Это не роман, не исторический роман, даже не историческая хроника; это – хроника семейная. Н.Н.Страхов Прочтите аналитический материал. В «Войне и мире» Л.Н.Толстой прослеживает эволюцию, которую претерпевают представители трех дворянских семей – Болконских, Ростовых и Безуховых. Сюжетной основой романа являются поиски ими смысла жизни. Открытый Л.Н.Толстым прием психологизма, который Н.Г.Чернышевский назвал «диалектикой души», стал ведущим в произведении при обрисовке внутреннего мира героя.
Князь Андрей, гордый и сильный человек, в начале романа мечтает о подвигах и славе, но не лично для себя, а для отечества и общего успеха.
Но все его прежние помыслы о военной славе разбились под Аустерлицем, когда он, раненый, упал со знаменем в руках и, увидев вечное бесконечное небо, вдруг ощутил всю бессмысленность и жестокость полководцев, по приказу которых люди идут истреблять друг друга: «Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».
Выжив после ранения, князь Андрей ищет смысл жизни в воспитании сына, в любви к Наташе Ростовой, наконец, в ненависти к Анатолию Курагину. Перед смертью князь Андрей испытывает новое чувство: любовь ко всем людям.
Друг князя Андрея, Пьер Безухов, близок Л.Н.Толстому в плане наряженных духовных исканий. Пьер был увлечен масонством, политикой, философией, но истина открылась ему в плену, во время общения с простым солдатом Платоном Каратаевым. И этот смысл жизни в вере: «Прежде разрушавший все его умственные постройки вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека». Разум, интеллект оказались не способны принести Пьеру успокоение, внутреннюю гармонию и радость бытия.
Н иколай Ростов – человек военный, у него нет таких мучительных метаний в поисках своего «я», как у князя Андрея и Пьера Безухова. Он подчиняется приказам начальства и в этом видит свой долг. Но он добр, порядочен, благороден.
Наташа Ростова – образ, соединяющий всех трех главных героев: младшую сестру Николая, невесту князя Андрея, жену Пьера Безухова. Она непосредственная и порывистая, искренняя и добрая, открытая и обаятельная, чуткая и отзывчивая, выносливая и упорная. Ей присуще врожденное понимание народных основ жизни, единения людей. В Наташе воплотились в гармоничном равновесии духовное и телесное начала. Она живет жизнью сердца, а не ума. По душевным качествам самым близким человеком ей оказывается Пьер. «Сущность ее жизни - любовь», - писал о своей героине Лев Толстой.
В се герои в романе проходят испытание войной 1812 года. После разочарования от измены Наташи князь Андрей целиком посвящает себя военной службе в полку. Он отвергает предложение остаться в штабе главнокомандующего, сделанное накануне решающего сражения Кутузовым (старым другом его отца), понимая, что завтра именно от него и его людей будет зависеть исход битвы.
Во время Бородинского сражения он получает смертельную рану. Наташа Ростова старается облегчить его страдания, самоотверженно ухаживает за ним. Князь Андрей, которому открылось «новое счастье», «счастье одной души, счастье любви», признается Наташе в своих чувствах и уходит в мир иной - умиротворенный и успокоенный. «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях… любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику», - размышляет князь Андрей перед смертью.
Пьер тоже оказался на поле Бородина. Он покинул Москву и пришел на русские позиции, чтобы своими глазами увидеть историческое событие. Но не праздное любопытство гонит Пьера. В эти минуты он хочет быть вместе с простыми людьми в том месте, где решается судьба России. Пьер, вернувшись в Москву, остается в покинутом русскими войсками городе, чтобы убить Наполеона – в этом он видит свою миссию избавителя от «зверя», как он называл французского императора. Пьер своими глазами видит сожжение и разрушение Москвы, мародерство французов, становится свидетелем казни русских пленных, сам переживает суд и плен. И только встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру перенести все случившееся с ним.
Война 1812 года изменила и Наташу. Из шаловливого, взбалмошного ребенка она становится упорной и волевой девушкой с твердым характером и большой силой воли. Покидая горящую Москву, Наташа настаивает на том, чтобы приготовленные для семейства Ростовых подводы были отданы раненым, спасает мать от безумного отчаяния при известии о гибели младшего сына Пети, самоотверженно ухаживает за умирающим князем Андреем. Она понимает, что в трудные для Родины годы ее задача – разделить все тяготы военного времени вместе с народом.