Турция – преемница одного из самых крупных и влиятельных государств мира – Османской империи. В течении шести столетий, она превратилась в государство, поглотившее остатки Византии и захватившее земли ее наследников.
Османская империя была исламским государством, хотя многие подданные не были мусульманами и никаких попыток обратить их в ислам не предпринималось. Она контролировала торговые пути между Востоком и Западом, но сама не слишком интересовалась торговлей. Церемониал был византийским, титулы - персидскими, письменность - арабской, а богатство обеспечивал Египет. У османов не было никаких рецептов улучшения сельского хозяйства, но при этом на завоеванных ими европейских землях сельскохозяйственное производство резко возрастало. Они в большинстве своем не были религиозными фанатиками, придерживались умеренной ханафитской школы суннитского ислама.
Для тех, кто жил за пределами ее границ, в землях, именуемых в исламской традиции Дар-уль-харб, «Дом войны», она была источником непокоя и страха. Однако для народов, вошедших в ее подданство, Османская империя превращалась в Дар-уль-ислам, «Дом мира».
В начале XVII века появились первые признаки упадка, Средиземное море потеряло первостепенное значение в международной торговле и политике, исламский мир, казалось, впал в спячку. Народы Запада были разобщены и враждовали между собой, но именно это и толкали европейские страны на путь прогресса. В османском, то есть исламском, мире все победы были уже одержаны, все споры пресечены; закон был написан раз и навсегда, и османам, оставалось лить упрямо хранить верность прошлому. «Государство сие превратилось в подобие старика, изъязвленного множеством болезней, которые приходят на смену юности и силе», - писал сэр Томас Роу в 1621 году.
Бесспорно, что военная и административная организация Османской империи давно отстали от жизни. Необходимы были реформы, но провести их было весьма сложно. Несколько султанов пытались, но всегда упирались в одну проблему — корпус янычаров, который приобрёл небывалое политическое влияние.
Султану Махмуду II удалось распустить корпус янычар, а вернее уничтожить его, другого варианта просто не было. Янычары организовали восстание, вышли на улицы Стамбула, где их встретили силы султана Махмуда II — кавалеристы сипахи, местное ополчение, европейские военные. В итоге все янычары были или убиты, или арестованы и позже казнены, или убежали. Всё богатое имущество янычар было конфисковано. Путь к реформам был открыт. Махмуд II набрал новую армию и обучил по европейскому образцу. К слову, именно он тогда ввёл головной убор феску как часть униформы армии, и феска в последующее столетие стала одним из символов османов и Османской империи. Махмуд II ввёл новое административное деление страны, учредил правительство и министерства, преобразовал системы землевладения и сбора налогов. Однако эти реформы не могли принести быстрого эффекта. После смерти Махмуда дело продолжил его сын Абдул-Меджид I. Эпоху с момента смерти Махмуда (1839 год) до 1876 года назвали «Танзимат», что переводится как «реорганизация».
Об изменениях в эпоху танзимата говорить сложно, так как поменялось буквально все. Например, в 1840 году были введены бумажные деньги и основана почта империи, в 1844 году введены флаг и гимн государства, в 1844 году введены удостоверения личности, в 1847 году отменено рабство.
Изменения шли медленно, и империя не получала от них серьёзных выгод и прибыли. Ещё во время Крымской войны (1853-1856гг.) османы начали брать в долг у европейских банков. В скоре эта практика кредитования для ведения войн продолжилась. В 1875 году Османская империя оказалась банкротом. Фактически, османы начали жить ради отдачи долга и даже не могли вести войны по своему желанию, так как на войну не было своих денег.
По итогам русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя потеряла значительную часть европейских территорий. К началу Первой мировой войны Османская империя была далеко не большим государством, армия османов никому не казалась сильной, да и на звание «империя» османы фактически претендовать уже не могли. В Первую мировую войну (1914-1918гг.) Османская империя вступила в союзе с Германией и Австро-Венгрией. Война для османов была неудачной, по результатам Османская империя перестала существовать. Территории были разделены между Грецией, Англией, Францией и Италией.
В апреле 1915 года союзные войска англичан и французов решились на очень рискованную и смелую операцию. Они высадились на полуострове Галлиполи, который находится совсем недалеко от Стамбула. На самом важном участке обороны стояла 19-я дивизия 5-й османской армии, которой талантливо командовал подполковник Мустафа Кемаль. Битва за Галлиполи длилась до августа, и в итоге союзникам пришлось отступить, потеряв около 180 000 человек только убитыми. Мустафа Кемаль стал национальным героем.
29 октября 1923 была провозглашена Турецкая Республика со столицей в Анкаре. Президентом стал Мустафа Кемаль. Новая валюта «турецкая лира» была введена одновременно с провозглашением республики. С подписанием Лозаннского мирного договора были определены современные границы Турецкого государства. Когда внешние волнения отчасти улеглись, настало время направить внимание на внутреннее устройство новой Турции. Дискуссии о форме устройства длились одновременно с национально-освободительной борьбой и велись между сторонниками конституционной монархии и республики. В прочем из речей самого Мустафы Кемаля и следовало, что между данными двумя формами особой разницы нет, сам он больше склонялся к республиканской модели.
Масштабные реформы Ататюрка привели к постепенному превращению Турции в светское государство, среди них:
Закон о всеобщем народном образовании. В его рамках были закрыты абсолютно все медресе, а все школы были собраны под крылом Министерства народного образования. Каждый получал доступ к обязательному и бесплатному светскому начальному образованию.
Закон о переходе на европейскую систему мер и весов заметно облегчил ведение международной торговли.
Изменение календаря с мусульманского лунного на григорианский, а также введение 24 часов в сутках тоже способствовало облегчению международных контактов и было нацелено на интеграцию в европейское цивилизационное поле.
Принятие нового Гражданского кодекса по образцу швейцарского фактически отменяло действие законов шариата. Был оформлен некий переход с религиозных норм на светские. Согласно новому кодексу, позволялось иметь всего одну жену, обеспечивалось равноправие в вопросах наследования и многое другое.
Предоставление женщинам избирательного права на муниципальных и парламентских выборах.
Переход на латиницу оформил окончательные цивилизационные предпочтения новообразованного государства.
Принятие закона о фамилиях, согласно которому Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк.
Противники Ататюрка и кемализма клеймят его за бездуховность, нерелигиозность (атеизм) и отрицание основ ислама. Но давайте разъясним вопрос об отношении Мустафы Кемаля к религии. Во-первых, нужно обозначить, что Ататюрк не был противником религии. Он был противником «чиновников» от религии и тех, кто спекулирует на этой теме для собственной выгоды. Во-вторых, в светском государстве он видит возможность мирного сосуществования не только различных религий, но и различных течений одной религии. В-третьих, если Ататюрк был противником ислама, то почему ислам не исчез из этой страны, более того, она до сих пор остается самым комфортным местом пребывания для мусульман всего мира?
Политические действия, предпринимавшиеся Ататюрком, ставили своей целью возвращение турецкому народу национальной гордости и самосознания без применения каких-либо силовых методов. Его реформы позволили сохранить Турцию как единое, суверенное, независимое государство. Благодаря проводимой Ататюрком политике, которую впоследствии стали называть кемализмом, страна пошла по европейскому пути развития, успешно провела индустриализацию, нарастила экономику, успешно реформировала вооруженные силы и стала значимым членом НАТО. Это в итоге повлияло на политические позиции государства не только в средиземноморском регионе, но и во всем мире. Мустафа Кемаль скончался в 1938 г., сейчас его останки находятся в специально выстроенном мавзолее Аныткабир в Анкаре. Турки очень любят и уважают своего первого президента: практически в каждом городе и деревушке страны есть улица, названная в его честь.