Доклад в советское время ограничения, наложенные официальной исторической концепцией, не позволяли казахстанским историкам объективно описывать и оценивать многие аспекты национальной истории



Дата29.01.2023
өлшемі9,25 Kb.
#63576
түріДоклад
Байланысты:
Л. Н. Гумилева Историческое значение формирования культуры конев-emirsaba.org


Л. Н. Гумилева Историческое значение формирования культуры коневодов в развитии цивилизации Евразии пзс-12
Университет имени Л.Н.Гумилева
Историческое значение формирования культуры коневодов в развитии цивилизации Евразии
ПЗС-12
Преподаватель: Жазира Оралбековна
Доклад

  • В советское время ограничения, наложенные официальной исторической концепцией, не позволяли казахстанским историкам объективно описывать и оценивать многие аспекты национальной истории, в том числе и вопросы развития кочевой культуры у насельников евразийских степей. Позиция же большинства западных исследователей, относительно истории народов евразийских степей, на долгие годы была предопределена ничем неаргументированным высказыванием А. Дж. Тойнби, согласно которому: «…общество кочевников является обществом, у которого нет истории». Тем самым отрицался какой-либо вклад кочевников в общемировое культурное развитие. К сожалению, нужно констатировать, что европоцентристский подход все еще продолжает доминировать в мировой историографии, поэтому культура кочевых народов евразийских степей чаще всего не упоминается в цивилизационных конструкциях, создаваемых европейскими учеными.

Вместе с тем в течение многих веков культура, зародившаяся в среде евразийских коневодов-кочевников, являлась генератором важнейших новшеств и катализатором цивилизационного развития человечества. Одним из таких величайших достижений кочевников можно считать одомашнивание лошади и освоение всадничества..
Согласно К. Ясперсу к числу событий, имевших общемировое значение и с которых открывается «историческая эра» человечества, относится одомашнивание лошади: «Это привело к тому, что человек оторвался от привычной почвы, ему открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой, превосходящей прежнюю, боевой техники; к появлению господствующего слоя, способного приручить лошадь и подчинить ее своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного».
Вследствие доместикации лошади и развития коневодства на обширных степных просторах Евразии сложилась уникальная и самобытная конно-кочевая цивилизация. Именно конно-кочевая, так как ученые различают несколько форм номадизма. Так, в кочевниковедении выделяется следующие ее формы:

  • Североафриканско-переднеазиатская

  • Африканская к югу от Сахары

  • Евразийская

  • Тибетская

  • Северноазиатская

Конечно, такое деление в какой-то степени условное, но все же позволяет исследователям охарактеризовать хозяйственно-культурную направленность народов этих регионов. Исходя из исключительной важности того или иного вида домашнего животного в системе жизнеобеспечения этих кочевых народов, первых называют верблюдоводами, вторых – коровопасами, третьих – коневодами, четвертых – яководами, пятых – оленеводами. Таким образом, евразийская степная кочевая культура, по оценке исследователей, имела ярко выраженный «коневодческий облик». Развитие коневодства стало одним из основных факторов зарождения и последующей жизнестойкости в степных просторах Евразии такого вида хозяйственной деятельности как кочевое скотоводство. По сути, коневодство, как стержневой элемент кочевого хозяйства и породило номадизм в его классическом варианте. Уже в эпоху энеолита в комплексном земледельческо-скотоводческом хозяйстве насельников евразийских степей прослеживаются первые зачатки одного из основных отраслей кочевого скотоводства – табунного коневодства. Таким образом, археологические свидетельства позволяют отнести территорию Казахстана к одному из первичных очагов конно-кочевой цивилизации. Здесь на протяжении нескольких тысячелетий складывалась и развивалась история многих конных народов. Находки из энеолитического поселения Ботай свидетельствуют об исключительной важности коневодства для насельников древнего Казахстана. Не потеряло свое значение коневодство и в последующие исторические периоды. Саки, гунны, тюрки, кыпчаки, монголы, перманентно доминировавшие в степных евразийских просторах, известны в истории именно как представители конно-кочевой культуры.
Вывод
Следы влияния культуры ранних коневодов евразийских степей, сохраняются и в странах Запада. Ярким свидетельством этого является то, что коневодческая терминология в языках европейских народов является общей и восходит к древнему индоевропейскому языку. К тому же, все ритуалы, связанные с использованием коня как главного жертвенного животного у древних греков, римлян, кельтов, германцев, славян и других народов Европы идентичны и имеют аналоги в иранской и древнеиндийской традиции.
Таким образом, степи Евразии были тем культурным очагом, из которого шло распространение революционных для своего времени инноваций первых коневодов. Освоение всадничества придало им высокую мобильность, что предопределило на несколько тысячелетий военное превосходство, а, следовательно, и политическое доминирование кочевников в мире.
http://emirsaba.org

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет