Опишите периодизацию истории Казахстана. Охарактеризуйте эпоху каменного века на территории Казахстана.
Археологи выделили в истории человечества три ведущие эпохи — камня, бронзы, железа. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит. Он начался около 2,5млн. лет назад и закончился в 3 тысячелетии до н.э. В свою очередь палеолит делится нижний, средний и поздний.
Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Хозяйственная деятельность была примитивной и заключалась в использовании готовых «даров» природы: плодов, ягод и птичьих яиц и т.д. кроме того, древние люди охотились на диких животных.
Палеолит: На первом этапе люди были вынуждены объединиться в первобытное стадо для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это социальное образование не было стабильным и организованным, отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей. Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма — первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.
Мезолит: Переход от палеолита к мезолиту (12– 5 тыс. лет до н.э.) знаменателен изменениями в климате. В первую очередь это связано с отступлением ледников. 13 тыс. лет назад началось глобальное потепление климата. Вымерли мамонты, шерстистые носороги – крупные стадные животные, на которых устраивалась загонная охота. Это привело к изобретению лука и стрел. Т.к. нужно было охотиться по одному на осторожных и ловких, в основном одиночных животных. Основное занятие - охота
Изменилась техника изготовления орудий труда: шлифование, пиление сверление. Микролиты – мелкие каменные орудия длинной 1-2 см. Были частью составных орудий труда (наконечники стрел). Появились серпы, зернотерки, ступка. Были приручены собаки, овцы, козы, кони и т.д.
Окрепла родовая община. Роды объединялись в племена. Труд разделялся между мужчинами и женщинами. Все члены рода равноправны. Общество делилось по возрасту на три группы. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специальных обрядов- инициаций. Появился новый опыт лечения травами полученных во время охоты травм укусов змей и т.д.
Стоянки мезолита: Притоболье – Дузбай 6, Евгеньевка – 1, Атбасар – Тельман, низовья рек Чу и Талас.
Неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.) – это время расцвета техники в обработке камня. Время перехода от присвающего хозяйства к производящему. Для обозначения этого периода в 1925году английский археолог В.Г.Чайлд ввел в науку термин «Неолитическая революция». Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление. Для обработки дерева стали использовать топор.
Важнейшее изобретение – глиняная посуда. Люди научились лепить и обжигать на костре керамическую посуду, а затем украшали орнаментом. «эпоха глиняных горшков»
В социальном отношении период неолита был временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
Важным явлением было появление ткачества. Также для неолита характерно появление таких религиозных верований, как анимизм и тотемизм
Анимизм – вера в существование душ и духов, управляющих материальным миром.
Тотемизм- вера в родство между группами людей и тотемами- видами животных.
В неолите выделяют несколько археологических культур: Атбасарская, Кельтеминарская, Маханджарская, Усть – нарымская.
Последствия неолитической революции:
Расширилась область и изменился характер трудовой деятельности человека.
Получило распространение относительная оседлость
Появление глинянной посуды зачатков горного дела и ткачества
Изобретение первого искусственного материала- огнеупорной глины
Появление архитектуры
Энеолит. (3000-2800 лет до назад.)
Эпоха перехода от каменного века к бронзовому. Время появления первых металлических изделий из меди. Однако медь не смогла вытеснить каменные орудия труда и камень по-прежнему оставался важным сырьевым материалом. Начало замены матриархата патриархатом.
Поселение Ботай. Открыто археологом В. Зайбертом в Сев. Казахстане. Занимает около 15 гектаров, относится к 3-2тыс лет до н.э. Были найдены останки 158 жилищ. Здесь были обнаружены останки свыше 70тыс. лошадей.
Проанализируйте эпоху бронзы на территории Казахстана и её особенности.
Бронза = медь + олово
Эпоха бронзы (2-1тыс до н.э.):
Ранняя бронза (18- 16 вв до н.э.) Нуринский период
Средняя бронза (15-13 вв до н э) Атасуйский период
Поздняя бронза (12-8 вв до н.э.) Бегазы- Дандыбаевский период
Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под Ачинском в южной Сибири. Они были проведены в 1913 году Б.В. Андриановым.
Зона распространения культуры: Южная Сибирь, Казахстан, прилегающие районы Урала, Средняя Азия.
Андроновцы – Вели оседлый образ жизни. Поселки находились по берегам рек. Занятия: скотоводство и земледелие с преобладанием пастушеского скотоводства. Также важную роль в развитии производительных сил человеческого общества в эпоху бронзы сыграли добыча различных руд, обработка камня и кости. На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова и золота.
По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев: фино-угорская, тюркская, индоиранская. Наиболее аргументированной является версия об индоиранской принадлежности. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии и других исследований.
Признаки андроновской культур:
Своеобразный погребальный обряд с трупоположением на боку в скорченном состоянии в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград. Иногда труп сжигали
Изготовление посуды ручной лепки, которая была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом.
Специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, браслеты со спирально закрученными концами и др.
Таким образом, территория Казахстана входила в область древнейшего расселения человека. Особенность территории Казахстана в истории Евразии определяется тем, что в результате освоения человеком аридной зоны Евразии складывается новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Кочевничество на протяжении почти трех тысячелетий оставалось главной формой жизнедеятельности и способом существования населения на территории Казахстана.
жизнедеятельности и способом существования населения на территории Казахстана.
Опишите Сако-скифскую эпоху на территории Казахстана.
В 1 тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки.
В Эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками –курганами, мобильниками, поселениями – появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники, среди которых следует назвать прежде всего «Авесту», содержащую проповеди Заратуштры. Заратуштра - основоположник зороастризма- древнейшей религии мира с верой в единого бога.
Заратуштра – арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 годами до н.э.
Саки- самоназвание племен кочевников евразийских степей.
Сакам был свойственен «звериный стиль» в искусстве.
«Бехистунская надпись» сделана Дарием 1 (персидский царь)
Саки принадлежали к европеоидной расе. По данным антрополога О. Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствует 20 % монголоидных элементов. Саки говорили на восточно-иранском языке индоиранской языковой группы.
В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаомаварга (изготовлявшие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-парадарайя (которые за морем).
Письменные источники повествуют о сакской царице Зарине, вступившей в борьбу с могучим Мидийским царством, о походе персидского царя Кира в 530г до н.э. против массагетов за Амурдарью, в ходе которого он пал от рук царицы Томирис.
*легенда о Кире и царице Томирис*
Преемником Кира стал Дарий 1. Его попытки покорить часть племен были более успешны. *подвиг Ширака*
В эпоху саков завершается становление скотоводческого хозяйства. Важную роль в сакском обществе играла военно – племенная аристократия. Общество состояло из трех групп: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники.
Скопления сакских могильников обнаружены в долинах рек Сырдарья, Или, Талас, Чу, Лепсы, Иссык, Чилик, Чарын.
Бесшатырский могильник на правом берегу Или состоит из 31 кургана, среди которых выделяется большой Бесшатырский курган высотой 17м и диаметром 104м.
Наиболее известный памятник этой эпохи – курган Иссык. Открыт в 1969 году. Состоит из более чем 40 курганов. Диаметр 60 метров. Высота 7 метров.
Золотой человек (4-3 вв. до н.э.) тиграхауда. Серебряная чаша с 26 знаками.
В Центральном Казахстане культура того периода получила название тасмолинской. Основная особенность – курганы с усами, курганы с каменными грядами.
Культура саков достигла высокой степени развития. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов.
Саки- потомки андроновцев.
Государство усуней.
Усуни (III в.д.н.э.- IV в.н.э.). Уйсуни. Обитали в Семиречье, на землях тиграхауда. Общ-во усуней достигло уровня государственности. Столица – Чигучен – Город Красной Долины (на берегу Иссык-Куля). Язык – древне-тюркский. В юртах жили кочевые усуни. Китайцы о них в письменных хрониках упоминают с 138 г.. до н.э. (древний историк Сыма Цянь). С Китаем имели широкие дипломатические и родственные связи. В Каргалинском ущелье найдена диадема (Iв.до н.э.-IIв. н.э.) представляющая мировоззрение уйсун о модели Вселенной, где крылатые кони – символ солнца. Встречаются много золотых украшений с напаянными золотыми шариками на основу (метод зерни). Ювелирные украшения отражали их религиозные представления.
Государственный строй. «гуньмо» – великий правитель, передававший престол по наследству. Существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул «дуглу» и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул «дарту». Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов.
Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.
Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Най-би, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, Най-би был убит. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, сторонник хунну. 60 тыс. семейств и титул Великого куньбека получил Янгуй-би, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого – в северной части страны, в Жетысу.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – на кангюев и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.
В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын, однако, великий куньбек Силы-би (33 – 36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силы-би удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. он был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н. э. один из мятежных царевичей с 80 тысячами усуней ушел к кангюям и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.
Во II в. н.э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу на ТяньШань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого они ежегодно отправляли в Китай послов с дарами
Хозяйство усуней. Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках, снабженных оросительными системами.
Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках. О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу неодинаковы по богатству захоронения. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы – насыпи.
__________________________________________________________________________________________________
Кангюи (Ш в.д.н.э.-У в.н.э.), канглы. Жили в Юж. Каз-не (сред¬нее течение Сыр-Дарьи, предгорья Каратау). Ставка – Бит
Я0
0нь. Извес¬тен город Кокмардан. Распространен культ Природы и культ предков. Главное зан0ятие – Скотоводческо-земледельческое хозяйство. Развита металлургия (кайлование, метод огневой проходки). Развито было рыболовство. В хумах (сосуды) хранили зерно. Также урожай хранили в вырытых и обоженных огнем ямаховинах.
Титул правителя-хан. Хан опирался на 3-х помощников – визирей.
Власть передавалась от отца к сыну по наследству.
Археологические памятники канглов:
1. Кауынчинская культура;
2. Отраро-каратауская культура;
3. Жетыасарская культура.
Кангарам (кангюйцам) подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых владений» – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам, а сам шаньюй женился на дочери правителя. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами. Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем. Основным занятием кангаров (кангюйцев) было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангюйцы занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангюйцы – коз, коров. Относительно этнической принадлежности кангюйцев существуют две точки зрения. Часть исследователей считает их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.
Как и где жили гунны на территории Казахстана
История переселения народа на земли Казахстана берет начало с хуннов. В 47 году до н. э. междоусобицы внутри племени вынудили его разделиться на две части. Южные народы остались в Китайской империи, тогда как северные переселились на земли Казахстана. В 93 году китайские войска вынудили хуннов продвинуться еще дальше, так племя осело в Центральном Казахстане возле Сырдарьи. После переселения хуннов в I веке н. э. произошло смешение народностей, образовались новые кочевые племена — гунны. История Казахстана упоминает не только завоевания правителей, но и быт кочевых людей. После раскопок ученые сделали выводы, что в племенах было имущественное неравенство. К низшим слоям общества относились военнопленные рабы, которые использовались в качестве слуг. Как и все кочевники, гунны жили в юртах, оборудованных очагами с дымоходами. Рядом устраивались лежаки. Народ изготавливал одежду из таких материалов:
шерсти;
кожи;
хлопка;
китайского шелка.
Хозяйство гуннов заключалось в скотоводстве, позже — земледелии
Воины были неприхотливы в длительных походах, хотя знакомы с кулинарным искусством. Доказательство тому — бронзовые котлы, найденные при раскопках. Закон скифов разрешал многоженство, поэтому правитель Атилла имел несколько жен. Гунны образовали в Центральной части южного Казахстана государство Юэбань. В 490 году юэбаньцев разгромили телесские племена. Поэтому в середине V века н. э. древние государства Казахстана прекратили существование. Вот так жизнь и быт гуннов описали историки. В Европе до сих пор помнят великого вождя Аттилу, названного «Бичом Божиим». В действительности это был сильный и волевой человек, который оставил след в истории Казахстана.
_________________________________________________________________________________________________
Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.
Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, начавшийся в 535 году н. э., но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Под ударами гуннов Римская империя была ослаблена и фактически разбита на две части. Римляне были вынуждены уйти из ранее завоеванных колоний, в том числе и с Британских островов. Одновременно под давлением гуннов германские племена англов и саксов вынуждены были бежать на запад и поселились на Британских островах, потеснив коренных жителей кельтов. Таким образом, завоевание Европы гуннами способствовало впоследствии образованию Великобритании. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили фундаменты образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.
Последствия Великого переселения народов. переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы. Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно.
С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племён, и нанесён существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, к примеру, прервалась история гуннов; были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов: обелиски, курганы и так далее.
Но с другой стороны, благодаря великому переселению многие народы «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств, сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков.
Тюркский каганат
Эпоха великого переселения народов (II—V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) рассели¬лись в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
В VI в. земли Казахстана подпали под власть могущественной державы - Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Формирование собствен¬но-тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с IIIпо сер. VI в. в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая.
Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы считали тюрков потомка¬ми сюнну (хунну). В 546 г., благодаря присоединению на Алтае разгромленного большого войска племени теле в количестве 50 тыс. кибиток, тюрки заметно усилились. Весной 552 г. предводи¬тель тюрков Бумын выступил против своих сюзеренов аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На разва¬линах этого государства они создали Тюркский каганат. Родона-чальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган (ум. в 553 г.) В годы правления его преемника Мукан-кагана (553—572) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, их данником стало северокитайское государство.
Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двину¬лись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561—563 гг. тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз. В 564 г. шах Ирана Хосров Ануширван (531—579 гг.) отнял у эфталитов важную стратегичес¬кую область Тохаристан. Основные силы эфталитов были разбитытюрками в 587 г. под Бухарой. Границей, сфер политического влияния Ирана и Западнотюркского каганата была Амударья.
После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торго¬вого Шелкового пути в страны Средиземноморья.
Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинте¬ресованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийский купец Маннах возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь, где было заклю¬чено торговое соглашение и военный договор против Ирана. Персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такой исход отразился на византийско-тюркском союзе. В 571 г. Истеми овладел Северным Кавказом и вышел к Боспору (Керченскому проливу). Его сын Турксанф захватил Керчь и вторгся в Крым (576 г.), но вскоре покинул полуостров. Междоусобная война и социальные противо¬речия ослабили каганат. Окрепший Иран в 588 г. нанес под Гератом поражение тюркам. Византия к 590 г. вновь овладела Боспором.
Период усобиц (582—593 гг.) в Тюркском каганате завершился в 603 г. выделением Западнотюркского каганата, занявшим террито¬рию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей.
Западнотюркский каганат (603—704 гг.). Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее — пять племен нушиби. Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610—618 гг.) и его младшего брата Ток-джабгу-кагана (618—630 гг.). Новые походы в Тохаристан и Афга¬нистан раздвинули границы государства до северо-западной Ин¬дии.
Западно-тю́ркский кагана́т — раннесредневековое тюркское государство (603—704), расположенное от Чёрного моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточной Индии. Западные владения каганата доходили до степей юго-восточной Европы.
Каганат представлял единую систему преимущественно кочево¬го и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Город и степь были взаи-монуждающимися и взаимодополняющимися частями совокупно¬го социально-политического организма в составе каганата. Населе¬ние и тюркское и согдийское занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством.
Первым лицом в каганате был каган — верховный владыка, правитель, военачальник, возможно, и собственник всех земель.
Высшие титулы в каганате — ябгу, шад и эльтебер — принадле¬жали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата состояло из свободных мелких общинников-скотоводов (карабудун). Племена в социаль¬ном плане делились на аристократические и вассальные. Подчине¬ние всегда сопровождалось установлением даннических отношений. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов.
На завоеванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кага¬на тудуны, контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку. В Западнотюркском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений.
Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания наро¬дов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерыв¬ные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западнотюркскими пле-менами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспан¬сии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 г. политической гегемонии в Семиречье.
В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Система правления Западно-тюркским каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому.
Проанализируйте политическую историю Тюргешского каганата, Карлукского государства, Караханидов: территория, племена.
Тюргешский каганат: В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрок и создали свое государство. Основная территория каганата находилась в Жетысу. Вместе с тем территория каганата охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане. Административным центром-столицей был город Суяб.
Желтые тюргеши (сары-тюргеши) — селились на берегу реки Чу, ставка — город Суяб;
Черные тюргеши (кара-тюргеши) — расселялись по берегам реки Талас, ставка — город Тараз. Вся политическая история Тюргешского каганата полна междоусобной войны между двумя группировками.
Достарыңызбен бөлісу: |