Мартьянова Ирина Анатольевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье обосновывается актуальность внедрения в образовательный процесс вуза модели поликультурного
образования как системообразующего фактора развития поликультурных и толерантных свойств личности
студента. Раскрыто содержание понятия "поликультурная личность". Также рассмотрены методологические и
практические аспекты реализации поликультурного образования в вузе.
Адрес статьи:
www.gramota.net/materials/1/2014/7/26.html
Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора(ов) по рассматриваемому вопросу.
Источник
Альманах современной науки и образования
Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (85). C. 97-99. ISSN 1993-5552.
Адрес журнала:
www.gramota.net/editions/1.html
Содержание данного номера журнала:
www.gramota.net/materials/1/2014/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства:
www.gramota.net
Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес:
almanaс@gramota.net
ISSN 1993-5552
Альманах современной науки и образования, № 7 (85) 2014
97
EPITHETS AS MEANS OF CONCEPT “NATURE” REPRESENTATION
IN LYRICS OF THE TRANS-URAL POET B. E. CHEREMISIN
Maksimovskikh Anna Gennad'evna, Ph. D. in Philology
Shadrinsk State Pedagogical Institute
anneta@shadrinsk.net
This article considers epithets as a means of the concept “Nature” representation in the lyrics of the Trans-Ural poet B. E. Cheremisin
in linguo-culturological aspect. In this regard the epithets composition is described within the framework of the concept fragments,
the peculiarities of their use are revealed, as well as their role in the transference of the author’s worldview is identified.
Key words and phrases: linguo-culturological aspect; concept “Nature”; structure; fragments; epithets.
_______________________________________________________________________________________________________
УДК 378.1
Педагогические науки
В статье обосновывается актуальность внедрения в образовательный процесс вуза модели поликультур-
ного образования как системообразующего фактора развития поликультурных и толерантных свойств
личности студента. Раскрыто содержание понятия «поликультурная личность». Также рассмотрены
методологические и практические аспекты реализации поликультурного образования в вузе.
Ключевые слова и фразы: поликультурная личность; поликультурное образование; диалог культур; культу-
рологический подход; принцип культуросообразности; коммуникативно-развивающая среда.
Мартьянова Ирина Анатольевна, к. пед. н., доцент
Сарапульский политехнический институт (филиал)
Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова
marti_5@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
©
Глобализационные процессы и интеграция России в мировое сообщество определили социальный заказ
общества к отечественной системе образования на формирование поликультурной личности, способной
успешно адаптироваться в современном поликультурном пространстве, принимая ценности и смыслы открытого,
демократического социума. В современном полиэтнокультурном пространстве далеко не всем представителям
молодого поколения удается реализовать свой личностный и профессиональный потенциал. Наблюдаются такие
характерные проявления низкого уровня адаптивности молодежи как ценностно-нормативная неопределенность,
утрата этнической идентичности и культурная маргинальность, неприятие других этнофоров и пренебрежение к
иным этническим картинам мира, незнание коммуникативных стратегий межкультурного общения. Подобные
негативные проявления затрудняют продуктивную адаптацию выпускников вуза в современных социокультур-
ных условиях, снижают возможности реализации их жизненных планов, тормозят социальную мобильность.
В связи с вышеизложенным на образовательные учреждения возлагается большая ответственность – воспита-
ние этнически идентичной и поликультурной личности, ориентированной через свою культуру на другие.
В условиях культурного многообразия понятие «поликультурная личность» отражает новый современный
тип личности, способный воспринимать родную культуру в многообразии связей со всем человечеством. В поли-
культурном сознании позитивный образ собственной этносоциокультурной группы соотносится с позитивно-
ценностным отношением к другим этнофорам и субкультурным аутгруппам. Как носитель и трансформатор
определенной культуры, поликультурная личность способна к принятию общечеловеческих ценностей и готова
на их основе к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству в интеркультурной среде. Основополагающим
свойством поликультурно-ориентированной личности является диалогический способ мышления, который поз-
воляет осмыслить мир современной культуры в диалектике единого и многообразного, выстроить многокультур-
ную картину мира. Таким образом, поликультурная личность – это интегративная характеристика, определяющая
способность (готовность) личности на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других
культур, атрибутивными свойствами которой выступают гуманность, установка на общечеловеческие ценности,
диалогическое мышление, толерантность, многокультурная идентичность. Только такой тип личности может
полноценно реализовать себя в глобальном мире независимо от национальной и культурной принадлежности.
Отвечая на вызов времени, система образования должна заложить в молодое поколение оптимальные
адаптационные модели поведения в полиэтнокультурной среде, в том числе сформировать поликультурное
мышление, чувство солидарности, толерантность, навыки межкультурного общения, способность к диалогу
(полилогу). Развитие поликультурной личности как гражданина страны, Европы, мира должно стать прио-
ритетной задачей в современном воспитательно-педагогическом процессе.
©
Мартьянова И. А., 2014
Издательство «Грамота»
www.gramota.net
98
В этом плане высшая школа имеет широкие возможности для целенаправленного формирования и разви-
тия поликультурных свойств студентов, так как, включаясь в интеркультурную среду современного вуза,
каждый из них вынужден самостоятельно выстраивать коммуникативный процесс в пространстве несовпа-
дающих культурных и религиозных ценностей, стереотипов мышления и поведения. Поскольку студенче-
ству присущи повышенная потребность в общении и социальная активность, вуз может использовать эти
факторы для актуализации поликультурных, в том числе толерантных качеств личности в процессе обуче-
ния. Решение этой задачи необходимо сочетать с развитием у студентов навыков продуктивного взаимодей-
ствия, овладением технологией сотрудничества, включающей способности преодолевать свои этно- и куль-
турно-центристские тенденции и предубеждения, умения корректировать собственное поведение с целью
достижения взаимопонимания в межкультурном взаимодействии.
Одним из современных инновационных образовательных средств, с помощью которого формируются по-
ликультурные компетенции студенческой молодежи, является модель поликультурного образования, которая
реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Со-
держанием поликультурного образования является приобщение молодежи к этнической, национальной и ми-
ровой культуре, формирование на этой основе поликультурной картины мира, развитие планетарного созна-
ния. Очевидно, что педагогика поликультурности и толерантности должна пронизывать все ступени системы
образования, и высшая школа является важным звеном в непрерывном процессе развития поликультурных ка-
честв личности. Поликультурная компонента в образовательной деятельности вуза должна стать самостоя-
тельным направлением, пронизывая все учебные дисциплины и внеучебную деятельность студентов.
Реализация поликультурного образования в вузе предполагает решение следующих задач:
1. Овладение студентами знаниями о культуре своего народа как условие духовной интеграции в другие
культурные миры.
2. Изучение различных культурных моделей через знакомство с религией, традициями, искусством наро-
дов своей страны и мира.
3. Формирование убеждений о равенстве всех культур и недопустимости признания какой-либо одной
культурной модели.
4. Формирование культуры толерантности как инструмента межкультурного и межнационального общения.
5. Изучение демократических ценностей и на этой основе формирование качеств гражданина страны –
Европы – мира.
6. Формирование умений и навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества в полиэтнокуль-
турной среде.
7. Формирование активной позиции студенчества в недопустимости национализма, культурной агрессии,
культурной дискриминации и культурного вандализма.
В качестве основных путей и средств внедрения в образовательный процесс вуза модели поликультурно-
го образования можно обозначить следующие:
1. Концептуальной основой поликультурного образования выступает теория диалога культур [1], которая
ориентирует образовательную деятельность на активный диалог с различными культурными мирами через
приобщение студенческой молодежи к национальной и мировой культуре; организацию образовательного
процесса как диалога носителей различных культур, где студент раскрывается как субъект межкультурной
коммуникации, как носитель и трансформатор определенной культуры.
2. Реализация диалога культур в образовательном процессе вуза осуществляется посредством культуро-
логического подхода, в котором базовым методологическим положением выступает культуросообразность
как принцип совпадения целей образования с целями культуры [2]. Культурологический подход рассматри-
вает образование как культурный процесс в культуросообразной образовательной среде, ориентированный
на развитие студента как субъекта культуры в процессе диалога. Культурные смыслы поликультурного об-
разования реализуются, прежде всего, в процессе диалогического общения студентов, где оно выступает
важнейшим фактором формирования культурной, межкультурной, коммуникативной компетентностей бу-
дущего специалиста и его становления как поликультурного субъекта.
3. Практическое внедрение педагогики поликультурности в студенческую среду связано с введением
сквозной поликультурной составляющей во все учебные дисциплины, а также во внеучебную (обществен-
ную, научную, досуговую) деятельность студентов. Особое значение в решении поставленных задач при-
надлежит социально-гуманитарному знанию, определяющему мировоззренческие ориентиры студентов.
Кроме того, следует стимулировать научно-исследовательскую работу студентов в аспекте диалога культур
и кросскультурных проблем.
4. Определяющим условием развития поликультурных и толерантных качеств студентов является созда-
ние коммуникативно-развивающей среды обучения, активизирующей коммуникативный потенциал студен-
тов на основе диалога, совместной деятельности и взаимоотношений сотрудничества всех субъектов образо-
вательного процесса. Основным средством организации коммуникативно-развивающего поля выступают
интерактивные методы познавательной и творческой деятельности студентов в микро-группах (диадах, три-
адах), в малых группах (5-7 человек) и в расширенных группах (15-20 человек). В основе интерактивного
обучения – непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом, возникающий на ос-
нове субъект-субъектных отношений. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в
условиях обучения в вузе опыт плодотворного сотрудничества студент смог перенести во внешний мир и
успешно его использовать (что соответствует современной компетентностной парадигме в образовании).
ISSN 1993-5552
Альманах современной науки и образования, № 7 (85) 2014
99
Следует обратить внимание на организацию самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. Педа-
гогическая практика показала эффективность использования групповых форм выполнения домашних зада-
ний: научно-исследовательская работа в команде, совместная разработка конкретного проекта, выполнение
творческих заданий, подготовка «круглого стола» или конференции.
В целях расширения поликультурного кругозора студентов следует активизировать проведение студен-
ческих конференций, фестивалей, олимпиад, международных встреч, творческих конкурсов, выставок в ву-
зе, приобщающих студентов к культурным богатствам человечества и многообразным формам творчества и
созидания, развивающих способности студентов осуществлять общение с окружающим миром на языках
морали, науки, искусства.
Таким образом, формирование поликультурной и толерантной личности, способной к диалогическому
межкультурному общению, должно стать необходимым компонентом профессионально-личностного ста-
новления студента в процессе обучения в вузе. В глобальном социуме поликультурное образование является
основой для будущего развития личности и как профессионала и как человека культуры. Непосредственно в
образовательной практике вуза педагогика поликультурности реализуется через создание в процессе обуче-
ния духовно-гуманитарной культуросообразной среды в единстве культурно-образовательного, поликуль-
турного и коммуникативно-развивающего пространства.
Список литературы
1. Белогуров А. Идея поликультурности в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 109-112.
2. Библер В. С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
3. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
4. Мартьянова И. А. Поликультурное образование в вузе как основа успешной социализации студенческой молодежи
в условиях глобализации // Реальность этноса. Образование и этносоциализация молодежи в современной России:
сб. статей XIV Международной научно-практической конференции РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2012. С. 294-300.
STUDENT’S MULTICULTURAL PERSONALITY FORMATION IN HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS
Mart'yanova Irina Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor
Sarapul Polytechnic Institute (Branch) of Izhevsk State Technical University
marti_5@mail.ru
The article substantiates the topicality of multicultural education model introduction into higher school educational process as the
core factor in the development of the multicultural and tolerant properties of the student’s personality. The content of the notion
“multicultural personality” is revealed. The methodological and practical aspects of multicultural education implementation at a
higher education establishment are also considered.
Key words and phrases: multicultural personality; multicultural education; dialogue between cultures; culturological approach;
culture conformity principle; communicative-developing environment.
_______________________________________________________________________________________________________
УДК 316.324.8
Социологические науки
Повсеместное распространение Интернета приводит к качественным изменениям в укладе жизнедея-
тельности человека, использующего все возрастающие возможности Сети. Сетевой человек, сетевой со-
циум, сетевая экономика, сетевой интеллект – таковы основные реалии в жизни человечества, требующие
своего теоретического и практического осмысления. В статье предлагается рассмотрение коллективного
разума как системы. Обозначены цель, структура, основные компоненты этой системы.
Ключевые слова и фразы: информация; информационное общество; Интернет; социальная сеть; коллектив-
ный разум; знания.
Мосьяков Игорь Владимирович
г. Москва
elladeadmin@gmail.com
Мосьяков Владимир Евгеньевич, к.т.н., доцент
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
balalu@bk.ru
ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА
©
Массовое использование социальных сетей в XXI веке обусловило появление и бурный рост в Ин-
тернете профессиональных социальных сетей, объединяющих как отдельных профессионалов, так и
©
Мосьяков И. В., Мосьяков В. Е., 2014
Достарыңызбен бөлісу: |