  в 

северных  районах  Казахского  ханства,  для  чего  специально  приглашал  через 

русское начальство знатоков этого дела.

 

Вся  логика  внешней  и  внутренней  политики  Абылая  была  направлена  на 



сохранение  государства  и  укрепление  единства  народа.

  

Созидатель



  

и  стратег, 

мудрый 

правитель 



и 

политический 

лидер, 

сумевший 



противостоять 

насильственной  колонизации  и  утере  государственной  идентичности  казахов. 

Именно таким он остался в памяти казахского народа.

 

Хан  Абылай



    

предоставил  народу  три  самые  важные  ценности.  Во 

первых,

  

"қайғысыз  ұйқы"  то  есть  нет  врага  нацеленного  на  тебя,  поэтому  и  сон 



твой  беззаботный.  Во  вторых,

  

"қайырусыз  жылқы",  что  значит  для  казаха 



богатство,  спокойствие.  В  третьих,  "қалыңсыз  қыз"  –

 

что  может  быть  ценнее 



семьи,  а  невест  было  много.

  

Девушки  соседних  народов  без  калыма  стали 



женами

  

казахских джигитов.



 

Мы  по  праву  можем  назвать  Абылай

-

хана  пассионарной  личностью. 



Предложенный  Львом  Гумилевым  термин  пассионарность  подразумевает 

страстность,  но  в  общественном  смысле  слова.  Как  ученый  Л.Н.  Гумилев  был 

убежден,  что  становление  и  распад  целых  народов  зависит  отнюдь  не  от 

социальных  и  экономических  устройств,  а  от  деятельности  пассионарных 

личностей,  от  степени  их  активности,  которая,  в  сущности,  представляет  собой 

выплески некоей биохимической энергии, скопившейся в биосфере. Пассионарии, 

по Гумилеву, и являют собой своего рода передатчик этой энергии, воплощающий 

ее  в  конкретных  исторических  деяниях.  Если  это  так,  то  ясно,  что  наличие  или 

отсутствие 

пассионарности 

в 

обществе 



становится 

показателем 

его 

жизнеспособности, его расцвета или упадка.



 

Высокий  уровень  пассионарности  позволяет  человеку  стремиться  к 

отдаленным  и  даже  нереальным  целям,  делает  людей  идейными  борцами  и 

патриотами.  Пассионарность  является  ключом  к  пониманию  важнейших 

исторических процессов, ибо люди с повышенной пассионарностью это движущая 

сила  войн,  революций  и

 

переселений.  Главное,  что  пассионарность  –



 

это  не 


просто параметр человека, а некоторая субстанция, уровень которой повышается 

лишь в строго определенные эпохи и в определенных ареалах.

 

Благодаря таким пассионарным личностям как Абылай



-

хан были сохранены 

принципиальные  основы  казахской  государственности  и  переданы  нам  в 

наследство.

 

Пройдя непростой путь становления и укрепления необходимых атрибутов 



государственной  власти,  была  сформирована

 

собственная  модель  степного 



евразийского  государства.

 

Спецификой  организации  степного  государства 



стало

  

единство таких понятий, как «территория», «население», «власть», которые 



имели  условный  характер.  Отличительной  особенностью  степного  государства 

следует назвать преобладающее влияние именно территориального фактора.  По 

сути,  именно  территориальный  фактор,  природно

-

климатические  условия  стали 



определяющей  константой  хозяйственной  организации  жизни  и  повлияли

  

на 



систему политических и

  

духовных ценностей.



 

Изучение  истории  степного  государства  как  политико

-

правового  образования  в 



отрыве  от  специфики  родо

-

племенной  структуры



  

и  территориально

-

пространственных 



 

пределов  расселения  степняков 

 

неминуемо  теряет  свою 



подлинность  и  достоверность. 

 

Применение  такого  подхода  может  привести  к 



выводу  об  отсутствии  у  казахов  традиционной  модели  государства. 

Справедливее 

 

говорить  не  об  отсутствии  или  заимствовании,  а  о  специфике 



организации  казахского  государства,  где  единство  трех  констант  сыграло 

ключевую роль

  

в характере этого государства.



 

Большему


    

пониманию  природы  степного 

 

государства  способствует 



изучение  соотношения  понятий  «государство»  и  «государственность»,  поскольку 

вопрос  о  государственности  –

 

это  вопрос  об  изначальной  границе  социального 



пространства, отделяющего тот или иной район 

 

от 



 

другого.


 

Понятие


  

«государственность» 

охватывает 

различные 

формы 

государственной  организации  общества  на  различных  этапах  его  развития.  Под 



государственностью  обозначают  всю  систему  отношений  людей  по  поводу 

организации жизни в конкретно

-

исторический период времени, сложный комплекс 



элементов, 

структур, 

 

институтов 



публичной 

власти, 


обусловленных 

самобытностью  социально

-

экономических,  политических,  духовно



-

нравственных 

условий  жизнедеятельности  конкретного  народа  на  определенном  историческом 

отрезке. 

 

Это означает, что казахская государственность не ограничивается лишь 



рамками Казахского ханства, так как она подразумевает не только возникновение 

и  развитие  казахского  государства,  но  и 

 

государственно



-

правовые  процессы, 

происходившие  на  протяжении  длительного  периода  жизнедеятельности 

тюркского  этноса.

  

Следовательно,  для  теоретического  осмысления  казахской 



государственности  необходимо  изучение  государственной  власти  в  генезисе, 

начиная 


с 

ранних 


степных 

государств 

и 

заканчивая 



преобразованиями 

 

собственно казахских ханов.



  

Казахское  ханство

 

было  иерархизированной  социально



-

политической 

структурой, вобравшей в себя все традиции степной государственности. Ежегодно 

созывались  курултаи.  Влиятельные  родоначальники  составляли  при  хане  совет 

биев  –

 

законосовещательный  орган.  Основой  государственно



-

политической 

традиции  была  система  выборности  ханов.  Ритуал  поднятия  на  белой  кошме 

являл  собой  пример  единения  народа  и  правителя,  свидетельствовало  об 

этногенетической  интеграции  так  необходимой  для  единства  и  крепости 

государства.

 

В  казахском  традиционном  обществе  система  властного  доминирования 



базировалась  на  принципе  генеалогического  родства,  происходившего  из 

традиционных  представлений  казахов  о  праве  первородства  и  старшинства. 

Система  генеалогического  родства,  выполнявшая  идеологическую  функцию  в 

традиционном 

обществе 

казахов, 

служила 

основным 

инструментом 

регулирования  социальных  отношений. 

 

Помимо  ханов  значительную  роль  в 



государстве  играли  бии,  батыры,  руководители  родовых  генеалогических 

подразделений.

  

Исходя  из  этого,  можно  сказать,  что  степное  евразийское 



государство строилось на основе гражданского мира, поскольку господствующими 

были принципы генеалогического родства.

 

Казахское ханство приняло на себя все тяготы новых исторических условий, 



которые  существенно  отягощали  заметные  изменения  во

 

внешнеполитической 



ситуации. И, прежде всего, джунгарское нашествие, в результате которого казахи 

потеряли  значительные  территории  Старшего  и  Среднего  жузов,  в  том  числе 

резиденцию казахских ханов –

 

г. Туркестан. Полуторовековая война с Джунгарией 



закончилась внушительными победами казахского ополчения.

 


Становление

  

государственности,  экономическая  и  политическая  модернизация, 



завоевание  международного  признания  на

 

современном  витке

 

истории  схожи  с 



эпохой  Абылая,  потому  обращение  ко  времени  Абылая,

  

осмысление  и 



переосмысление его  исторической  роли  имеет

  

особый  смысл  и



  

прагматическое 

значение.  Созидательные  замыслы  казахского  правителя  XVIII  века  заложили 

основу уверенного старта независимого Казахстана в XXI веке под руководством 

Президента страны 

-

Н.А.Назарбаева.



 

Последнее  десятилетие  XX  века,  насыщенное  крупнейшими  событиями  и 

глобальными  изменениями,  явилось  поворотным  пунктом  в  судьбе  многих 

народов  и  стран.  Именно  в  это  десятилетие  прошлого  века  произошел  распад 

Советской

 

империи



 

и 

образование 



на 

её 


территории 

самостоятельных 

независимых  государств.  В  республиках  бывшего  «Союза  нерушимых»  начался 

активный  процесс  национально

-

государственного  возрождения.  Напряженный 



поиск  путей  становления  новых  форм  организации  государственной  жизни  не 

везде увенчался успехом. На то были свои причины.

 

Но  один  проект  оказался  весьма  жизнеспособным  и  перспективным. 



Буквально  на  следующий  год  мы  будем  отмечать  20

-

летие  евразийской  идеи 



Президента  Республики  Казахстан  Н.А.

 

Назарбаева,  озвученной  им  перед 



профессорско

-

преподавательским  составом  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова.  "Сегодня 



евразийская  идея  имеет  миллионы  последователей, 

отмечает  Назарбаев. 



В 

ней  видят  огромную  цивилизационную  перспективу.  Это  возможность  для  наших 



государств  занять  достойное  место  в  глобальном  мире,  а  для  наших  народов 

выйти на новый качественный уровень экономического и культурно

-

гуманитарного 



взаимодействия.  Это  наша  общая  история  будущего,  которую  мы  пишем  вместе 

уже  сейчас.  Ее  успешность 

это  не  только  задача  политиков,  это  кропотливая 



работа  ученых,  специалистов  в  разных  областях,  активная  поддержка  граждан 

наших государств".

 

Чем


  

же

  



новая идея отличается 

 

от прежних интеграционных идей?



 

Проект  нового  интеграционного  объединения  предусматривает 

 

верховенство, 



прежде 

всего, 


социально

-

экономических 



интересов. 

Решение 


любых 

судьбоносных  вопросов  должно  осуществляться  на  основе  исключительно 

национальных референдумов.

  

Взаимоотношения государств Евразийского союза 



должны  строиться  на  основе  равенства,  невмешательства  во  внутренние  дела 

друг  друга,  на  принципах 

 

территориальной  целостности  и  неприкосновенности 



новых границ.

 

Новый  проект  содержит 



 

четкий  механизм  интеграции  в  сфере  экономики, 

национальной  безопасности  и  экологии.  Особенно  четко

  

обозначены 



предложения по взаимодействию в области науки, культуры и образования.

 

Инициатива  Президента  Казахстана  Н.А.  Назарбаева  постепенно,  шаг  за  шагом, 



была поддержана политическими элитами на Евразийском континенте.

 

На  сегодняшний  день  идея  создания  Евразийского



  

союза  государств 

справедливо  расценивается

 

как  наиболее  перспективная  региональная 



инициатива для стран СНГ,

  

преодолевающая как изоляционистские устремления, 



так и имперские идеи.

 

Идею  интеграции  степняков 



 

Евразии,  концепцию  положительной 

комплиментарности,

  

выдвинул в свое время



  

и Л.Н.Гумилев.

  

Кратко суть теории 



заключается в следующем: 

 

«Положительная комплиментарность



это своего рода 

безотчетная симпатия без попыток перестроить структуру партнера; это принятие 

его  таким,  какой  он  есть.  В  этом  варианте  возможны  симбиозы  и  инкорпорации. 

Чем  больше  этническая  группа,  этнический  эталон,  тем  она  сильнее  и 

непреодолимее».

 


Традиционная  положительная  «комплиментарность»  предков  современных 

казахов  нашла  свое  продолжение  в  идее  толерантности,  ставшей  основой 

консолидации  общества  во  все  времена.  Толерантность,  открытость  казахов  и 

стремление впитать в себя опыт и знания других народов позволили им выжить и 

сформировать  отношения  с  другими  народами,  которые  в

  

силу  исторических 



обстоятельств 

 

пришли на эту Землю.



 

Мы 


являемся 

свидетелями 

современного 

развития 

нашего 

государства. 



 

Республика Казахстан заявила  о себе как о государстве,  имеющем 

собственное  мировоззрение,  свою  культуру,  традиции,  обычаи  и  собственное 

видение  своего  будущего  развития. 

 

Мы  с  гордостью  можем  сказать,  и  считаем 



великим  счастьем  и  большим  достижением,  что  историческая  цель,  к

  

которой 



казахский  народ  шел  многие  и  многие  годы,

  

наконец



-

то  достигнута.  Казахстан 

сегодня 

подлинно 

суверенное 

государство, 

полноправный 

субъект 


международного  права.

  

Мы  вправе  гордиться  своим  государственным 



суверенитетом, обеспечивающим гражданский мир и межнациональное согласие. 

В  достижениях,

  

которые  сегодня  демонстрирует  суверенный  Казахстан,  высока 



роль  Президента  страны.  Первый  Президент  РК 

 

Н.А.Назарбаев  заложил  те 



стандарты служения обществу, которым следовать будущему поколению лидеров.

 

Вместе 



с 

тем, 


Президент 

РК 


призывает 

не 


останавливаться 

на 


достигнутом, 

 

идти



  

вперед  этим  путем,

  

преодолевая



  

трудности,  укрепляя 

государственность и суверенитет.

 

Новый  этап  государственного  строительства  представлен  в  Послании 



Президента  Республики  Казахстан  народу  Казахстана 

 

Стратегия



 

«Казахстан

-

2050».Стратегия  Главы  государства  «Казахстан

-

2050»

 

содержит  всесторонний 

анализ  стремительно  меняющихся  глобальных  вызовов  современности. 

Президент  систематизирует  их  в

 

десяти  основных  пунктах.  Это  ускорение 



прогресса,  демографический  рост,  продовольственная  и 

 

энергетическая 



безопасность,  дефицит  воды,  сокращение  запасов  природных  ресурсов,  третья 

индустриальная  революция,  социальная  нестабильность,  мировоззренческий 

кризис,  новая  волна  мирового  кризиса.  Н.А.  Назарбаев  особо  выделил 

необходимость  дальнейшего  укрепления  казахстанской  государственности, 

демократии и единства нации.

 

Четкие  ориентиры,  обозначенные  в  программе 



 

«Казахстан

-

2050.  Новый 



политический курс состоявшегося государства», позволяют сделать качественный 

рывок,  определить  задачи  и  принципы,  по  которым  будет  жить  Казахстан  в 

ближайшие  десятилетия.  К  2050  году  наша  страна  должна  войти  в  тридцатку 

самых  развитых  государств  мира.  Как  отметил  глава  государства,  основу  успеха 

многонационального  и  многоконфессионального  общества  обеспечит  новый 

казахстанский патриотизм. Это ориентир для будущих поколений.

 

  

«Казахстан



-

2050» –


 

это стратегия, от успешной реализации которой зависит 

место и роль Казахстана в будущем. Это готовность и потенциал страны к самой 

серьезной  внутренней  трансформации  и  модернизации.  Развитие  Казахстана 

отныне  ориентировано  на  конкуренцию  не  только  в  сегодняшнем  мире,  но  и  в 

мире, каким он станет вплоть до «Рубикона столетия» –

 2050-

го года.


 

Подобных рубиконов в истории казахского народа было немало. Каждый из 

них  становился  проверкой  на  прочность,  испытанием  ключевых  основ 

государственности  и  крепости  народного  духа.  Вспоминая  сегодня  великого 

Аблай

-

хана,  мы  можем  сказать,  что



  

заложенная  ханом

 

Аблаем  идея



  

единства, 

свободы казахского народа и независимости его государства продолжала жить 

 

в 



устном  народном  творчестве,  в  поэзии  великого  Абая,  в  научных  трудах  Чокана 

Валиханова,  в  политической  деятельности  лидеров  движения  "Алаш" 

и 

 

воплотилась 



 

в жизнь 16 декабря 1991 года –

 

в День Независимости Республики 



Казахстан.  Именно  поэтому  в  современном 

 

Казахстане  Абылай  не  просто  имя 



прославленного хана, а символ единства и независимости.

 

Мы  еще  раз  убеждаемся,  что  вопросы  становления,  сохранения, 



дальнейшего  развития  суверенного  государства  всегда  будут  оставаться 

актуальными.  Независимость 

священная  ценность!  Основным  неизменным 



условием успешности Независимого государства остается патриотизм каждого из 

нас.


 

Мусабалина Г. Т. д.и.н., Рахимбекова А.Ж., к.и.н., Альжаппарова Б.К. к.и.н.,

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет