Тема: Идеологические ценности представителей течения «Зар заман» «Зар заман» («Эпоха скорби») – литературное направление, во многом связанное с упадническими настроениями после присоединения Казахстана к России в ХVIII веке, уничтожения царским правительством прежней системы управления, проведения административных реформ 1867–1868 годов.
«…акынов одной эпохи и одного направления назвали акынами «Зар заман» - М. Ауэзов.
Содержание и идеологические ценности поэзии эпохи «Зар заман». Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.
Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально-экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.
Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.
Поэты в своем творчестве осуждали взяточничество волостных управителей, падение авторитета биев, доносительство и т.д. Одни поэты, не видя выхода из создавшегося положения, стали искать его в распространении идей о лучшей жизни в ином мире. Другие ушли в идеализацию прошлого, т.к. подавление ряда восстаний первой половины XIX века вселило в них неверие в будущее.
Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.
Дулат Бабатайулы являлся свидетелем отмены ханской власти в 1822-1824 годах, строительства окружных центров, административно-территориальных реформ 1867-1869 годов, ряда национально-освободительных движений. В стихотворении «О, Сарыарка, Сарыарка!» он отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку» раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения. Поэт называл их предателями интересов своего народа, древних обычаев и традиций. Бабатайулы мечтал о тех днях, когда восстановится Казахское ханство времен великого Абылая, и восхвалял тех, кто боролся за свободу народа. В начавшемся кризисе казахского традиционного общества он отчасти винит султанов и ханов, взаимные распри которых сделали легкой добычей Российской империи Казахское ханство. Поэт подвергает критике тех степняков, кто прислуживает царскому правительству.
Шортанбай Канайулы в своем творчестве раскрывал сущность социальных преобразований в казахском обществе, был свидетелем его расслоения на бедных и богатых. В стихотворении «Зар заман» поэт критически отзывался о процессе принятия казахами российского подданства, с которым он связывает все отрицательные явления жизни общества: обнищание степняков, политику христианизации, массовое переселение крестьян в край, строительство линий военных укреплений, забвение народных традиций и обычаев. Шортанбай осуждает биев, которые не всегда добросовестно исполняли свои обязанности и чсто брали взятки, что видно из его стихотворения-обращения «Бии, не берите взяток». Не находя выхода из создавшегося положения, Шортанбай призывает людей искать защиту в исламе и соблюдать религиозные обряды. По этому поводу он пишет следующее: «Вера – свет души». Среди современников он был известен и как признанный участник словесных поэтических состязаний – айтысов.
Мурат Монкеулы в своих произведениях «Казтуган» и «Уш киян», будучи свидетелем массового крестьянского переселения, отобразил процесс потери казахами своих этнотерриториальных земель. Выход из создавшейся ситуации он видит в откочевке в те районы, куда еще не дошли крестьяне-переселенцы. Поэт вспоминает о тех временах, когда благодаря мудрой политике прежних правителей Степь оказывалась недосягаемой для колониальных устремлений царизма. В то же время поэт рьяно защищает позиции ислама в Степи, видит в политике укрепления позиций мусульманства защиту духовности. Поэт в своем стихотворении «Жаль, время быстротечно» причину утраты своей земли видит в том, что казахский народ начал терять единство и сплоченность. Несмотря на наличие некоторых упаднических мотивов в творчестве, он призывает народ к борьбе против колониальной политики Российской империи.
Абубакир Кердеры родился на территории современной Западно-Казахстанской области. Получил образование в учебных заведениях Оренбурга и Троицка, позднее работал учителем. Сборники его стихов издавались в Казани. Поэт в своем творчестве пропагандировал вечные человеческие ценности, подчеркивал важную роль просвещения, науки и искусства в жизни местных жителей. Его поэзия была проникнута не только скорбью по прошлому, но и призывала к действиям, способным вернуть былые времена («Равнодушный остановится, достойный воодушевится. Ты взойди на возвышенность, под громкий клич Алаш»). Абубакир значительное внимание уделял вопросам ислама, но в то же время он призывал современников к светскому образованию, овладению техникой и искусством.
Домашнее задание: Изучите лекцию.
Напишите представителей течения «Зарзаман» и идеологические ценности.
Дополнительную информацию можно получить, прочитав Учебник История Казахстана 11 класс, стр. 191-204.