«Проблемы семьи и воспитания. Национальные традиции в воспитании. Описание функционально-смысловой тип текста»



бет1/6
Дата17.10.2023
өлшемі27,4 Kb.
#117474
  1   2   3   4   5   6
Байланысты:
ТЕМА 6


ТЕМА 6. Проблемы семьи и воспитания. Национальные традиции в воспитании. Ключевые слова: семья, воспитание, национальные традиции, обряды
Цели: 1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Проблемы семьи и воспитания. Национальные традиции в воспитании. Описание – функционально-смысловой тип текста»;
2. Обогащать и активизировать лексический словарь студентов; закреплять ЗУН по орфографии, словообразованию и грамматике;
3. Развивать следующие виды речевых интенций:
Информативные интенции: запрашивать о фактах, причинах, целях, следствиях; объяснять, выяснять.
Оценочные интенции: высказывать мнение, предположение, одобрять, осуждать, оправдывать, защищать, сравнивать с традициями воспитания других народов.
Извлекать из текста фактическую информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора, определять тему и идею.
4. Используя различные виды интенций и соответствующий языковой материал, сообщать информацию. Работа с текстовым материалом.


СРСП: Проведение круглого стола на тему: «Какими качествами и способностями должен обладать гражданин РК?».
СРС: На основе сопоставления традиций воспитания в разных странах составить собственную памятку об оптимальных методах воспитания и аргументировать.


Теоретический материал
Работа с текстом
1. Прочитайте текст и обработайте его по методу «Инсерт».
Принцип работы: читая текст, проставляйте на полях соответствующие символы:
V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете
– если то, что вы читаете, противоречит вашим знаниям
+ если то, что вы читаете, является новым для вас.


Каким было традиционное воспитание в казахских семьях
Воспитание детей - дело не из легких. Еще бы, это ведь нужно вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей и окружающих людей.
Раньше ни одна казахская семья не представляла своего счастья без детей. Об этом свидетельствует традиция, по которой каждый, кто узнавал о рождении ребенка, спешил первым оповестить родных и близких криком "суюнши" (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями и за это давали подарок.
Если появление ребенка на свет совпадало с рождением домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка (его называли "басире") дарили новорожденному. Считалось, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот (главное богатство казахов) и чужую жизнь. Таким образом у малыша повышали уровень ответственности и любовь ко всему живому.
Только в годовалом возрасте первые половые различия детей фиксировались в прическе. Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек был призван служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар. Девочкам же отращивали тулым - две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы.
Детей в казахских семьях часто одаривали сладостями, потому как до 5 лет у них был период "вседозволенности". До этого возраста с ребенком обращались, "как с королем", с 6 до 15 лет - "как с рабом", а после 15 - "как с равным". Мировоззрение казахского народа не позволяло использовать методы телесных наказаний, приносящих боль. По этому поводу исследователи, говоря о любви к детям у казахского народа, писали: "Кыргызы (так раньше называли казахов - прим. ред.) с младых лет не наказывают детей. Даже когда дети становились подростками, их не били, а успокаивали словами "Получишь у меня!".
Примерно в 5-летнем возрасте казахским мальчикам перед обрезанием окончательно состригали айдар. После совершения обряда он становился не просто членом религиозной общины, но и переходил в следующую возрастную группу. Мальчишек приобщали к труду: обучали присматривать за ягнятами, готовить дрова, плести узды, плети, шидер, выделывать кожу, строить кошару и мастерству верховой езды.
Последнее - было особо важным навыком, потому как умение держаться в седле являлось одним из главных условий выживания в степи. Обряд первой посадки ребенка в седло назывался ашамайга мингизу. Ашамай - это специальное детское седло безопасной конструкции, чтобы он не мог случайно свалиться с коня. Стременами ребенку служили мешочки, сшитые наподобие переметной сумки - хурджуна. В них засовывали ножки малыша. Первую ритуальную посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь. После получения бата родители новоявленного наездника на радостях, что их ребенок впервые сел верхом на коня, устраивали праздник.
Все, что касается верховой езды относилось и к девочкам. В 7-8 лет девочки впервые надевали простенькие украшения - сережки и плоские браслеты, начинали носить девичий головной убор - круглую шапочку, часто украшенную перьями филина, - такия, телпек, кепеш - или теплую шапку с меховой опушкой - борик.
В конце XIX века получило распространение девичье платье, украшенное оборками. Часто такие платья украшались вышивками, располагающимися на оборках или прикрывающими швы. Каждая девочка имела расшитые и украшенные позументом, монетами и вышивками камзол и безрукавку. Кстати, в 7-8 лет им переставали брить голову и начинали отращивать волосы, а тулым вплетали в косички. Момент первого заплетания кос девочке имел особое значение. По этому поводу устраивали небольшое угощение, а первый раз заплести волосы в косы просили добрую, многодетную женщину, славившуюся своим мастерством в ведении хозяйства и в домашних ремеслах.
Все взрослые в аулах всегда принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое, дерзкое пове­дение, то имели право остановить ребенка, поругать или объяснить, что так делать нельзя.
Но, конечно, наибольшее влияние традиционно играло старшее поколение - бабушка и дедушка со стороны отца. Именно старики являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению.
В 13-15 лет дети считались совершеннолетними, допускались к общественным собраниям, активно участвовали в хозяйственной и производственной деятельности.
Исследователи считают, что наши предки были заботливыми и нежными родители, а казахские дети - скромными, вежливыми, учтивыми. Дело в том, что родители не только предостерегали ребенка от совершения тех или иных действий, но и обязательно объясняли причины своего запрета. Такой подход позволял ребенку не забывать о нем и не совершать подобного вновь.
Однако, несмотря на некие ограничения, казахи никогда не стремились воспитывать детей полностью похожими на них самих себя, они хотели, чтобы потомки были более дальновидными, потому как "жить им во времени, отличном от нынешнего".
Так давайте же будем дальновидными!

2. Ориентируясь на поставленные вами на полях текста символы (v – +), заполните таблицу по методу «Т-схема»:



Что мы предположительно

знали

Что мы узнали

Что мы еще хотим узнать по теме













3. Ответьте на вопросы


- Как вы думаете, почему строго соблюдались обычаи, связанные с возрастом казахских детей (изменение прически, смена одежды, выполнение домашних обязанностей и др.)?
- Почему в казахских семьях не принято было физически наказывать детей?
- Какую пользу приносило воспитание у детей уважения к старшим?





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет