Учебное пособие по элективному курсу для специальности Музыкальное образование Павлодар 020 (574)



Pdf көрінісі
бет1/56
Дата22.01.2023
өлшемі0,87 Mb.
#62268
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56
Байланысты:
Кокумбаева Казахская муз культура



1/1


Министерство образования и науки Республики Казахстан 
Павлодарский государственный педагогический университет 
Б.Д. Кокумбаева 
КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
Учебное пособие
по элективному курсу 
для специальности Музыкальное образование 
Павлодар 
2020 



УДК 781.1 (574) 
ББК 85.3 (5к) 
К 59 
Рекомендовано к изданию Ученым советом Павлодарского государствен- 
ного педагогического университета 23.12.2019 г., протокол №2 
Рецензенты
А. Бердибай – доктор философии PhD, доцент КНК им. Курмангазы, 
г. Алматы 
Е. Жанайхан – доктор философии PhD, ассоциированный профессор, 
г. Павлодар 
К 59 Кокумбаева Б.Д. Казахская музыкальная культура: учебное пособие / 
Б.Д. Кокумбаева. – Павлодар: ПГПУ, 2020. – 134 с. 
ISBN 978-601-267-590-0 
В учебном пособии представлена авторская концепция казахской 
музыкальной культуры, базирующаяся на материале научных данных. 
Книга предназначена для студентов и магистрантов при изучении курсов 
«История казахской музыки», «История духовной культуры казахского 
народа», «Казахская музыкальная культура», а также для учителей предмета 
«Музыка» в школе, преподавателей в этих областях и всех углубленно 
интересующихся неисчерпаемым миром музыки Великой Степи. 
УДК 781.1 (574) 
BBK 85.3 (5к) 
ISBN 978-601-267-590-0 
© Б.Д. Кокумбаева, 2020. 
© Павлодарский государственный педагогический университет, 2020. 



ПРЕДИСЛОВИЕ 
 
Казахская музыкальная культура – универсальный и одновременно 
уникальный феномен общечеловеческой цивилизации, состоявшийся 
в ходе длительной исторической эволюции. Она включает в себя два 
типологических пласта: восточную устную саз и западную письменную 
музыку, органичное взаимодействие которых образует неповторимый 
облик казахской музыкальной культуры. 
Исходным является автохтонный саз, характеризующийся после- 
довательным развитием и оказавшийся жизнеспособным и в наши дни. 
Культурно-историческое значение саз состоит в том, что, во-первых, 
сохранены универсальные истоки устного способа трансляции культу- 
ры как общечеловеческого достояния. Во-вторых, она получила высо- 
кое развитие как самоценная казахская культура, убедительным агру- 
ментом чему устнопрофессиональное творчество жырау, әнші, сал, 
сері, күйші и ақынов. И, наконец, в-третьих, культура саз составила 
стержнеобразующее основание казахской музыкальной культуры как 
мирового феномена. 
Цель данного учебного пособия – дать целостное представление о 
истории и теории казахской музыкальной культуры как предмета 
междисциплинарного исследования. 
Задачи курса: охарактеризовать сущность, цель и задачи казахской 
музыкальной культуры в системе музыкально-педагогического образо- 
вания; осветить музыкальный мир казахов в контексте таких научных 
направлений, как историология, историография, история Казахстана, 
культурология, кочевниковедение, тенгриановедение, музыковедение и 
друге сферы; дать представление о морфологии казахской музыкальной 
культуры, а именно: искусства, образования и науки в культурно-
историческом измерении; осветить социодинамику казахской музы- 
кальной культуры в контексте мирового исторического процесса. 
Содержание и структура учебного пособия определяются сказан- 
ным и включают три модуля. 
В модуле 1 дается краткая характеристика казахской музыкальной 
культуры как научной и учебной дисциплины и обосновывается 
авторская периодизация ее основных этапов. 
В модуле 2 предпринимается анализ морфологии (строения) 
казахской музыкальной культуры как сложного двуединого пласта. А 
именно: саз и музыка; характеризуются такие его формы, как искусство, 
образование и наука. 
В модуле 3 представлен авторский взгляд на казахскую музыкаль- 
ную культуру как диалектику всеобщего – особенного – единичного. 



Как всеобщее казахская музыкальная содержит универсальные истоки, 
восходящие к синкретической целостности общечеловеческой цивили- 
зации. Как особенное составляет номадическое музыкальное бытие 
тюркского мира Центральной Азии. Как уникальное есть живой 
развивающийся феномен современного культурного мира. 
Таким образом, общий вывод состоит в том, что казахская музы- 
кальная культура значима как жизнеспособный феномен, способный 
адаптироваться к социокультурной трансформации. Она состоялась в 
результате живого взаимодействия устного и письменного пластов, 
образующих неповторимый мир музыки казахов. 





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет