2
УДК 781.1 (574)
ББК 85.3 (5к)
К 59
Рекомендовано к изданию Ученым советом Павлодарского государствен-
ного педагогического университета 23.12.2019 г., протокол №2
Рецензенты:
А. Бердибай –
доктор философии PhD, доцент КНК им. Курмангазы,
г. Алматы
Е. Жанайхан – доктор философии PhD, ассоциированный профессор,
г. Павлодар
К 59
Кокумбаева Б.Д. Казахская музыкальная культура: учебное пособие /
Б.Д. Кокумбаева. – Павлодар: ПГПУ, 2020. – 134 с.
ISBN 978-601-267-590-0
В
учебном пособии представлена авторская концепция казахской
музыкальной культуры, базирующаяся на материале научных данных.
Книга предназначена для студентов и магистрантов
при изучении курсов
«История казахской музыки», «История духовной культуры казахского
народа», «Казахская музыкальная культура», а также для учителей предмета
«Музыка» в школе, преподавателей в этих областях и всех углубленно
интересующихся неисчерпаемым миром музыки Великой Степи.
УДК 781.1 (574)
BBK 85.3 (5к)
ISBN 978-601-267-590-0
© Б.Д. Кокумбаева, 2020.
© Павлодарский государственный педагогический университет, 2020.
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Казахская музыкальная культура – универсальный и одновременно
уникальный феномен общечеловеческой цивилизации,
состоявшийся
в ходе длительной исторической эволюции. Она включает в себя два
типологических пласта: восточную устную саз и западную письменную
музыку, органичное взаимодействие которых образует неповторимый
облик казахской музыкальной культуры.
Исходным является автохтонный саз, характеризующийся после-
довательным развитием и оказавшийся жизнеспособным и в наши дни.
Культурно-историческое значение саз состоит в том, что, во-первых,
сохранены универсальные истоки устного способа трансляции культу-
ры как общечеловеческого достояния. Во-вторых, она получила высо-
кое развитие как самоценная казахская
культура, убедительным агру-
ментом чему устнопрофессиональное творчество жырау, әнші, сал,
сері, күйші и ақынов. И, наконец, в-третьих, культура саз составила
стержнеобразующее основание казахской музыкальной культуры как
мирового феномена.
Цель данного учебного пособия – дать целостное представление о
истории и теории казахской музыкальной
культуры как предмета
междисциплинарного исследования.
Задачи курса: охарактеризовать сущность, цель и задачи казахской
музыкальной культуры в системе музыкально-педагогического образо-
вания; осветить музыкальный мир казахов в контексте таких научных
направлений, как историология, историография, история Казахстана,
культурология, кочевниковедение, тенгриановедение, музыковедение и
друге сферы; дать представление о морфологии казахской музыкальной
культуры, а именно:
искусства, образования и науки в
культурно-
историческом измерении; осветить социодинамику казахской музы-
кальной культуры в контексте мирового исторического процесса.
Содержание и структура учебного пособия определяются сказан-
ным и включают три модуля.
В модуле 1 дается краткая характеристика казахской музыкальной
культуры как научной и учебной
дисциплины и обосновывается
авторская периодизация ее основных этапов.
В модуле 2 предпринимается анализ морфологии (строения)
казахской музыкальной культуры как сложного двуединого пласта. А
именно: саз и музыка; характеризуются такие его формы, как искусство,
образование и наука.
В модуле 3 представлен авторский взгляд на казахскую музыкаль-
ную культуру как диалектику всеобщего – особенного – единичного.
4
Как всеобщее казахская музыкальная содержит универсальные истоки,
восходящие к синкретической целостности общечеловеческой цивили-
зации. Как особенное составляет номадическое музыкальное бытие
тюркского мира Центральной Азии. Как уникальное есть живой
развивающийся феномен современного культурного мира.
Таким образом, общий вывод состоит в том, что казахская музы-
кальная культура значима как жизнеспособный феномен, способный
адаптироваться к социокультурной трансформации.
Она состоялась в
результате живого взаимодействия устного и письменного пластов,
образующих неповторимый мир музыки казахов.