Актуальные проблемы гуманитарных наук



жүктеу 3.8 Kb.

бет1/16
Дата03.03.2017
өлшемі3.8 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

 
 
 
Актуальные проблемы 
гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2016 
 
 
Szombathely 
 

 
Ptselkina Tatyjana  – Fresli Mihály (szerk.) 
Актуальные проблемы гуманитарных наук 
Международный сборник научных трудов 
 
Jelen kötet a 
A bölcsészettudomány aktuális kérdései” 
kutatási projektnek a 
Szláv Interkulturális Kutatócsoport 
keretében végzett eredményeit tartalmazza. 
ISBN 978-615-5251-73-3  
Данный сборник публикуется в рамках международного научного проекта 
“Актуальные проблемы гуманитарных наук”, осуществляемого Славянской 
межкультурной научно-исследовательской группой. 
Научное издание 
Kiadja: 
 
 
 
Savaria University Press 
 
Szombathely 
 
 
2016 
 

 

Содержание 
 
Управление 
качеством 
профессиональной 
подготовки 
учителей 
в 
Республике Казахстан……………………………………………………...………..5 
Политизация  истории  и  исторические  мифы:  проблемы  формирования 
национальной идентичности в Казахстане……………………………………...11 
«Қазақ» ұғымының концептілік құрылымы…………………………...............18 
Культура и быт мадьяр………………………………………………………….…29 
Приемы изображения характера с использованием диминутивов…………..42 
Төл сөздің диалог түрлеріндегі көрінісі………………………………………….50 
Проза тіліндегі  сөз - символдың зерттелу жайы……………………………….58 
Учебный  курс  «Самопознание»  как  основа  развития  потребности  в 
самоактуализации у подростков………………………………………………….73 
Мақал-мəтелдердің,  афоризмдердің  автор  бейнесін  берудегі        тілдік  -  
стильдік  көрінісі……………………………………………………………………80 
Преломление 
культурных 
традиций 
в 
поэтическом 
мышлении 
Ф.Н.Слепушкина……………………………………………………………………93 
Поэзия тіліндегі сөз-символдың қолданыс ерекшелігі……………………….107 
«Символ» терминінің қазақ тіл білімінде қолданыс ерекшелігі……………125
 
Полиэтническая  образовательная  среда  как  средство  этнокультурного 
воспитания студентов…………………………………………………………….136 
Полиэтнокультурное 
воспитание 
в 
условиях 
педагогического 
института…………………………………………………………………...............147 
Из истории формирования болгарской диаспоры в Казахстане……………157 
Изучение  детской  литературы  как  способ  формирования  духовно-
нравственной основы личности…………………………………………………164 
Қозғауға керек қолғабыс…………………………………………………………175 
Фариза 
Оңғарсынова 
поэзиясындағы 
лирикалық 
кейіпкер           
бейнесі……………………………………………………………………………….194 

 

Технологические 
составляющие 
рефлексивной 
культуры          
учителя……………………………………………………………………...............204
 
Ұлы 
жібек 
жолының 
 
сарайшық 
 
қаласының 
дамуындағы                       
алатын орны…………………………………………………………………….....212 
Языковая картина мира в творчестве казахстанских авторов…………......220 
A tér dinamikus és statikus jellemzői a Ruszban…………………………………233 
 
 
 

 

Управление качеством профессиональной подготовки учителей в 
Республике Казахстан 
Баймырзаев   К.  М.,  
доктор географических наук, профессор 
ректор 
 Костанайского государственного педагогического института 
Даумова Б.Б., 
доктор философии (PhD), 
руководитель департамента по контролю в сфере образования по Костанайской 
области 
 
Социально-экономические, 
политические, 
научно-технические, 
культурные изменения в современном мире определяют требования общества к 
системе  образования,  которая  должна  носить  опережающий  характер, 
своевременно реагировать на динамические изменения в стране и обеспечивать 
кадровое  сопровождение  стратегии  академического  роста  с  ориентиром  на 
прогрессивные  структурные  изменения.  Важным  направлением  в  развитии 
образования  становится  его  «интегрированность  в  мировом  масштабе, 
расширяющиеся  контакты,  интенсивный  обмен  опытом  во  всех  областях 
образовательной  деятельности  разных  стран,  школ,  направлений»  [1,22]. 
Поэтому  поворотным  пунктом  в  развитии  высшей  школы  является  подписание 
19  июня  1999  года  29  странами  Европы  Болонской  декларации,  положившей 
начало  Болонскому  процессу,  цель  которого  создание  единого  Европейского 
образовательного пространства. 
 Суть 
единого 
образовательного 
пространства 
заключается 
в 
органическом  объединении  национальных  образовательных  систем,  вузов,  то 
есть  это  процесс  интеграции  и  согласования  деятельности,  ресурсов,  услуг, 
технологий,  их  рациональная  организация.  Здесь  велика  роль  международного 
сотрудничества,  которое  стимулирует  вузы  к  повышению  качества  своей 
деятельности.  Прочные  позиции  в  мировом  образовательном  пространстве 
позволяют,  с  одной  стороны,  расширить  возможности  национальной 
образовательной  системы   в  международном  разделении  труда,  расширению 

 

обмена  студентами,  преподавателями,  и,  следовательно,  увеличивается 
международная  конкурентоспособность  казахстанского  образования.  С  другой 
стороны, высшая школа - это источник духовного и культурного развития нации. 
Именно  здесь  сохраняется  культурное  наследие,  которое  передается  новым 
поколениям и должно продвигаться на мировом уровне  [2]. 
При  этом,  как  отмечает  М.Фрешли,  необходимо  обратить  внимание  на 
межкультурные аспекты образования [3,4]. 
 В  реальной  практике  интеграция  -  это  взаимопроникновение, 
взаимообогащение 
научно-образовательной 
деятельности, 
процессов 
и 
взаиморасширение  сферы  действия  различных  структурных  элементов  и 
функций  всей  образовательной  системы  в  целом  в  целях  наиболее  полного 
удовлетворения потребностей общества и личности. 
В    университетах  Казахстана    одними  из  приоритетных    направлений  в 
области  образования  являются:  качественная  подготовка  специалистов  для 
учреждений  системы  образования,  повышение  конкурентоспособности  и 
рейтинга  вуза,  как  на  республиканском,  так  и  на  международном  уровне, 
успешная  интеграция  в  мировое  образовательное  пространство.    Для  их 
выполнения  в  университеты    внедрены  современная  система  управления  и 
инновационные технологии обучения, укреплена материально-техническая база, 
установлена эффективная система взаимодействия с  работодателями, научными 
институтами и центрами. 
Одним  из  ключевых  направлений  повышения  качества  подготовки 
учителей    является  обеспечение  автономности  вуза,  которая  заключается  в 
академической свободе студентов, преподавателей и вуза в целом. В связи с этим 
новшеством  в  учебном  процессе  университетов      были  существенно  изменены 
рабочие учебные планы всех специальностей и форм обучения. Увеличено число 
элективных  дисциплин,  были  исключены  из  учебного  процесса  устаревшие 
дисциплины и внесены дисциплины, ориентированные на современную школу. 
Анализ  передового  педагогического  опыта    по  проблеме    качества 
профессиональной  подготовки  учителей    показал,  что  предлагаемые  учеными  
инновационные  подходы  могут  быть  дифференцированы  в  зависимости  от  их 

 

внедрения.  В  одних  случаях  в  исследованиях  концентрируется  внимание  на 
совершенствовании  организационных  форм  обучения;  в  других  –  на 
используемых  методах  обучения;  в-третьих  –  акцент  делается  на  создании 
определенных  педагогических  условий  активизации  внутреннего  личностного 
потенциала  студентов;    в-четвертых  –  рассматриваются  средства  и  приемы, 
способствующие  улучшению  подготовки  студентов    к  профессиональной 
деятельности  [5-7]. 
В  связи  с  этим  организационное  обеспечение  такого  обучения 
подразумевает 
изменение 
парадигмы 
и 
методологических 
подходов, 
обеспечивающих данный процесс,  и  позволяет обучаемым овладеть навыками 
совместной    работы,  вырабатывать  терпимость  и  толерантность,  развивает 
внимание и систематизирует знания предметной области, позволяет выработать 
индивидуальную стратегию обучения и многое другое. Поэтому, согласно новой 
парадигме  в  развитии  образования,  преподаватели  университетов  активно 
используют современные технологии обучения, среди которых: мультимедийные  
технологии, 
технология 
модульного 
обучения, 
технология 
учебного 
сотрудничества,  технологии  интенсификации  обучения    на  основе  схемно-
знаковых  моделей,  технология  программированного  обучения,  технология 
контекстного  обучения,  методы  проектов,  проблемные  технологии.  При 
обучении английскому, немецкому, французскому языкам активно используются 
компьютерные  программы  «Дельфа»,  «Панорама»,  «Подеаде»,  дистанционное 
обучение через Интернет и др. 
Средствами  активизации  познавательной  деятельности  студентов 
является использование на лекционных занятиях аудио, -  видео, компьютерных 
презентаций,  видеоконференций,  компьютерных  программ.  Самостоятельная 
работа  студентов  поддерживается  информационно-справочными  системами, 
основанными  на  гипертекстах  и  гиперграфике,  опорных  сигналах,  текстах 
самоконтроля.  Практическая  работа  студентов    осуществляется  с  помощью 
электронных  учебников,  использующих  анимацию,  звук,  музыку,  при  помощи 
методических  пособий,  рекомендаций  преподавателей,  ориентированнных  на 
активные  формы  преподавания.  Лабораторные  работы  проводятся  в  виде  

 

компьютерного  эксперимента,  с  использованием  активных  раздаточных 
материалов. 
Таким  образом,  содержание  обучения  предполагает  творческое 
приобретение  знаний  и  их  непроизводственное  практическое  применение, 
ориентируется  на  приобретение  методологических  знаний,  необходимых  для 
самостоятельного приобретения любых потребовавшихся знаний в тот или иной 
период жизни. 
Управление    качеством    профессиональной  подготовки  учителей    не- 
мыслима  без  научно-исследовательской  работы.  Поэтому    одной    из  главных 
целей  преподавания  в  университетах      состоит  в  том,  чтобы  научить  студентов 
мыслить  и  познакомить  их  с  основными  принципами  научного  исследования. 
Обучение  осуществляется  через  применения  гибких  вариативных  форм 
организации  научной  деятельности:  вводные  пропедевтические  курсы  и 
просеминары,  работа  над  исследовательскими  проектами,  включающая 
тиражирование  результатов  исследования  в  публикациях,    обучение  на 
проблемно-ориентированных курсах в рамках проектного обучения  и т.д.  
Кроме  того,  осуществляется  привлечение  международных  ученых  в 
программы  исследования.  При  этом  руководство  университетов    осознает,  что 
качество развития человеческих ресурсов во многом определяется готовностью и 
способностью 
обучаемых 
работать 
в 
условиях 
глобализации, 
трансатлантической  студенческой  подвижности  и  мобильности.  Поэтому  в 
процессе организации профессиональной подготовки используются электронные 
и информационные технологии, обучение в режиме он-лайн.  
 
По  нашему  мнению,  вовлечение  студентов  к  научно-исследовательской 
деятельности  нельзя  свести  только  к  обезличенным  связям  научных  дисциплин 
или исследований. Она предполагает и личные контакты ученых, специалистов, 
практиков,  проведение  семинаров  и  конференций,  доступность  научной 
информации, полипредметность обсуждений. 
Поэтому  мы  предлагаем  выделение  своеобразной  формы  внеучебной 
научно-исследовательской  деятельности  –  научно-организационной  работы, 
реализуемой в следующих основных формах: 

 

1)встречи  студентов  с  ведущими  специалистами,  учеными-педагогами 
Казахстана и зарубежных стран; 
2) знакомство с деятельностью ведущих вузов; 
3)  участие  в  работе  международных,  региональных,  межвузовских 
научных  конференциях  (с  написанием  научных  статей  по  теме  своего 
исследования) и семинаров; 
4) участие в студенческих научных  олимпиадах. 
Характерными  особенностями  внеаудиторной  работы  являются: 
выполнение исследовательских заданий во внеучебное время, не включение их в 
основной 
учебный 
план, 
добровольность 
участия, 
нестабильность 
организационных форм и вместе с тем широкие возможности для углубленного 
самостоятельного научного поиска. 
В  результате  университеты      становятся  одновременно  мастерской  для 
научного  исследования  и  учреждением  высшего  научного  преподавания  – 
общенаучного наравне  со специальным.  
Таким  образом,    в    нашем  представлении,  учет  обозначенных  выше 
условий и опыта международных университетов  позволяет корректировать или 
конструктивно выравнивать формы и методы подготовки конкурентоспособного 
специалиста,  способного  выполнить  международные  требования  и  решать 
глобальные  вопросы развития нашего общества. 
 
Литература 
1.
 
Байденко В.И. Болонские преобразования проблемы и противоречия.   
// Высшее образование в России. – 2009 - № 11 – С. 26-40. 
2.
 
Митяева,  А.  М.  Компетентностная  модель  многоуровневого  высшего 
образования  (на  материале  формирования  учебно-исследовательской 
компетентности бакалавров и магистров): Дис…д-ра пед. наук – Волгоград, 
2007 - 399 с. 
3.
 
Фрешли  М.  (2014)  А.  Тарковский  в  аспекте  "культурных  сетей".  In. 
Проблемы межкультурной   коммуникации в современном обществе. Астана. 
рр. 59-66. 

 
10 
4. Фрешли М. (2013) Межкультурные аспекты образования.   Кросскультурное и 
полиязычное     oбразование в современном мире. Костанай. pp.  24-29. 
5.  Barbara  J.Klopfenstein  Empowering  Learners:  Strategies  For  Fostering  Self-
Directed Learning And Implications For Online Learning // Partial Fulfillment Of The 
Requirements  For  The  Degree  Of  Master  Of  Education  Department  Of  Elementary 
Education Edmonton, Alberta Spring 2003.  
6.  Bransford,  John,  Brown,  Ann,  and  Cocking,  Rodney  (Eds).  (2000).  How  People 
Learn: Brain, Mind, Experience and School. National Academy Press. 
7.  Ратнер  Ф.Л.  Дидактические  концепции  и  современные  тенденции  развития 
творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Дис… 
д-ра пед. наук. – Казань,1997 – 324 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
11 
Политизация 
истории 
и 
исторические 
мифы: 
проблемы 
формирования национальной идентичности в Казахстане 
Абиль Е.А. 
доктор исторических наук, профессор, 
 проректор по научной работе и зарубежным связям 
Костанайский государственный  
педагогический институт 
 
Формирование 
национальной 
идентичности 
является 
важным 
ценностно-смысловым  ориентиром,  неотъемлемым  компонентом  основного 
содержания  воспитания  современной  личности.  Осознание  собственной 
национально-культурной  идентичности  –  основа  полноценной  духовной  жизни 
человека.  О.Платонов  писал:  «Человек,  лишённый  национального  сознания, 
ущербен  и  слаб,  он  превращается  в  игрушку  внешних  сил,  глубина,  полнота 
окружающей жизни не доступна ему» [1]. 
Одной  из  основ  формирования  национальной  идентичности  является 
историческое  сознание  –  своеобразный  коллективный  исторический  миф, 
символические  представления  о  роли  того  или  иного  этноса  в  историческом 
прошлом.  При  этом,  в  практике  межэтнического  диалога  часто  происходит 
столкновение конкурирующих мифологем, что в последние годы стало активно 
использоваться  в  политике.  В  конце  XX  века  для  обозначения  таких  практик 
стали  использовать  понятие  исторической  политики  -  набора  практик,  с 
помощью  которых  находящиеся  у  власти  политические  силы,  используя 
административные  и  финансовые  ресурсы  государства,  стремятся  утвердить 
определённые  интерпретации  исторических  событий  как  доминирующие. 
Термин появился в Германии в 1980-х годах, в начале XXI века был заимствован 
и  стал  широко  использоваться  в  Польше,  где  идеи  проведения  специфической 
исторической  политики  приобрели  значительную  поддержку.  К  концу  первого 
десятилетия  этот  термин  стал  активно  применяться  исследователями  для 
описания  процессов  и  практик  в  политике  посткоммунистических  государств 
Восточной Европы [1]. 

 
12 
В  последние  годы  на  постсоветском  пространстве  произошла  явная 
активизация  деятельности  по  использованию  истории  как  политического 
инструмента.  Это  ярко  проявилось  как  в  российско-украинском  конфликте, 
особенно  по  вопросу  о  легитимности  присоединения  Крыма  к  России,  так  и  в 
менее  явных  конфликтах,  в  частности,  скрытой  дискуссии  лидеров  России  и 
Казахстана о наличии у казахов государственности в средние века. Празднование 
в Казахстане 500-летия Казахского ханства было в российских СМИ воспринято 
именно через призму этой дискуссии. 
Сторонники политизации истории основываются на ряде небесспорных 
постулатов.  Во-первых,  история  и  память  представляются  им  как  арена 
политической  борьбы  с  внешним  и  внутренним  противником.  Этим 
оправдывается отступление от принципов профессиональной этики, ограничение 
свободы  высказывания,  изменение  принципов  финансирования.  Во-вторых, 
поскольку  считается  очевидным,  что  внешний  противник  стремится  утвердить 
свою  враждебную  интерпретацию  событий  прошлого,  долг  историков  - 
солидарно  противостоять  этой  опасности,  главным  образом  через  отстаивание 
противоположных  аргументов.  Это  приводит  к  разрушению  пространства  для 
диалога внутри страны и к нагнетанию конфликтности в отношениях с внешним 
миром.  В-третьих,  оправданием  исторической  политики  служат  ссылки  на 
плачевное состояние патриотизма и преподавания истории в школе, что, в свою 
очередь,  используется  как  аргумент  для  отказа  от  плюрализма  в  учебниках  и 
концепциях. 
Однако,  при  этом,  сторонники  политизации  истории  забывают  о 
сложном  этническом  составе  населения  и  неизбежном  при  этом  конфликте 
исторических  мифологем.  Активная  деятельность  по  «восстановлению 
исторической  справедливости»  чревата  возникновением  в  обществе  серьёзного 
раскола по культурным или этническим признакам. 
Так,  веками  в  России  культивировался  имперский  миф.  Идея  военной 
мощи,  величия,  исторической  миссии  России,  внедренные  в  русское 
коллективное  сознание  и  сконцентрированные  в  мифологеме  "Москва  -  Третий 
Рим",  парадоксальны  в  своей  векторной  противоположности.  С  одной  стороны, 

 
13 
концепция  "Третьего  Рима"  воплощает  высшее  чаяние  национальной  воли,  с 
другой  -  легитимизирует  территориальные  и  политические  претензии  России, 
вбирая  в  себя  идею  мегаломании.  Очень  точно  по  этому  поводу  высказался 
российский  исследователь  Шнирельман:  "Чем  более  блестящим  представляется 
народу его прошлое, тем с большей настойчивостью он склонен претендовать на 
значительную политическую роль в современном мире" [2].  
Если  в  эпоху  Российской  империи  существование  данного  мифа  было 
исторически  оправдано,  то  в  современной  России  он  объективно  способствует 
расколу  российского  общества  по  этноконфессиональному  признаку,  так  как 
противоречит  историческим  мифологемам  татарского,  башкирского  и  других 
народов России. Еще более странно и нелогично распространение этого мифа в 
постсоветских  странах,  в  частности,  в  Казахстане.  Ряд  историков,  политиков  и 
представителей  СМИ  прямо  навязывают  обществу  отождествление русских  как 
этноса  и  Российской  империи.  Критика  в  адрес  Империи  и  ее  политики  в 
прошлом  воспринимается  как  русофобство.  Так,  один  из  руководителей 
движения «ЛАД» П.Кузьменко заявляет: «На самом высоком уровне поощряется 
формирование  представления  о  негативном,  вредном  влиянии  России 
(Российской  Империи,  а  затем  СССР)  на  развитие  Казахстана  на  протяжении 
последних 300 лет, Россию (а вместе с ней зачастую и всех русских) обвиняют в 
колонизации,  оккупации  территории  Казахстана,  в  голодоморе,  в  утрате 
казахами своих культурных ценностей, традиций и языка» [3].  
При этом ни один из известных нам казахстанских авторов или политиков 
никогда не отождествлял русских с Российской и тем более, советской империей. 
Империя  сама  по  себе  внеэтнична,  а  имперские  элиты,  осуществляющие 
пресловутую  «колонизаторскую»  политику  обычно  достаточно  пестры  по 
этническому  составу.  Больше  всех  в  Российской  империи  пострадал  именно 
русский  народ,  силами,  творчеством,  энергией  которой  пользовалась  правящая 
элита,  дав  взамен  нищету,  безграмотность  и  сказку  об  исторической  миссии. 


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал