Е. В. Борисова ‚ÂрÓ-¬ÓÒÚÓ˜Ì˚È Ù‰Âр‡Î¸Ì˚È ÛÌË‚ÂрÒËÚÂÚ ËÏ. Ã.. ¿ÏÏÓÒÓ‚‡



жүктеу 117.58 Kb.

Дата10.02.2017
өлшемі117.58 Kb.

 

 

ISSN 1818-7889. ¬ÂÒÚÌËÍ Õ√”. –Âрˡ: œÂ‰‡„Ó„Ë͇. 2011. “ÓÏ 12, ‚˚ÔÛÒÍ 2 



© ≈. ¬. ¡ÓрËÒÓ‚‡, 2011 

 

 



 

 

УДК 37.0 



 

Е. В. Борисова 

 

–‚ÂрÓ-¬ÓÒÚÓ˜Ì˚È Ù‰Âр‡Î¸Ì˚È ÛÌË‚ÂрÒËÚÂÚ ËÏ. Ã.  . ¿ÏÏÓÒÓ‚‡  



ÛÎ. ŒÈÛÌÒÍÓ„Ó, 24, “‡ÚÚËÌÒÍËÈ ÛÎÛÒ, Ò. ¤Ú˚Í- ˛∏θ, 630000, —ÂÒÔÛ·ÎË͇ –‡ı‡ (flÍÛÚˡ) 

E-mail: bew.ru@mail.ru 

 

 

 



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНЫХ ИДЕАЛОВ ЧИТАТЕЛЯ И ПИСАТЕЛЯ  

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»  

В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ 

 

Рассматриваются методические пути взаимодействия ценностных идеалов читателя и писателя при изучении 

рассказа  И. С. Тургенева  «Бежин  луг»  в 6-м  классе  якутской  школы.  Делается  вывод  о  влиянии  литературного 

произведения на мировоззрение учащихся. 



Ключевые слова: концепция, природа и человек, образы звезды, миф, субъектные представления. 

 

 



В  «Концепции  модернизации  российско-

го  образования  на  период  до 2010 года» 

обозначено  существенное  расширение  поля 

деятельности школы. Именно школа должна 

направлять  все  усилия  на  воспитание  ини-

циативной,  нравственной,  предприимчивой, 

самостоятельной  личности,  обладающей 

общекультурной компетентностью, ответст-

венной  за  общезначимые  ценности,  способ-

ной  самоопределяться  в  культурном  про-

странстве,  ориентированной  на  высшие 

ценности  бытия.  Школа  должна  не  только 

закладывать  основы  социальной  ответст-

венности,  но  и  сохранять,  развивать  и 

транслировать духовное наследие. Именно в 

процессе  образования  и  воспитания  у  под-

растающего  поколения  создаются  реальные 

представления  о  подлинных  и мнимых цен-

ностях  жизни,  формируется  способность  к 

самостоятельному  выбору  духовно-нравствен-

ных понятий.  

Ценностью считается все то, что облада-

ет  для  людей  особой  значимостью,  выде-

ляющейся  на  привычном  фоне  их  обыден-

ной  жизни, и  потому  предпочитается  ими  в 

их  чувствах,  мыслях  и  желаниях.  Они  для 

человека  служат  объектами  его  интересов, 

выполняют  роль  повседневных  ориентиров 

в предметной и социальной действительности, 

которые  являются  желаемыми.  И. Д. Ле-

онтьев  считал,  что  ценность – это  «духов-

ный  или  материальный  объект,  имеющий 

определенную  жизненную  цену  и  способ-

ный удовлетворить интересы и потребности 

личности  и  общества» [Леонтьев, 1996. 

С. 16].  Н. А. Бердяев,  разрабатывая  пробле-

му  нравственных  ценностей,  пришел  к  вы-

воду,  что  «человек  представляет  абсолют-

ную  ценность  и  всякое  его  творчество 

значимо, а значит и ценно» [Бердяев, 1991]. 

Известный педагог  К. Д. Ушинский подчер-

кивал,  что  воспитание  нравственности  со-

ставляет  главную  задачу  воспитания,  при-

чем  более  важную,  чем  развитие  ума 

вообще,  наполнение  головы  познаниями. 

В педагогической  деятельности  важно  по-

нимание  ценности  как  идеала,  принятого 

личностью,  как  значимого  для  нее  явления, 

понятия. 

Учебный  предмет  «Литература»  занима-

ет центральное место в общей системе эсте-

тического  и  нравственного  воспитания 

школьников,  в  развитии  их  самосознания, 

познавательных  интересов,  коммуникатив-

ных  способностей,  художественного  вкуса, 

читательской и речевой культуры. Одной из 

важных  задач  «Федеральной  программы 

развития  образования»  является  «усиление 

воспитательной  функции  образования,  фор-

мирование гражданственности, трудолюбия, 

нравственности,  уважения  к  правам  и  сво-

бодам человека, любви к Родине, семье, ок-

ружающей  природе».  Это  определило  цели 

литературного  образования,  которым  соот-

ветствует  как  ныне  действующий  «Обяза-

тельный минимум содержания общего обра-

зования»,  так  и  Федеральный  компонент 

государственного  стандарта  образования  по 



 

≈.

 



¬.

 

¡ÓрËÒÓ‚‡ 



 

90

литературе.  Обучение  литературе  в  школе 



не  может  быть  вырвано  из  контекста 

школьного  учебно-воспитательного  процес-

са.  Сегодня  пересматриваются  цели  и  зада-

чи  школьного  образования,  решается  про-

блема  реализации  иных  педагогических 

подходов,  стилей,  являющихся  альтерна-

тивными  стилям  знаниевой  (когнитивно-

ориентированной)  парадигмы  образования. 

Обращается  пристальное  педагогическое 

внимание на конструирование учебного тек-

ста,  дидактического  материала,  методиче-

ских  рекомендаций  к  его  использованию. 

Учебный  материал  обеспечивает  выявление 

содержания субъектного опыта ученика, его 

преобразование,  а  не  только  расширение, 

интегрирование,  обобщение,  структуриро-

вание  полученных  знаний;  происходит  ак-

тивное  стимулирование  ученика  к  самоцен-

ной  образовательной  деятельности,  что 

обеспечивает  ему  возможность  самообразо-

вания,  саморазвития,  самовыражения.  Та-

ким  образом,  образовательный  процесс 

строится на учебном диалоге ученика и учи-

теля,  что  способствует  реализации  педаго-

гики сотрудничества. 

В  условиях  диалога  «читатель-автор»  на 

уроке литературы в средних классах внима-

ние  сосредоточивается  не  только  на  внут-

реннем  мире  героя  и  характере  его  взаимо-

отношений  с  миром,  но  и  на  ценностном 

кругозоре  как  автора  произведения,  так  и 

читателей-школьников,  раскрывается  миро-

ощущение  и  мирочувствование  героя  и  ав-

тора  на  основе  выявления  ценностного  от-

ношения  писателя  к  миру  и  человеку,  что 

позволяет  выявить  и  характер  мотивно-

образной  структуры  произведения.  Очевид-

но, что у каждого писателя выявляется свой 

круг  ценностей,  определяющий  его  миро-

ощущение,  а  также  характер  художествен-

ности.  Так,  круг  ценностных  идеалов 

И. С. Тургенева  можно  определить  следую-

щими  категориями:  гармоничное  единение 

человека  и  природы,  идеалы  «естественно-

сти», восходящие еще к идеям Ж.-Ж. Руссо, 

единство  дворянского  и  крестьянского  на-

чал  в  своей  устойчивой  патриархальности, 

единство кратковременного и вечного. 

В  подростковом  возрасте  совершаются 

глубокие  изменения  в  духовной  жизни  че-

ловека. «По всем направлениям происходит 

становление  качественно  новых  образова-

ний,  появляются  элементы  взрослости  в  ре-

зультате  перестройки  организма,  самосозна-

ния,  отношений  со  взрослыми  и  товарища-

ми…,  интересов,  познавательной  и  учебной 

деятельности…» [Леонтьев, 1996. С. 101]. 

Особая  роль  в  развитии  личности  ребенка 

принадлежит  искусству  слова,  художествен-

ной  литературе,  выступающей  средством 

познания окружающего мира и человеческих 

отношений. Восприятие искусства обогащает 

мыслью,  вызывает  раздумья,  которые рожда-

ются в процессе эмоционального переживания. 

Произведения  И. С. Тургенева  с  их  глубоким 

психологическим  подтекстом  и  вниманием  к 

философским  проблемам  при  правильной  ор-

ганизации их восприятия школьниками прони-

кают в душу юного читателя и открывают ему 

новое знание о жизни, о нем самом, делают его 

чище, лучше и мудрее.  

Рассказ  «Бежин  луг»  относится  к  числу 

тех произведений, в которых сполна отрази-

лось  существо  мировидения  писателя.  По-

этому, возможно, гораздо продуктивнее свя-

зывать его изучение с освоением учащимися 

проблемы  «мир  и  человек  в  литературе». 

Как отмечает А. Б. Муратов, «Бежин луг» – 

рассказ о природе в ее отношении к челове-

ку, и в этом своем смысле – «одно из прин-

ципиально  важных  для  Тургенева  произве-

дений» (цит. по [Леонтьев, 1996. С. 192]).  

Пожалуй, ни один из рассказов «Записок 

охотника»  так  не  насыщен  природой,  как 

этот.  Между  рассказами  ребят  Тургенев 

время  от  времени  вклинивает  строчки  то  о 

ночных  природных  звуках,  то  о  голубе,  на-

летевшем  на  огонек,  то  о  том,  как  шуршит 

камыш,  то  снова  описание  природы;  закан-

чивается  тургеневское  произведение  пре-

красным обширным пейзажем.  

Мысль о том, что «человека не может не 

занимать  природа»,  для  писателя  является 

непреложной, ибо человек «связан с ней ты-

сячью  неразрывных  нитей:  он  сын  ее». 

И уже хотя бы в силу этой причины «никто 

не  может  сказать,  что  он  ее  положительно 

не  любит».  Однако  Тургенев  склонен  ус-

матривать  в  человеческой  любви  к  природе 

«много  эгоизма.  А  именно:  мы  любим  при-

роду в отношении к нам; мы глядим на нее, 

как  на  пьедестал  наш».  Он  же,  напротив, 

считает,  что  «эта  любовь  должна  быть  бес-

корыстна»: «любите природу не в силу того, 

что она значит в отношении к вам, человеку, 

а в силу того, что она вам сама по себе мила 

и дорога». 

Особенностью  композиции  тургеневско-

го  текста  является  прием  обрамления:  он 


¬Á‡ËÏÓ‰ÂÈÒÚ‚Ë ˆÂÎÓÒÚÌ˚ı Ë‰Â‡ÎÓ‚ ˜ËÚ‡ÚÂΡ Ë ÔËÒ‡ÚÂΡ ‚ ÔрÓˆÂÒÒ ËÁÛ˜ÂÌˡ р‡ÒÒ͇Á‡Ö 

91

начинается  картиной  прекрасного  июльско-



го  дня,  в  описании  которого  концентриру-

ются  слова  с  семой  «свет»,  и  завершается 

образом утреннего «молодого горячего цве-

та».  Образ  света – сквозной  образ  рассказа. 

В  семантической  композиции  текста  ему 

противопоставлен  образ  мрака  («мрак  бо-



ролся со светом»)

В  рассказе  «Бежин  луг»  учащиеся  при 

первичном  восприятии,  в  целом,  не  пони-

мают роли природы, считая ее лишь фоном 

событий.  Главными  героями  они  считают 

мальчиков, почти не замечают, что весь рас-

сказ  построен  на  описании  самых  разнооб-

разных  состояний  природы.  Характер  вос-

приятия  рассказа,  субъектности  учащихся 

этого  возраста  создает  методическую  про-

блему в его изучении и понимании, которая 

может  быть  разрешена  путем  создания  ус-

ловий для диалога читателя-шестиклассника 

и автора произведения. Условия диалогиче-

ского  характера  формируются  через  обра-

щение  к  субъектному  опыту  читателя-

школьника  в  процессе  анализа  и  интерпре-

тации  художественного  текста,  к  художест-

венной, критической и научной интерпрета-

циям рассказа.  

Так как рассказ «Бежин  луг» не вошел в 

программу  по  русской  литературе  под  ре-

дакцией  М. В. Черкезовой,  мы  решили  изу-

чить  данное  произведение  в 6-м  классе  на 

двух уроках внеклассного чтения. Уроки по 

рассказу  И. С. Тургенева  могут  быть  по-

строены  по  принципу  актуализации  ценно-

стных  идеалов  читателя  и  писателя.  Рас-

смотрим  примерный  ход  уроков,  покажем 

методические  пути  взаимодействия  ценно-

стных идеалов читателя и писателя, способ-

ствующие  расширению  и  преобразованию 

ценностного опыта школьника. 

На  первом  уроке  мы  использовали  ре-

продукции  картины  М. Врубеля  «Пан».  Ре-

бята  подбирают  эпитеты,  сравнения,  кото-

рые  помогут  нам  описать  картину,  часть  из 

них  записывают  в  тетрадь.  Необходимо  по-

мочь детям почувствовать, что с такими су-

ществами,  как  Пан,  не  может  быть  связана 

обыкновенная  земля  под  небесами,  но  не-

пременно  пространство,  распахнутое  во 

вселенную, в космос; их объемлет само ми-

роздание:  беспредельная  ширь  земли,  без-

донная глубина неба. Уже в среднем школь-

ном  возрасте (5–7-е  классы)  на  уроках 

литературы  нужно  направлять  учащихся  на 

глубокие вопросы об устройстве мира, фор-

мировать  систему  представлений  о  мире,  о 

нас  самих  и  обществе,  т. е.  формировать 

мировоззрение.  

В начале школьного обучения (8–11 лет) 

ребенку  присущи  элементы  образного  вос-

приятия  мира.  Эта  бессознательная  прича-

стность  к  миру  связана  с  тем,  что  ребенок 

воспринимает себя (свою жизнь) через оду-

хотворение объектов внешнего мира, не ви-

дит  отчетливо  границы  между  пространст-

вом  своего  Я  и  остальным  «космосом». 

В этот  период  взаимодействие  с  миром  ха-

рактеризуется  эмоционально-образной  до-

минантой на оси восприятия «рационально-

логическое – эмоционально-образное».  То-

гда,  например,  небо  может  стать  великим 

родителем и им можно будет гордиться так 

же, как матерью и отцом («Звездным небом 

можно гордиться»). 

Человек живет на земле, дышит, радуется 

или  огорчается,  трудится,  словом

 

 –  живет 



земной жизнью. Но взор человека, независи-

мо  от  возраста,  национальности,  рода  заня-

тий,  независимо  от  того,  в  какое  время  жил 

или живет, устремлен ввысь, в небо, в космос.  

В  рассказе  И. С. Тургенева  «Бежин  луг» 

и  во  многих  других  произведениях  литера-

туры,  изучаемых  в  среднем  звене,  так  или 

иначе  звучит тема космоса, которая являет-

ся  своеобразным  прологом  к  изучению  ли-

тературы в старших классах, когда эта тема 

исследуется глубоко. Мысль о связи челове-

ка  с  «природой-космосом» – тургеневская 

мысль  [Бердяев, 1991. С. 124].  В  начале 

урока  знакомим  шестиклассников  с  цитата-

ми из произведений поэтов XIX в., которые 

еще  предстоит  изучать  в  старших  классах: 



«Но  меркнет  день – настала  ночь; /  При-

шла –  и  с  мира  рокового /  Ткань  благодат-

ную 

покрова, / 

Сорвав, 

отбрасывает 

прочь… / И бездна нам обнажена / С своими 

страхами и мглами, / И нет преград меж ей 

и нами – / Вот отчего нам ночь страшна!» 

(Ф. И. Тютчев);  «Ночь  тиха,  пустыня  вне-



млет богу, / И звезда с звездою говорит, …/ 

В  небесах  торжественно  и  чудно /  Спит 

земля  в  сиянье  голубом…»  (М. Ю. Лер-

монтов). Проблема, поднятая И. С. Тургене-

вым (человек и природа), не будет личност-

но освещенной, если учитель не обратится к 

личностному  пониманию  природы  самими 

учениками.  Здесь  может  помочь  своеобраз-

ный  алгоритм,  задаваемый  учителем:  при-

рода – это…,  лето – это…, ночь – какая?..., 

страх вызывает – что?... 


 

≈.

 



¬.

 

¡ÓрËÒÓ‚‡ 



 

92

Рассказ  Тургенева  дает  учащимся  воз-



можность  увидеть,  как  автор  передает  бо-

гатство  красок,  запахов  и  звуков  природы, 

ее непрерывное движение: Утро (небо ясно, 

утренняя  заря…  разливается  кротким  ру-

мянцем, солнце… светлое и приветливо лу-

чезарное),  день  (весело  и  величаво,  словно 

взлетая,  поднимается  могучее  светило, 

множество  круглых  высоких  облаков…  по-

добно  островам,  разбросанным  по  беско-

нечно  разлившейся  реке…),  вечер  (как  бе-

режно  несомая  свечка,  затеплится  на  нем 

(небе)  вечерняя  звезда),  ночь  (темное  чис-



тое  небо  торжественно  и  необъятно 

стояло над нами со всем своим таинствен-

ным великолепием, торжественно и царст-

венно  стояла  ночь,  эта  безлунная  ночь… 

была так же великолепна, как и прежде…), 

утро  следующего  дня  (бледно-серое  небо 

светлело, холодело, синело, звезды то мига-

ли  слабым  светом,  то  исчезали,  полились 

сперва  алые,  потом  красные,  золотые  по-

токи молодого, горячего света…). 

Анализируя  рассказ,  шестиклассники 

вспоминают,  что в русском народном пове-

рье  небо – терем  божий,  солнце  –  зоркий 



небесный страж, от глаз которого ничто не 

укроется, а звезды – очи, взирающих оттуда 



ангелов, и приходят к выводу, что литература 

воспользовалась  этими  данными  и  дает  пре-

красное изображение космоса теремом, а не-

бесных  светил – обитающей  там  семьей

Обожание  солнца  славянскими  племенами 

встречается  в  многочисленных  памятниках  на-

родной культуры от старинных песен и кресть-

янских обрядов до «Слова о полку Игореве».  

Изучение  русской  литературы  в  нацио-

нальной  школе  связано  с  трудностями  вос-

приятия и осмысления инокультурного про-

изведения.  Преодолеть  эти  трудности 

учащимся поможет обращение к знакомому 

материалу – якутскому фольклору. Для яку-

тов  солнце –  живое  существо. «К  солнцу 

якуты  относятся  с  великим  почтением,  так 

как они знают, что без светила жизнь невоз-

можна.  Все  красивое,  приятное  сравнивают 

с  солнцем» [Бердяев, 1991. С. 12].  Древние 

якуты  одухотворяли  все  окружающее  (рас-

тения,  животных,  Небо,  Землю)  и  разгова-

ривали  как  с  живым.  Постоянно  общаясь  с 

Небом,  Землей,  природой,  они  постигали 

тайну  мироздания.  Якуты  чувствовали  себя 

частью  космоса,  окружающей  природы. 

Мир  представлялся  им  трехъярусным: 

Верхний, Средний и Нижний. Небеса (верх-

ний мир) имеют куполообразную форму, по 

окружности  или  краям  сходятся  с  землей, 

которая, в свою очередь, по краям поднима-

ется  кверху.  Небо  воспринималось  как  мир 

божества,  место,  где  живут  Боги,  Урдук 

Айыылар. «Млечный  путь… «просто  шов 

неба» (халлаан сись), а по рассказам других, 

«это следы ступней Бога, оставленные им на 

небе.  Когда  он  ходил  там,  созидая  мир» 

[Волков, 1985. С. 643].  Якутские  дети  зна-

комы  и  с  мифом  о  месяце,  похитившем  де-

вушку-сироту,  которую  можно  увидеть  в 

полнолуние,  и  называется  она  «сиротой, 

душой луны». 

В  рассказе  «Бежин  луг»  мы  читаем: 



«Бесчисленные  золотые  звезды,  казалось, 

тихо  текли  все,  наперерыв  мерцая,  по  на-

правлению Млечного Пути и, право, глядя на 

них, вы как будто смутно чувствовали сами 

стремительный  безостановочный  бег  зем-

ли». «Гляньте-ка,  гляньте-ка,  ребятки, – 

раздался вдруг детский голос Вани, – глянь-

те на Божьи звездочки, – что пчелки роят-

ся! … Глаза всех мальчиков поднялись к небу 

и  не  скоро  опустились».  Мотив  звезды  тра-

диционен для литературы XIX и XX в. При-

сутствует  он  в  поэзии  А. С. Пушкина, 

М. Ю. Лермонтова, Е. Баратынского, других 

поэтов и писателей. Так, у Пушкина звезда – 

это  и  природное  начало,  и  звезда  дружбы 

(дружбы наконец отрадная звезда), и звезда 

свободы  (звезда  пленительного  счастья),  а 

также  звезда  любви («К  Дели»).  У  Лермон-

това образ звезды – символ вселенского бы-

тия. У поэта это понятие божественного по-

рядка,  порой  безучастного  к  людям.  Так, 

безучастность  звезд  по  отношению  к  чело-

веку,  превосходство  небесных  светил  над 

миром  людей  поэт  подчеркивает  в  стихо-

творении  «Звезда».  У  Баратынского  образ 

звезды тоже связан с мотивом любви, а так-

же  становится  приметой  божественного  на-

чала («Звезды»). 

Образы  звезд  возникают  в  тургеневском 

рассказе как символ судьбы, счастья, духов-

ной чистоты маленьких героев. Слово-образ 



звезда,  включенный  в  реплику  Вани,  соот-

носит  план  повествователя,  для  которого 

движение  золотых  звезд  отображает  безос-

тановочный бег земли, и план персонажей и 

возвращает  к  началу  рассказа  (тихо  мигая, 



как  бережно  несомая  свечка,  затеплит-

ся …звезда).  Звезда  получает  в  тексте  ряд 

образных  соответствий:  звезда-свечка,  звез-

дочки – пчелки,  которые  обладают  устойчи-


¬Á‡ËÏÓ‰ÂÈÒÚ‚Ë ˆÂÎÓÒÚÌ˚ı Ë‰Â‡ÎÓ‚ ˜ËÚ‡ÚÂΡ Ë ÔËÒ‡ÚÂΡ ‚ ÔрÓˆÂÒÒ ËÁÛ˜ÂÌˡ р‡ÒÒ͇Á‡Ö 

93

выми  символическими  смыслами.  Эти  обра-



зы  носят  архетипический  характер  (архети-

пические  образы,  или  образы-архетипы, – 

наиболее  древние образы, восходящие  к  ми-

фологии, «уходящие в неразличимую глубь» 

[Курляндская, 2001. С. 228]  и  служащие  об-

щим достоянием человечества). 

Далее отмечаем, что все действие проис-

ходит  на  берегу  речки  Снежеть,  олицетво-

ряющей  образ  «реки  жизни»,  уходящий 

корнями  в  мифологическое  сознание,  а  Бе-

жин  луг – это  художественное  пространст-

во, поле, на котором идет своя жизнь. 

Анализируя  содержание  рассказа,  мы 

приходим  к  выводу,  что  Бежин  луг – это 

деревенское  пастбище,  благоухающее  запа-

хами трав и летней ночи, – группа крестьян-

ских  подростков,  отправившихся  в  ночное, 

беседы  их  у  костра – это  реальные  черты 

деревенского  быта,  окутанные  густой  пеле-

ной  народной  мифологии,  легенд,  поверий, 

и  все  это  представлено  в  рассказе  в  гармо-

ническом  единстве,  образует  мир,  слабо  за-

тронутый  благами  и  язвами  цивилизации. 

«А  рассказы  детей  связаны  с  мифологиче-

скими представлениями древнего человека о 

природе,  когда  человек  еще  не  выделял  себя 

из природы и в его нерасчлененном сознании 

причудливо  смешивались  реальная  действи-

тельность  и  фантастический  вымысел.  Дети, 

по Тургеневу, пока не выпали из нее, не отпа-

ли от природы» [Серошевский, 1993. С. 63]. 

Бесспорно  то,  что  Тургеневу  особенно 

важно было передать читателю: мальчики у 

костра по-своему объясняют природные яв-

ления,  верят  в  случившееся,  в  то,  что  они 

рассказывают. Знаний было мало – отсюда и 

рождение  быличек.  Они  свидетельствуют  о 

стремлении  ребятишек  понять  и  объяснить 

причины событий, происходивших вокруг. 

В  начале  второго  урока  обращаемся  к 

картине  М. Врубеля  «К  ночи»,  которая  со-

ответствует  тургеневской  постановке  про-

блемы  ночи,  шире – человека  и  природы. 

Мотив единства человека и природы, разви-

ваемый в начале рассказа олицетворениями, 

сменяется  мотивом  наступления мрака, ночи, 

в описании которой актуализируются смыс-

лы  «таинственность», «тревога», «опас-

ность».  Первоначальная  гармония  в отноше-

ниях  человека  и  природы  оказывается 

разрушенной. Именно ночной пейзаж играет 

особую роль  в  создании   образно-символи- 

ческого плана текста. В темноте все делает-

ся  непростым,  таинственным,  заворажи-

вающим,  затягивающим.  Тайна  сгущается, 

все  становится  похожим  и  непохожим.  На 

полотне Врубеля побеждает ночь, ее страш-

ные  фантазии.  На  следующем  этапе  работы 

проводится  анализ  описания  ночи.  Предла-

гаем детям найти олицетворения, подчерки-

вающие  «одушевленность»  ночи  (мрак  бо-

ролся  солнцем,  ночь  приближалась  и  росла

звездочки …зашевелились, поднималась … и 

лилась  темнота);  слова,  описывающие 

ощущения  рассказчика  (точно  я  вошел  в 



погреб, ходить по ней (по траве) было как-

то  жутко,  сжалось  сердце  и  др.)  и  обра-

титься к субъективным представлениям: как 

вы  можете  представить  себе  летнюю  ночь, 

какие  детали  пейзажа  можем  высветить  в 

своем  воображении  (белая  ночь,  сырость, 

туман, таинственность)? 

Мы не остановимся на этапе беседы о та-

инственных  историях  мальчиков  и  согла-

симся  с  мнением  Ю. В. Лебедева,  который 

считает, что не следует делать упор на разли-

чиях характеров крестьянских ребят по соци-

ально-психологическим  признакам,  четко 

дифференцировать  рассказанные  ими  исто-

рии, в которых как-то отражается индивиду-

альная  речевая  манера  каждого  героя,  про-

являются их характеры. Мальчики здесь «не 

главные». «Главнее»  их – ночь,  огонь  у  ко-

стра,  звезды  на  небе,  само  небо  в  его  не-

представимой  и  тревожащей  беспредельно-

сти» [Юнг, 1987. С. 4], словом  – природное 

мироздание  и тайна,  сокрытая  в нем.  В фи-

нале  урока  снова  обратимся  к  личностным 

взглядам  учащихся.  Теперь  им  будет  легче 

рассуждать  по  вопросу,  что  есть  для  них 

природа  и  чем  она  является  для  И. С. Тур-

генева и его героев. 

Таким  образом,  тургеневский  рассказ, 

сопряженный  с  темой  космоса  (природы)  и 

вызывавший  объективные  трудности  в  его 

восприятии  шестиклассниками,  может  быть 

осмыслен  путем  выявления  ценностного 

отношения  писателя  и  самих  учеников  к 

природе  и  человеку  в  нем.  Постепенно  от 

урока  к  уроку  мы  расширяем  восприятие 

природы,  помогаем  увидеть  ее  красоту,  по-

нять  художественные  особенности  ее  во-

площения  в  литературных  произведениях, 

осмыслить  природу  как  одну  из  главных 

ценностей общечеловеческой культуры. 



 

 

≈.

 



¬.

 

¡ÓрËÒÓ‚‡ 



 

94

Список литературы 

 

Леонтьев  Д. А.  Ценность  как  междисци-

плинарное  понятие:  Опыт  многомерной 

конструкции //  Вопросы  философии. 1996. 

№ 4. С. 16–21. 



Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Мысль, 

1991. 318 с. 



Волков  И. Ф.  Литература  как  вид  худо-

жественного  творчества:  Кн.  для  учителя. 

М.: Просвещение, 1985. 192 с. 

Курляндская  Г. Б.  И. С.Тургенев:  миро-

воззрение,  метод,  традиции.  Тула:  Гриф  и 

К., 2001. 

Серошевский  В. Л.  Якуты.  Опыт  этно-

графического  исследования. 2-е  изд.  М., 

1993. 736 с.  

Юнг  К. Г.  Об  отношении  аналитической 

психологии  к  поэтико-художественному 

творчеству //  Зарубежная  эстетика  и  теория 

литературы XIX–XX вв. М., 1987. 512 с.  



Скокова Л. И. И. С.Тургенев о правах че-

ловека  в  «Записках  охотника».  М.:  Гелиос 

АРВ, 2005. 208 с.  

Лебедев  Ю. В. «Бежин  луг»  в  контексте 

«Записок  охотника» // Литература  в  школе. 

1985. № 5. С. 4–5. 

Тургенев И. С.  Отцы  и  дети.  Повести. 

Рассказы.  Стихотворения  в  прозе.  М.:  ООО 

«Изд-во АСТ», 2002. 704 с. 

Соловьев Е. А. И. С. Тургенев. Его жизнь 

и  литературная  деятельность.  М.:  Гелиос 

АРВ, 2005. 160 с.  

 

Материал поступил в редколлегию 20.03.2011



 

E. V. Borisova 

 

READER’S AND WRITER’S VALUE IDEALS INTERACTION: 

STUDYING I. S. TURGENEV’S STORY «BEZHIN LUG» IN YAKUT SCHOOL 

 

Some methods to study I.S. Turgenev’s story «Bezhin lug» in the 6th form of Jakut school are discussed. The influ-



ence of literature on pupils’ mental vision is shown. 

Keywords: conception, nature and human being, star images, myth, personal ideas. 

 




©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал