Культура как мир смыслов. Виды смыслов



бет1/6
Дата31.12.2021
өлшемі61,21 Kb.
#22412
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6
Байланысты:
Культурология реферат 2 тема Культура как мир смыслов, виды смыслов.


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ им. Т.ЖУРГЕНОВА


кафедра «История Казахстана и социальные науки»



РЕФЕРАТ



по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Культура как мир смыслов. Виды смыслов»



Выполнил: студент 2 курса специальности

«Актер драматического театра и кино»: Ворончихин И.А



Проверил: доцент кафедры «ИК и СН», к.филос.н. БожбанбаевБ.М.

Алматы, 2021
План реферата:

Введение


Основная часть

  1. Мир Смыслов;

  2. Виды смыслов;

  3. Значение символов в культурной коммуникации;

Заключение



Список использованной литературы

Введение
Явления природы, рассматриваемые в их независимом от человека бытии, обладают объективно свойственными им характеристиками – объективной определенностью.
Когда речь идет о символах и знаках, возникает вопрос: знак – чего? Символ – чего? Такой вопрос подразумевает, что раскрыть смысл этих понятий можно, если проанализировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может и не иметь ничего общего по своим физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но и знак со своим значением, и символ с передаваемым через него феноменом находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облеченным в определенные формы.
Символ состоит из двух компонентов: знака, или метки (внешне воспринимаемой формы) и значения (интерпретации знака индивидом или множеством индивидов). Отсюда знак – это предмет (материальная вещь, явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это – овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным назначением. Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с этим объектом.


  1. Мир смыслов

Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре.


Символ как художественный иносказательный образ, а также как способ интерпретационного освоения мира широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его необходимо эмоционально пережить и прочувствовать, его нужно распознать, пользуясь сметливостью ума и проницательностью души. Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу в 30-е гг. XX в., когда стали различать символы конденсационные и референциальные. Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками.
Эти характеристики составляют их объективную определённость, и, кроме нее, никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами — предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная Определенность, т. Е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. Д. Они-то (представления, цели, желания й т. Д.) и есть та «человечность», которую вносит человек в продукты своей деятельности т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека.

Ю.М.Лотманв книге «Беседы о русской культуре» приводит такой факт. В ранних вариантах «Русской правды» устанавливалось, что за нанесение раны надо заплатить пострадавшему возмещение («виру»), зависящее от характера и размера раны. Однако в более поздних вариантах за рану, даже тяжелую, если она нанесена острой частью меча, полагается меньшая вира, чем за удары рукояткой меча, чашей, тыльной стороной ладони или кулака. Как объяснить этот парадокс? А дело в том, что происходит формирование морали воинского сословия, появляется понятие чести. Рана, нанесенная острой стороной меча, - это боевая рана. Она болезненна, но не бесчестит. Удар же рукояткой, палкой и вообще не оружием – бесчестит: так бьют раба. Таким образом, удар мечом, чашей или кулаком оказываются действиями, имеющими специфический для культуры того времени смысл.


Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.


Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры – в религии, искусстве, науке, философии. Мир смыслов – мир продуктов человеческой мысли – велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», которая возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек – творец этой Вселенной. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет